Цели занятия: 1. Обучающая: сформировать представления об основных характеристиках и феноменах познавательных психических процессов мышления и воображения, о требованиях учета закономерностей мышления и воображения в деятельности врача. 2. Развивающая: способствовать развитию и формированию общекультурных компетенций, развивать способности к применению мыслительных операций при решении профессиональных задач. 3. Воспитывающая: способствовать воспитанию морально этических качеств личности обучающегося, системы его гуманистических ценностей.
Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих общекультурных компетенций: ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу. ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать: - проявление основных закономерностей и особенностей мышления и воображения. Обучающиеся должны уметь: - раскрывать причинно-следственные связи в рассматриваемых процессах и явлениях; - анализировать различные точки зрения, вести дискуссию на актуальные темы. Обучающиеся должны владеть: - методами анализа, обобщения и эффективного восприятия информации; методами и средствами познания, обучения и самоконтроля.
Контроль исходного уровня знаний Выполните тестовые задания № 65, 67, 82, 84, 85, 91, 92, 94 (Приложение 1). Глоссарий темы: мышление, формы мышления, виды мышления, логические операции, язык, речь, воображение, виды воображения. Содержание основных понятий Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Формы мышления: - понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки объектов; - суждение - форма мысли, в которой находит место отражение связей между объектами или их свойствами; - умозаключение - шаг логического вывода, заключение из одного или более высказываний в результате которого возникает новое суждение или понятие. Виды мышления классифицируются: 1) по характеру используемых средств: - наглядное - материал для мыслительной деятельности представлен в конкретной форме; - знаковое - материал для мыслительной деятельности представлен в знаковой (символической) форме. 2) по характеру протекания познавательных процессов: - интуитивное - непосредственное усмотрение решения без осознания путей его получения; - аналитическое - понимание закономерности и принципа решения путем логических операций.
К ним относятся:
Анализ -
разложение целого на части
|
|
Синтез
соединение частей
|
Сравнение -
|
- Обобщение
|
установление сходства и различия
|
|
выделение общего и объединение
|
Конкретизация- -
|
Абстрагирование
|
выделение частных свойств
|
|
отвлечение от конктретного
|
3) по характеру выполняемых задач: - практическое - решение задач, возникающей в конкретной ситуации с ее возможностями и условиями; - теоретическое - решение задачи в общем виде, поиск закономерностей вне зависимости от требований ситуации. 4) по уровню развития: - наглядно-действенное (доминирует до 3 лет) - познание посредством манипулирования конкретными предметами в конкретной ситуации; - наглядно-образное (до 7 лет) - мышление образами, а не понятиями; - словесно-логическое - функционирует на базе знаковых средств и оперирует понятиями, логическими конструкциями, выходит за пределы ситуации. Словесно-логическое мышление является эволюционно самым новым и свойственно только человеческому мышлению Язык - система знаков и правил оперирования ими. Язык в действии - это речь. Речь - процесс общения людей посредством составляющих языка, рассматривается как особый вид деятельности, познавательный психический процесс и высшая психическая функция человека. Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). В психологии различают два основных вида речи: внешнюю (устную: диалогическую и монологическую; письменную) и внутреннюю (как фаза планирования в практической и теоретической деятельности). Внутренняя речь формируется на основе внешней. Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Мечта - вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами сострадать, сорадоваться, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Пассивное воображение - подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах: - агглютинация - «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей; - гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей; - схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко; - типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; - заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Совокупность познавательных процессов и характер их протекания определяют интеллект человека.
Контрольные вопросы: 1. Каковы этапы решения мыслительных задач? 2. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением? 3. Что такое мысленный эксперимент? 4. Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность? 5. Что такое интеллект?
Работа на занятии Задание 1. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные. 1. Мышление - процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта. 2. Мышление - это просто цепь ассоциаций, протекающих в сознании. 3. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 4. Мышление - это процесс переработки созерцания и представлений в понятия. 5. Мышление - это процесс переработки информации. 6. Мысль - это биотоки мозга. 7. История мысли - история языка.
Задание 2. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК-50 5) : Наиболее распространенное деление стилей мышления - деление на «теоретиков» (или, в близкой типологии В. Оствальда, «классиков») и «эмпириков» («романтиков»). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где - об «эмпириках». 1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа. 2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения. 3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении. 4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими. 5. Их сильная сторона — аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность. 6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами. 7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других. 8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию. 9. Слабость их — в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям. 10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.
Задание 3. Вспомните материал по теме «Воображение» и решите следующую ситуационную задачу (ОК-1): Известный советский психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены, происходящие в его теле. В специальных опытах наблюдали, как он повысить температуру правой руки на 2° и понизить температуру левой руки на 1,5°. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца («видя» себя бегущим за трамваем) или замедлял его («видя» себя спокойно лежащим в постели). Чем можно объяснить этот факт? Объясните, почему, прочитав описание того или иного заболевания, не искушенный в медицине человек воображает, что он заболел именно этой болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы.
Задание 4. Найдите решение следующим ситуационным задачам (ОК-1). Какие виды мышления «работают» при решении этих задач? 1. В книжном шкафу стоят 2 тома собрания сочинений. В 1 томе 300 страниц, во втором - 200. Книжный червь стал прогрызать книги. Прогрыз от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько всего страниц он прогрыз? 2. От города А до города Б 120 км. Из А вышел поезд по направлению к Б и шел без остановки 30 км/час. В то же самое время из Б по направлению к А вылетела ласточка со скоростью 60 км/час. Она долетела до поезда, повернула в сторону Б. Долетев до него, вновь повернула и полетела к поезду и, долетев до него, опять полетела к Б и т.д. Так она летала туда и обратно, пока поезд не прибыл в Б. Сколько километров пролетела ласточка?
Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 66, 68, 69, 76, 78, 79, 80, 81 (Приложение 1).
Основная: 1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 704с. 2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко. — Ростов- на-Дону: Феникс, 2016. — 636 с.
Дополнительная: 1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с. 2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с. 3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 4. Большой психологический словарь / Под. общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: — Санкт-Петербург.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с. 5. Платонов К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. - Москва: РИМИС, 2011. — 304 с. 6. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — Москва: Педагогическое общество России, 2006. — 276 с. 7. Общая и социальная психология / Под общ. ред. Н.Д. Твороговой. — Москва: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. — 374 с.
Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. Ч.1. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 149 с. |