Формы психологического стресса |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: изучить понятие «фрустрация», рассмотреть различные виды поведения в ситуации фрустрации, определяемые возрастными особенностями, личностными свойствами, силой фрустратора и привлекательностью цели. 1. Фрустрация как специфическое эмоциональное состояниеИзучение природы стресса и его проявлений вызывает большой интерес в научных кругах в области психологии. Много исследований посвящено проблеме изучения фрустрации, которую многие авторы (А.В Петровский, М.Г. Ярошевский, А.И. Еремеева и др.) рассматривают как частную форму психологического стресса. Состояние фрустрации возникает при невозможности реализации потребностей. В литературных источниках приводятся примеры определений понятия «фрустрация».
|
Рис. 7. Графическое изображение различных стилей поведения в конфликте
в соответствии с текстом Томаса
1. Эффективное поведение в конфликте, это 5-7 баллов по каждому из стилей поведения, предполагает умение соизмерять свои возможности с возможностями оппонента, уметь уступать.
2. Авторитарное поведение 10-12 баллов по противоборству) показывает, что индивид способен отстаивать свои собственные интересы, настроен на лучшее.
3. Уступчивое поведение (10 баллов по уступке) предполагает, что индивид старается решать мирным путем спорные вопросы, иногда даже в ущерб своим собственным интересам.
|
Противоборство |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1. |
|
|
|
А |
Б |
2. |
|
Б |
А |
|
|
3. |
А |
|
|
|
Б |
4. |
|
|
А |
|
Б |
5. |
|
А |
|
Б |
|
6. |
Б |
|
|
А |
|
7. |
|
|
Б |
А |
|
8. |
А |
Б |
|
|
|
9. |
Б |
|
|
А |
|
10. |
А |
|
Б |
|
|
11. |
|
А |
|
|
Б |
12. |
|
|
Б |
А |
|
13. |
Б |
|
А |
|
|
14. |
Б |
А |
|
|
|
15. |
|
|
|
Б |
А |
16. |
Б |
|
|
|
А |
17. |
|
|
|
Б |
А |
18. |
|
|
Б |
|
А |
19. |
|
А |
|
Б |
|
20. |
|
А |
Б |
|
|
21. |
|
Б |
|
А |
|
22. |
Б |
|
А |
|
|
23. |
|
А |
|
Б |
|
24. |
|
|
Б |
|
А |
25. |
А |
|
|
|
Б |
26. |
|
|
Б |
А |
|
27. |
|
|
|
А |
Б |
28. |
А |
Б |
|
|
|
29. |
|
|
А |
Б |
|
30. |
|
Б |
|
|
А |
Цель работы: определить достаточно ли корректное поведение у вас с окружающими и насколько комфортное общение с вами.
Подчеркните выбранный вами ответ. Суммируйте номера ответов.
1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного конфликта?
а) Всегда.
б) Иногда.
в) Никогда.
2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
а) Внутренне кипите.
б) Сохраняете полное спокойствие.
в) Теряете самообладание.
3. Каким считают вас друзья?
а) Самоуверенным и завистливым.
б) Дружелюбным.
в) Спокойным и независтливым.
4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
а) Примите ее с некоторыми опасениями.
б) Согласитесь без колебаний.
в) Откажитесь от нее ради собственного спокойствия.
5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?
а) Выдадите ему по первое число.
б) Заставите вернуть.
в) Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами вы бы встретили свою вторую половину, из-за позднего прихода домой?
а) «Что это тебя так задержало?».
б) «Где ты торчишь допоздна?».
в) «Я же волнуюсь».
7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
а) Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
б) Вам все равно.
в) Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто вас не догнал.
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
а) Сбалансированными.
б) Легкомысленными.
в) Крайне жесткими.
9. Что вы предпримите, если не все удается?
а) Пытаетесь свалить вину на другого.
б) Смиряетесь.
в) Становитесь впредь осторожнее.
10. Как вы отреагируете на сообщение о случаях распущенности среди современной молодежи?
а) «Пора бы уже запретить им такие развлечения».
б) «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».
в) «И чего мы столько с ними возимся?».
11 .Что вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?
а) «И зачем я только на это нервы тратил?»
б) «Видно, его физиономия шефу приятнее».
в) «Может быть, мне это удастся в другой раз».
12. Как вы смотрите страшный фильм?
а) Боитесь.
б) Скучаете.
в) Получаете искреннее удовольствие.
13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное мероприятие:
а) Будете нервничать во время заседания.
б) Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
в) Огорчитесь.
14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
а) Обязательно стараетесь выиграть.
б) Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
в) Очень сердитесь, если не везет.
15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?
а) Стерпите, избегая скандала.
б) Вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание.
в) Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?
а) Поговорите с учителем.
б) Устоите скандал родителям обидчика.
в) Посоветуете ребенку дать сдачи.
17. Какой, по-вашему, вы человек?
а) Средний.
б) Самоуверенный.
в) Пробивной.
18.Что вы ответите подчиненному, с которым вы столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
а) «Простите, это моя вина».
б) «Ничего пустяки».
в) «А повнимательнее вы быть не можете?».
19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
а) «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?».
б) «Надо бы ввести телесные наказания».
в) «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели».
20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочитаете?
а) Тигра или леопарда.
б) Домашнюю кошку.
в) Медведя
Интерпретация результатов:
Если в сумме получилось 36-44 балла. Вы достаточно честолюбивы, успешны в делах, самоуверенны, уровень агрессивности средний.
45 и более баллов. Для вас характерен высокий уровень агрессивности, что неблагоприятно сказывается на общении с коллегами и близкими людьми.
35 и менее баллов. Черты агрессивности для вас не характерны. Желательно проявлять больше решительности и уверенности в своих делах и поступках.
