На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Личностный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Личностный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Личностный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Основные аспекты (структура) личностного ресурса
Дескрипторы личностного ресурса
Все страницы

2.1. Личностный ресурс субъекта развития

Вопросы личностного ресурса, возможностей, потенциала личности активно изучаются в отечественной и зарубежной психологии еще с середины ХХ столетия. Одно из первых упоминаний личностного ресурса и жизненного потенциала встречается в работах С. Л. Рубинштейна, который при описании личности и ее сознания выделяет три основных аспекта (рис. 2.1) [2].

 

психический склад

Рис. 2.1. Структура личности по С. Л. Рубинштейну

Как отмечает К. А. Абульханова, выделяемые С. Л. Рубинштейном жизненный потенциал и ресурс личности позволяют человеку решать «сложные жизненные задачи и противоречия», что собственно делает его субъектом жизни, «который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности» [2. С. 17].


В настоящий момент накоплено достаточное количество материала по личностному ресурсу и потенциалу, в которых с разных позиций описываются данные переменные. Рассмотрим основные подходы к пониманию личностного ресурса и потенциала (рис. 2.2).


► Ресурс как адаптационные возможности человека
(Т. Л. Крюкова, С. А. Хазова, В. А. Бодров, Л. В. Куликов)


► Ресурс как успешность самореализации личности в деятельности
(В. А. Бодров, Т. Л. Крюкова, В. И. Моросанова, А. К. Оснипкий)


► Ресурс как совокупность осознаваемых возможностей (личностно-развивающее направление)
(Д. А. Леонтьев, Б. Д. Парыгин, И. В. Ткаченко)


Рис. 2.2. Подходы к изучению личностного ресурса


В современных исследованиях зачастую ресурс личности рассматривается как адаптационные возможности человека, т.е. как способность адаптироваться к различным жизненным ситуациям (в том числе и трудным) путем поиска эффективных способов их преодоления (условно этот подход можно обозначить как «адаптационный»). Это направление в рассмотрении личностного ресурса и потенциала широко представлено в исследованиях копинг-ресурсов (Р. Лазаруса и С. Фолкмана) и характеристик совладающего поведения субъекта (Т. Л. Крюкова, М. А. Сапоровская, С. А. Хазова, Е. В. Куфтяк, Е. В. Битюцкая и др.), преодоления стрессовых ситуаций (В. А. Бодров, Н. Е. Водопьянова), механизмов психической регуляции (Л. В. Куликов) и саморегуляции (В. И. Моросанова), механизмов психологической защиты (Ф. Е. Василюк, А. М. Штыпель). В данном подходе под личностным ресурсом понимают жизнеспособность человека, имеющийся у него диапазон адаптивных возможностей, способность преодолевать ранее не известные или достаточно серьезные трудности различного характера, способность адекватного реагирования на неблагоприятные факторы окружающей среды, с опорой на свои внутренние возможности (соматические и психические ресурсы) [84].
Как отмечает И. В. Ткаченко (с опорой на исследования Ф. Е. Василюка, А. Г. Маклакова, В. В. Антипова и др.), «толчком» к актуализации адаптивного ресурса личности выступает проблемная, нестандартная, трудная жизненная или экстремальная ситуация. Именно такие ситуации и раскрывают возможности человека, глубину и объем его жизненных ресурсов [83]. Отмечается, что адаптационные способности человека зависят от психологических особенностей личности [56]. В свою очередь, психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, который включает:
• нервно-психическую устойчивость, обеспечивающую толерантность к стрессу;
• самооценку личности, которая определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;
• опыт социального общения и т.п.

