Основные направления психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Основные направления психологии
Неофрейдизм, гештальт-психология
Все страницы

1. Психология как сложная система развивающихся направлений и подходов


После выделения психологии в середине XIX столетия в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений).
Содержательно все они представлены следующими теориями: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористские концепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистские; социологические; эклектические и др.
Основные критерии различения психологических школ выражают признаки их отношения к тому, что считается основным понятием в этой школе, что взято за объяснительный принцип и какой метод является ведущим.

2. Психология сознания

Представители данной парадигмы говорят о существовании двух уровней жизни:
- первый - человек думает, переживает, говорит;
- второй - думает, почему так думает, переживает, говорит.
Основное понятие в психологии сознания - это явления сознания как совокупность внутренних, субъективно переживаемых процессов.
Представленное немецким психологом В. Вундтом направление психологии сознания носит название структуралистский подход.
В. Вундт использовал метод физиков и химиков, которые расчленяли вещество на простейшие элементы и делали научные открытия. Он в своей лаборатории (1879) выдвинул план разработки физиологической психологии, т. е. сознание разбивалось на простейшие элементы, и эта структура описывалась.
В. Вундт изучал ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание и другие темы из физиологии, но при этом он исследовал душевные явления с помощью приборов и экспериментов. Предметом психологии был назван непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания.
Главный метод - экспериментальная интроспекция (самонаблюдение), состоящая в том, что испытуемого, прошедшего специальную подготовку, просят описать что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации (звуки, цвет, вес и др.). Для того чтобы добраться до первичных «тканей» сознания, которое представлялось сплетенной из чувственных (сенсорных) «нитей», Вундт пытался расчленить сознание на элементы и выяснить связи между ними.
Объяснительный принцип - сознание изучается сознанием.
Вторым направлением в рамках психологии сознания, получившим развитие под влиянием эволюционизма Дарвина, является предложенный американским психологом Уильямсом Джеймсом функционалистский подход.
С точки зрения сторонников этого подхода, проблема заключатся не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы познать функцию и роль сознания в выживании индивида, в его адаптации к среде. Необходимо выяснить, как эти структуры сознания работают при решении актуальных потребностей людей.
У. Джеймс выдвинул идеи о динамике и целостности, активности и избирательности сознания; он выделял два состояния сознания: устойчивое (образ) и изменчивое, быстро проходящее. Человек - это не «цепочка элементов», а «поток сознания». Человека отличает личностная (выраженность интересов личности) избирательность (способность постоянно производить выбор). Сознание, по У. Джеймсу, соотносится не только с телесными адаптивными действиями, но и с природой личности, под которой он понимал «все, что человек считает своим».
Область психологии расширялась, охватывая не только сознание, но и поведение, механизмы научения, сближавшие психологию с практикой. Однако наука о функциях сознания окончательно уступила место науке о поведении с зарождением бихевиоризма.


3. Бихевиоризм

Бихевиоризм (англ. behavior - поведение) - наука о поведении. «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти», - писал основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон.
Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя его наличие не отрицалось. Считалось, что сознание не может быть предметом научного изучения, «поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием».
Объектом изучения являлось поведение, под которым понимались двигательные акты организма в ответ на раздражения, идущие из внешней среды.
Основной метод - наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма на воздействия окружающей среды с целью выявить доступные математическому описанию корреляции между этими переменными.
Поведение рассматривалось бихевиористами как вегетативные реакции, движения, научение. Среда - сфера, где развертывается поведение организма, на элементы которого оно направлено и которым обусловливается.
Бихевиористы считают, что человек - реактивная система, его поведение управляется внешней средой. Система поощрений и наказаний имеет решающее значение для того, к чему он стремится и чего избегает.
Задача психологии - по ситуации (стимулу) предсказать поведение человека, контролировать его, управлять им, а по реакции делать заключение о вызвавшем ее стимуле.
Одним из основных понятий бихевиоризма является подкрепление. Подкрепление-это любое событие, происходящее в среде, окружающей организм, связанное с его действием.
Классическая схема подкрепления: S -> R.
Оперантное подкрепление: R -> S -> R, т. е. сначала действие, а затем подкрепление.
Виды подкрепления:
• положительное подкрепление - это стимульное событие, которое повышает вероятность повторения предшествующего подкреплению действия в подобных условиях в будущем (похвала, деньги);
• отрицательное подкрепление - стимулы, устранение которых понижает вероятность повторения предшествовавших подкреплению действий в подобных условиях в будущем.
Правила подкрепления:
• повышать требования небольшими градациями, чтобы у обучаемого всегда была реальная возможность получить подкрепление;
• одновременно отрабатывать что-нибудь одно;
• прежде чем повысить требования, подкрепить имеющийся результат;
• если ставится новая цель, временно понизить требования по старым критериям;
• быть впереди обучаемого, чтобы в случае его внезапного успеха знать, что подкреплять;
• если одна процедура не приносит успеха, найти другую;
• не начинать тренировку без положительного подкрепления;
• если навык теряется, нужно вернуться к началу, быстро повторить весь процесс выработки с серией легких подкреплений;
• по возможности оканчивать каждую тренировку на высокой ноте.
В классическом бихевиоризме схема «стимул - реакция» рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности. Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, - это воздействия окружающей среды.
Чтобы доказать это положение, Уотсон обратился к изучению поведения младенцев и пришел к выводу, что ребенок может быть рассмотрен как «живой кусочек мяса, способный давать небольшое число простых реакций» [26, с. 31]. Он исходил из того, что у человеческих детенышей всего три врожденные формы поведения (реакции):
- гнев (в ситуации ограничения движений новорожденного);
- страх (при потере опоры или при резком звуке удара молотка по стальному бруску);
- любовь (проявления удовольствия у ребенка вызываются поглаживаниями, похлопываниями).
Постепенно над этими инстинктивными реакциями надстраиваются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения. Из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют наилучшей адаптации к условиям жизни.
Уотсон мечтал о глубокой разработке научного подхода к воспитанию и писал об этом в свойственной ему радикальной манере: «Человечество, несомненно, значительно улучшилось бы, если бы могло приостановить лет на двадцать рождение детей (кроме детей, воспитываемых с экспериментальными целями) и посвятить эти годы интенсивному изучению законов развития детей, а затем на основе приобретенных знаний начать новое воспитание, более научное и более совершенными методами » [26, с. 12].
Уотсон экспериментально показал, как на основе безусловного реагирования у ребенка может возникать реакция страха на новый стимул. Одиннадцатимесячному мальчику, известному в истории психологии под именем «Маленький Альберт», который сначала не испытывал страха перед крысой, стали показывать белую крысу (условный стимул), сопровождая демонстрацию громким ударом в гонг (безусловный стимул) за его спиной. Несколько повторений громкого звукового сигнала в сочетании с показом крысы привели к тому, что, как только показывали животное, мальчик начинал плакать и стремился скрыться, что свидетельствовало о выработке реакции сильного страха (обусловленной реакции). К тому же реакция страха у Альберта распространилась на множество предметов-стимулов, в чем-то сходных с крысой, включая кролика, шубу, вату, белые волосы и бороды. Такой способ экспериментального подхода к исследованию детской психики без учета возможных негативных последствий вызвал широкую критику, и позже были разработаны этические нормы поведения и поставлен вопрос о соблюдении психологом профессиональных этических принципов.
Бихевиористы подчеркивали важность особой организации среды (стимуляции), чтобы контролировать поведение ребенка, предсказывать возможные реакции, вызывать желательные формы поведения и избегать появления и закрепления неподходящих (страхов, капризов, избалованности).
Уотсон описал образ желательного, «идеального» ребенка: «...Это ребенок, который никогда не плачет, кроме тех случаев, когда испытывает действительную боль; умеет всецело заниматься работой или игрой; быстро выучивается самостоятельно преодолевать маленькие трудности, встречаемые им в окружающей среде, а не бежит за помощью к взрослым; своевременно вырабатывает и закрепляет здоровые навыки для преодоления жизненных невзгод и трудностей; обладает социальными навыками, которые делают для взрослых приятным совместное пребывание с ним; охотно бывает со взрослыми, не претендуя на специальное внимание к нему; ест то, что предложат; отдыхает, когда приходит время; в конце второго года приобретает навыки трехлетнего; ...приходит к подростковому возрасту настолько хорошо подготовленным, ...что юность для него - естественное начало зрелого возраста, и который наконец в зрелом возрасте оказывается настолько хорошо тренированным в трудовых и социальных навыках, что никакие жизненные препятствия и невзгоды не могут сломать его в борьбе за достижение поставленных целей» [26, с. 31].
Этот ребенок, удобный для взрослых («никогда не плачет», «умеет всецело заниматься», «быстро выучивается», а «не бежит за помощью к взрослым», «своевременно вырабатывает», «не претендуя на специальное внимание к нему»), напоминает собой хорошо отлаженный механизм, в котором не остается места активности, эмоциональности и саморазвитию.


