Лекция «Мышление и речь»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие мышления и стадии развития мышления.
2. Функции речи и языка.
3. Основные мыслительные операции.
4. Виды мышления.

Понятие мышления и стадии развития мышления

А задумывались ли вы, сколько проблем вам приходится решать в один день? Простые задачи - что мне съесть, одеть; сложные - как успеть приготовиться к занятиям, когда ко мне приехали долгожданные родственники издалека? Решение бывает принять очень трудно, т.к. это влечет за собой серьезные последствия. Информация, получаемая из внешнего мира, позволяет человеку представлять предметы в их отсутствии, совершать мыслительные акты. Мышление отлично от ощущений и восприятия, оно соотносит данные разных ощущений, раскрывает отношения.
Мышление - это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление проходит несколько стадий своего развития.
1. Инстинктивное поведение - такое поведение, при котором восприятие признаков ситуации запускает программу сложного поведения - безусловного рефлекса. (Специальные признаки самосохранения организма: сосание, глотание, дыхание, сужение зрачка на свету, сжимание кулачка новорожденного - хватание и многое другое.).
2. Перцептивное поведение - поведение возникает при многократном повторении одной и той же ситуации, вырабатывается новый способ поведения. (Закрепляется навык, например, «рука - глаз» - вижу и пишу; чтение; ходьба; речь.).
3. Интеллектуальное поведение - для человека это основная форма сознательной деятельности, у животных в зачаточном состоянии. Здесь выделяется определенная схема действий:
1) Формируется конкретная задача;
2) Создается общая стратегия действий;
3) Вычленяется операция выполнения;
4) Возникают контрольные средства и механизмы действия, которые помогают соотносить последующие действия с исходными намерениями.
В зоопсихологии известны исследования на обезьянах, которые доказали, что им присущи некоторые зачатки неформального мышления.
Мышление может условно разделиться на формальное и неформальное или творческое, которое трудно определить, обозначить и измерять. Логическое мышление предсказуемо. По определенным признакам ситуации можно предугадать решение задачи, предсказать события. Это механическое мышление, машинное («Если то, то это; а если это, то то.»). Творческое или креативное мышление поражает своей быстротой протекания, спонтанностью, мало поддается осознанию. (Что-то происходит быстро, поняли и все, а как поняли - не знаем, как произошел процесс.).
Психолог Келлер предоставлял обезьяне возможность увидеть высоко висящий банан. Рядом бросал большой ящик, ящик маленького размера и палку. Но обезьяна повела себя нелогично. Она запрыгнула на лысую голову исследователя и сразу достала банан. Обезьяна мыслит с предметами только в ситуации наглядной, т.е. видит предметы непосредственно перед собой.
Также ведет себя и ребенок. В определенный момент времени у ребенка происходит отрыв от конкретной ситуации, у него появляется речь. Он может объяснить при помощи речи ситуацию, которой нет.
Как развивается речь?
Первый вариант речи, который существует у ребенка - это эгоцентрическая речь. Ребенок - центр вселенной. Часто говорит разные звуки и прочее вслух, о себе в третьем лице: «Саша хочет», «Маша не будет» и т.д. Здесь ребенок может смотреть на мир только с одной позиции - конкретное мышление.
Например:
- У тебя есть брат?
- Да.
- Как его зовут?
- Костя.
- А у Кости есть брат?
- Нет!
Это позиция конкретного мышления.
Ребенок играет с куклой, на его глазах куклу помещают за какой-то большой предмет и просят ребенка описать этот предмет с позиции куклы, т.е. с другой стороны. Ребенок опишет только то, что видит сам, что видит прямо перед собой.
Креативное мышление - мышление без слов. Рождается мысль, содержание, а к ней подбираем слова, чтобы выразить. Это сложный процесс.
Например, ситуация, в которой хотим что-то обозначить и не можем. Начинаем описывать «это как...» и думаем. Другие люди, что находятся рядом, пытаются нам помочь, называют синонимы, но это все словно не то. Если удается «впихнуть» мысль в слово, то мы испытываем радость. Поместили наше креативное в сознательное изложение мысли, в логичное, теперь все становится понятным. А в ситуации непонятного слишком много тревожного - это трудно переносить.
Мышление с помощью слов очень медленно, это как замедлять себе чтение, читая при этом слова вслух. Мышление позволяет человеку переходить от конкретных ситуаций и образов к абстрактным, обобщенным. Возникает понятийное мышление. Объединение групп, свойств и т.д. через систему языка может вырабатывать отвлеченные понятия и делать логические выводы, которые выходят за пределы только чувственного восприятия мира, следовательно выделяем некоторые законы, которые логичны, но прямо опыту не доступны. Это так называемое каузальное мышление, которое формируется долго. Анализируя ситуацию, выделяем причину и следствие и позже их соотносим, делаем вывод. Итак, язык - это сложившаяся система кодов. Речь - это психологический процесс формулирования и передачи мысли средствами языка. С помощью языка реализуется мышление.