Все эти переменные обеспечивают успешность адаптации к трудным и экстремальным ситуациям, а также скорость восстановления психического равновесия.
Нужно подчеркнуть, что данный «адаптационный» подход с одной стороны открывает перспективы рассмотрения личностного ресурса как возможности человека к преодолению любых даже самых сложных ситуаций, однако с другой - ограничивает возможность рассмотрения ресурса с позиции саморазвития и самореализации личности.
Второе направление в исследовании личностного ресурса основывается на успешности самореализации личности в той или иной деятельности (а в некоторых исследованиях он связывается с успешностью в контексте жизни в целом) и, как правило, сводится к набору способностей и навыков, способствующих осуществлению этой деятельности и жизнедеятельности в определенных условиях: учебной и профессиональной деятельности (В. А. Бодров, Т. Л. Крюкова, В. И. Моросанова), в ситуации потери работы (А. К. Осницкий), в разных формах индивидуального кризиса занятости (А. Н. Демин), бедности (К. Муздыбаев) и т.п. В данном контексте основной акцент делается на изучение успешности личности, реализации ее ресурса, где успешность рассматривается как социально-психологическая характеристика личности, отражающая удовлетворенность процессом и результатами собственной жизни, направленность человека на успех, наличие в его жизни социально признанных достижений [85]. Успешность имеет устойчивую («ядерную») структуру, состоящую из таких качеств, как:
• умение сопоставлять свои желания со своими возможностями;
• уверенность в собственных силах, значимость и ценность доверия;
• умение сопереживать окружающим людям;
• способность оценивать и планировать результативность своей будущей деятельности, опираясь на самостоятельную оценку событий и т.п. [113].

Отмечается, что личностный ресурс способствует определенной преобразовательной активности субъекта, направляя его деятельность на значимые для него объекты, оказывая влияние на выбор приемлемых моделей поведения; при этом он трансформируется под влиянием социального опыта, представлений о себе как действующем субъекте, особенностей протекания жизнедеятельности [45, 97, 105, 106]. Успешность самореализации личности ограничивается достаточно четким семантическим пространством, включающим совокупность признаков: объективных, субъективных, экзистенциальных (рис. 2.3) [7, 108].

объективные признаки

Рис. 2.3. Признаки успешности самореализации личности (личностного ресурса)

Успешность самореализации личности (учебной, адаптационной, спортивной, социальной, профессиональной) связана со множеством переменных: мотивация, степень интеграции интеллектуального и личностного ресурсов, отношения с другими людьми, самоконтроль, познавательная активность и т.п.
Так, было обнаружено (на примере предпринимателей), что успешность личности как субъекта профессиональной деятельности зависит от ее способности к аналитической деятельности, умения давать адекват- нуюоценку условий ситуации и необходимых действий в ней, от точности понимания причин происходящего, умения планировать деятельность и разрабатывать стратегии достижения целей, а также от того, в какой мере его особенности как интеллектуальной, так и личностной сферы соответствуют выполняемой деятельности [34]. В отдельных исследованиях эмпирически доказано, что успешность учебной деятельности обеспечивается высоким уровнем познавательного развития (открытая познавательная позиция, познавательный интерес, когнитивные карты) [103], а также наличием учебной мотивации, низкой импульсивностью и тревожностью, саморегуляцией (в том числе развитым самоконтролем эмоциональных состояний).
Еще одно направление в изучении личностного ресурса, возникшее в рамках гуманистической психологии, - личностно-развивающее направление. Оно направлено на изучение тех личностных ресурсов, которые позволяют человеку не только справляться с трудными ситуациями, возникающими в различных сферах жизни и деятельности, но и одновременно идти по пути личностного развития, самосознания, приобретая новые жизненные возможности. Это направление можно считать одним из самых перспективных в силу того, что здесь раскрывается способность личности, преодолевая трудности различного генеза, становиться субъектом своей жизни, идти по пути саморазвития и самосовершенствования. Как отмечет Д. А. Леонтьев и его соавторы, проблема личностного потенциала (в рамках данного подхода чаще используется именно понятие потенциала, а не ресурса) является по сути проблемой психологических факторов и механизмов, определяющих устойчивость и эффективность личности в изменяющемся мире. По мнению авторов, личностный потенциал - это системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций в изменяющихся условиях [46]. Другими словами, личностный потенциал/ресурс - это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев, приобретать новый опыт и совершенствоваться как личность. Можно заключить, что личностный ресурс является основой субъектности и субъекта, его представлений об отношении к себе и другим и позволяет ориентироваться в различных жизненных ситуациях, осознавая и адекватно оценивая их. Соответственно под личностным ресурсом можно понимать совокупность внутренних психологических возможностей, комплекс психологических свойств, которые осознаются и используются субъектом с точки зрения принятия решения, преодоления различных ситуаций (в том числе трудных), регуляции своего по
ведения, исходя из собственных ценностей, представлений и опыта. Отталкиваясь от определения личностного ресурса и на основе теоретического анализа, можно выделить его характерные особенности:
• он осознаваем субъектом развития, что дает возможность человеку использовать свои возможности адекватно существующей ситуации;
• он «неисчерпаем», так как пополняется человеком за счет приобретения нового опыта в различных жизненных обстоятельствах;
• он представляет собой сложную многомерную систему, за счет чего он индивидуален, вариативен и отличается по степени эффективности использования отдельно взятым человеком.