4. Психоанализ


Психоанализ (фрейдизм) - это направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими по отношению к сознанию психическими факторами. Психоанализ показал, что за сознанием скрываются мощные пласты несознаваемых субъектам психических сил, процессов, механизмов.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, создатель психоанализа, родился в Моравии в семье мелкого коммерсанта. Обучаясь на медицинском факультете в Вене, одновременно работал в физиологическом институте Эрнста Брюкке. В 1881 г. получил ученую степень в университете Вены, работал приват-доцентом, а с 1902 г. - профессором невропатологии.
Занимаясь врачебной практикой, обратил внимание на роль сексуальных переживаний и детских психических травм (часто неосознаваемых) у своих пациентов в формировании их характера.
Теорию и практику лечения возникающих вследствие этого неврозов и комплексов Фрейд назвал психоанализом.
Согласно его теории люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в обширной сфере психической жизни - неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Инстинкты, мотивы и влечения конкурируют друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.
Психоанализ как термин означает: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.
Взгляды 3. Фрейда на организацию психики называют «топографической моделью», предполагающей подразделение психической жизни на три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.
Сознание - это ощущения и переживания в данный момент, регулируемые внешними сигналами на короткий период времени. Затем следует погружение в предсознательное или бессознательное.
Предсознательное (доступная память) - это весь опыт человека, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или с минимальными усилиями. Предсознание наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
Бессознательное - самая глубокая и значимая область психики, она представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые несут такую угрозу сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Это могут быть забытые детские травмы, подавленные сексуальные желания, которые не осознавались. Действительно значимое поведение человека оформляется и направляется импульсами и побуждениями, находящимися вне сознания.
Неосознанное может выражаться в замаскированной форме подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре, работе.
Позже 3. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел три основных структуры: Id,Ego, Super-Ego.
Ид («Оно») - примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Это нечто темное, биологическое, хаотичное, не подчиняющееся правилам, свободное от ограничений. Выражает первичный принцип человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными).
Немедленная разрядка = принцип удовольствия. Ид не ведает страха, тревоги вопреки самосохранению. Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.
Ид избавляет личность от напряжения посредством двух механизмов:
• рефлекторные действия - Ид автоматически отвечает на сигналы раздражителя (слезы - на соринку);
• первичные процессы представления, которые, вступают в действие, когда рефлекторные действия не могут снять напряжения.
Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности (у голодного ребенка - образ материнской груди, бутылочки).
Эго («Я») - элемент психического, ответственный за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям внешнего мира. Эго постоянно дифференцирует психическое и реальное, снижая тем самым напряжение, т. е. человек должен научиться доставать и потреблять пищу, прежде чем напряжение снизится. Это заставляет думать, воспринимать, решать.
Если Ид руководствуется принципом удовольствия, то Эго подчиняется принципу реальности, цель которого сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда сложатся соответствующие условия во внешней среде.
Принцип реальности дает возможность тормозить, переадресовывать или давать постепенный выход агрессивной энергии в рамках социальных ограничений и совести человека. Эго вносит в наше поведение разумность.
Опираясь на силу логического мышления, Эго направляет поведение людей. Эго есть «исполнительный орган» личности и область протекания интеллектуальных процессов.
Супер-Эго («Сверх-Я») - система ценностей, норм и этики человека, совместимая с такой же системой, принятой в обществе. Супер-Эго формируется в процессе социализации.
Человек не рождается с Супер-Эго, а приобретает его. Эго возникает тогда, когда в возрасте 3-5 лет ребенок начинает различать «что такое хорошо, что такое плохо». Супер-Эго - это индивидуализируемое отражение «коллективной совести».
Супер-Эго подразделяется на две подсистемы:
• совесть - приобретается посредством родительских наказаний, включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запросов, чувство вины;
• Эго-идеал - поощрительный аспект Супер-Эго, формируется путем одобрения, похвалы, высокой оценки, что ведет к установлению высоких «тарифов» для себя.
Супер-Эго считается сформированным, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. При возникновении общественно осуждаемых импульсов со стороны Ид Супер-Эго пытается их полностью затормозить, направляя человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах, поступках. Супер-Эго пытается убедить Эго в преимуществах идеалистических целей перед реалистическими.
Инстинкты - движущая сила. Люди представляют собой сложные энергетические системы. Поведение человека активируется единой энергией согласно закону сохранения энергии. Источником психической энергии является психофизическое состояние возбуждения. Цель любой формы поведения - уменьшение напряжения, вызванного неприятным для человека скоплением этой энергии. Например: напряжение возникло в связи с экзаменом - разряжается через чтение, подготовку к экзамену.
Инстинкты - психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Это «конечная причина любой активности». Бессознательное напряжение вызывает ту или иную форму поведения, для того чтобы уменьшить напряжение.

