На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психические процессы. Мышление и речь
Психические процессы. Мышление и речь
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

План
1. Понятие о мышлении и этапах его протекания.
2. Виды мышления и его индивидуальные особенности.
3. Основные операции мышления.
4. Общая характеристика речи. Психологические функции и виды речи.

1. Понятие о мышлении и этапах его протекания


Мышление - высшая форма познавательной деятельности человека, социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий нового, процесс опосредованного и обобщённого познания действительности, возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Мышление - это:
- социально-обусловленный процесс, то есть мышление появляется и развивается в человеческом обществе;
- основано на чувственном познании, но далеко выходит за его пределы, так как не всё можно познать с помощью органов чувств;
- связано с речью, так как мы мыслим словами;
- это обобщённое познание действительности, так как с помощь мышления, мы познаём общие свойства предметов;
- это опосредованное познание действительности, так как познаём одно через другое, связанное с первым.
Используем средства для познания. Главное средство мышления - это человеческая речь.
Мышление - это процесс решения задач (в узком смысле). Этапы решения мыслительных задач (Ж. Адамар):
1. Столкновение с необходимостью.
2. Формулировка задачи.
3. Пробы и решения.
4. Фаза открытия.
5. Фаза проверки.


2. Виды мышления и его индивидуальные особенности


Выделяют следующие виды мышления.
По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.
По характеру осознанности и развёрнутости: интуитивное
- синтетическое (минимально осознанно, быстро протекает, отсутствуют чёткие этапы) и дискурсивное - аналитическое (осознанно, развёрнуто во времени, выделяются чёткие этапы).
По степени самостоятельности и оригинальности: творческое (продуктивное) и репродуктивное (воспроизводящее).
По степени соответствия реальности: реалистическое, эгоцентрическое, аутистическое.
Индивидуальные особенности мышления (качества ума):
- быстрота ума - скорость решения мыслительных задач;
- широта ума - выражается в кругозоре;
- гибкость мышления - умение находить пути решения задач;
- глубина мысли - способность анализировать, сравнивать, находить существенное;
- лритичность мышления - объективная оценка других и себя. Пытливость мысли - потребность всегда искать наилучшие решения.


3. Основные операции мышления


Рассмотрим основные мыслительные операции.
Сравнение - сопоставление предметов или явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Анализ - мысленное разделение объекта на части.
Синтез - мысленное соединение частей в единое целое.
Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений по какому-либо признаку. Два вида обобщение: формальное (обобщение по несущественному признаку) и теоретическое (обобщение по существенному признаку).
Абстракция - мысленное выделение одних признаков при отвлечении от других.
Конкретизация - переход от общего определения к конкретному примеру. Конкретизировать - значит привести пример.
Понятия - это отражение в сознании человека общих и существенных свойства предметов или явлений. Все слова русского языка понятия, кроме имён собственных (конкретные, абстрактные).
Суждения - это высказывание о чём-то, в котором что-то утверждается или отрицается относительно предмета или явления. Суждения: общие, частные, единичные; отрицательные и утвердительные.
Умозаключения - способ рассуждения, при котором человек анализируя предыдущие суждения (посылки умозаключения) выводит из них новое суждение (умозаключение или вывод). Умозаключение: дедуктивные от общего к частному), индуктивные (от частного к общему)