Функции речи и языка

Функции речи и языка многообразны в жизни человека. Через речь, ее внешние проявления и закрепления в письменной речи, можно говорить о трансляции опыта, передачи основных идей, взглядов, теорий, этапов и механизмов развития знания человека о мире и о самом себе. Формируются исторически определенные взгляды и позиции по отношению к определенному явлению, поведению, жизни и деятельности целого народа. Речь выступает здесь не только как средство общения, но и средство мышления, через речь человек осуществляет определенные мыслительные операции.
Стоит отличать язык и речь. Если язык чаще всего един у целой общности людей, то речь индивидуальна, уникальна у каждого. В речи человека закрепляются и проявляются индивидуально-психологические черты человека.
Также важным аспектом является то, что в речи, через язык передается значение, то, что обобщенно отражает действительность, которая существует несколько вне сознания говорящего. В речи человека проявляется смысл - уникальное, личное, это то, что отражает субъективное содержание каждого человека. На одно и тоже слово у каждого свой смысл.

Основные мыслительные операции

При помощи речи в актах мышления человек совершает определенные мыслительные операции. Это анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение и конкретизация. Через эти операции человек выстраивает определенные знания о мире в систему, производит действия с предметом.
Анализ - мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. (Анализ составных частей предмета. Если человек не применяет других операций, то разложив на части, дальше не знает, что делать с предметом. Например, разобрал какой-то прибор и дальше не понимает, что делать, как починить, прибор сломан.).
Синтез - мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Это противоположность анализу. Это не просто суммирование определенных частей, признаков, особенностей предмета, а соединение их по определенному основанию, задаче и т.п. Для того, чтобы получилось нечто целое, некоторый обобщенный предмет. (Не набор металлических предметов, а машина с определенными деталями, которая способна двигаться.).
Сравнение - установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому. Можно сравнивать по одному признаку или сразу по нескольким, учитывать у разных (отличающихся) предметов одни и те же компоненты.
Абстракция - суть в том, что человек вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого предмета, отвлекается от остальных. Предметом мышления выступает какой-то признак, а не объект, конкретное что-то. Например, синий цвет успокаивающе воздействует на организм; свежий ветер, воздух - полезен человеку. Отдельный признак мыслится независимо от всех остальных. Абстрагирование выстраивается в результате анализа. А уже позже создаются абстракции: длинны, высоты, объема, количества, веса и пр.
Конкретизация осуществляется для раскрытия содержания путем возвращения от общего или абстрактного к конкретному, частному. Если что-то не понимаем целостно, понятийно, то конкретизируем единицы, рассматриваем на примере.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, стол, стул, комод, доска, диван и этажерка - это предметы мебели. Здесь обобщение и в целях экономии единиц па-
мяти, и в целях укрупнения смысловых единиц, а в мышлении главное - получение результата. (Раскрываем существенные связи предметов и на их основе этого объединяем, обобщаем предметы.).
Все мыслительные операции связаны друг с другом, часто они помогают совершать более сложные акты мыслительной деятельности - систематизацию, классификацию предметов и др.

Виды мышления

По характеру решаемых задач мышление делится на теоретическое и практическое. Часто теоретическое мышление предшествует практическому. Человек что-то осмысляет, открывает законы, закономерности, признаки. Практическое мышление - зрелая форма мышления взрослого человека. Способность ставить цели, разрабатывать стратегии и планы, реализовать проекты, часто при нехватке времени.
Распространена в психологии классификация видов мышления по содержанию решаемой задачи: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Предметно-действенное имеет своей особенностью то, что задачи решаются при прямом, реальном, физическом преобразовании ситуации. (Например, ребенок до трех лет может взаимодействовать с тем, что может увидеть, потрогать - так называемое «ручное» мышление.).
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Человек, решая задачу, оперирует образами, сравнивает, обобщает, синтезирует и др. Важно здесь представлять себе образ, воспринимать его.
Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств - используются понятия, логические конструкции, которые часто материально не существуют (стоимость, цена, долг и пр.). Человек определяет и устанавливает закономерности, предвидит развитие некоторых процессов, обобщает наглядный материал.
Если рассмотреть этапы процесса мышления, то можно обнаружить, что прежде всего в нем проявляется самостоятельность и инициативность.
Самостоятельность - умение увидеть и поставить новый вопрос, решить их особым путем.
Инициативность - постоянное стремление именно самому находить пути, способы и средства решения.
Свойства мышления, которые обнаруживаются в процессе решения задач
- это:
- широта способность охватить вопрос в целом;
- критичность - осмысление и проверка всех противоречивых и необоснованных доводов;
- гибкость - возможность действовать другим способом, не тем, что уже есть в опыте, без косных, шаблонных стереотипов. Где стереотип есть устоявшаяся модель поведения.

Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.