На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Семинар Методология и методы психологического исследования
Семинар Методология и методы психологического исследования
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цели занятия:


1. Рассмотреть современные классификации методов психологии.
2. Раскрыть особенности наблюдения как метода психологии
3. Раскрыть отличительные особенности эксперимента как метода исследования в психологии.
4. Описать методологические принципы психологии.

Учебные вопросы:


1. Классификация методов психологии.
2. Наблюдение как метод психологии.
3. Эксперимент как метод психологии.
4. Методологические принципы психологии.


Учебно-материальное обеспечение:


— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:


Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.

Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.

Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.

Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:


При подготовке к первому вопросу важно принять во внимание, что решение различных задач в психологии невозможно без использования определенных инструментов познания. Каждая наука использует свои инструменты, которые называются методами исследования. Существует большое количество классификаций методов психологии. Необходимость в них возникает при описании отличительных особенностей каждого из методов в целях раскрытия их сущности.
Наиболее известной в отечественной психологии классификацией является классификация методов, предложенная Б. Г. Ананьевым, которая построена на основе логики проведения психологического исследования и включает все его этапы. По отношению к каждому из этапов перечислена совокупность используемых методов. В соответствии с этой классификацией выделяют следующие группы методов: методы сбора данных (эмпирические), организационные методы, методы обработки результатов, методы интерпретации результатов.
Другой удобной для знакомства с методами психологии классификацией является деление всех методов на основные и вспомогательное. Классификационным признаком выделения данных групп является их информативность.
К основным методам относят: наблюдение, интроспекция, эксперимент. К вспомогательным методам относятся: тестирование, анализ продуктов деятельности, контент-анализ, биографический метод, беседа, интервьюирование, анкетирование, моделирование, социометрия, близнецовый метод, генетический метод, сравнительный метод, лонгитюдный метод.
Выбор метода психологии при проведении исследования отражает методологические установки исследователя.
При подготовке ко второму учебному вопросу следует обратить внимание на то, что наблюдение как метод психологии может применяться как в естественных условиях, так и в специально организованных. В научной практике применяются несколько видов наблюдения, которые классифицируются по различным основаниям: в зависимости от характера взаимодействия с объектом (включенное, стороннее); в зависимости от позиции наблюдателя (открытое, скрытое); в зависимости от характера контакта (непосредственное, опосредованное); в зависимости от условий осуществления наблюдения (полевое, лабораторное); в зависимости от временной организации (сплошное, выборочное); в зависимости от упорядоченности организации наблюдения (стандартизированное, свободное).
Каждый из перечисленных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения является трудоемкой, а его результаты зависят от личности исследователя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям.
Изучая третий учебный вопрос, следует учесть, что благодаря эксперименту как методу исследования психология стала развиваться как самостоятельная наука, так как появилась возможность для преодоления субъективности в познании психических явлений.
Отличительные особенности эксперимента: экспериментатор сам может вызывать проявления изучаемого им процесса; он может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий в целях установления закономерных связей, определяющих изучаемый процесс, а также изменение количественного соотношения условий и осуществление математической обработки данных.
При подготовке четвертого учебного вопроса следует обратить внимание на содержание следующих методологических принципов психологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип системности, принцип развития, принцип психофизиологического взаимодействия, принцип интериоризации — экстериоризации. Каждый из перечисленных принципов раскрывает различные особенности функционирования и развития психики и сознания.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:

1. Анастази А. Функции и происхождение психологического тестирования.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.
3. Маклаков А. Г. Классификация методов психологии.


Вопросы для самоконтроля:


1. Перечислите классификационные основания разделения методов психологии на виды.
2. Охарактеризуйте основные методы психологи.
3. Охарактеризуйте дополнительные методы психологии.
4. Перечислите виды наблюдения как метода психологии и дайте им краткую характеристику.
5. Перечислите виды эксперимента как метода психологии и дайте им краткую характеристику.
6. Назовите методологические принципы психологии.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ


Цели занятия:

1. Закрепить знания обучающихся в области классификации методов психологии и методологических принципов психологии.
2. Расширить знания обучающихся о наблюдении как методе психологии.
3. Расширить знания обучающихся об эксперименте как методе психологии.
4. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
5. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
6. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.

Учебные вопросы:

1. Классификация методов психологии.
2. Наблюдение как метод психологии.
3. Эксперимент как метод психологии.
4. Методологические принципы психологии.

Учебно-материальное обеспечение:

— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:


Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения задании для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.

Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 2 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.

Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.
Практический материал для занятия:

Задание 4.1. Составьте сравнительную таблицу методов психологии по следующей форме:

№ п/п

Название
метода

Краткое
описание
метода

Достоинства
(преимущества)
метода

Недостатки
(ограничения)
метода

 

 

 

 

 

Задание 4.2. Приведите по одному примеру вопросов и ответов на них в закрытых анкетах, открытых анкетах, смешанных анкетах.

Задание 4.3. Сравните между собой методы анкетирование и тестирование, назовите их отличительные особенности.

Задание 4.4. Приведите примеры включенного наблюдения, невключенного наблюдения, сплошного наблюдения, выборочного наблюдения, полевого наблюдения, лабораторного наблюдения.

Задание 4.5. Выберите методы психологии, с помощью которых можно изучать особенности поведения человека.

Задание 4.6. Познакомьтесь с известными в социальной психологии экспериментами, выпишите их название, авторов и полученные результаты. Укажите трудности в организации и проведении данных экспериментов.

Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.