На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Понятие личности в психологии. Источники активности и движущие силы развития личности
Понятие личности в психологии. Источники активности и движущие силы развития личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие и структура деятельности.
2. Освоение деятельности.
3. Основные виды деятельности.


1. Понятие и структура деятельности


Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности. В общем виде под деятельностью понимается активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью. В структуре деятельности можно выделить основные компоненты: потребности и мотивы, цель деятельности, действия и операции. Схема процесса деятельности во внешнем плане выглядит так: деятельность - действие - операция - движение. Во внутреннем плане это выглядит так: потребность - мотив - цель - задача.
Потребность - состояние зависимости личности от условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
По своему происхождению потребности бывают:
а) естественные (органические) - в них выражается зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни человека и жизни его потомства (в пище, воде, во сне, в кислороде, в защите от холода и жары и т. д.);
б) культурные - в них выражается зависимость от продуктов человеческой культуры. К ним относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения естественной потребности (например, вилка, ложка для удовлетворения потребности в пище), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми (книги, фотографии, модная одежда).
По характеру предмета потребности бывают:
а) материальные - в них выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (пища, одежда, жилище, предметы быта и т. д.);
б) духовные - в них выявляется зависимость человека от продуктов общественного сознания: потребность в общении (делится с другими своими мыслями и чувствами), потребность в познании (читать, смотреть фильмы и спектакли, слушать музыку), потребность в деятельности. Духовные потребности неразрывно связаны с материальными. Так, для удовлетворения духовных потребностей требуются материальные вещи, которые являются предметом материальных потребностей (бумага, краски, книги и т. д.).
Все виды потребностей связаны между собой. Например, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету (потребность в пище).
Побудителем к деятельности выступает мотив. Причем одна и та же деятельность может побуждаться разными мотивами, один из которых является главным - ведущим, а остальные - второстепенными. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Мотивы не всегда осознаются, но любая деятельность имеет осознаваемую цель. Цель - это то, для чего действует человек. Цель - это идеальное представление будущего результата деятельности.
Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.
Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от активности животных. Деятельность человека не обязательно связана с биологическими потребностями, не определяется только наглядными впечатлениями, формируется путем усвоения общественного опыта. Именно цель и мотив являются регулятором деятельности и организуют включенные в нее психические процессы (на что обращать внимание, что запоминать и т. д.).
Деятельность имеет сложную структуру, в ней обычно выделяют три уровня: действия, операции, психофизиологические функции.
Каждый относительно законченный элемент деятельности при достижении цели, направленный на выполнение одной промежуточной текущей задачи, называют действием. Любая деятельность состоит из серии действий. Результат каждого действия сопоставляется с моделью желаемого будущего, то есть с целью. Любое действие имеет 3 компонента: моторный (связан с функцией исполнения), сенсорный (связан с функцией контроля) и центральный (связан с функцией регулирования). Иногда одна и та же потребность может быть удовлетворена разными действиями.
Действия - это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей:
1) действия всегда включают акт сознания в виде постановки и удержания цели;
2) действия - это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием;
3) через понятие «действие» утверждается принцип активности;
4) действия могут быть внешние (предметные) и внутренние (умственные).
Предметные действия - это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять, поднять, переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д. Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.
Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.
Умственная деятельность включает:
- перцептивные действия, посредством которых формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
- мнемические действия, которые входят в состав деятельности запоминания, сохранения и припоминания какого-либо материала;
- мыслительные действия, при помощи которых происходит решение мыслительных задач;
- имажитивные (от image - образ) действия, то есть деятельность воображения в процессе творчества.
Всякая деятельность включает в себя и внутренний, и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, то есть по мере освоения той или иной деятельности внешние действия могут переходить во внутренние. Такой процесс называется интериоризация. Обратный процесс, когда в выполнении деятельности возникают какие-либо затруднения и внутренние действия переходят во внешний план, называется экстериоризацией.
Действия могут быть также произвольными (волевыми) и непроизвольными (импульсивными). Непроизвольные действия осуществляются под действием сильных, часто неожиданных раздражителей, сильных эмоций. Произвольные действия продумываются заранее и выполняются с помощью волевых усилий.
Следующий уровень структуры деятельности - операции - способы выполнения операций. Каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели.


