Формы психологического стресса
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цель: изучить понятие «фрустрация», рассмотреть различные виды поведения в ситуации фрустрации, определяемые возрастными особенностями, личностными свойствами, силой фрустратора и привлекательностью цели.

1. Фрустрация как специфическое эмоциональное состояние

Изучение природы стресса и его проявлений вызывает большой интерес в научных кругах в области психологии. Много исследований посвящено проблеме изучения фрустрации, которую многие авторы (А.В Петровский, М.Г. Ярошевский, А.И. Еремеева и др.) рассматривают как частную форму психологического стресса. Состояние фрустрации возникает при невозможности реализации потребностей. В литературных источниках приводятся примеры определений понятия «фрустрация».
Фрустрация - это психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач.
Фрустрация - это состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.
Состояние фрустрации - специфическое эмоциональное состояние, которое возникает, когда на пути достижения значимой цели человек встречает субъективно непреодолимое препятствия.
Источники фрустрации, основанные на личностных ограничениях:
-физические изъяны;
-ограниченная способность к выполнению определенных задач;
-одиночество;
-вина и неадекватный самоконтроль.
Обычные источники фрустрации:
-предвзятость;
-несостоятельность на работе;
-смерть близкого человека;
-случившееся чрезвычайное происшествие и др.
Выделяются факторы, влияющие на поведение в ситуации фрустрации: возрастные особенности, личностные свойства, привлекательность цели, сила фрустратора, объем психической энергии. Показано, что в фрустрационном поведении последовательно сменяют друг друга три стадии:


Фрустрация ►АгрессияДепрессия ►Апатия


Фрустрационное поведение имеет пять основных видов.
1. Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные поведенческие реакции.
2. Апатия - такой вид поведения характеризуется минимальным количеством движений, человек в таком состоянии может просто лежать и смотреть в потолок, проявляя безразличие и равнодушие.
3. Агрессия и деструкция - причинение вреда окружающим, проявление агрессии, нанесение ущерба.
4. Стереотипия - поведение, которое отличается повторением фиксированных форм поведения.
5. Регрессия - упрощение поведения, снижение конструктивности.
Изучая формы психологического стресса, Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева к условиям возникновения состояния фрустрации относят следующие факторы:
1) наличие цели, мотива конкретного действия, определенного плана;
2) наличие сопротивления (препятствия-фрустратора): -пассивное внешнее сопротивление (наличие барьера на пути к
цели);
-активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказанием со стороны окружения);
-пассивное внутреннее сопротивление (неспособность выполнить намеченное);
-активное внутреннее сопротивление (муки совести).
Многочисленные исследования показали, что на фрустрацию человек может реагировать по-разному, проявляя положительные и отрицательные формы поведения.
Положительные реакции проявляются в преодолении препятствий, мешающих достижению цели. Показано, что многие открытия, достижения были стимулированы фрустрирующими событиями в жизни.
Отрицательные реакции проявляются в разных формах деструктивного поведения: агрессии, регрессии, фиксации, отказа, негативизма, репрессии.
Фиксация - поведение, при котором наблюдается повторение неэффективных способов поведения. Могут повторяться недейственные модели поведения.
Отказ - форма поведения, при которой индивид старается не участвовать в решении касающейся его проблемы, проявляя при этом апатичность. Это наиболее неблагоприятная форма поведения.
Репрессия - форма поведения, при которой наблюдается блокирование или вытеснение из сознания неприятных ситуаций, вопросов, направленных на решение проблемы. Для этой формы поведения подходит выражение: «проблема исчезает, если о ней не думать».
Негативизм - для этой формы поведения характерно отрицательное отношение не только к непосредственно вызывающей фрустрацию ситуации, но и к другим проблемам, имеющим какие-то черты сходства.
Очень важным показателем является толерантность к фрустрации. Это переменная величина, которая зависит от величины напряжения, типа ситуации, особенностей личности. Установлено, что превышение определенной пороговой величины уровня напряжения, может привести к деструктивным эффектам фрустрации. Сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более достижимых, характерен для личности с высоким уровнем толерантности к фрустрации.