Вопросы для самоконтроля
1. Кто впервые использовал понятие личностного ресурса в своих исследованиях?
2. Какие три аспекта структуры личности рассматривал С. Л. Рубинштейн?
3. Какие современные подходы к изучению личностного ресурса вы знаете?
4. Как понимается личностный ресурс в рамках адаптивного подхода?
5. Как рассматривается личностный ресурс в рамках успешности самореализации личности?
6. В чем преимущество личностно-развивающего подхода в изучении личностного ресурса?

 


 


2.2. Основные аспекты (структура) личностного ресурса


Понятие личностного ресурса важно изучать в совокупности различных взглядов на его природу и предназначение. В связи с этим личностный ресурс (ЛР) целесообразно рассматривать посредством выделения трех его аспектов: диспозиционного, динамического и регулятивного (рис. 2.4).


1. Диспозиционный аспект личностного ресурса
Исходя из понимания диспозиций (В. А. Ядов), которые представляют собой состояние предрасположенности или готовности человека к восприятию условий окружающей действительности (деятельности, ситуаций и т.п.), его поведенческой готовности, направляющей деятельность, можно говорить о разных элементах (составляющих) этих диспозиций. Соответственно, рассматривая личностный ресурс с точки зрения его диспо- зиционного аспекта, возникает необходимость выделения таких его составляющих, как убеждения (в том числе базовые убеждения), социальные установки, смысл жизни, ценностные ориентации субъекта.


► Диспозиционный аспектличностногоресурса

► Динамический аспект личностного ресурса

► Регулятивный аспект личностного ресурса (аспект результативности)

Рис. 2.4. Основные аспекты личностного ресурса

Категория убеждений в психологии представлена довольно широким кругом понятий. Зачастую убеждения описываются как совокупность представлений, знаний, идей, ставших мотивами поведения человека и определяющих его отношение к разным сферам жизнедеятельности, таким как компонент мировоззрения личности (А. А. Нестерова, В. Э. Чуднов- ский). Убеждения (С. Эпштейн) представляют собой иерархически организованные когнитивно-эмоциональные имплицитные мнения, суждения, знания индивида, посредством которых им (индивидом) воспринимаются события окружающего мира и в соответствии с которыми формируется его поведение [67].
Базовые убеждения (данное понятие представлено в рамках когнитивной концепции базовых убеждений личности R. Janoff-Bulman) составляют ядро субъективного мира человека и, обеспечивая психологическую безопасность человека, включают три основные категории: веру в то, что в мире больше добра, чем зла; убеждение в том, что мир полон смысла; убеждение в ценности собственного «Я». Базовые убеждения, являясь частью глобальных, устойчивых представлений индивида о мире и о себе, являясь основой мировоззрения личности, оказывают влияние на мышление, эмоциональные состояния (выступают основанием позитивных или негативных переживаний) и поведение человека [35]. 
Рассматривая диспозиционный аспект личностного ресурса, важно рассмотреть понятие установки, а точнее, социальной установки (атти- тюда). Социальная установка во многом объясняет социальное поведение человека: как он воспринимает окружающую его действительность, почему он определенным образом поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом при этом руководствуется, что лежит в основе выбора им способа действий в заданных обстоятельствах и т.д. Под социальной установкой, как правило, понимается готовность, предрасположенность субъекта, в соответствии с которой его мысли и чувства организованы с учетом социального объекта, что обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания его деятельности по отношению к данному объекту [13].
Еще одной переменной, отражающей диспозиционный аспект личностного ресурса, является категория смысла жизни. Смысл определяется и как субъективная значимость объектов и явлений действительности, проявляющаяся в эмоциональной окраске образов восприятия и представлений этих объектов и явлений; в понимании (интерпретации) субъектом их роли и места в своей жизнедеятельности. Смысл отражает реальные отношения субъекта с миром, выполняет ориентирующую функцию и способствует организации внутреннего мира субъекта [47, 49]. С помощью смысла субъект интерпретирует или реконструирует ситуацию, определяет ее полезность для удовлетворения собственных потребностей. Только осмысленность, осознание наличной ситуации, понимание происходящих изменений позволяет субъекту выбирать точную, адекватную «меру соответствия» своих возможностей существующим жизненным обстоятельствам [100].
Смысложизненные ориентации выполняют две важнейшие функции в психической деятельности субъекта (рис. 2.5).

► Предвосхищение результата, создание образа будущего

► Оценка и регуляция деятельности с точки зрения ее успешности

Рис. 2.5. Функции смысложизненных ориентаций


Предвосхищение результата: смысловые образования являются основой создания образа будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает из наличной ситуации. Смысловые образования исполняют роль (следуя терминологии П. К. Анохина) «акцептора результата действия», когда будущее выступает детерминантом настоящего субъекта. 
Оценка и регуляция деятельности: смысловые образования в форме их осознания (личностных ценностей) становятся для человека той «внеситуативной» опорой (особый, относительно самостоятельный психологический план, прямо не охваченный непосредственным ходом событий), которая позволяет оценивать и регулировать деятельность человека с точки зрения ее успешности в достижении тех или иных целей.
Со смыслом жизни самым тесным образом связано понятие ценностных ориентаций. Ценностные ориентации личности выполняют, как правило, две функции [81] (рис. 2.6).

► Контроль регуляции побуждения активности человека

► Источник жизненных целей, выражение значимого и важного, обладающего личностным смыслом

Рис. 2.6. Функции ценностных регуляций

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный характер. Ценности человека являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [49]. Ценностно-смысловые ориентации оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности личности, ее отношение к миру, к другим и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь и др.).
Таким образом, под диспозиционным аспектом личностного ресурса можно понимать совокупность базовых убеждений, аттитюдов, ценностно-смысловых ориентаций и пр., которые являются дескрипторами личностного ресурса человека. Они во многом определяют отношение человека к миру, себе и другим, обуславливают активность субъекта, осмысленность жизни.


2. Динамический аспект личностного ресурса

Он проявляется в личностном развитии, направленности на личностный рост, в «преодолении личностью самой себя» (по Д. А. Леонтьеву), в активности, в целях и устремлениях, в мотивации личности и ее самоактуализации. Рассмотрим основные переменные, входящие в динамический аспект ЛР [46].
Личностный рост - это сложный многоаспектный процесс, который всегда имеет индивидуально-своеобразную траекторию [15] в зависимости от особенностей человека. В процессе личностного роста происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Основная суть этих изменений состоит в том, что человек становится более открытым для новой внешней информации и одновременно лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Человек становится «зрелой системой», которая оценивает свои возможности, несет ответственность за то, что с ней происходит, планирует свою жизнь.
К факторам, обусловливающим личностное развитие (саморазвитие), личностный рост, относят факторы объективного (внешние) и субъективного (внутренние) характера (рис. 2.7).


Критериями, по которым можно судить о личностном росте и развитии, выступают соответственно:

• интраперсональные критерии (принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность, динамичность;
• интерперсональные критерии (принятие и понимание других, со- циализированность, творческая адаптивность).

► Объективные факторы
• макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле


► Субъективные факторы
• собственная активность личности, интересы, мотивы, способности, знания и опыт, уровень притязаний, рефлексия и т.п.

Рис. 2.7. Факторы личностного роста

Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. В контексте личностного ресурса активность понимается как присущий личности способ объективации, самовыражения (и в деятельности, и в общении, и в жизненном пути в целом), в соответствии с ее высшими потребностями [1]. Активность как психологическая категория подразумевает проявление ее (скрыто или явно) в пространстве как самого человека, так и в пространстве, окружающем человека. В последнем случае речь идет о социальной активности человека. Социальная активность - это способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни. Под социальной активностью можно понимать сознательную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную как на преобразование объективных социальных условий, так и на формирование социальных качеств собственной личности (активной жизненной, познавательной позиции).
Цели и устремления личности. Жизненные цели формируются человеком самостоятельно на основе осмысления всей предшествующей жизни и деятельности. В ходе постановки цели идет соотношение интенций лич-
ности (формирующихся на основе жизненных обстоятельств), ее проекции в будущее и неопределенности, связанной с невозможностью предугадать пока еще отсутствующие (будущие) обстоятельства и условия ее реализации [3]. По сути, можно говорить и о том, что цель - это осознание объективной возможности деятельности и ее предполагаемых результатов. От того, какими свойствами будет наделена цель человека, будет зависеть динамика и характер развития личности [58] (рис. 2.8).


► Глубина

• степень влияния цели на разные сферы жизни личности

► Согласованность
• степень взаимосвязи и влияния на другие цели

► Пластичность
• степень изменчивости цели с учетом временных условий и обстоятельств

► Корректность
• согласованность между стратегическими целями-ценностями и тактическими целями

►Индивидуальность
• цели каждого обусловлены специфическими индивидуальными ценностями и смыслами


Рис. 2.8. Свойства целей личности

Устремления, в свою очередь, направляют поведение человека (они представлены, как правило, в абстрактных понятиях: «Быть в мире с собой», «Быть в единстве со вселенной» и т.п.) и объединяют множество целей.
Мотивация как процесс побуждения, задающий направленность поведения, активности личности, имеет множество разновидностей. Так, выделяют внутреннюю и внешнюю, положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую мотивацию. Кроме того, было выявлено, что существует несколько основных мотивационных систем, таких как мотивация власти, аффилиации, мотивация избегания и достижения [55]. Согласно результатам многих исследований, преобладающая мотивация связана с некоторыми личностными и социально-психологическими особенностями человека. Например, люди с высокой мотивацией достижения, в отличие от людей с низкой мотивацией достижения или склонных к мотивации избегания неудач, стремятся к самосовершенствованию, целеустремленны, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени [16].
Самоактуализация понимается как реализация потенциальных возможностей, способностей человека, как познание и приятие своей собственной природы, как стремление к интеграции и целостности личности (А. Мас- лоу, К. Роджерс, Г. В. Олпорт). Самоактуализирующиеся люди характеризуются более эффективным восприятием реальности, принятием себя и других, центрированностью на задаче (чувство долга, призвание), независимостью, креативностью, глубокими межличностными отношениями и т.п.
Таким образом, обобщая описание динамического аспекта, можно заключить, что его важнейшими переменными являются личностный рост, активность, цели и устремления, мотивация, самоактуализация, которые выступают дескрипторами личностного ресурса. Эти составляющие личностного ресурса отражают способность человека к гибкости, «изменчивости», в соответствии с условиями внешней среды, что позволяет преодолевать различные, в том числе и трудные ситуации; избегать стагнации и регресса, что способствует самосовершенствованию личности.

3. Регулятивный аспект личностного ресурса

Этот аспект отражает «эффективность» личности,  ее «результативность» в изменяющемся мире, в том числе устойчивость личности, что отражает возможность адаптации личности к заданным обстоятельствам и преодоление их.
Рассматривая личностный ресурс как отражение адаптивности, эффективности и результативности личности, его можно считать, по сути, источником предсказания (причем вероятностного), определяющего возможность субъекта вести себя (адекватно/неадекватно, конструктивно/некон- структивно) в соответствии с условиями какой-либо сложившейся ситуации. Ресурс предполагает не только и не столько возможность развития личности, но и характеристику субъекта, проявляющуюся в процессе его адаптации к взаимодействию с миром. Максимально близким по смысловому значению к такому пониманию личностного ресурса (по мнению Д. А. Леонтьева) является понятие «жизнестойкость» (hardiness), введенное С. Мадди.
Жизнестойкость понимается как «система установок или убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию - установки на включенность в противовес отчуждению и изоляции, установки на контроль за событиями в противовес чувству бессилия и установки на принятие вызова и риска в противовес стремлению к безопасности и минимизации напряжений» (С. Мадди) [46. С. 57]. Соответственно, жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром и включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска (рис. 2.9) [48. С. 5].

