На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Предмет, задачи и структура психологии
Предмет, задачи и структура психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

План

1. Определение психологии как науки, ее место в системе наук.
2. Предмет и задачи психологии.
3. Основные отрасли психологии.

1. Определение психологии как науки, ее место в системе наук


Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения (А.Г. Маклаков).
Человек - это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям - мимике, жестам, интонации, особенностям поведения - эмоциональное состояние другого человека.
Таким образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний
В чём состоит различие житейских психологических знаний от научных знаний?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.
Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.
В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.
В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.


2. Предмет и задачи психологии


Психология - переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (греч. psyche «душа», logos «учение»).
Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Предметом изучения психологии является психика.
Психология - это наука, которая изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе (М.В. Гамезо).
Психика - сложна система психических процессов, психических свойств и психических состояний.
Психические процессы - это отдельные формы или виды психической деятельности.
Познавательные психические процессы позволяют человеку познавать окружающий мир. Это ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.
Эмоциональные и волевые психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс, воля.
Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.
Психические свойства - это устойчивые и существенные индивидуальные особенности человека, управляющие действиями и поступками. К ним относятся - темперамент, характер, способности.
Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. Сущность психики состоит в отражении воздействий на человека и животных предметов и явлений окружающей действительности, правильность отражения подтверждается практикой.
В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.


Особенности психического отражения:
1. Психическое отражение это не простое, пассивное отражение (как в зеркале) предметов и явлений в мозгу, это активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, совершается в процессе активной деятельности.
2. Психическое отражение - это не простое копирование, оно связано с личностью человека, преломляется через его индивидуальность.
3. Психическое отражение даёт возможность правильно отражать окружающую действительность, наше отражение субъективно и объективно одновременно, то есть мы отражаем одно и то же, но по-разному. Критерием истинности нашего отражения является практика.
4. Психическое отражение включает в себя восприятие мира, переработку, предвидение, запоминание, переживание эмоций и т.д. Отражать мир значит его познавать.
Функции психики - отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения; осознание своего место в окружающем мире.


Задачи психологии:

1. Теоретические - познание основ и механизмов возникновения психической активности и деятельности (накопление фактов о психике); выявление и систематизация обнаруженных явлений и закономерностей (установление закономерностей); выявление механизмов реализации установленного закона (объяснение этих закономерностей).
2. Практические задачи - практическое использование и грамотное внедрение результатов и знаний в реальную жизнь.
Задачи учебного предмета «Психология»:
- познакомить обучающихся с достижениями психологии как науки;
- научить разбираться в собственной психической жизни, организовать работу по самопознанию и самовоспитанию;
- с точки зрения научной психологии обосновать важнейшие положения педагогики;
- формировать мировоззрение обучающихся.
В данном разделе будет рассмотрена связь психологии с другими науками, изучающими человека как биологический и социальный феномен.
Человек - это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому не случайно одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. Она отражает системность мироустройства. В соответствии с данной концепцией любая система существует потому, что существует системообразующий фактор. В системе наук, изучающих человека, таким фактором является сам человек, и изучать его необходимо во всем многообразии проявлений и связей с внешним миром, так как только в этом случае можно получить полное представление о человеке и закономерностях его социального и биологического развития (М.Г. Маклаков)
Методологической основой психологии является философия. Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.
Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки - философии. К числу традиционных междисциплинарных проблем, в данном случае философско-психологических, относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии.
Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь также наблюдается взаимоподдержка в развитии наук, но уже на уровне методологии исследования. Так, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование. Есть немало проблем, которые пытаются совместно решить психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования
Другой общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.
Исходя из вышеизложенного материала, можно говорить о том, что психология тесно связана с общественными науками. Это утверждение справедливо и для истории. Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из таких примеров является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С. Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением.
Таким образом, познакомившись с взаимоотношениями и связями психологии и общественных наук, можно сделать вывод о том, что психология - это общественная наука.
Сделав такой вывод, мы будем правы, но лишь частично. Главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными науками, но и с техническими и биологическими. Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэтому не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разработкой социотехническнх систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек - машина». Благодаря деятельности психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы эксплуатироваться человеком (Маклаков А.Г.).
Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания. И наоборот, хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова.
Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.


3. Основные отрасли психологии


Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.
Общая психология. Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания - это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической пауки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая психология». Общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Развивается на основе достижений всех отраслей, в то же время обогащает их общей теорией (Гамезо М.В.).
Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления. Однако в некоторых случаях достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, что определяет необходимость использования вновь полученного знания во всех отраслях и направлениях.
Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения (Маклаков А.Г.).
Возрастная психология - отрасль психологии, изучает психическое развитие личности в процессе жизни, особенности психики человека, на каждом возрастном этапе.
Социальная психология - отрасль психологии, изучает психические явления в процессе взаимоотношения людей в группах.
Сравнительная психология - отрасль психологии, изучает психику животных.
Специальная психология - отрасль психологии, изучает отклонения в развитии психики.
Инженерная психология - отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов.
Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психология. Однако все эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной науки - психологии - и используют единые подходы к решению своих специфических задач. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными основами (А.Г. Маклаков).