2. Конфликт как источник стресса. Виды конфликтов


Многочисленные исследования, проведенные психологами и социолагами показали, что в основе возникновения конфликта лежит одновременное возникновение двух или нескольких несовместимых потребностей, мотивов и начинаются, как правило, помимо воли и желания их участников. В конфликтной ситуации требования одних делают невозможным удовлетворение других, что способствует возникновению стресса, интенсивность которого приводит к истощению защитных сил организма.
Конфликт- представляет собой противостояние людей (межличностные конфликты) или групп с противоположно направленными интересами, мнениями, позициями, целями, достижение которых ущемляет интересы противостоящей стороны (групповые конфликты).


Классификация личностных конфликтов на виды:
1. Внутриличностные конфликты. Внутриличностный конфликт возникает в ситуации выбора альтернативного решения из двух равных по привлекательности, но взаимоисключающих друг друга.
2. Межличностные конфликты. В основе их возникновения может лежать психологическая несовместимость участников конфликтной ситуации, когда каждый старается навязать друг другу свою волю, мнение.
3. Конфликты между личностью и группой. В данной ситуации наблюдается противопоставление личных интересов интересам коллектива. Личность должна обладать такими качествами как амбициозность, упрямство, высоким уровнем самооценки.
4. Групповые конфликты. Характерной особенностью является высокий уровень экстремальности. Причины таких конфликтов не имеют особой значимости для конфликтующих людей. Конфликтная ситуация сопровождается сильными эмоциональными переживаниями и серьезным психологическим ущербом для его участников.
Основные типы конфликтных личностей.
1. Конфликтная личность демонстративного типа. Часто становится источником конфликта, поведение эмоционально окрашенное, в ситуациях конфликтного взаимодействия чувствует себя нормально.
2. Конфликтная личность ригидного типа. Личности этого типа с большим трудом воспринимают точку зрения других, болезненно реагируют на замечания, обидчивы, обладают завышенной самооценкой.
3. Конфликтная личность сверхточного типа. Характеризуется повышенными требованиями к себе и к своей работе, обладает повышенной тревожностью, близко к сердцу воспринимает свои неудачи, высокие требования к окружающим.
4. Конфликтная личность бесконфликтного типа. Характеризуется повышенной внушаемостью, для нее важно мнение окружающих, стремится к компромиссу.
5. Конфликтная личность неуправляемого типа. Для личности этого типа характерно агрессивное, вызывающее поведение. Личности этого типа склонны обвинять других в своих неудачах и проблемах, не обладают способностью контролировать свои действия и поступки.
Разные виды поведения в конфликтной ситуации
Соперничество- противоборство, при котором идет открытая борьба за свои интересы.
Сотрудничество - деятельность, направленная на поиск решений, приемлемых для всех сторон.
Компромисс - решение спорных вопросов через взаимные уступки.
Избегание - желание выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.
Приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.
Методы разрешения конфликтной ситуации
Устранение причин - считается наиболее эффективным методом в разрешении конфликтной ситуации. Показано, что при эмоциональном конфликте первоочередное значение имеет изменение установок по отношению друг другу, а не устранение причин конфликта. Важно перестать видеть в друг друге врага, соперника.
Изменение требований - при реализации этого метода один из участников конфликта идет на изменение своих действий. Возможна и такая ситуация, когда участники одновременно идут на уступки друг другу.
Борьба - этот метод считается самым жестким в решении спорных вопросов. Ярким примером конфликтной борьбы является борьба за власть.
Компромисс и консенсус - участники конфликта признают какое- либо положение и соглашаются с ним.


Практическая работа № 1
Оценка уровня конфликтности


Цель работы: оценить уровень конфликтности с помощью теста.
Для оценки уровня конфликтности нужно выбрать по одному ответу на каждый вопрос.
1 .В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2.Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
а) нет;
б) только если имею на это веские основания;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры - моя стихия.
4.Если вам приходится стоять в очереди, и кто-то идет вперед, ваша реакция?
а) возмущаюсь в душе, но молчу;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду возмущаться;
б) молча посолю;
в) сделаю замечание.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция?
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась:
а) промолчу;
б) ограничусь замечанием;
в) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше в ней не участвовать;
б) не скрою досаду, но отнесусь с юмором;
в) проигрыш надолго испортит настроение.