З. Фрейд выделил две группы инстинктов:
1) инстинкты жизни (Эрос) включают в себя все силы, поддерживающие жизненно важные процессы. Наиболее существенными считаются сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов называется либидо (от лат. «хотеть, желать»); это лишь часть психической энергии. Количество сексуальных инстинктов связано с определенными участками тела - эрогенной зоной. Прежде всего рот, анус, половые органы, уши, глаза, молочные железы;
2) инстинкты смерти (Танатос) лежат в основе проявлений жестокости, агрессии, самоубийств убийств. Инстинкты смерти, по 3. Фрейду, подчиняются принципу энтропии (энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). «Целью жизни является смерть», - писал Фрейд.
Он выделял четыре характеристики инстинкта:
1) источник инстинкта - психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний; возникает возбуждение, состояние напряжения;
2) цель инстинкта - устранение возбуждения, напряжения, после чего наступает кратковременное блаженство;
3) объект инстинкта - предмет среды либо что-то собственное в человеке;
4) стимул - количество энергии, необходимое для удовлетворения инстинкта; оценивается косвенно, в результате наблюдения за количеством преодоленных препятствий.
Поведенческий акт З. Фрейдом представлялся как:
• катексис - привязка, направление энергии на объект (эмоциональная привязанность к родителям, т. е. перенос на них энергии);
• антикатексис - препятствие, мешающее удовлетворению инстинкта. Это внутренние или внешние барьеры.
Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет основу психоаналитической системы мотивации.
Динамика энергии инстинктов и ее выражение в выборе объектов прослеживается через понятие «смещенная активность», т. е. благодаря смене поведения энергия высвобождается и напряженность ослабляется. Это происходит тогда, когда по каким-то причинам невозможно удовлетворение инстинкта. Инстинкт смещается, сфокусировав свою энергию на другой объект. Например: вас отругали, вы пришли домой и избили собаку (у японцев - чучело начальника).
Многие социально-психологические феномены объясняются смещением двух первичных инстинктов - сексуального и агрессивного. Не имея возможности получить удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою энергию на других людей, предметы, другой вид деятельности, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения.
Согласно Фрейду, сексуальное влечение в процессе развития человека претерпевает ряд изменений, связанных с фазами этого развития:
• оральная фаза (до 1 года);
• анальная (1-3 года);
• фаллическая(3-6 лет);
• латентная (6-12/14 лет, половой инстинкт находится в скрытом состоянии);
• генитальная.
Задача психоанализа - освободить «Я» от различных форм давления на него. Эту возможность человек приобретает с помощью действия защитных механизмов:
• вытеснение - неприятные мысли и чувства изгоняются в сферу бессознательного;
• рационализация - сокрытие от сознания истинных мотивов действий, мыслей и чувств и приписывание других, социально одобряемых;
• регрессия - уход (соскальзывание) в своем поведении на более ранний, примитивный уровень;
• сублимация - трансформация инстинктивной энергии психики (сексуальной и проч.) в более приемлемый для индивида и общества вид деятельности (творчество, остроумие);
• проекция - бессознательное приписывание другому человеку собственных отрицательных качеств (как правило, преувеличенное);
• интеллектуализация - попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
По Фрейду, психическая жизнь определяется влечениями, среди которых главное - сексуальное (либидо). Оно есть уже у детей, но из-за существования множества социальных запретов вытесняется из сознания в сферу бессознательного. Тем не менее сексуальные влечения периодически прорываются в сознательную жизнь человека.
Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Теория З. Фрейда, несмотря на свою противоречивость, все же позволяет понять многие механизмы неосознаваемых действий человека.


5. Аналитическая психология


Основателем аналитической психологии является Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, психолог, получивший образование в Базельском университете, ученик и последователь З. Фрейда, а также первый председатель международного психоаналитического общества (1911-1914).
В психике, как и З. Фрейд, он выделял «сознательное» и «бессознательное», которому принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, в свою очередь, существует в двух формах:
• индивидуальной (личной);
• коллективной.
Архетипы (от греч. archetipos - первообраз) - первичные структурные элементы психики, образования. Человеческие первообразы лежат в основе символики творчества, мифов, верований и т. п. Это образы, переходящие из поколения в поколение и скрытые в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела.
Процесс становления личности Юнг называл индивиду аци- ей, имеющей целью достижение особой связности (интеграции) коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве (т. е. становится самостью).
К функциям психики Юнг относил мышление, ощущение, чувство и интуицию.
К.Г. Юнг ввел в научный оборот представления о двух типах личности - интроверты / экстраверты (обращенность в себя / обращенность на окружающий мир: импульсивность/замкнутость; социальность, склонность к самоанализу, инициативность, общительность / пассивность). В зависимости от преобладания той или иной функции психики он выделял следующие типы личности:
• мыслительный;
• эмоциональный;
• чувствующий, каждый из них может быть интровертом и экстравертом.
По мнению Юнга сновидения, мифы, религиозные верования - все это средства справиться с конфликтами при помощи исполнения желаний, кроме того, в них содержится намек на возможное разрешение невротической дилеммы.
В одной из более поздних работ Карл Юнг предложил метод «активного воображения», который используется психологами. Пациенту предлагается нарисовать или написать красками любые образы, которые спонтанно приходят ему в голову. С развитием, с изменением образа меняются и рисунки. Стремление пациента как можно точнее передать тот образ, что ему является, может помочь ему проявить свои предсознательные и сознательные представления. Юнг считал, что этот прием помогает пациенту не только тем, что дает ему возможность выразить свои фантазии, но и позволяет реально как-то использовать их.