4. Общая характеристика речи. Психологические функции и виды речи


Язык - система словесных знаков, служащая человеку для мышления и передачи информации.
Речь - использование языка для общения.
Физиологическая основа речи - центы в левом полушарии коры: центр Вернике (слуховая зона в височной извилине коры); зона Брока (в нижних отделах лобной извилины); двигательный цент коры.
Психологические функции речи: коммуникативная, мышление. Виды речи: внешняя (устная (монологическая, диалогическая) и письменная), эгоцентрическая, внутренняя.
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Чем психологический подход к изучению мышления отличается от подхода других наук: философии, логики, социологии, культурологи?
2. Что является источником мыслей?
3. Какое свойство человеческой мысли имеют в виду, когда говорят, что она способна преобразовать мир?
4. Назовите основные виды мышления и раскройте их связь.
5. От чего зависят индивидуальные особенности мышления?
6. В чем проявляется принципиальное отличие мышления человека от «мышления машины»? Приведите аргументы, которые бы доказывали такое отличие.
7. В чем заключаются отличия мышления человека и мышления животных? Что не позволяет мышлению животных возвыситься до уровня человеческого мышления?
8. Для представителей каких профессий наглядно-образный тип мышления является наиболее важным?
9. Какие факторы влияют на эффективность решения задачи?
10. Всегда ли мышление и речь сопутствуют друг другу? Что такое «доречевая стадия» мышления и «доинтеллектуальная стадия» речи?
11. На примере изучения школьниками одного из разделов преподаваемого вами предмета установите, как происходит у них процесс формирования понятий. Подумайте и дайте ответы на следующие вопросы:
- Какие понятия необходимо усвоить детям при изучении данного раздела?
- С чего надо начинать работу по формированию у детей понятий?
- Как организовать работу по выделению существенных признаков понятий?
- Какую роль при усвоении учениками новых понятий сыграли ранее сформированные представления и понятия? Каковы этапы усвоения новых понятий?
- Какие мыслительные операции будут способствовать усвоению школьниками изучаемых понятий?
12. Как проявляется многофункциональность речи?
13. Чем различаются речь и язык?
14. Как связаны значение и смысл слова?
15. Что такое внутренняя речь?
16. Что такое эгоцентрическая речь и какую роль она играет в развитии ребенка?
17. Каковы этапы перехода мысли в слово?
18. Что означает полное понимание речи?
19. Докажите, что речь является наиболее содержательной и результативной формой общения.
20. Раскройте смысл высказывания “Мысль никогда не равна прямому значению слов».
21. Как отражаются в речи особенности умственной и трудовой деятельности человека, специфика его профессии?


Задание 1. Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах?
1. Подойдя к трамвайной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая.
2. Придя однажды домой и заметив, что сынишка-дошкольник непривычно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил.


Задание 2. Какие индивидуальные качества мышления проявились в следующем случае?
Когда знаменитому математику Гауссу было шесть лет, он учился в школе маленького города. Однажды учитель дал следующую задачу по арифметике: «Кто из вас скорее сосчитает сумму 1+2=3=4=5=6=7=8=9=10?» Через некоторое время, когда все кругом еще считали, маленький Гаусс поднял руку и сказал: «Я решил». «Черт возьми, как ты мог решить так быстро?» - спрашивает учитель. Неизвестно в точности, что ответил тогда Гаусс, но, вероятно, он ответил следующим образом: «Если бы складывал 1+2+3+4 и т.д. - это все было бы долго и можно было бы ошибиться. Но посмотрите: 1+10-11; 2+9=11 и т.д., то есть пять пар по 11, что составляет в сумме 55».


Задание 3. Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности.
1. Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем выводы о другом (о топке печи, об аварии).
2. А.И. Куприн:
- Где Италия? - спрашивал ее Лихонин.
- Вот он. Сапог, - говорила Любка и торжествующе тыкала в Апеннинский полуостров.
- Швеция и Норвегия?
- Это собака, которая прыгает с крыши.
- Балтийское море?
- Вдова стоит на коленях.
- Черное море?
- Башмак.
- Испания?
- Толстяк в фуражке.
3. А.Н. Толстой:
- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
- Врете, ни одного...
- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
- Два.
- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, - так здорово подумал.
- Два...
- Почему?
- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом.
4. Школьникам была предложена задача: уравновесить свечу на чашке весов так, чтобы это равновесие через некоторое время само собой нарушилось. Предлагался целый ряд предметов, в том числе и коробка спичек. Дети долго и безуспешно пытались найти решение. И только подсказка учителя помогла делу.
5. В ответ на шутку друзей, заявлявших, что открытие Америки было, по сути дела, не такой уж трудной задачей, поскольку от Колумба требовалось только одно - держать курс все время на запад, он предложил им поставить яйцо на попа. Друзья взялись за дело, но, несмотря на все их усилия, яйцо неизменно валилось набок. Тогда Колумб взял яйцо, слегка расплющил с одного конца и поставил. Друзья, естественно, запротестовали, полагая, что яйцо разбивать нельзя, установив, таким образом, пределы решения проблемы, которых фактически не существовало. Но ведь они также считали безрассудством, взяв курс на запад, придерживаться его в течение всего плавания (Э. де Боно).