Интерпретация результатов: подсчитайте количество баллов, за каждое «а» - 4 балла; «б» - 2 балла; «в» - 0 баллов.
От 22 до 32 баллов - вы тактичны и миролюбивы, легко уходите от споров и конфликтов.
От 12 до 20 баллов - вы достаточно конфликтны. Прибегаете к конфликтам, если нет другого выхода и другие средства исчерпаны.
До 10 баллов - уровень конфликтности у вас очень высокий. Очень трудно приходится тем, кто находится с вами рядом. Обязательно нужно перебороть свой неуживчивый характер.


Практическая работа № 2
Определение способов реагирования на конфликтные ситуации


Цель работы: определить с помощью теста К.Н. Томаса (1973) способы реагирования на конфликтные ситуации, склонность к соперничеству и сотрудничеству в группе.
В предлагаемом опроснике необходимо выбрать в каждой паре утверждений один из вариантов поведения, наиболее характерный для вас («а» или «б»). Поставьте знак + напротив соответствующего варианта ответа. Нужно отвечать быстро, важна ваша первая реакция.
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.


2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.


3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.


4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.


5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.


6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.


7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.


8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.


9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.


10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.


11 .а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.


12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем -то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.


13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.


14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.


15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.


16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.


17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.


18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.


19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.


20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.


21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.


22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.


23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.


24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого в необходимости компромисса.


25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.


26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.


27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.


28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.


29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.


30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.


Интерпретация результатов.


Необходимо подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом, по каждому разделу опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Например, если в первой паре утверждений выбран ответ «а» (1а), то ему присваивается 1 балл по разделу «Избегание», если утверждение «б» (1б), то - то 1 балл по разделу «Приспособление». Аналогичным образом оцениваются оставшиеся 29 пар поведенческих проявлений. После оценки всех пар, необходимо подсчитать общее количество баллов по каждому стилю поведения.


Задание 1.
С целью выявления наиболее предпочтительной формы социального поведения в ситуациях конфликта, полученные количественные оценки сравните между собой и сделайте вывод.


Задание 2.
Постройте график своего поведения в конфликтной ситуации, по аналогии с представленным (рис. 7), для этого подсчитайте сумму ответов (один ответ дает один балл) по каждому разделу (стилю) и определите собственный стиль поведения в конфликте.

поведение индивида

Рис. 7. Графическое изображение различных стилей поведения в конфликте
в соответствии с текстом Томаса


1. Эффективное поведение в конфликте, это 5-7 баллов по каждому из стилей поведения, предполагает умение соизмерять свои возможности с возможностями оппонента, уметь уступать. 
2. Авторитарное поведение 10-12 баллов по противоборству) показывает, что индивид способен отстаивать свои собственные интересы, настроен на лучшее.
3. Уступчивое поведение (10 баллов по уступке) предполагает, что индивид старается решать мирным путем спорные вопросы, иногда даже в ущерб своим собственным интересам.

Ключ опросника Томаса:

 

Противоборство

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1.

 

 

 

А

Б

2.

 

Б

А

 

 

3.

А

 

 

 

Б

4.

 

 

А

 

Б

5.

 

А

 

Б

 

6.

Б

 

 

А

 

7.

 

 

Б

А

 

8.

А

Б

 

 

 

9.

Б

 

 

А

 

10.

А

 

Б

 

 

11.

 

А

 

 

Б

12.

 

 

Б

А

 

13.

Б

 

А

 

 

14.

Б

А

 

 

 

15.

 

 

 

Б

А

16.

Б

 

 

 

А

17.

 

 

 

Б

А

18.

 

 

Б

 

А

19.

 

А

 

Б

 

20.

 

А

Б

 

 

21.

 

Б

 

А

 

22.

Б

 

А

 

 

23.

 

А

 

Б

 

24.

 

 

Б

 

А

25.

А

 

 

 

Б

26.

 

 

Б

А

 

27.

 

 

 

А

Б

28.

А

Б

 

 

 

29.

 

 

А

Б

 

30.