6. Индивидуальная психология


Родоначальником индивидуальной психологии является австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937), который разошелся во взглядах с З. Фрейдом и избрал собственный путь в науке. Краеугольным камнем в системе взглядов А. Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.
Он подчеркивал социальные детерминанты личности, способность людей творить свою судьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.
Многие идеи А. Адлера оказали сильное влияние на развитие психологии. Среди них:
• социальный интерес как критерий психического здоровья привел к созданию концепции ценностных ориентаций;
• осознанные, рациональные процессы стимулировали развитие эго-психологии;
• существенная роль социальных сил в развитии личности (использовалась Эрихом Фроммом, Карен Хорни и др.);
• подчеркивание волевых и творческих аспектов личности (оказало влияние на Гордона Олпорта, Абрахама Маслоу, Виктора Франкла и др.);
• потребность в адекватной теории;
• чувство неполноценности и компенсаторские усилия;
• компетентность как признак зрелости;
• самооценка и стремление к власти;
• самореализация и полезность для других;
• творчество и др.
А. Адлером заложены основы индивидуальной психологии. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое - это главная посылка адлеровской психологии. Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией, потому что в переводе с латыни индивидуум означает «неделимый» - т. е. сущность, которую нельзя разделить. Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать изолированно, а только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум неделим в отношении психической жизни. Это единство выражается в каждом проявлении личности - в его мышлении, чувствах, действиях, сознании и бессознательном. Структуру саморегулирующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни.
Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству. Адлер рассматривал человека как органическую целостность с точки зрения единого психодинамического принципа.
Этот принцип он вывел из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и саморегулирующееся целое.
Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. Выбирая цели, люди стремятся к совершенству, планируют свои действия, определяют судьбу.
Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое. Индивидуум - это нечто большее, чем наследственность и окружающая среда, формирующие личность. Адлер считал, что люди обладают творческой силой, которая позволяет распоряжаться своей жизнью. Эта творческая активность влияет на весь человеческий опыт: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Творческая активность делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей жизни.
Социальная принадлежность индивидуума. Целостная природа человека была всеобъемлющей. Человек рассматривался не только как целостная система взаимосвязей, взятая в отдельности, но и как интегральная составная часть больших систем - семьи, общества. Человек исследуется как индивидуум, включенный в общество. Поведение человека происходит в социальном контексте.
Суть человеческой природы можно уяснить через понимание социальных отношений. У каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Гармония объединения и сотрудничества человека с обществом является естественной, а конфликт - неестественным. Поведение людей социально детерминировано.
Поведение зависит от мнения людей о себе и об окружении - индивидуальная субъективность. Люди живут в ими же созданном мире в соответствии с их собственной «схемой апперцепции» (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей). Они мотивированы фиктивными целями - личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Люди ведут себя в соответствии с убеждениями независимо от того, являются эти убеждения реальными или нет. Адлеровская схема поведения четко отражает индивидуальное субъективное восприятие действительности.

 


 