Задание 4. Проанализируйте данные экспериментов Ж. Пиаже
и Б. Инельдер. Выделите характеристики мышления дошкольника
на основании этих данных.
1. Ребенку показывали макет, содержащий три горы разной высоты, причем каждая из них обладала каким-либо отличительным признаком: домиком, рекой, текущей по склону, снежной вершиной. Экспериментатор давал ребенку несколько фотографий макета, на которых все три горы были сняты с различных сторон; домик, снежная вершина и река были хорошо видны на всех снимках. Ребенка просили выбрать фотографию, на которой горы были изображены так же, как он их видит. Ребенок обычно выбирал правильный снимок. Затем ему предлагали выбрать такую фотографию гор, которую видит кукла, посаженная по другую сторону макета. Кукла была без лица, чтобы ребенок не мог проследить за направлением ее взгляда. И здесь ребенок снова выбирал снимок, где макет был изображен так, как он видит его сам. И сколько бы экспериментаторы ни пересаживали куклу или ребенка, он всегда давал ошибочный ответ. Еще более яркими примерами являются факты, когда ребенок при перечислении членов своей семьи себя в их число не включает. Так, если попросить ребенка в возрасте до 5 лет нарисовать всю его семью, он вполне может «пропустить» себя, а если попросить накрыть на стол, то не поставить для себя прибор.
2. Ребенка 5 лет, у которого двое братьев и сестра, спрашивают: «Сколькоу тебя братьев?» - «Два: Миша и Коля». - «А сестер?»
- «Одна: Валя». - «Сколько братьев у Коли?» - «Один: Миша».
- «А сестер?»- «Одна: Валя». - «Сколько братьев у Миши?» - «Один: Коля». - «А сестер?»- «Одна: Валя». - «Сколько братьев у Вали?» - «Два: Миша и Коля» и т.д.
3. Пятилетним детям показывают рисунки цветов на отдельных карточках - 7 примул, 2 розы, 1 гвоздику - и спрашивают: «Все ли примулы - цветы?» - «Да». - «Все ли эти цветы - примулы?» - «Нет. Здесь еще две розы и гвоздика». - «В букете больше примул или цветов?» - «Больше примул, потому что всего три цветка». - «Но если убрать цветы, останутся примулы?» - «Нет, это тоже цветы?»- «Ну, так как же, здесь больше цветов или примул?» - «Больше примул, потому что у нас только три цветка» и т.д. Интересно, что аналогичный феномен наблюдается и у взрослых в условиях дефицита времени. Так, студентам и научным работникам предлагали набор рисунков - 2 камня, 2 ведра, 7 собак, 2 лошади - и задавали вопрос: «Чего здесь больше, живых существ или физических тел?» - «Живых существ больше».
4. В опытах ребенку давали два сосуда одинаковой формы и размера, наполненные красными и синими бусинками, и просили вынимать их одновременно обеими руками и перекладывать по одной в другие два сосуда: синие бусины - в сосуд правой рукой, красные - в сосуд левой рукой. Когда ребенок наполнял сосуды, его просили их сравнить. Ребенок был уверен, что в обоих сосудах одинаковое число бусинок. Тогда его просили синие бусины высыпать в сосуд другой формы и размера. Младшие дети, наполняя высокий и узкий сосуд до более высокого уровня, утверждали, что в нем больше бус, чем было в прежнем; наполняя низкий и широкий, считали, что их меньше. И только начиная с 7 лет начинают понимать, что перемещение никак не изменяет количества бусин. Подобных опытов Ж. Пиаже провел много: с шариками из пластилина, один из которых сплющивали в лепешку или раскатывали в колбаску; с рядами пуговиц, один из которых на глазах ребенка раздвигают, и т.д. Это находит отражение и в решении бытовых задач: дети уверены, что большие предметы всегда тяжелые, а маленькие - легкие; дети не могут понять при изменении формы предмета, что ее можно вернуть и т.д., поэтому дошкольнику еще недоступны многие фундаментальные понятия, лежащие в основе математики и физики.
5. Ребенка 7 лет спрашивают: «Живое ли солнце?» - «Да». - «Почему?»- «Оно двигается».
6. Дошкольника спрашивают: «Почему Луна не падает?» - «Потому что большая (светит)». Еще больше этот феномен заметен в экспериментах, где дошкольникам предлагалось заканчивать фразы, включающие слова «потому что...». Вот, например, как продолжают фразы пятилетние дети: «Мальчик упал, потому что его отвезли в больницу»; «Дождь идет, потому что все деревья мокрые»; «Лодка не тонет, потому что она маленькая (вариант: большая, красная)». Дети 5-6 лет на вопрос «Почему листочки в воде плавают?» отвечают: «Потому что они маленькие и легкие». На вопрос «Почему плавает пароход?» дают ответ: «Потому что он большой и тяжелый».


