Цели занятия: 1. Дать общую психологическую характеристику элементам направленности личности. 2. Раскрыть основные положения теории самоактуализации личности А. Маслоу. 3. Раскрыть основные положения Я-концепция К. Роджерса. 4. Раскрыть положения о направленности личности в теории В. Франкла.
Учебные вопросы: 1. Общая характеристика направленности личности. 2. Раскрытие направленности личности в теории самоактуализации личности А. Маслоу. 3. Я-концепция К. Роджерса. 4. Направленность личности в психологической теории В. Франкла.
Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия.
Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел. Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов. Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы. Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки: При подготовке к первому учебному вопросу следует усвоить, что структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности. Первый компонент структуры личности характеризует ее направленность. Направленность личности — это система элементов, определяющих избирательное отношение человека к окружающей действительности и его активность. Она представляет собой сложную систему и включает в себя: потребности, мотивы, цели, ценностные ориентации, ценности, интересы, идеалы, убеждения, установки, мировоззрение. Каждый из элементов направленности личности имеет свою характеристику и может занимать доминирующее положение при осуществлении конкретного вида деятельности. При подготовке второго учебного вопроса следует учесть, что А. Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии. Данные принципы основываются на утверждении о том, что человек по своей природе стремится к самосовершенствованию, личностному росту, самодостаточности и творчеству. Он предлагал изучать каждого человека как нечто единое, уникальное и целостное и не сосредотачивать внимание только лишь на его отдельных реакциях и переживаниях. Все потребности человека он выстроил в виде иерархии, которая включает в себя пять основных уровней: физиологические, потребности безопасности, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации. Первые четыре уровня относятся к «дефицитарным потребностям». Их удовлетворение решает проблему нехватки чего-либо. Пятый уровень — потребность в самоактуализации — определяется как «бытийная потребность». А. Маслоу считал, что иерархия потребностей распространяется на каждого человека, а чем выше человек сможет подняться по этой лестнице, тем большую индивидуальность он продемонстрирует. Он утверждал, что, если потребности не удовлетворяются, то рост личности останавливается. Также А. Маслоу описал основные характеристики, которыми обладают самоактуализирующиеся личности. Данные характеристики необходимо проанализировать и сравнить с собственными психологическими особенностями. При изучении третьего учебного вопроса необходимо принять во внимание, что К. Роджерс имел глубочайшее чувство уважения к природе человека. Он считал, что социальное общество на протяжении своего развития обладает тенденцией двигаться в направлении социальной ответственности, независимости и творчества. Он указывал, что каждый человек имеет неограниченный потенциал для самосовершенствования, он способен полностью реализовать свой врожденный потенциал, демонстрируя настоящее психическое здоровье. Таким образом, самым важным мотивом в жизни человека является стремление сохранить и развить себя, максимально проявив те качества личности, которые дарованы природой. К. Роджерс считал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или противоречащих воздействий стремление к актуализации обязательно проявляется посредством разнообразных форм поведения. Тенденция актуализации направляет человека по пути самостоятельности и самодостаточности. В соответствии с теоретическими положениями К. Роджерса каждый человек трактует реальность в соответствии с особенностями своего субъективного восприятия, и его внутренний мир доступен для познания только ему самому. Положения о Я-концепции являются определяющими в теории личности К. Роджерса. Я-концепция отражает особенности, которые человек воспринимает как часть себя и описывает, что он собой представляет (Я-реальное). Я-концепция включает не только восприятие человеком того, какой он есть, но также и то, каким как он должен быть или хотел бы быть. Последний компонент в Я-концепции называется Я-идеальное. Он утверждал, что «Я» постоянно меняется в результате нового социального опыта, но всегда сохраняет качества целостной системы, гештальта. Поэтому, несмотря на то, что люди со временем изменяются, у них всегда сохраняется внутреннее чувство единства и представление о том, что они остаются все теми же людьми. Также он описал основные личностные характеристики, необходимые для полноценно функционирующих людей. Данные личностные характеристики необходимо проанализировать и сравнить с собственными психологическими особенностями. Изучая четвертый учебный вопрос, необходимо обратить внимание на то, что теория личности В. Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу; учение о смысле жизни; учение о свободе воли. Основное теоретическое положение учения о стремлении к смыслу заключается в том, что человек стремится обрести смысл жизни и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются безрезультативными. Стремление к смыслу рассматривается им как врожденная мотивационная тенденция, свойственная всем людям и являющаяся основной движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла является причиной ноогенных неврозов, которые скрываются не в психической, а в духовной сфере человека. В роли смысла выступают ценностные установки личности, которые закрепились вследствие обобщения обыкновенных жизненных ситуаций в ходе эволюции. Основное теоретическое положение учения о смысле жизни состоит в утверждении, что жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах и смысл жизни всегда может быть найден, а главным препятствием в поисках смысла жизни является центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя». В целях оказания людям психотерапевтической помощи В. Франкл разработал особый подход, который он назвал логотерапией. Психотерапевтический эффект логотерапии состоит в помощи человеку найти смысл жизни и тем самым избавить его от ноогенных неврозов. Основными техниками логотерапии являются дерефлексия, парадоксальная интенция и логоанализ.
Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений: 1. Джеймс У. Личность. 2. Келли А. Дж. Основные положения теории личностных конструктов. 3. Левин К. Намерение, воля и потребность. 4. Леонтьев А. Н. Деятельность и личность. 5. Леонтьев А. Н. Формирование личности. 6. Нюттен Ж. Познавательная и социальная мотивации. 7. Нюттен Ж. Процесс формирования цели. 8. Олпорт Г. Трансформация мотивов. 9. Петухов В. В. Общее представление о развитии личности. 10. Петухов В. В. Понятие личности. Функциональные различия природы и культуры. 11. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. 12. Фрейд З. Разделение психической личности. 13. Хекхаузен Х. Внутренняя и внешняя мотивации. 14. Хекхаузен Х. Классификация мотивов на основе инстинктов: Уильям Мак-Дауголл. 15. Холл К., Линдсей Г. Классификация потребностей Г. Меррея.
Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите элементы направленности личности. 2. Дайте определения отдельным элементам направленности личности. 3. Приведите примеры (из практической деятельности) каждого элемента направленности личности. 4. Опишите структуру потребностей в соответствии с теоретическими положениями А. Маслоу. 5. Назовите основные характеристики, которыми обладают самоактуализирующиеся личности. 6. Раскройте понятие «самости» или «Я-концепции», описанные К. Роджерсом. 7. Назовите основные положения Я-концепции К. Роджерса. 8. Опишите личностные характеристики, характерные для полноценно функционирующих людей, изложенные во взглядах К. Роджерса. 9. Охарактеризуйте основные положения теории личности В. Франкла.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Цели занятия: 1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования направленности личности. 2. Научить обучающихся оценивать элементы направленности личности (потребности, мотивы, ценности, ценностные ориентации, установки, убеждения, особенности мировоззрения). 3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся. 4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления. 5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала. Учебные вопросы: 1. Общая характеристика направленности личности. 2. Раскрытие направленности личности в теории самоактуализации личности А. Маслоу. 3. Я-концепция К. Роджерса. 4. Направленность личности в психологической теории В. Франкла.
Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия.
Порядок работы: Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме. Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов. Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.
Практический материал для занятия:
Задание 1. Составьте сравнительную таблицу следующих подходов к описанию особенностей личности: бихевиорального, психодинамического, социально-когнитивного, структурного. В таблице следует указать наиболее известных представителей каждого подхода и основные положения. Задание 2. Капитан внутренней службы Антонов — старший инспектор отдела кадров территориального органа МВД России. Возраст — 40 лет. Высшее образование. В органах внутренних дел с 2009 г. В решении служебных и иных вопросов не особенно инициативен, однако всегда весьма охотно поддерживает полезную инициативу и часто бывает более напорист и энергичен, чем сам автор предложения. Антонов — очень исполнительный, требовательный, даже строгий. Внешне — всегда опрятный, сосредоточенный. Принципиальный. С окружающими придерживается официальных служебных отношений. С другими сотрудниками подразделения шутит редко, молчалив. К нарушению служебной дисциплины и недобросовестным сотрудникам относится нетерпимо. Сотрудники уважают Антонова. Увлекается шахматами, однако сам играет редко. Предпочитает давать советы играющим, особенно проигрывающему (с согласия другого партнера). Получает большое удовольствие, когда игрок при его помощи выигрывает. Женат, имеет двоих детей. Пользуется репутацией примерного семьянина. Опишите психологическую структуру личности Антонова. Задание 3. Капитан полиции Русаков — старший оперуполномоченный уголовного розыска. Возраст — 27 лет. Образование высшее, юрист. В подразделении работает после окончания юридического института. Русаков инициативен, проявляет творческую смелость при принятии различных решений. Однако часто ошибается. Чувствуется недостаток опыта. Целеустремленный, темпераментный, энергичный, во всем старается разобраться, постоянно советуется с опытными сотрудниками подразделения. Легко вступает в спор со всеми, вплоть до руководителей отдела. Убеждаясь в ошибочности своих предложений, быстро от них отказывается. Русаков читает много отечественной и иностранной периодической литературы. Редко придерживается официальных отношений. Со всеми общителен, любит шутить. Хорошо знает настроение коллег, их запросы и интересы. Здоров. Увлекается спортом. Женат. Детей нет. Опишите психологическую структуру личности Русакова.
Задание 4. Решите ситуационные задачи: 1. Осужденный за карманную кражу Ильин рассказал оперативному сотруднику, что преступником он становился постепенно. В первый раз он совершил кражу из карманов верхней одежды спящего в метро человека, затем такие ситуации повторялись. Постепенно пришла уверенность в безнаказанности своих действий, так как кражи он совершал очень быстро благодаря быстрым и согласованным действиям пальцев рук. Такой согласованности в действиях раньше не было. Какое психологическое явление описано в задаче? 2. Из беседы с обвиняемым Ливуниным стало известно, что он не соблюдает законы, потому что считает их навязанными со стороны чиновников, семья для него значения не имеет, увлекается просмотром футбольных матчей по телевидению, отношение других людей к нему расценивает как враждебное, кумирами для себя считает людей, хорошо физически развитых. Какие элементы направленности личности перечислены в характеристике на Ливунина?
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с. |