7. Неофрейдизм, или эго-психология


Неофрейдизм - направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К этому направлению принадлежат Карен Хорни, Эрих Фромм, Эрик Эриксон.
Теория Карен Хорни носит название социокультурной. Карен Хорни (1885-1952) - американский психолог. В 1920-х гг. была практикующим психоаналитиком в Берлине. В начале 1930-х гг. организовала американский психоаналитический институт.
Главную причину возникновения неврозов предлагала искать в социальном окружении человека, негативном воздействии на него цивилизации. Распад старых ценностей и зарождение новых на фоне разнообразных жизненных укладов становятся факторами, тормозящими выбор человеком определенных ориентаций. Это способствует возникновению внутри личностных конфликтов, не осознаваемых личностью. Появляющееся при этом чувство тревоги («основное беспокойство») заставляет человека стремиться к безопасности и порождает в качестве защиты от него невротические потребности:
• движение к людям (главную роль играет бессилие человека перед окружающим миром);
• движение против людей (враждебность по отношению к людям);
• движение от людей (изоляция от людей).
Нормальное развитие личности предполагает равномерное сочетание этих тенденций. Если заметно преобладает одна из потребностей, то человек становится невротиком.
К. Хорни выделила следующие типы невротической личности:
• уступчивый - личность стремится быть полезной другим людям, однако подвергается их влиянию и оценке, ей часто не хватает самостоятельности;
• агрессивный - личность стремится к господству любыми средствами (сила, богатство и т. п.);
• отстраненный - личность старается избежать социальных конфликтов.
Для преодоления внутренних конфликтов и зашиты от негативных внешних воздействий человеком задействуются механизмы психической защиты:
• «идеализированный образ» своей личности - маскируя на время аффективную напряженность, в действительности лишь усугубляет ее;
• рационализация - умение рационально обосновать конфликтную ситуацию (например, метод самооправдания);
• экстернализация - перенесение внутренних процессов во внешнюю среду, т. е. ответственность ложится на внешние факторы.
Надежду на подлинное разрешение внутренних конфликтов Хорни возлагала на изменение человеческих отношений путем изменения сознания личности, ее идеалов и ценностных ориентаций.
Внутриличностная структура, по мнению К. Хорни, включает:
• «актуальное Я», которое отражает телесные и духовные атрибуты человека в данный момент;
• «идеализированное Я» - продукты иррационального воображения личности о самом себе;
• «реальное Я» - «личностный центр», способствующий индивидуальному развитию человека. В процессе самореализации человека должно наступать преодоление разрыва между «реальным Я» и «идеальным Я».
Эрих Фромм является представителем гуманистического направления в рамках неофрейдизма. Он ярко и выразительно обрисовал социальные детерминанты личности.
Личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Поведение человека может быть понято лишь в свете влияния культуры. Фромм первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру. Стремясь расширить психоаналитическую теорию, Э. Фромм подчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности.
Как отмечал Э. Фромм, для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности, стремящейся к достижению личной свободы. Достигнув высокой степени автономии, свободы выбора, люди утратили чувство полной безопасности, появилось ощущение личной незначимости.
Невиданная свобода от ограничений потребовала компенсации в виде утраты чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Пропасть между свободой и безопасностью стала причиной многих трудностей. Решение проблемы зависит от экономических и политических систем общества.
Механизмы бегства от свободы. С целью преодоления чувства одиночества, отчужденности, сопутствующих свободе, люди выбирают путь отказа от свободы и подавления своей индивидуальности.
Э. Фромм описал три стратегии бегства от свободы:
• Авторитаризм, т. е. «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я». Это проявляется, во-первых, в мазохистских формах авторитаризма, когда люди проявляют в отношениях с другими чрезмерную зависимость, подчиненность, беспомощность; во-вторых, - в садистских формах поведения, выражающихся в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. У одного и того же индивидуума могут присутствовать обе тенденции. Добровольно подчиняясь начальникам, такой человек жестоко унижает подчиненных.
• Деструктивность, т. е. человек стремится преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Э. Фромму, долг, патриотизм и любовь являются примерами рационализации деструктивных действий.
• Абсолютное подчинение социальным нормам, регулирующим поведение. Термин «конфликтность автомата» Э. Фромм применял к человеку, который, используя эту стратегию, становится абсолютно таким, как все.
Позитивная свобода. Человек может быть автономным и уникальным, чувствовать свою свободу и одновременно ощущать себя частью общества, от которого он не зависит. Достижение такой свободы требует от людей спонтанной активности, подобной той, что проявляют дети, которые обычно не согласуют свои действия с социальными нормами. Ключевыми компонентами развития позитивной свободы являются любовь и труд, которые объединяют людей, не жертвуя при этом ощущением индивидуальности.
Экзистенциальные потребности человека. Конфликт между стремлением к свободе и безопасности составляет мощную мотивационную силу в жизни людей. Э. Фромм выделял пять таких потребностей:
• потребность в установлении связей: чтобы преодолеть отчужденность, люда должны заботиться о ком-то. Идеальный путь связи с миром - это «продуктивная любовь», позволяющая вместе трудиться и одновременно сохранять свою индивидуальность. Если данная потребность не удовлетворена, люди становятся нарцистичными;
• потребность в преодолении: люди нуждаются в преодолении пассивности через активность, творчество. Созидание позволяет достичь чувства свободы и собственной значимости. В противном случае появляется деструктивность;
• потребность в корнях: люди хотят ощущать себя неотъемлемой частицей мира. Эта потребность возникает с появлением на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства человек отказывается от безопасности, которую обеспечивала родительская опека. В старости, приближаясь к смерти, он также чувствует оторванность. Поэтому на протяжении всей жизни люди чувствуют потребность в корнях, основах, чувстве стабильности и прочности. Те же, кто сохранил симбиотические связи с родителями, сообществом как способ удовлетворения потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную свободу и целостность;
• потребность в идентичности, т. е. через идентичность люди осознают свою непохожесть на других и стараются понять, кто они на самом деле. Осознавая свою индивидуальность, люди чувствуют себя хозяевами жизни;
• потребность в системе взглядов и преданности: людям нужна определенная опора для объяснения мира. Такая система ориентаций позволяет воспринимать и постигать реальность. Люди также нуждаются в объекте преданности, в посвящении себя кому-либо или чему-либо, в чем бы заключался для них смысл жизни (цели, Богу).
Выражение и удовлетворение потребностей зависит от социальных условий, от типа общества, в котором живут люди.
Социальные типы характера. Э. Фромм выделил пять типов характеров, представляющих собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста. Он разделил их на два класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые). К непродуктивным он относит:
• рецептивный тип: характера убежден, что источник всего хорошего находится вне его. Он завистлив, пассивен и доверчив, надеется на помощь, но может быть и оптимистом;
• эксплуатирующий тип: берет все, что нужно силой или изобретательностью. Он не способен к творчеству и заимствует его у других. Он агрессивен, надменен и самонадеян, склонен к соблазнению, в то же время обладает чувством собственного достоинства;
• накапливающий тип: пытается обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви. Он ригиден, подозрителен и упрям, а также предусмотрителен и сдержан;
• рыночный тип: оценивает личность как товар, который можно продать или обменять. Такой человек ищет знакомства с нужными людьми и готов на все, чтобы добиться успеха. Это бесцельный, неразборчивый, бестактный человек. Однако он бывает открытым, любознательным и щедрым. Это продукт капиталистического общества.
Продуктивный тип характера - тип идеального психического здоровья - это конечная цель в развитии человека. Он независимый, честный, спокойный, творческий, совершающий социально полезные поступки. Это зрелая и целостная структура характера. Подобные люди любят все живое на Земле (биофилия).
Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация станет доминирующей. Совершенное общество он представлял таким, которое удовлетворяет базисные потребности человека. Он назвал это общество гуманистическим общинным социализмом. Его главный тезис состоял в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.


8. Гештальт-психология


Представителями гештальт-психологии являются М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин. Основным положением этой школы психологии стало утверждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты).
Гештальт (нем. gestalt - образ, форма, конфигурация, организация) - функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Поводом для принятия термина «гештальт» стало выявление особенностей восприятия мелодии и геометрических фигур (разные тональности - одна мелодия; разный цвет, толщина, расположение - одна фигура). Значит, мы воспринимаем не сумму частей, а организованное целое.
Начальным этапом познания мира является не ощущение, а восприятие целостного образа - гештальта. Поскольку гештальт является динамической структурой; он образуется и функционирует по специальным, законам:
• тяготение частей к образованию симметричного целого;
• группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, «прегнантность» (стремление психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму);
• зависимость образа предмета (фигуры) от его окружения (фона);
• в исследовании мышления выявили феномен инсайта как мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.
К. Левиным в гештальт-психологии разрабатывалась динамическая теория личности, предметом его исследований стали потребности, аффекты (эмоции) и воля. Он полагал, что базовые потребности лежат в основе поведения человека. К. Левиным были введены следующие понятия:
• психологическое поле;
• временная перспектива;
• уровень притязаний;
• поиск успеха и стремление избежать неудачи.
Разработанная К. Левиным «теория поля» позволила ему выдвинуть концепцию динамической системы поведения личности, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между человеком и окружающей средой. Им были изучены проблемы положения личности в группе, лидерства, конфликта и др.
С «теорией поля» К. Левина созвучна теория «Lebensformen» («Формы жизни»), выдвинутая в 1914 г. В ней излагается идея типов понимания человеком смысла жизни, таких как теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный. Существуют немало других теорий, которые полезны для более углубленного понимания места личности в психологии. Заслуживают внимания положения о различных типах мировоззрения личности, разработанные В. Дильтеем (1833-1911). Актуальны для познания личности также выводы В. Штерна (1871-1938) о том, что человек должен рассматриваться как целостность.


