Речь как психический процесс
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие о речи и ее функциях.
2. Виды речевой деятельности.

1. Понятие о речи и ее функциях


Язык - это система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Его основными функциями являются хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда) и общение.
Речь - это процесс использования языка с целью общения. Речь и язык неразрывно связаны, потому что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Эта связь выражается в том, что язык существует исторически до того времени, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать какой-либо язык в общении, он становится «мертвым» (например, латинский и эсперанто).
Функции речи:
- сигнификативная - эта функция отличает речь человека от коммуникации животных. Звуки, издаваемые животными, не обозначают объект, а выражают состояния страха, голода и т. д., из-за общности этих проявлений у всего этого вида звук становится сигналом для других об угрозе, еде и т. п. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве сигнификации;
- обобщение. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но и целую группу подобных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Функцией обобщения слово тесно связано с мышлением;
- коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми, передачу знаний, отношений, чувств. В этой функции объединены 3 стороны:
1) информационная - проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями сигнификации и обобщения. Информационная сторона предусматривает умение найти точно выражающие мысль слова, причем они должны вызывать ту же мысль у слушателя;
2) выразительная сторона связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения;
3) волеизъявление направленно на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего.
Современному состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса. У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь (существовала у людей второй межледниковой эпохи, то есть примерно около полумиллиона лет тому назад) - простейшая система передачи информации с использованием движений тела. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также ряд простейших состояний. Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, то есть превращением их в жесты. В результате усложнения трудовой деятельности у людей возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.
Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тыс. лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно - в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому стала все более возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.
Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь долго оставалась близкой по своему содержанию к кинетической. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов. Можно полагать, что первые слова заменяли целые предложения. Затем под влиянием труда происходило развитие значения слов. Слова не только приобретали более конкретное смысловое значение, дифференцировались по грамматическим формам. Это привело к формированию языка со сложной морфологией и синтаксисом.
Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа. Таким образом, возникнув при наличии более развитого, чем у животных, мозга в условиях коллективного труда, речь оказала существенное влияние не только на человеческий труд, но и на развитие самого человеческого мозга. Человеческая речь, как и мышление, является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.


2. Виды речевой деятельности


Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные характеристики. Соответственно этому выделяют различные виды речи.
Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак - доступность восприятию других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Эти два вида речи обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей и их реакцию на слова, письменная же речь обращена к отсутствующему реципиенту. Отсутствие непосредственного контакта создает определенные трудности в построении письменной речи: нельзя использовать выразительные средства речи (интонацию, жесты, мимику). Кроме того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной. Преимуществом письменной речи является то, что она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мысли, тогда как в устной речи времени на это нет.
В письменной речи закреплен весь исторический опыт человечества, и благодаря ей достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению. Исторически сформировалось множество способов графической фиксации различных единиц речи, среди которых выделяют обычно четыре основных типа:
1) пиктографическое письмо предусматривает передачу содержания целого сообщения в знаке-рисунке (наряду с его развитием существовали и другие способы: комбинации узлов и сплетений шнуров - кипу, связки раковин различной формы и цвета - вампулы и т. п.);
2) идеографическое письмо предполагает обозначение слов, понятий знаками (идеограммами), к этому типу относятся древнейшее египетское письмо, месопотамские системы клинописи и современная китайская иероглифика;
3) слоговое письмо, знаки которого обозначают отдельные слоги (например, в японском языке);
4) буквенно-звуковое письмо, в котором знаки алфавита (графемы) обозначают отдельные звуки или звуковые связки.
В зависимости от различных условий общения устная речь может быть монологической и диалогической. Диалогическая речь - это разговор двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном общении диалогическая речь обычно не планируется. Она, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же объекты и поэтому сравнительно легко понимают друг друга. Важным требованием к собеседникам является наличие умения выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, а остальные только слушают. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Основная характеристика монологической речи - ее ярко выраженная направленность к слушателям для того, чтобы достичь необходимого воздействия на них, передать им информацию, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер и требует тщательной подготовки. От говорящего требуется уметь логически последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, устанавливать контакт с аудиторией. Говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.
Характеризуя диалогическую и монологическую речь, надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. По своей внешней форме эти два вида речи могут быть похожи друг на друга. Например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалогическая речь, то есть говорящий обращается периодически или к слушателям, или к воображаемому оппоненту.
Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи - это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребенок, прежде всего, учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.
Внутренняя речь - это беззвучный речевой процесс, она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь - это словесная оболочка мышления. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме развернутых предложений, часто целые фразы во внутренней речи сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой, понятной другим, внешней речи. Внешняя речь связана с процессом общения, а внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.


Вопросы для самопроверки
1. Дайте общую характеристику речи. Расскажите об основных исторических этапах развития человеческой речи и языка.
2. Дайте характеристику речи как средства общения. В чем проявляются эмоционально-выразительные функции речи?
3. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?
4. Охарактеризуйте основные виды речи. Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека?


Практические задания
1. Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Выберите особенности каждого вида речи.
1) речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика, изображение;
2) речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения;
3) грамматические связи выражены наиболее полно;
4) в значительной степени непроизвольная речь;
5) речь, наиболее поддающаяся волевому контролю;
6) заранее планируемая и программируемая речь;
7) грамматически бессвязная форма речи;
8) речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика;
9) речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников;
10) фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь;
11) речь, в которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить различных последовательных высказываниях;
12) речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.
2. Проведите самодиагностику уровня развития языкового интеллекта с помощью теста Зиверта.

Источник: Шершнёва, Т. В. Психология: пособие для студентов специальности 1-08 01 01 Ш49 «Профессиональное обучение (по направлениям») : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2021. - Ч. 1. - 208 с. ISBN 978-985-583-401-5 (Ч. 1).

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.