Ключевые термины: мышление, виды мышления: теоретическое (понятийное и образное), практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное), логические операции мышления: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, абстракция и обобщение, конкретизация, процессы мышления: суждение, умозалючение, определение понятий, индукция, дедукция.
Мышление
Под мышлением понимают высшую форму активного отражения в сознании человека объективной реальности, которая представляет собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание человеком значимых, существенных связей и отношений предметов и явлений, прогнозирование их развития, созидание новых идей.
Мышление не может быть сведено к знанию. Взлеты человеческого разума часто наблюдаются в тех ситуациях, когда для выработки решения не хватает и необходим прорыв в неизвестное или поиск нетрадиционных путей. Мышление не возникает стихийно, пусковым механизмом для него выступает проблемная ситуация. Простейший случай проблемной ситуации – выбор из двух или более возможностей. Еще Блаженный Августин (354 – 430 гг.) отметил, что латинское слово intellego (от которого и произошли производные слова – интеллект, интеллектуальный) переводится как «выбираю между». Преобладающее количество действий, которое человек совершает повседневно и автоматически отнюдь не сопровождаются мыслительными процессами. Только сложные, комплексные действия требуют активизации рациональной стороны сознания, выработки на основе определенных критериев оптимального решения.
Виды мышления: Теоретическое Практическое Понятийное Образное Наглядно-образное Наглядно-действенное
• Теоретическое понятийное мышление (словесно-логическое) опирается на понятия, суждения, умозаключения и др., то есть операции «в уме», протекающие без физического контакта с материальными объектами или без информации от органов чувств. Этот вид мышления, например, характерен для ученого, философа и др. • Теоретическое образное мышление, «материалом» для которого выступают образы, извлекаемые из памяти или создаваемые воображением. Этот вид мышления, например, характерен для художника, музыканта, архитектора и др. • Практическое наглядно-образное мышление связано с непосредственным восприятием предметов и явлений окружающей действительности. Этот вид мышления, например, характерен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. • Практическое наглядно-действенное мышление основывается на манипулирование предметами или их частями. Разновидностью является технологическое мышление, в ходе которого разрабатывается четкая последовательность операций и процессов, обеспечивающих технологический процесс. Этот вид мышления, например, характерен для ремесленника. Основные логические операции мышления: а) сравнение и сопоставление как непосредственно наблюдаемых феноменов, так и тех, которые сохраняются как образы памяти; б) анализ – расчленение объекта на составляющие его структурные элементы; в) синтез – построение целого из аналитически заданных элементов; г) абстракция – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, частных свойств и связей; д) обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.); е) конкретизация – из общего выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу. Процессы мышления: суждение (высказывание, содержащее определенную мысль), умозаключение (серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание), определение понятий, индукция (вывод частного из общего) и дедукция_ (вывод общего из частного). Мыслительные операции и процессы получают свое выражение в языке. Представляя собой систему знаков, символов, язык является социально опосредованным средством хранения и передачи информации, инструментом управления человеческим поведением. Насколько важна роль символизации материала в мышлении можно проиллюстрировать следующим примером: чтобы научиться делению и умножению миллионных чисел в средние века необходимо было получить образование в объеме университетского курса. Проблематичность этих математических операций опосредовалась применением римских цифр. С введением арабских цифр и десятичной системы счисления резко повысилась эффективность обучения.
Речь
Коммуникативная функция языка реализуется через речь. Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей по законам конкретного языка. Различают виды речи: письменная и устная, монологическая и диалогическая, эгоцентрическая (мысли вслух). Функции речи: • выражает индивидуально-личностное своеобразие психологического мира человека; • выступает носителем информации, памяти и сознания; • является инструментом мышления; • выступает в качестве регулятора общения (в том числе и диалога с самим собой); • является одним из важных регуляторов поведения (других и собственного); • средством анализа поведения других людей. Овладение понятиями, терминами – исходный момент в мышлении, основа интеллекта. Мышление – это познание через слова, понятия, имеющие ограниченный смысл. Формы слова: внешняя, выраженная в звуковых колебаниях (акценты, особенности произношения); внутренняя – связь представления, образа, семантического смысла с определенной звуковой формой.
Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте сущность феномена мышления. 2. Опишите основные виды мышления. 3. Опишите основные операции мышления. 4. Обоснуйте роль символизации в организации мышления. 5. Охарактеризуйте процессы мышления. 6. Покажите особенности взаимосвязи мышления и речи. 7. Охарактеризуйте функции речи.
|