Вопросы для обсуждения и размышления


1. Чем обусловлен рост актуальности психологии?
2. Ушинский К.Д. сказал: «Для того чтобы воспитывать детей, их нужно знать во всех отношениях». Как Вы это понимаете? Возможно ли узнать человека во всех отношениях?
3. Перечислите и определите специфику различных форм познания человека. Какая из них, по Вашему мнению, ближе к истине?
4. В каких областях практики, по вашему мнению, качество принимаемых решений существенно снижается без учета психологических закономерностей?
5. Почему Б.М. Кедров считал, что психология представляет собой «связующее» звено между социальными, естественными и философскими науками?
6. В чем заключается взаимосвязь психологии и философии?
7. Как соотносятся между собой различные формы психологического знания: житейская, художественная, научная?
8. Чем объяснить трудность определения предмета психологии?
9. Поскольку психика непосредственно ненаблюдаема, то как можно утверждать, что она познаваема?
10. В чем заключается субъективность психического образа?
11. Раскройте суть методологических принципов отечественной психологии.
12. Вычлените основные отрасли современной психологической науки и структурируйте их по признакам развития, деятельности и другим, какие вы найдёте целесообразными.
13. Задачей физики является построение физической картины мира, биологии - биологической и т.д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на Ваш взгляд, включает в себя понятие «психологическая картина мира»? Как может быть вписан в эту картину человек?


Задание 1. Что из приведенного списка относится к психологическим фактам, что - к психическим явлениям, а что не является ни тем и ни другим и почему?
Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинация, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, досада, обида, счастье, общение, воинственность.


Задание 2. Определите, какие из этих высказываний несут психологическую информацию, а какие - нет и почему.
1. Сегодня он купил себе новые черные ботинки.
2. Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос.
3. О нем всегда говорят, что он похож на старого младенца.
4. Она живет по старому адресу.
5. У него очень рано появились морщины на лбу.
6. Какие красивые у него глаза!
7. Обаянию этого человека нельзя не поддаться.
8. Он каждый день выглядит по-разному.


Задание 3. Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже.
1. Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность.
2. Ученик Вова Ч. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи плохо отвечали по изучаемым предметам.
3. Таня К. всегда прямо осуждала товарищей за недобросовестное отношение к уборке класса.
4. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно вспоминает образы лермонтовских героев.
5. Лёша М., придя из колледжа в общежитие, сразу решил выучить тему «Госстандарт». Однако, как он ни старался, определение Госстандарта он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха студент безошибочно запомнил его.


Задание 4. О каком свойстве психического идет речь?
В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли наподобие духовного пламени, а всего лишь серое вещество; образ камня лишен его цвета, формы, веса и твердости. В организме мы оказываемся лишь перед анатомическими структурами и перед физиологическими процессами. Психическое же мы как бы теряем при этом из поля зрения, подобно тому как, отвлекаясь от значения слова, мы теряем и само слово, оказываясь перед «голым» физическим звуком и физиологическим процессом его произнесения.


Задание 5. О каком свойстве психического отражения говорится в следующем отрывке?
Л.Н. Толстой: «Она, музыка, сразу переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал эту музыку. Я сливаюсь вместе с ним душою и переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, не знаю. Это страшное средство в руках кого попало. Например, хоть бы эту Крейцерову сонату, первое престо? Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престол?
А. Моруа: «Толстой был не прав. В этой музыке нет ничего сладострастного и зловещего, она прекрасна и возвышена, по временам она заставляет вспоминать ангельские хоры, какие-то сверхчеловеческие». (А. Моруа. Из писем к незнакомке).


Задание 6. Какие отрасли психологии решают следующие задачи:
1. Оценить эффективность воздействия телепередачи на зрителей.
2. Установить психологические причины преступности среди молодежи.
3. Выявить условия эффективного запоминания информации.
4. Выявить психологические причины аварийности на предприятии.
5. Разработать меры по устранению дедовщины в армии.
6. Разработать методы работы с пожилыми людьми в доме престарелых.
7. Установить уровень психического развития ребенка.
8. Выявить психологические причины неуспеваемости школьников.
9. Выявить причины отставания в психическом развитии детей.
10. Дать психологический анализ последствий для детей социальноэкономических изменений в России.

Общая психология и психология личности : учебное пособие / авт.-сост. : Е.Л. Бокуть, Е.В. Губина, О.Н. Комарова, А.Л. Рассказова ; Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт. - М. : МИТУ- МАСИ, 2020. - 760 с. - Текст : электронный.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.