9. Гуманистическая психология


Данное направление психологии (зародилась в Калифорнии в 1950-е гг.) называют гуманистическим, так как оно основано на вере в возможность расцвета каждой личности, если предоставить ей самой выбирать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержнем гуманистической идеи является оптимистический взгляд на природу человека.
В развитие гуманистической психологи особый вклад внесли Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт.
Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902-1987) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции». Согласно разработанной им теории важны следующие положения:
• общение нормальных людей должно быть индиректив- ным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека;
• стержень, или центр личности, основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими;
• «self», или «Я-концепция», формируется как внутренне согласованная композиция восприятий организмических и социальных ощущений себя самого и отношений между этими самоощущениями - личность как модель самосознания и самопереживаний, организующих мир ее впечатлений;
• ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.
Рассогласование между «Я-концепцией» и представлением об идеальном «Я», которое находит адекватную самооценку, побуждает человека к личностному росту. К. Роджерс разработал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, способствующие более продуктивной реализации личностью «Я-концепции».
Видный представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1907-1970) предложил целостный подход к анализу личности и ее высших сущностных проявлений: любви, творчества, духовных ценностей и др. В соответствии с положениями его «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.
А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации человека. Мотивационная сфера личности представлена им пятью уровнями (системами). Иерархия потребностей по А. Маслоу включает (рис. 2).
Согласно предложенной концепции представляется возможным системно анализировать личность во всей совокупности ее связей и отношений. Здесь раскрывается природа побуждений к различным поступкам, действиям и поведению личности.
Основные принципы гуманистической психологии:
• уникальность существования конкретного человека, которая обнаруживается благодаря углублению в себя с целью выбрать не зависящий ни от чего внешнего свой «жизненный план»;
• главная задача человека - наполнить смыслом жизнь в нашем абсурдном мире;
• каждый человек является ответственным за свои действия;
Потребность в самоактуализации, реализации своих целей,
развитии собственной личности
Эстетические потребности в гармонии, красоте, порядке
Познавательные потребности в знании, умении, понимании,
исследовании
Потребность в уважении, признании, одобрении,
достижении успехов
Потребность в дружбе, любви, чувстве принадлежности к какой-либо общности людей
Потребность в безопасности, стабильности, порядке
Физиологические потребности в пище, воле, сне

маслоу

Рис. 2. Иерархия потребностей по А. Маслоу

• люди - мыслящие существа, свободно выбирающие свои действия (Ж. П. Сартр «Я есть мой выбор»);
• творчество потенциально присуще всем людям от рождения (однако теряется в результате «окультуривания», чему способствует официальное образование) и др.
В современной психологии находит признание «Биосоциальная теория трех человеческих природ», предложенная американским психологом М. Мэрфи, включает:
• первая природа - это человек как особый биологический вид с более острым умом и социальным инстинктом, который признается важнейшим инстинктом человека;
• вторая природа - человек как существо, «обработанное» цивилизацией, его способ мировосприятия ограничивается культурой («конформист культуры»);
• третья природа - человек, стремящийся к индивидуальному творчеству.
В психологии немало сторонников биосоциальных теорий. В частности, английский психолог Г. Айзенк разработал двухмерную модель личности: личность представлена как психобиологический феномен. Основные характеристики личности определяются двумя главными измерениями по шкалам: «инт- ровертированность - экстравертированность»; «эмоциональная стабильность - нейротизм».
В рамках биосоциальных теорий американский психолог Д. Кеттел предложил «Факториальную концепцию личностных черт», согласно которой главное в исследовании личности - это описание различных, более или менее обобщенных и коррелирующих друг с другом свойств (измерений, факторов) личности. Д. Кеттел выделил 16 факторов первого порядка, которые, кроме того, дополнялись факторами второго и третьего порядка.
Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн (19021970) разработал основы трансактного анализа, который предложен им в качестве теоретической и прикладной основы совершенствования качеств личности. Эрих Фромм (1900-1980) заложил основы гуманистического и радикально-гуманистического психоанализа. Американский социолог Джордж Герберт Мид (1863— 1931) обосновал интеракционистскую теорию символической коммуникации (социобихевиоризм). Американский психиатр и психолог Гарри Стэк Салливан (1892-1949) в рамках неофрейдизма произвел социологическую модификацию классического психоанализа и предложил «Межличностную теорию психотерапии». Немецкий психиатр Карл Леонгард выдвинул «Теорию личностных акцентуаций». В психологии человека он выделял сферу направленности интересов и склонностей - эгоизм, альтруизм, тщеславие, а также сферу чувств и воли - процесс протекания эмоций, скорость их возникновения, глубину, силу или слабость воли, волевую возбудимость.
Новым в психологии явилось обоснование и разработка американским психологом, специалистом в области психологии развития и социального научения, истории психологии, психологии личности Сирсом «Диадической теории интеракции», согласно которой исходной единицей психологического анализа является диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон; личность формируется только в диадиче- ских ситуациях; свойства личности могут быть «измерены лишь путем ссылки на диадические ситуации или их символические репрезентации»; действия каждого индивида всегда ориентированы на поведение другого человека и зависят от него.
Американский ученый Джордж Александер Келли (19051966) разработал «Психологию личностных конструктов». Согласно выдвинутой им концепция организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает («конструирует») будущие события. Келли отмечал, что каждый человек - исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал - «личностных конструктов» и выдвигающий исходя из этого образа гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить точность последующих предсказаний.
Научный и практический интерес представляют не только многочисленные направления зарубежной психологии, но и отечественная психология.