Контрольные вопросы и задания
1. Сформулируйте определение понятию «фрустрация».
2. Дайте определение понятию «состояние фрустрации».
3. Каковы основные проявления эмоционального стресса в состоянии фрустрации?
4. Каковы источники фрустрации, основанные на личностных ограничениях?
5. Каковы обычные источники фрустрации?
6. Какие факторы влияют на поведение в ситуации фрустрации?
7. Дайте характеристику основным видам фрустрационного поведения.
8. Каковы условия возникновения состояния фрустрации?
9. В чем проявляются положительные реакции на фрустрацию?
10. Каковы проявления отрицательных реакций на фрустрацию?
11 .Что такое «негативизм»?
12. Дайте определение понятию «конфликт».
13. На какие виды подразделяются личностные конфликты?
14. Назовите основные типы конфликтных личностей.
15. Каковы стратегии поведения в конфликтной ситуации?
16. Дайте характеристику методам разрешения конфликтной ситуации.
17. Каков уровень конфликтности у вас?
18. Назовите наиболее предпочтительные формы социального поведения в ситуации конфликта.
19. Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации?
20. Назовите основные особенности агрессивного поведения.
21. Каков уровень вашей агрессивности?
Контрольные тестовые задания
1. Фрустрация это:
а) временное переживание гипертрофированного страха;
б) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач;
в) психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляются возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере, в течение достаточно длительного времени;
г) сильное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
2. Источниками фрустрации являются:
а) успехи в профессиональной деятельности;
б) позитивное отношение к окружающим;
в) несостоятельность на работе;
г) адекватный самоконтроль;
д) чрезвычайное происшествие.
3. Установите соответствие между видами фрустрационного поведения и соответствующей характеристикой:
1. Двигательное возбуждение. А. Упрощение поведения, снижение
2. Апатия. конструктивности.
3. Агрессия и деструкция. Б. Поведение, которое отличается повторением
4. Стереотипия. фиксированных форм поведения.
5. Регрессия. В. Причинение вреда окружающим, проявление агрессии, нанесение ущерба.
Г. Поведение с минимальным количеством движений, с проявлением безразличия и равнодушия.
Д. Бесцельные неупорядоченные поведенческие реакции.
4. Репрессия это:
а) форма поведения при которой наблюдается блокирование или вытеснение из сознания неприятных ситуаций, вопросов, направленных на решение проблемы;
б) поведение, при котором наблюдается повторение неэффективных способов поведения;
в) форма поведения, при которой индивид старается не участвовать в решении касающейся его проблемы, проявляя апатичность.
5. Негативизм это:
а) поведение с отрицательным отношением не только к ситуации, вызывающей фрустрацию, но и к другим проблемам, имеющим какие- то черты сходства;
б) поведение, при котором наблюдается вытеснение из сознания неприятных ситуаций;
в) поведение, направленное на преодоление препятствий, мешающих достижению цели;
г) поведение, характеризующееся негативным отношением к окружающим.
6. Конфликт это:
а) проявлении агрессии, причинение вреда и нанесение ущерба;
б) противостояние людей или групп с противоположно направленными интересами, мнениями;
в) проявление бурных и неадекватных реакций.
7.Особенность группового конфликта:
а) проявление сильных эмоциональных переживаний с серьезным психологическим ущербом для его участников;
б) проявление противостояния личных интересов интересам коллектива;
в) проявление психологической несовместимости участников конфликтной ситуации, когда каждый старается навязать друг другу свою волю, мнение.
8. Установите соответствие между типами конфликтных личностей и характерными чертами:
1. Демонстративного типа.
2. Регидного типа.
3. Сверхточного типа.
4. Бесконфликтного типа.
5. Неуправляемого типа.
А. Агрессивное, вызывающее поведение, способны обвинять в своих неудачах других.
Б. Повышенная внушаемость. Важно мнение других. Стремятся к компромиссу.
В. Повышенные требования к себе и окружающим.
высокий уровень тревожности.
Г. Обладают завышенной самооценкой. болезненно реагируют на замечания, обидчивы.
Д. В ситуациях конфликтного взаимодействия чувствуют себя комфортно.
9. Как вид поведения в конфликтной ситуации компромисс это:
а) решение спорных вопросов путем сглаживания противоречий;
б) решение спорных вопросов путем открытой борьбы за свои интересы;
в) решение спорных вопросов через взаимные уступки.
10. Укажите методы разрешения конфликтной ситуации:
а) устранение причин;
б) обсуждение важной информации;
в) решение текущих проблем;
г) предъявление требований;
д) борьба;
е) консенсус.
11. Как можно охарактеризовать понятие «толерантность к фрустрации»:
а) проявление разных форм деструктивного поведения;
б) определенная пороговая величина уровня напряжения, превышение которой приводит к деструктивным эффектам фрустрации;
в) пороговая величина уровня эмоционального напряжения, возникающая в ответ на сильный раздражитель;
г) способность личности к отказу от фрустрирующих целей и выдвижению новых.
12. Укажите три стадии, которые последовательно проходит фрустрационное поведение :
а) агрессию, депрессию, апатию;
б) агрессию, апатию, депрессию;
в) агрессию, двигательное возбуждение, апатию;
г) агрессию, стереотипию, апатию.
Темы рефератов
1. Основные проявления эмоционального стресса.
2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
3. Методы разрешения конфликтной ситуации.
4. Агрессия как социально опасный вид поведения.
5. Психологическая помощь при высоком уровне конфликтности.
6. Психологическая помощь при высоком уровне агрессивности.
Источник: Бурдакова, Н. Е. Психологические основы безопасности : учеб.-практ. пособие / Н. Е. Бурдакова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. - 152 с
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |