Мышление и речь
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Ключевые термины: мышление, виды мышления: теоретическое (понятийное и образное), практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное), логические операции мышления: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, абстракция и обобщение, конкретизация, процессы мышления: суждение, умозалючение, определение понятий, индукция, дедукция.

Мышление

Под мышлением понимают высшую форму активного отражения в сознании человека объективной реальности, которая представляет собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание человеком значимых, существенных связей и отношений предметов и явлений, прогнозирование их развития, созидание новых идей.

Мышление не может быть сведено к знанию. Взлеты человеческого разума часто наблюдаются в тех ситуациях, когда для выработки решения не хватает и необходим прорыв в неизвестное или поиск нетрадиционных путей.
Мышление не возникает стихийно, пусковым механизмом для него выступает проблемная ситуация. Простейший случай проблемной ситуации – выбор из двух или более возможностей. Еще Блаженный Августин (354 – 430 гг.) отметил, что латинское слово intellego (от которого и произошли производные слова – интеллект, интеллектуальный) переводится как «выбираю между». Преобладающее количество действий, которое человек совершает повседневно и автоматически отнюдь не сопровождаются мыслительными процессами. Только сложные, комплексные действия требуют активизации рациональной стороны сознания, выработки на основе определенных критериев оптимального решения.

 

Виды мышления:
Теоретическое
Практическое
Понятийное
Образное
Наглядно-образное
Наглядно-действенное

• Теоретическое понятийное мышление (словесно-логическое) опирается на понятия, суждения, умозаключения и др., то есть операции «в уме», протекающие без физического контакта с материальными объектами или без информации от органов чувств. Этот вид мышления, например, характерен для ученого, философа и др.
• Теоретическое образное мышление, «материалом» для которого выступают образы, извлекаемые из памяти или создаваемые воображением. Этот вид мышления, например, характерен для художника, музыканта, архитектора и др.
• Практическое наглядно-образное мышление связано с непосредственным восприятием предметов и явлений окружающей действительности. Этот вид мышления, например, характерен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
• Практическое наглядно-действенное мышление основывается на манипулирование предметами или их частями. Разновидностью является технологическое мышление, в ходе которого разрабатывается четкая последовательность операций и процессов, обеспечивающих технологический процесс. Этот вид мышления, например, характерен для ремесленника.
Основные логические операции мышления:
а) сравнение и сопоставление как непосредственно наблюдаемых феноменов, так и тех, которые сохраняются как образы памяти;
б) анализ – расчленение объекта на составляющие его структурные элементы;
в) синтез – построение целого из аналитически заданных элементов;
г) абстракция – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, частных свойств и связей;
д) обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.);
е) конкретизация – из общего выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу.
Процессы мышления: суждение (высказывание, содержащее определенную мысль), умозаключение (серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание), определение понятий, индукция (вывод частного из общего) и дедукция_ (вывод общего из частного).
Мыслительные операции и процессы получают свое выражение в языке. Представляя собой систему знаков, символов, язык является социально опосредованным средством хранения и передачи информации, инструментом управления человеческим поведением. Насколько важна роль символизации материала в мышлении можно проиллюстрировать следующим примером: чтобы научиться делению и умножению миллионных чисел в средние века необходимо было получить образование в объеме университетского курса. Проблематичность этих математических операций опосредовалась применением римских цифр. С введением арабских цифр и десятичной системы счисления резко повысилась эффективность обучения.

Речь

Коммуникативная функция языка реализуется через речь. Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей по законам конкретного языка. Различают виды речи: письменная и устная, монологическая и диалогическая, эгоцентрическая (мысли вслух).
Функции речи:
• выражает индивидуально-личностное своеобразие психологического мира человека;
• выступает носителем информации, памяти и сознания;
• является инструментом мышления;
• выступает в качестве регулятора общения (в том числе и диалога с самим собой);
• является одним из важных регуляторов поведения (других и собственного);
• средством анализа поведения других людей.
Овладение понятиями, терминами – исходный момент в мышлении, основа интеллекта. Мышление – это познание через слова, понятия, имеющие ограниченный смысл.
Формы слова: внешняя, выраженная в звуковых колебаниях (акценты, особенности произношения); внутренняя – связь представления, образа, семантического смысла с определенной звуковой формой.



Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте сущность феномена мышления.
2. Опишите основные виды мышления.
3. Опишите основные операции мышления.
4. Обоснуйте роль символизации в организации мышления.
5. Охарактеризуйте процессы мышления.
6. Покажите особенности взаимосвязи мышления и речи.
7. Охарактеризуйте функции речи.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.