2. Освоение деятельности


Основными формами освоения деятельности являются знания, умения и навыки.
Первое и необходимое условие освоения любой деятельности - это овладение соответствующими знаниями. Знания - это процесс отражения признаков, свойств, предметов и явлений окружающего мира. Накопление знаний - это процесс формирования понятий. Знание человека о мире возникает первоначально в виде образов ощущений и восприятия. Переработка этих чувственных знаний приводит к образованию представлений памяти. А на основе этих представлений формируются понятия.
Знания связаны с действиями, так как любое знание - это результат перевода во внутренний план внешнего практического действия. Но знание имеет значение постольку, поскольку оно может быть использовано на практике, поэтому следующей формой освоения деятельности являются умения.
Как мы отмечали выше, чтобы выполнить действие, необходимо овладеть приемами его исполнения: моторным компонентом действия (двигательное исполнение), сенсорным компонентом (выполнение действия контролируется органами чувств), центральным компонентом (приемы сознательного регулирования действия). Каждый из этих компонентов может автоматизироваться.
Навык - это автоматизация выполнения действия в результате его многократного выполнения. Выделяют три этапа формирования навыка:
1) аналитический;
2) синтетический;
3) автоматизации.
В основе формирования навыка лежат выработка и упрочнение условнорефлекторных связей в процессе упражнений. Упражнение - это многократное выполнение действий, в результате которого происходит отбор целесообразных движений и отсеивание лишних. Но, нужно отметить, что не всякое повторное выполнение действий можно назвать упражнением. Например, люди, имеющие плохой почерк, не изменят его, даже если будут писать очень много. Упражнение отличается от повторения следующими признаками:
1) человек должен постоянно удерживать в своем сознании эталон-образец;
2) человек должен оценивать результат каждого упражнения, его недостатки и достоинства.
Одни и те же навыки у одних людей вырабатываются быстрее, чем у других. Выработка навыка зависит от метода обучения, условий обучения, отношения человека к работе, педагога и т. д. При длительном отсутствии упражнений навык начинает разрушаться. Чем сложнее навык, тем чувствительнее сказывается на нем перерыв. В результате «неупражнения» может возникнуть деавтоматизация навыка (то есть вновь для совершения действия будет нужен сознательный контроль). Поэтому, люди, успех деятельности которых сильно зависит от степени автоматизации навыка (летчики, акробаты), вынуждены постоянно поддерживать свою профессиональную форму и упражняться.
Помимо навыка выделяют также еще одну разновидность автоматизированных действий - привычки. В отличие от навыка, привычка - это не просто умение совершать автоматизированно какие- то действия, привычка - это потребность совершать какое-то автоматизированное действие. Привычки возникают в определенное время и в определенных условиях. Невозможность проявить привычку вызывает отрицательные эмоции. Как и навыки, привычки бывают полезными и вредными.
Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью знаний и навыков. Оно создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях, нестандартных.


3. Основные виды деятельности

В деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность. В жизни человека присутствуют различные виды деятельности, но на каждом возрастном этапе существует вид деятельности, который оказывает наибольшее влияние на развитие психики - ведущий вид деятельности (например, для дошкольника ведущей является игровая деятельность, для младшего школьника - учебная, для подростка - общение со сверстниками и т. д.).
Деятельность - это специфически человеческая, предметно направленная активность личности. Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд. Они различаются по конечным результатам, по организации, по мотивации.
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра для ребенка - это не только реализация его активности (как это происходит у животных), но и способ познания окружающего мира, способ усвоения употребления вещей и человеческих форм поведения, отражение отношений взрослых. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, в играх развивается воображение (так как создаются воображаемые ситуации, одни предметы могут замещаться другими), мышление, воля и др. Игра, не являясь уже ведущей деятельностью, присутствует и на других этапах онтогенеза, в том числе и у взрослых.
Учение - ведущий вид деятельности младших школьников. Учение - это процесс усвоения социального опыта, основная его цель: подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Процесс направления деятельности и поведения ребенка на освоение им общественного опыта человечества называется обучением, а взятый с точки зрения его влияния на развитие личности ребенка, - это процесс воспитания.
Труд - ведущий вид деятельности взрослых. Труд - это деятельность, направленная на производство определенных общественнополезных продуктов: материальных и идеальных (продукты, одежда, мебель, энергия, наука, искусство и т. д.). В процессе труда не только рождается тот или иной продукт, но и сам человек формируется в труде (его способности, характер, воля).
Игра в жизни детей постепенно переходит в учение и, наконец, в труд. В труде по сравнению с игрой и учением изменяется цель. Если в игре действуют ради самой деятельности, а целью учения является освоение социокультурного опыта, но целью труда является выполнение работы, приносящей практический результат. Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. Все виды деятельности тесно взаимосвязаны и в той или иной мере присутствуют в жизни человека на всех возрастных этапах.


Вопросы для самопроверки
1. Что такое деятельность? Охарактеризуйте структуру деятельности.
2. Назовите основные характеристики действий. Расскажите об операциях как структурном элементе деятельности.
3. Охарактеризуйте труд как вид человеческой деятельности.
4. Что вы знаете об игре как деятельности ребенка? Какие виды игры вы знаете? Покажите на конкретных примерах функции игры в жизни людей разного возраста.
5. В чем состоит значение потребностей для живых организмов? Охарактеризуйте основные этапы формирования и развития потребностей.
6. Дайте определение понятия «мотив деятельности». Раскройте механизмы формирования мотивов. Что вы знаете о ведущих мотивах и мотивах-стимулах?


Практические задания
1. Определите, в каких ниже приведенных случаях поведение является деятельностью, а в каких - нет:
1) ребенок перекладывает игрушки с места на место;
2) пожилые люди прогуливаются на свежем воздухе;
3) человек грызет ногти в состоянии задумчивости;
4) студент пропускает утренние занятия, так как ему не хочется рано вставать;
5) школьник рисует каракули на страницах учебника;
6) ребенок катается на качелях;
7) человек разговаривает во сне;
8) врач не оказывает помощи прохожему, нуждающемуся в ней.
2. Приведите примеры ситуаций, в которых актуализируется мотивы достижения успеха и избегания неудач.
3. Перечислите внешние и внутренние мотивы, возникающие в учебной деятельности. Разработайте рекомендации по развитию познавательной мотивации учебной деятельности.
4. Проведите самодиагностику мотивации достижения с помощью методики А. Мехрабиана.
Источник: Шершнёва, Т. В. Психология: пособие для студентов специальности 1-08 01 01 Ш49 «Профессиональное обучение (по направлениям») : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2021. - Ч. 1. - 208 с. ISBN 978-985-583-401-5 (Ч. 1).

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.