10. Отечественная психологическая наука


В нашей стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии сыграли труды А.И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» [22], которая внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Труды его создали естественнонаучную основу для современной психологии. По мнению советского ученого С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченов был крупнейшим русским психологом того времени. Научная деятельность И.М. Сеченова оказала влияние на исследования В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.
Благодаря открытию И.П. Павловым механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.
Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены учеными А.Ф. Лазурским, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпановым.
В конце XIX - начале XX в. психологические знания стали активно использоваться в клинике С.С. Корсаковым, И.Р. Тархановым, В.М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы выдающегося российского ученого П.Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.
Заметную роль в истории отечественной психологии сыграл Г.И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института. На смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, которые не только продолжили исследования, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х гг. XX в.
В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, сформировалась известная психологическая теория развития психики человека Л.С. Выготского.
Выготский Лев Семенович (1896-1934) - советский психолог, создатель культурно-исторической теории психики человека. Окончил юридический факультет Московского университета и историко-философский факультет университета имени Шанявского (1917). Научно-педагогическую деятельность начал в Гомеле. С 1924 г. работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, в Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, Институте дефектологии. Был профессором Института психологии в Москве.
Суть культурно-исторической теории развития психики человека выражается в том, что развитие психических функций человека происходит в процессе опосредованного общением освоения ценностей культуры. Л.С. Выготский разделял психические функции на низшие и высшие.
Низшие функции (натуральные) - данные природой (сенсорная - восприятие, мнемическая - запоминание, моторная - двигательная). Натуральные функции преобразуются в высшие - культурные (механическая память становится логической; ассоциативное течение представлений - мышлением или творческим воображением; импульсивные действия - произвольными и проч.).
Высшие функции (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление) присущи только человеку. Высшие психические функции развиваются в процессе, освоения индивидом ценностей культуры, опосредованного общением.
В филогенезе происходит процесс интериоризации (от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур психики человека благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Внешние средства - знаки (зарубки, жребий, громкое слово) преобразуются во внутренние (образ, элементы внутренней речи и т. п.), с помощью которых человек начинает управлять собой.
В онтогенезе существуют две стадии интериоризации:
• взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что- нибудь сделать;
• ребенок принимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого, а также управлять с помощью внутренней речи своим поведением.
В развитии всех высших функций Л.С. Выготский выделяет определенные стадии, следующие за стадиями развития натуральных функций:
• употребление знаков без осознания способа их действия;
• использование внешних знаков;
• использование внутренних знаков.
Принцип развития сочетается с принципом системности. Л.С. Выготский ввел понятие «психологические системы», под которыми понимал целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (связи мышления и памяти, мышления и речи). В построении таких систем главная роль отводилась первоначально знаку, а затем значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психики.
Знак - предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Знак (слово) - «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Если К. Маркс писал об орудиях труда как средстве общения с природой, направленном на внешний мир, то Л.С. Выготский называл знак орудием изменения внутреннего мира человека. Ведь, прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическое содержание. Такой доречевой «материал», полученный от более ранних структур психического развития (низшие функции), «окультуривается» знаком и получается качественно новое строение, возникают высшие психические функции.
Значение - обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.
Л.С. Выготский раскрыл свое понимание категории «реакция». Он считал главной для человека особую реакцию - речевую. Эта реакция, конечно, тоже является телесным действием, но в отличие от других телесных действий дает сознанию личности иные измерения:
• предполагает процесс общения, а это значит, что она изначально социальна;
• всегда имеется психический аспект, который принято называть значением, или смыслом, слова;
• слово имеет независимое от субъекта бытие как элемент культуры. Так, в едином понятии речевой реакции сомкнулись телесное, социальное (коммуникативное), смысловое и социальнокультурное.
В системе четырех координат (организм, общение, смысл, культура) Л.С. Выготский пытался объяснить любой феномен психической жизни: в психические функции (внимание, мышление, память и проч.) вводились особые регуляторы - знаки, созданные культурой. Далее он перешел к изучению низших и высших психических функций.
Таким образом, поведение человека кардинально отличается от поведения животных, ибо оно социально по своему генезису, т. е. внутренне связано с общением людей и неотрывно от исторически возникающих культурных средств его управления.
На основе разработки проблем культурно-исторической теории Л.С. Выготский создал новое направление в детской психологии, включающее следующие положения:
• взаимосвязь умственного развития детей с их обучением;
• связь обучения и развития: обучение есть источник развития, формирует у ребенка такие функции, «которые без него вообще в развитии возникнуть не могут»;
• существование двух уровней умственного развития - актуального и зоны ближайшего развития, где «Зона ближайшего развития ребенка - это расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными его сотоварищами»;
• взаимосвязь между школьной успеваемостью ребенка и коэффициентом его умственного развития (IQ), а также динамикой его (IQ) изменения в процессе обучения, т. е. относительной и абсолютной успеваемости;
• соотношение между потенциальным и реальным умственным развитием детей и их реальной подготовкой;
• развитие житейских и научных понятий, когда научные понятия характеризуются тем, что они отражают сущность предмета, и усваиваются на основе процессов анализа, абстракции, обобщения, которые направляются и опосредуются знаками языка в ходе обучения.
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психолог, философ, профессор, действительный член АПН
СССР, родился в семье богатого адвоката. После окончания с золотой медалью Одесской гимназии обучался в Германии во Фрейбургском и Марбургском университетах. В 1914 г. приезжает в Одессу, где сначала преподает в гимназии философию и психологию, а затем читает курс лекций в университете. Становится профессором этого университета. С 1930 г. работает в Ленинградском государственном педагогическом институте: заведующий кафедрой ЛГПИ с 1932 по 1942 г., с 1942 до 1950 г. является заведующим кафедрой психологии МГУ и одновременно директором Института психологии АПН СССР (1942-1945) и с 1945 г. - зав. сектором психологии Института философии АН СССР.
С.Л. Рубинштейн разработал принцип единства сознания и деятельности в философии, психологии, педагогике: человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и проч.)
Рубинштейн выделил основные особенности деятельности:
• социальность - деятельность осуществляется только субъектом (личностью, коллективом, человечеством);
• содержательность, предметность, а не символичность, фиктивность, ибо деятельность есть взаимодействие субъекта и объекта;
• деятельность всегда творческая и самостоятельная;
• деятельность определяется своим объектом не прямо, а опосредованно, через ее специфические внутренние закономерности (через цели, мотивы и проч.). Здесь проявляется всеобщий принцип детерминизма: внешние причины действуют только через внутренние условия того, на кого они воздействуют.
Предметом изучения психологии Рубинштейн считал психику. Сущность психики заключается в отражении объективной действительности. В свою очередь, психика есть явление вторичное, как свойство материи, и связано с ее носителем - мозгом (особым образом организованной материей).
Возникновение и развитие человеческой психики и сознания осуществляются:
• в ходе исторического развития человечества (в филогенезе). Основная закономерность заключается в развитии человека (и его психики) в процессе труда. Имея общественный характер, труд способствует возникновению речи. С ним связана перестройка психической функции;
• в процессе индивидуальной жизни человека (в онтогенезе). Исходным пунктом здесь является развитие сознания в процессе деятельности, когда человек, преобразуя предмет, раскрывает свои сущностные силы. В конечном итоге человек является результатом своего собственного труда.
«Способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, создаваемых человеком в процессе исторического развития, но также и в процессе их создания. Процесс же создания человеком предметного мира - это и есть вместе с тем развитие им своей собственной природы».
Развитие личности детерминируется многими факторами: психофизиологические, психические, социально-психологические и социальные. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «без сознания нет личности, но личность к сознанию не сводится». «Психофизиологическая природа не вытесняется и не нейтрализуется, а опосредствуется общественными отношениями и перестраивается - природа становится человеком».
Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) - советский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР. Окончил Московский университет, отделение общественных наук, работал в Институте психологии и в Академии коммунистического воспитания в Москве вместе с Л.С. Выготским. С 1931 по 1935 г. возглавлял в Харькове группу молодых исследователей, с 1942 по 1945 г. руководил научной работой в Опытном восстановительном госпитале под Свердловском, с 1966 г. был деканом и зав. кафедрой общей психологии психологического факультета МГУ.
Опираясь на идеи культурно-исторической теории, детально разработал общепсихологическую концепцию (теорию) деятельности - деятельностный подход, суть которого в том, что психология есть наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе деятельности индивида.
Методом изучения психики является анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, которая исследуется в ее филогенетическом, онтогенетическом, историческом, функциональном развитии.
Основные принципы: развитие и историзм, предметность, активность, интериоризация-экстериоризация, единство строения внешней и внутренней деятельности, системный анализ психики, зависимость психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.
По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных этим образом отношений субъекта в предметной действительности.
Категория деятельности используется как объяснительный принцип психики. Важнейшие характеристики деятельности - субъектность и предметность.
Специфика предметной детерминации деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъекта не непосредственно, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности. Деятельность человека всегда социально обусловлена.
Субъектность проявляется в активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями, мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в личностном смысле (значение для меня), придаваемом мотивами различным событиям, действиям.
Деятельность рассматривается в трех планах: генетическом, структурно-функциональном и динамическом.
Генетический план деятельности предполагает, что исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая преобразование социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность.
Структурно-функциональный план деятельности построен на принципе анализа «по единицам» (Л.С. Выготский), при котором любая реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменятся содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый), вид регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный).
Динамический план деятельности предполагает изучение механизмов, обеспечивающих движение самой деятельности: над- ситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая целенаправленный характер деятельности в постоянно изменяющейся действительности.
Уровни деятельности:
• уровень особенных деятельностей;
• уровень действий;
• уровень операций;
• уровень психофизиологических функций (самый низкий).
Действие - произвольная, преднамеренная, опосредованная
активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Это основная единица анализа деятельности. Действие всегда происходит опосредованно, через такие средства, как знаки, роли, ценности, нормы и проч. Применяя эти средства, субъект овладевает действием, превращая его в «личностное», принадлежащее ему самому. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительская и контрольная части. По способу функционирования действие является преднамеренным и произвольным.
Функция произвольного контроля и регулирования действий в онтогенезе осуществляется сначала взрослым в процессе совместной деятельности с ребенком. Затем вследствие интерио- ризации схем поведения и социальных норм ребенок сам начинает контролировать свои действия.
Преднамеренность действия возникает после принятия решения субъектом о том, что образ будущего результата действия соответствует мотиву его деятельности. Тогда этот образ действия приобретает для субъекта личностный смысл и выступает для него как цель действия.
При наличии намерения у субъекта возникает целевая установка - готовность к достижению предвосхищаемого результата действия. Целевая установка связана с образом предвидимой цели, в котором не представлены однозначно конкретные условия и способы ее эффективного достижения. Образ предвидимой цели задает лишь общие направления построения действия. Исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации.
В ходе выполнения действия осуществляется контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достигаются определенные результаты, личностный смысл которых оценивается эмоциями. В процессе действия могут образовываться новые цели, изменяться место действия в структуре деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели.
Цель - это образ желаемого будущего результата. Цель задает действие, а действие обеспечивает реализацию цели. Крупная цель может подразделяться на более мелкие, достижению которых соответствуют свои действия. Цель, данная в определенных условиях, называется задачей.
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В.М. Бехтерева. Является основателем ленинградской психологической школы, был деканом факультета психологии ЛГУ (1968-1972).
Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человека. Б.Г. Ананьевым был предложен один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии.
Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека.
Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность.
Согласно теории Б.Г. Ананьева, индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.
Это понятие также используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социального существа, использующего орудия труда, не отрицая биологической сущности человека. Человек как индивид обладает определенными первичными и вторичными свойствами (рис. 3).
Другое понятие - «личность», характеризует человека как объект реального мира. Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо (рис. 4). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер и т. п.

