На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Личностный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Личностный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Личностный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Основные аспекты (структура) личностного ресурса
Дескрипторы личностного ресурса
Все страницы

2.1. Личностный ресурс субъекта развития

Вопросы личностного ресурса, возможностей, потенциала личности активно изучаются в отечественной и зарубежной психологии еще с середины ХХ столетия. Одно из первых упоминаний личностного ресурса и жизненного потенциала встречается в работах С. Л. Рубинштейна, который при описании личности и ее сознания выделяет три основных аспекта (рис. 2.1) [2].

 

психический склад

Рис. 2.1. Структура личности по С. Л. Рубинштейну

Как отмечает К. А. Абульханова, выделяемые С. Л. Рубинштейном жизненный потенциал и ресурс личности позволяют человеку решать «сложные жизненные задачи и противоречия», что собственно делает его субъектом жизни, «который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности» [2. С. 17].


В настоящий момент накоплено достаточное количество материала по личностному ресурсу и потенциалу, в которых с разных позиций описываются данные переменные. Рассмотрим основные подходы к пониманию личностного ресурса и потенциала (рис. 2.2).


► Ресурс как адаптационные возможности человека
(Т. Л. Крюкова, С. А. Хазова, В. А. Бодров, Л. В. Куликов)


► Ресурс как успешность самореализации личности в деятельности
(В. А. Бодров, Т. Л. Крюкова, В. И. Моросанова, А. К. Оснипкий)


► Ресурс как совокупность осознаваемых возможностей (личностно-развивающее направление)
(Д. А. Леонтьев, Б. Д. Парыгин, И. В. Ткаченко)


Рис. 2.2. Подходы к изучению личностного ресурса


В современных исследованиях зачастую ресурс личности рассматривается как адаптационные возможности человека, т.е. как способность адаптироваться к различным жизненным ситуациям (в том числе и трудным) путем поиска эффективных способов их преодоления (условно этот подход можно обозначить как «адаптационный»). Это направление в рассмотрении личностного ресурса и потенциала широко представлено в исследованиях копинг-ресурсов (Р. Лазаруса и С. Фолкмана) и характеристик совладающего поведения субъекта (Т. Л. Крюкова, М. А. Сапоровская, С. А. Хазова, Е. В. Куфтяк, Е. В. Битюцкая и др.), преодоления стрессовых ситуаций (В. А. Бодров, Н. Е. Водопьянова), механизмов психической регуляции (Л. В. Куликов) и саморегуляции (В. И. Моросанова), механизмов психологической защиты (Ф. Е. Василюк, А. М. Штыпель). В данном подходе под личностным ресурсом понимают жизнеспособность человека, имеющийся у него диапазон адаптивных возможностей, способность преодолевать ранее не известные или достаточно серьезные трудности различного характера, способность адекватного реагирования на неблагоприятные факторы окружающей среды, с опорой на свои внутренние возможности (соматические и психические ресурсы) [84].
Как отмечает И. В. Ткаченко (с опорой на исследования Ф. Е. Василюка, А. Г. Маклакова, В. В. Антипова и др.), «толчком» к актуализации адаптивного ресурса личности выступает проблемная, нестандартная, трудная жизненная или экстремальная ситуация. Именно такие ситуации и раскрывают возможности человека, глубину и объем его жизненных ресурсов [83]. Отмечается, что адаптационные способности человека зависят от психологических особенностей личности [56]. В свою очередь, психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, который включает:
• нервно-психическую устойчивость, обеспечивающую толерантность к стрессу;
• самооценку личности, которая определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;
• опыт социального общения и т.п.

Все эти переменные обеспечивают успешность адаптации к трудным и экстремальным ситуациям, а также скорость восстановления психического равновесия.
Нужно подчеркнуть, что данный «адаптационный» подход с одной стороны открывает перспективы рассмотрения личностного ресурса как возможности человека к преодолению любых даже самых сложных ситуаций, однако с другой - ограничивает возможность рассмотрения ресурса с позиции саморазвития и самореализации личности.
Второе направление в исследовании личностного ресурса основывается на успешности самореализации личности в той или иной деятельности (а в некоторых исследованиях он связывается с успешностью в контексте жизни в целом) и, как правило, сводится к набору способностей и навыков, способствующих осуществлению этой деятельности и жизнедеятельности в определенных условиях: учебной и профессиональной деятельности (В. А. Бодров, Т. Л. Крюкова, В. И. Моросанова), в ситуации потери работы (А. К. Осницкий), в разных формах индивидуального кризиса занятости (А. Н. Демин), бедности (К. Муздыбаев) и т.п. В данном контексте основной акцент делается на изучение успешности личности, реализации ее ресурса, где успешность рассматривается как социально-психологическая характеристика личности, отражающая удовлетворенность процессом и результатами собственной жизни, направленность человека на успех, наличие в его жизни социально признанных достижений [85]. Успешность имеет устойчивую («ядерную») структуру, состоящую из таких качеств, как:
• умение сопоставлять свои желания со своими возможностями;
• уверенность в собственных силах, значимость и ценность доверия;
• умение сопереживать окружающим людям;
• способность оценивать и планировать результативность своей будущей деятельности, опираясь на самостоятельную оценку событий и т.п. [113].