Задание 5. В какой из ситуаций обращение к мышлению
не требуется:
1. Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.
2. Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
3. Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
4. Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.


Задание 6. В какой из следующих ситуаций не представлена
опосредованность мышления:
1. Определив способ подключения, электромонтер стал по очереди проверять все лампочки.
2. Хотя длина бикфордова шнура не превышала 1,5 метра, сапер спокойно двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика.
3. Показания приборов свидетельствовали о том, что до ближайшего аэродрома самолету не дотянуть.
4. Придя в себя после сильного удара, Петр с сожалением отметил, что обнаруженный им несколько секунд код утерян навсегда.


Задание 7. Определите, какие виды мышления проявляются
в приведенных ниже ситуациях:
1. Написание журналистом аналитической статьи.
2. Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
3. Составление свидетелем словесного описания преступника.
4. Собирание ребенком конструктора.
5. Проектирование дизайнером интерьера помещения.
6. Составление учителем вопросов к контрольной работе.
7. Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.
8. Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
9. Составление архитектором будущего плана постройки.
10 Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.
11. Решение учебной задачи новым способом.


Задание 8. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
1. Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
2. Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
3. Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.
4. Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
5. Задание ученикам - найти сходство между предложенными чертежами.
6. В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
7. Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.
8. После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
9. Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.


Задание 9. Какая из приведенных классификаций может быть
признана правильной?
1. Часы бывают электронные, механические, настенные, напольные.
2. Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.
3. В зависимости от содержания хранящегося в памяти материала различают следующие ее виды: образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную.
4. Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.


Задание 10. Определите психологическое содержание заданных воздействий. На актуализацию каких мыслительных операций и видов мышления они направлены?
1. Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
2. Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
3. Определите, о каком животном говорится, если известны следующие признаки...
4. Из перечисленных признаков данного явления выделите наиболее существенные.
5. Сопоставьте между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.
6. Составьте предложение из заданного набора слов.
7. «Дома вам нужно написать сочинение на тему «Образ русской женщины в произведениях Н.А. Некрасова».
8. Приведите примеры на правило правописания безударных гласных в корне слова.
9. Посмотрите на рисунок, изображающий иву, и ответьте, почему люди называют ее плакучей.
10. Разрежем яблоко пополам и получим две равные половинки. На математическом языке можно записать так: 1=1/2+1/2.


Задание 11. Ниже приводятся отличительные особенности языка и речи.
Необходимо определить, какие особенности в большей степени характеризуют язык, а какие - речь:
1. Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, выражения воли, чувств.
2. Исторически сложившиеся нормы средств общения.
3. Средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества.
4. Индивидуальные особенности произношения, стиля, словаря.
5. Использование звуков, букв, морфем, слов, предложений для удовлетворения потребности общения.