 

Б

 

 

А



Практическая работа № 3
Определение уровня агрессивности (Л.Ассингер)


Цель работы: определить достаточно ли корректное поведение у вас с окружающими и насколько комфортное общение с вами.
Подчеркните выбранный вами ответ. Суммируйте номера ответов.
1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного конфликта?
а) Всегда.
б) Иногда.
в) Никогда.
2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
а) Внутренне кипите.
б) Сохраняете полное спокойствие.
в) Теряете самообладание.
3. Каким считают вас друзья?
а) Самоуверенным и завистливым.
б) Дружелюбным.
в) Спокойным и независтливым.
4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
а) Примите ее с некоторыми опасениями.
б) Согласитесь без колебаний.
в) Откажитесь от нее ради собственного спокойствия.
5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?
а) Выдадите ему по первое число.
б) Заставите вернуть.
в) Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами вы бы встретили свою вторую половину, из-за позднего прихода домой?
а) «Что это тебя так задержало?».
б) «Где ты торчишь допоздна?».
в) «Я же волнуюсь».
7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
а) Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
б) Вам все равно.
в) Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто вас не догнал.
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
а) Сбалансированными.
б) Легкомысленными.
в) Крайне жесткими.
9. Что вы предпримите, если не все удается?
а) Пытаетесь свалить вину на другого.
б) Смиряетесь.
в) Становитесь впредь осторожнее.
10. Как вы отреагируете на сообщение о случаях распущенности среди современной молодежи?
а) «Пора бы уже запретить им такие развлечения».
б) «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».
в) «И чего мы столько с ними возимся?».
11 .Что вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?
а) «И зачем я только на это нервы тратил?»
б) «Видно, его физиономия шефу приятнее».
в) «Может быть, мне это удастся в другой раз».
12. Как вы смотрите страшный фильм?
а) Боитесь.
б) Скучаете.
в) Получаете искреннее удовольствие.
13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное мероприятие:
а) Будете нервничать во время заседания.
б) Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
в) Огорчитесь.
14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
а) Обязательно стараетесь выиграть.
б) Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
в) Очень сердитесь, если не везет.
15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?
а) Стерпите, избегая скандала.
б) Вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание.
в) Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?
а) Поговорите с учителем.
б) Устоите скандал родителям обидчика.
в) Посоветуете ребенку дать сдачи.
17. Какой, по-вашему, вы человек?
а) Средний.
б) Самоуверенный.
в) Пробивной.
18.Что вы ответите подчиненному, с которым вы столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
а) «Простите, это моя вина».
б) «Ничего пустяки».
в) «А повнимательнее вы быть не можете?».
19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
а) «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?».
б) «Надо бы ввести телесные наказания».
в) «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели».
20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочитаете?
а) Тигра или леопарда.
б) Домашнюю кошку.
в) Медведя


Интерпретация результатов:
Если в сумме получилось 36-44 балла. Вы достаточно честолюбивы, успешны в делах, самоуверенны, уровень агрессивности средний.
45 и более баллов. Для вас характерен высокий уровень агрессивности, что неблагоприятно сказывается на общении с коллегами и близкими людьми.
35 и менее баллов. Черты агрессивности для вас не характерны. Желательно проявлять больше решительности и уверенности в своих делах и поступках.


Контрольные вопросы и задания
1. Сформулируйте определение понятию «фрустрация».
2. Дайте определение понятию «состояние фрустрации».
3. Каковы основные проявления эмоционального стресса в состоянии фрустрации?
4. Каковы источники фрустрации, основанные на личностных ограничениях?
5. Каковы обычные источники фрустрации?
6. Какие факторы влияют на поведение в ситуации фрустрации?
7. Дайте характеристику основным видам фрустрационного поведения.
8. Каковы условия возникновения состояния фрустрации?
9. В чем проявляются положительные реакции на фрустрацию?
10. Каковы проявления отрицательных реакций на фрустрацию?
11 .Что такое «негативизм»?
12. Дайте определение понятию «конфликт».
13. На какие виды подразделяются личностные конфликты?
14. Назовите основные типы конфликтных личностей.
15. Каковы стратегии поведения в конфликтной ситуации?
16. Дайте характеристику методам разрешения конфликтной ситуации.
17. Каков уровень конфликтности у вас?
18. Назовите наиболее предпочтительные формы социального поведения в ситуации конфликта.
19. Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации?
20. Назовите основные особенности агрессивного поведения.
21. Каков уровень вашей агрессивности?


Контрольные тестовые задания
1. Фрустрация это:
а) временное переживание гипертрофированного страха;
б) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач;
в) психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляются возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере, в течение достаточно длительного времени;
г) сильное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.


