На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Методология и методы педагогических исследований
Методология и методы педагогических исследований
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления нужны научно-обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

Термин «методология» греческого происхождения — «учение о методе» или «теория метода». Понятие методологии является сложным и не всегда понимается однозначно. Простейшее из определений имеет двойную формулировку: методология — это учение о научном методе познания. Методология — это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Можно, в этой связи, выделить две сферы методологии: практическая деятельность и наука. Следовательно, толкование методологии можно сформулировать следующим образом: во-первых, это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; во-вторых, методология рассматривается как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

В педагогике наиболее адекватным является определение методологии как учения о принципах, формах, методах, процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний. Выделяют несколько видов методологий: общенаучная методология (например, материалистическая диалектика, теория познания, логика и др.); частно-научная (например, методология педагогики, математики и др.); предметно-математическая (методология дидактики, методология содержания образования и др.).

Объектом методологии педагогики является познание явлений обучения, воспитания и развития личности человека. Предметом — закономерности процесса формирования человека.

Выделяют четыре уровня методологии. Высший уровень — философская методология. Содержание этого уровня составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Это содержательное основание всякого методологического знания. Второй уровень — общенаучная методология. Это уровень содержательных научных концепций, воздействующих на все или на большинство научных дисциплин. Третий уровень — конкретно-научная методология, то есть совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине. Четвертый уровень — технологическая методология. Ее образуют методика и техника исследования. Разные уровни методологии тесно переплетаются между собой, и в каждом отдельном случае можно проследить их взаимодействие. Все конкретные технические приемы, методики и процедуры всегда зависят от теоретических позиций применяющих их исследователей, той научной школы, в рамках которой они были созданы. Нет ничего безусловного, идеального. К любой философской теории следует подходить критически, видеть положительные и отрицательные моменты.

Термин «метод» греческого происхождения, обозначает «дорогу за чем-либо», «путь». Понятие «научный метод» можно охарактеризовать как целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигается определенная цель, нечто познается или решается. Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности ученых. Метод представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В педагогике под научным методом понимается система основных подходов, способов исследования, отвечающих предмету и задачам педагогической науки.

Термином «методика» мы обозначаем различные конкретные формы и способы использования методов, при помощи которых осуществляется все более глубокое познание педагогических явлений и процессов.

Если рассматривать методы изучения педагогического опыта (эмпирические методы) как способ исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса, то в этом случае изучается как передовой опыт учителей, так и опыт рядовых педагогов. В этой связи используются такие методы, как наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, изучение письменных, графических, творческих работ обучающихся, педагогической документации.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Недостатком этого метода является тот факт, что на результаты исследования могут оказать влияние личностные особенности (установки, интересы, психическое состояние и т.д.) исследователя. Однако важным достоинством этого метода педагогического исследования является то, что в новорожденный и младенческий периоды развития детей он является практически единственным.

Беседа — это самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа ведется по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. В качестве недостатков беседы как метода педагогического исследования можно выделить следующие: необходим высокий уровень профессионализма психолога для проведения результативного исследования (превосходное знание всех этапов данного метода, умение находить индивидуальный подход, располагать к общению); данный метод требует много времени; при недостаточном профессионализме исследователя есть вероятность некорректных вопросов, а также нарушения объективности, что негативно сказывается на эффективности беседы, либо она может окончательно прерваться; недостаточное умение специалиста строить вербальное общение. При данном условии беседа превращается в допрос и возможность результативного взаимодействия с собеседником значительно снижается; при групповых опросах некоторые люди (например, интроверты, люди с психологическими проблемами) чувствуют себя некомфортно, так как нет конфиденциальности.

Интервьюирование — разновидность беседы, при которой исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. План анкеты — это перечень вопросов. При проведении анкетирования, интервьюирования делается вступление о цели опроса и гарантируется его анонимность. Первые вопросы должны быть интересными, следующие вопросы постепенно усложняются. Время проведения опроса 15-25 минут.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности обучающихся: письменных, графических, творческих, контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей по отдельным дисциплинам. Эти работы могут предоставить сведения об индивидуальных особенностях обучающихся, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел обучающихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников и т.д.) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент представляет собой исследовательскую деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Методы теоретического исследования — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Они делятся на индуктивные и дедуктивные. Индуктивный метод предполагает движение от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — наоборот, от общих суждений к частным выводам. Теоретические методы необходимы для определения проблем, гипотез и для оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как: составление библиографии — составление перечня источников по данной проблеме; реферирование — сжатое изложение основного содержания работ; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, содержащихся в литературном источнике [1].

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте сущность понятия «методология».

2. Раскройте сущность понятия «научный метод».

3. Раскройте сущность понятия «методика».

4. Определите уровни педагогического исследования.

5. Охарактеризуйте наблюдение как метод педагогического исследования.

6. Охарактеризуйте беседу как метод педагогического исследования.

7. Охарактеризуйте интервьюирование и анкетирование как методы педагогического исследования.

8. Охарактеризуйте изучение работ обучающихся и школьной документации как методы педагогического исследования.

9. Охарактеризуйте педагогический эксперимент как метод педагогического исследования.

10. Охарактеризуйте теоретические методы исследования и работу с литературой как методы педагогического исследования.

Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с.

Семинар Методология и методы психологического исследования

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.