Задание 12. Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Выберите особенности каждого вида речи (диалогический, монологический, письменный и внутренний).
1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика, изображение.
2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.
3. Грамматические связи выражены наиболее полно.
4. В значительной степени непроизвольная речь.
5. Речь, наиболее поддающаяся волевому контролю.
6. Заранее планируемая и программируемая речь.
7. Грамматически бессвязная форма речи.
8. Речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика.
9. Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников.
10. Фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь.
11. Речь, в которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить различных последовательных высказываниях.
12. Речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.


Задание 13. Познакомьтесь с речевыми характеристиками героев приведенных фрагментов. Что можно сказать об этих людях, анализируя их речевое поведение, и почему?
1. Речь его была неуклюжа, полна безобразных, нелепых слов, но иногда вздрагивала в интонации неведомая, намекающая на какие-то другие слова, живые, насыщенные тонким смыслом, который он выговорить не мог. (Л.Н. Толстой)
2. Не помню, что он мне говорил, но глаза и манеру говорить отметила сразу: взгляд, медленно проникающий в собеседника, речь негромкая, неторопливая... В нем много от нежелания быть как все... отсюда и непредсказуемые ответы... Манера не говорить лишнее отличает его одинаково и в жизни, и в искусстве. Он не ведет долгий доверительный разговор с приятелем из министерства культуры и поэтому в некоторых кругах имеет репутацию человека надменного....чуть старомодная речь... В стиле его поведения отсутствует характерная для нашего круга импульсивность, преувеличенность оценок, употребление словечек «гениально», «потрясающе»; ...к диалекту артистической среды совершенно не склонен...
3. Она также умела кстати прибегнуть к украшениям новейшего слога. Слова артистический, художественность, обусловливать
- так и сыпались из ее уст. (И.С. Тургенев)
4. У Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на возражения, он вас не слушает. Только что вы остановились, он начинает длинную тираду, по-видимому, имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи (М.Ю. Лермонтов).
5. Ф.М. Достоевский:
- ...Знаете ли вы, что он сегодня сделал? ...Сегодня он сожрал кусок пирога, который вы ему дали за столом, и, знаете ли, что он сказал после этого?.. Что ты сказал, когда ты сожрал свой пирог? Повтори при всех! ...Ты сказал, треснув себя по своему набитому и неприличному брюху: «натрескался пирога, как Мартын мыла»! Помилуйте, полковник, разве говорят такими фразами в образованном обществе, тем более в высшем! Сказал ты это иль нет? Говори!
- Сказал! - подтверждает Фалалей, всхлипывая.
- Ну, так скажи мне теперь: разве Мартын ест мыло? Где именно ты видел такого Мартына, который есть мыло? Говори же, дай мне понятие об этом феноменальном Мартыне! - Молчание.
- Я тебя спрашиваю, - пристает Фома, - кто именно этот Мартын? Я хочу его видеть...


Задание 14. Влияют ли голосовые характеристики говорящего на понимание слушателей? Определите для каждого случая «психологическую окраску» речевого восприятия.
Отчеканить; прошипеть; вяло пробубнить; промямлить; в голосе «металл»; канючить; заскулить; рявкнуть; «на языке - мед»; пропищать; верещать; произнести свистящим шепотом; прошепелявить; произнести слащаво-задушевно; говорить жеманно; «прорычать»; «бархатный голос»; «деревянный голос»; «сдавленный голос»; «ангельский голос»; «промяукал»; «пролаял»; «зажурчал»; «прошамкал»; заглатывать окончания; «трещит»; «щебечет»; «ворочает» слова; «цедит» сквозь зубы; «роняет» слова.

Источник: Общая психология и психология личности : учебное пособие / авт.-сост. : Е.Л. Бокуть, Е.В. Губина, О.Н. Комарова, А.Л. Рассказова ; Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт. - М. : МИТУ- МАСИ, 2020. - 760 с. - Текст : электронный.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.