Отмечается, что личностный ресурс способствует определенной преобразовательной активности субъекта, направляя его деятельность на значимые для него объекты, оказывая влияние на выбор приемлемых моделей поведения; при этом он трансформируется под влиянием социального опыта, представлений о себе как действующем субъекте, особенностей протекания жизнедеятельности [45, 97, 105, 106]. Успешность самореализации личности ограничивается достаточно четким семантическим пространством, включающим совокупность признаков: объективных, субъективных, экзистенциальных (рис. 2.3) [7, 108].

объективные признаки

Рис. 2.3. Признаки успешности самореализации личности (личностного ресурса)

Успешность самореализации личности (учебной, адаптационной, спортивной, социальной, профессиональной) связана со множеством переменных: мотивация, степень интеграции интеллектуального и личностного ресурсов, отношения с другими людьми, самоконтроль, познавательная активность и т.п.
Так, было обнаружено (на примере предпринимателей), что успешность личности как субъекта профессиональной деятельности зависит от ее способности к аналитической деятельности, умения давать адекват- нуюоценку условий ситуации и необходимых действий в ней, от точности понимания причин происходящего, умения планировать деятельность и разрабатывать стратегии достижения целей, а также от того, в какой мере его особенности как интеллектуальной, так и личностной сферы соответствуют выполняемой деятельности [34]. В отдельных исследованиях эмпирически доказано, что успешность учебной деятельности обеспечивается высоким уровнем познавательного развития (открытая познавательная позиция, познавательный интерес, когнитивные карты) [103], а также наличием учебной мотивации, низкой импульсивностью и тревожностью, саморегуляцией (в том числе развитым самоконтролем эмоциональных состояний).
Еще одно направление в изучении личностного ресурса, возникшее в рамках гуманистической психологии, - личностно-развивающее направление. Оно направлено на изучение тех личностных ресурсов, которые позволяют человеку не только справляться с трудными ситуациями, возникающими в различных сферах жизни и деятельности, но и одновременно идти по пути личностного развития, самосознания, приобретая новые жизненные возможности. Это направление можно считать одним из самых перспективных в силу того, что здесь раскрывается способность личности, преодолевая трудности различного генеза, становиться субъектом своей жизни, идти по пути саморазвития и самосовершенствования. Как отмечет Д. А. Леонтьев и его соавторы, проблема личностного потенциала (в рамках данного подхода чаще используется именно понятие потенциала, а не ресурса) является по сути проблемой психологических факторов и механизмов, определяющих устойчивость и эффективность личности в изменяющемся мире. По мнению авторов, личностный потенциал - это системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций в изменяющихся условиях [46]. Другими словами, личностный потенциал/ресурс - это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев, приобретать новый опыт и совершенствоваться как личность. Можно заключить, что личностный ресурс является основой субъектности и субъекта, его представлений об отношении к себе и другим и позволяет ориентироваться в различных жизненных ситуациях, осознавая и адекватно оценивая их. Соответственно под личностным ресурсом можно понимать совокупность внутренних психологических возможностей, комплекс психологических свойств, которые осознаются и используются субъектом с точки зрения принятия решения, преодоления различных ситуаций (в том числе трудных), регуляции своего по
ведения, исходя из собственных ценностей, представлений и опыта. Отталкиваясь от определения личностного ресурса и на основе теоретического анализа, можно выделить его характерные особенности:
• он осознаваем субъектом развития, что дает возможность человеку использовать свои возможности адекватно существующей ситуации;
• он «неисчерпаем», так как пополняется человеком за счет приобретения нового опыта в различных жизненных обстоятельствах;
• он представляет собой сложную многомерную систему, за счет чего он индивидуален, вариативен и отличается по степени эффективности использования отдельно взятым человеком.


Вопросы для самоконтроля
1. Кто впервые использовал понятие личностного ресурса в своих исследованиях?
2. Какие три аспекта структуры личности рассматривал С. Л. Рубинштейн?
3. Какие современные подходы к изучению личностного ресурса вы знаете?
4. Как понимается личностный ресурс в рамках адаптивного подхода?
5. Как рассматривается личностный ресурс в рамках успешности самореализации личности?
6. В чем преимущество личностно-развивающего подхода в изучении личностного ресурса?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.