Семинар Психология как наука
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цели занятия:


1. Сформировать у обучающихся научные представления о психологии.
2. Определить объект, предмет, цель и задачи общей психологии как отрасли психологии.
Рассмотреть отличительные признаки научной и житейской психологии.
4. Дать общую характеристику психическим явлениям.
5. Раскрыть значение и функции психики.
6. Провести связь между изучаемым материалом и практической деятельностью органов внутренних дел.

Учебные вопросы:


1. Объект, предмет, цель, задачи психологии как науки.
2. Научная и житейская психология.
3. Принципиальное отличие человеческого способа бытия от поведения животных.
4. Мир психический явлений: процессы, свойства, состояния, образования.
5. Роль и функции психики.
Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:


Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.


Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.


Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:


При рассмотрении первого учебного вопроса необходимо учесть, что психология - это наука, изучающая закономерности возникновения, изменения и развития психики. Объектом ее изучения являются люди и животные. Предметом исследования является психика, под которой понимают свойство головного мозга, заключающееся в способности отражать окружающий мир, строить на этой основе картину мира в целях регуляции поведения и деятельности.
Цель данной науки — выявление закономерностей возникновения, изменения и развития психики. Задачи психологии можно разделить на две группы: теоретические и прикладные. Теоретические задачи предполагают выявление общих закономерностей психического развития, описание психологических механизмов, накопление и систематизацию психологических знаний. Прикладные задачи психологии предполагают внедрение достижений научной психологии в различные сферы человеческой деятельности в целях их совершенствования.
Изучая второй учебный вопрос, важно уяснить, что во все исторические времена человечество интересовали вопросы о причинах и закономерностях поступков людей и внутренних переживаний. Отвечая на эти вопросы, люди накапливали психологические знания и пытались их применять в своей жизни. Таким образом, знания в области психологии можно разделить на житейские и научные психологические знания.
Житейская психология строится на повседневных знаниях людей друг о друге и их психологическом опыте. Она служит базой для научной психологии. Научные психологические знания рациональны, способы их накопления организованы и продуманы, опираются на системный анализ явлений окружающей действительности и учитывают современные достижения других наук.
Изучая третий учебный вопрос, следует принять во внимание, что способы отражения действительности у человека принципиально отличаются от способов отражения действительности у других живых существ. Человек отражает действительность с помощью сознания, в то время как другие живые существа могут обладать только психикой или допсихическими формами отражения. Человеческий способ бытия отличается тем, что активность и поведение выражаются в форме разумной деятельности, которая всегда имеет цель и смысл. Человек находится в социальных отношениях с другими людьми, в состоянии культурного, смыслового общения, которые наполняются для него нравственным смыслом, понятиями добра и зла, что также неразрывно связано с рефлексивной способностью, позволяющей относиться к другому, как к себе.
Изучая четвертый вопрос, необходимо придерживаться общеизвестной классификации психических явлений, в которой они подразделяются на психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования. Выделение других классификационных групп психических явлений предполагает анализ признака, по которому они делятся, называние классификационного основания.
Изучая пятый вопрос, следует учесть, что основное значение психики — обеспечение адаптации в изменяющихся условиях. Адаптация человека возможна благодаря наличию у него способности отражать воздействия окружающего мира, строить картину мира и на этой основе регулировать собственное поведение и осуществлять деятельность.


Вопросы для самоконтроля:


1. Назовите и охарактеризуйте предмет изучения психологии.
Перечислите отличительные признаки научной и житейской психологии.
3. Назовите эволюционные преимущества психической формы отражения действительности.
4. Дайте классификацию психическим явлениям.
5. Перечислите и охарактеризуйте функции психики.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:


1. Гиппенрейтер Ю. Б. Особенности психологии как науки.
2. Петухов В. В., Столин В. В. Сравнение житейской и научной психологии.
3. Г одфруа Ж. Чем занимаются психологи?
4. Петухов В. В., Столин В. В. Отрасли психологии. Формы сотрудничества научной и житейской психологии.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ


Цели занятия:


1. Закрепить знания обучающихся по вопросу выделения объекта, предмета, цели и задач общей психологии как отрасли психологии.
2. Расширить знания обучающихся о направлениях теоретических и прикладных исследований в области психологии.
3. Расширить научные представления обучающихся о функциях психики.
4. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:


1. Объект, предмет, цель, задачи психологии как науки.
2. Научная и житейская психология.
3. Принципиальное отличие человеческого способа бытия от поведения животных.
4. Мир психический явлений: процессы, свойства, состояния, образования.
5. Роль и функции психики.


Учебно-материальное обеспечение:


— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:


Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.


Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.


Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.


Практический материал для занятия:


Задание 1.1. Составьте сравнительную таблицу отличий житейской психологии от научной.

Задание 1.2. Составьте сравнительную таблицу психических явлений, опишите отличительные особенности психических явлений.

Задание 1.3. Укажите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:

Оценить эффективность воздействия телепередачи на зрителей.
1. Установить психологические причины преступности среди молодежи.
2. Выявить условия эффективного запоминания информации.
3. Выявить психологические причины аварийности на производстве.
4. Установить уровень психического развития ребенка.
5. Выделить основные условия развития способностей.
6. Разработать систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера.
7. Выявить причины отставания в психическом развитии детей.
8. Выявить психологические особенности людей разного пола.
9. Установить влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей.
10. Установить эффективность рекламы.
11. Разработать программу профессионального отбора руководителей.

Задание 1.4. Укажите, какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии.

Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.