понятие индивид

Рис. 3. Структура понятия «индивид»

Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев, - «субъект деятельности» (рис. 5). По своему содержанию оно занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект», которое как философская категория чаще всего употребляется совместно с понятием «объект», т. е. они всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект - это существующий независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающее в виде цели, на которую обращена активность человека - субъекта воздействия. В зависимости от того, на что или на кого обращена активность человека, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта, также объектом может быть и сама деятельность человека.

понятие личность

Рис. 4. Структура понятия «личность»

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Человек - это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности, что, в свою очередь, формирует интегральную характеристику человека - его индивидуальность.
Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости (рис. 6).

понятие индивидуальность

Рис. 6. Структура понятия «индивидуальность»

Предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Врожденные характеристики и разнообразные условия воспитания порождают широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Таким образом, человек - один из наиболее сложных объектов реального мира, а его структурная организация носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.
Б.Г. Ананьевым позднее были выполнены фундаментальные историко-психологические исследования. Поиск средств для исследования развития во всей его сложности привел к формированию нового методологического подхода. Б.Г. Ананьев наглядно продемонстрировал преимущества комплексного, междисциплинарного подхода к проблеме человека, что позволило психологии действительно стать наукой о человеке во всей его сложности и многогранности. Антропологизм как принцип построения психологической науки позволил по-иному взглянуть на сам предмет психологии, который в концепции Б.Г. Ананьева предстает как многоуровневая системная организация психики.


Контрольные вопросы


1. Что такое экспериментальная интроспекция в психологии сознания?
2. Как вы понимаете «Человек - реактивная система, его поведение управляется внешней средой»?
3. Какие инстинкты жизни и инстинкты смерти по З. Фрейду?
4. К. Юнг и А. Адлер - ученики и последователи З. Фрейда?
5. Негативное воздействие цивилизации как причина возникновения неврозов.
6. Три стратегии бегства от свободы по Э. Фромму.
7. К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и развитие гуманистической психологии.
8. Научный и практический интерес отечественной психологии.


Темы для рефератов


1. З. Фред и психоанализ.
2. Ученики и последователи З. Фрейда.
3. Вклад зарубежных психологов в науку.
4. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева.
5. Вклад отечественных психологов в науку.

Источник: Караванова Л. Ж. Психология: Учебное пособие для бакалавров / Л.Ж. Караванова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 264 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.