2. Источниками фрустрации являются:
а) успехи в профессиональной деятельности;
б) позитивное отношение к окружающим;
в) несостоятельность на работе;
г) адекватный самоконтроль;
д) чрезвычайное происшествие.


3. Установите соответствие между видами фрустрационного поведения и соответствующей характеристикой:
1. Двигательное возбуждение. А. Упрощение поведения, снижение
2. Апатия. конструктивности.
3. Агрессия и деструкция. Б. Поведение, которое отличается повторением
4. Стереотипия. фиксированных форм поведения.
5. Регрессия. В. Причинение вреда окружающим, проявление агрессии, нанесение ущерба.
Г. Поведение с минимальным количеством движений, с проявлением безразличия и равнодушия.
Д. Бесцельные неупорядоченные поведенческие реакции.


4. Репрессия это:
а) форма поведения при которой наблюдается блокирование или вытеснение из сознания неприятных ситуаций, вопросов, направленных на решение проблемы;
б) поведение, при котором наблюдается повторение неэффективных способов поведения;
в) форма поведения, при которой индивид старается не участвовать в решении касающейся его проблемы, проявляя апатичность.


5. Негативизм это:
а) поведение с отрицательным отношением не только к ситуации, вызывающей фрустрацию, но и к другим проблемам, имеющим какие- то черты сходства;
б) поведение, при котором наблюдается вытеснение из сознания неприятных ситуаций;
в) поведение, направленное на преодоление препятствий, мешающих достижению цели;
г) поведение, характеризующееся негативным отношением к окружающим.


6. Конфликт это:
а) проявлении агрессии, причинение вреда и нанесение ущерба;
б) противостояние людей или групп с противоположно направленными интересами, мнениями;
в) проявление бурных и неадекватных реакций.


7.Особенность группового конфликта:
а) проявление сильных эмоциональных переживаний с серьезным психологическим ущербом для его участников;
б) проявление противостояния личных интересов интересам коллектива;
в) проявление психологической несовместимости участников конфликтной ситуации, когда каждый старается навязать друг другу свою волю, мнение.


8. Установите соответствие между типами конфликтных личностей и характерными чертами:
1. Демонстративного типа.
2. Регидного типа.
3. Сверхточного типа.
4. Бесконфликтного типа.
5. Неуправляемого типа.

А. Агрессивное, вызывающее поведение, способны обвинять в своих неудачах других.
Б. Повышенная внушаемость. Важно мнение других. Стремятся к компромиссу.
В. Повышенные требования к себе и окружающим.
высокий уровень тревожности.
Г. Обладают завышенной самооценкой. болезненно реагируют на замечания, обидчивы.
Д. В ситуациях конфликтного взаимодействия чувствуют себя комфортно.

9. Как вид поведения в конфликтной ситуации компромисс это:
а) решение спорных вопросов путем сглаживания противоречий;
б) решение спорных вопросов путем открытой борьбы за свои интересы;
в) решение спорных вопросов через взаимные уступки.

10. Укажите методы разрешения конфликтной ситуации:
а) устранение причин;
б) обсуждение важной информации;
в) решение текущих проблем;
г) предъявление требований;
д) борьба;
е) консенсус.

11. Как можно охарактеризовать понятие «толерантность к фрустрации»:
а) проявление разных форм деструктивного поведения;
б) определенная пороговая величина уровня напряжения, превышение которой приводит к деструктивным эффектам фрустрации;
в) пороговая величина уровня эмоционального напряжения, возникающая в ответ на сильный раздражитель;
г) способность личности к отказу от фрустрирующих целей и выдвижению новых.

12. Укажите три стадии, которые последовательно проходит фрустрационное поведение :
а) агрессию, депрессию, апатию;
б) агрессию, апатию, депрессию;
в) агрессию, двигательное возбуждение, апатию;
г) агрессию, стереотипию, апатию.


Темы рефератов
1. Основные проявления эмоционального стресса.
2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
3. Методы разрешения конфликтной ситуации.
4. Агрессия как социально опасный вид поведения.
5. Психологическая помощь при высоком уровне конфликтности.
6. Психологическая помощь при высоком уровне агрессивности.
Источник: Бурдакова, Н. Е. Психологические основы безопасности : учеб.-практ. пособие / Н. Е. Бурдакова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. - 152 с

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.