Вовлеченность

 


• уверенность в том, что включенность в жизненный процесс, в происходящее дает максимальные шансы для реализации личности; вовлеченность предполагает получение удовольствия от собственной деятельности

 

Контроль

 

• убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован; человек с развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает свой путь, свою деятельность

 

Принятие риска

 

• убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного


Одной из особенностей жизнестойкости является тот факт, что жизнестойкий человек способен даже в сложных условиях, в условиях стресса находить и использовать новые возможности, которые будут обеспечивать его продвижение к намеченным целям, способствовать личностному развитию, за счет полученного опыта. Жизнестойкость способствует саморегуляции деятельности, ее эффективности даже в тех условиях, когда стрессовые события сменяются длительным ожиданием и периодами монотонной деятельности [14].
Совладающее поведение или копинг-поведение рассматривается в современной психологии как способ взаимодействия человека с ситуацией, причем способ индивидуализированный и специфический, который зависит от психологических особенностей и возможностей человека. Совладающее поведение включает когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии преодоления специфических условий и требований ситуации, которые характеризуются высокой динамичностью и вызывают напряжение за счет превышения ресурсов человека по их преодолению. Копинг-страте- гии являются важным индикатором психосоциального функционирования человека, при этом использование неадаптивных копинг-стратегий может служить предиктором возникновения отклоняющегося поведения, эмоциональных трудностей и депрессивных расстройств, негативного самоотношения (и наоборот: различного рода расстройства и отклонения могут приводить к выбору неадаптивных копинг-стратегий).
Для выделения разновидностей копинг-стратегий используются различные основания. Традиционно выделяют конструктивные и неконструктивные копинг-стратегии [44] (рис. 2.10).

Конструктивные стратегии

• обращение за помощью к другим людям, достижение цели своими силами, тщательное осмысление проблемы и возможных путей ее решения, переоценку проблемной ситуации, изменения в самом себе

Неонструктивные стратегии

• различные способы психологической защиты вплоть до полного вытеснения проблемы, импульсивное поведение, пассивность и избегание, эмоциональные срывы, агрессивные реакции, экстравагантные поступки и т.п.

Рис. 2.10. Виды копинг-стратегий

Саморегуляция личности. В широком смысле слова саморегуляция представляет собой системный процесс, который обеспечивает адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности на любом из ее
уровней [63]. Саморегуляция может рассматриваться в контексте волевой сферы, произвольности, осознанности в ряду таких понятий, как самоуправление, самоорганизация, саморегулирование и т.д. Можно сказать, что саморегуляция приобретает волевой характер, когда достижение поставленной цели требует от человека повышения собственной конструктивной активности, приложения дополнительных сил для преодоления возникших трудностей [60].
Таким образом, анализ особенностей личностного ресурса с позиций результативности и эффективности открывает возможность рассмотрения его как отражение возможности субъекта преодолевать различные ситуации, с одной стороны, и обладать (потенциально и актуально) высокой адаптивностью, с другой.

Вопросы для самоконтроля
1. Какие аспекты личностного ресурса вы знаете?
2. Что понимается под диспозиционным аспектом личностного ресурса?
3. Какие переменные входят в диспозиционный аспект личностного ресурса?
4. Что представляют смыслы и ценностные ориентации человека, как они связаны между собой?
5. В чем состоят особенности динамического аспекта личностного ресурса?
6. Какие переменные входят в динамический аспект личностного ресурса?
7. Какие переменные входят в состав регулятивного аспекта?

 


 


2.3. Дескрипторы личностного ресурса


Личностный ресурс - достаточно целостный конструкт, отражающий три взаимосвязанных аспекта: диспозиционный, динамический и регулятивный. Рассмотрев все аспекты личностного ресурса и их содержательное наполнение, можно заключить, что личностный ресурс субъекта включает в качестве основных дескрипторов три основные группы (рис. 2.11).

 

дискрипторы личностного ресурса

Рис. 2.11. Дескрипторы личностного ресурса

Каждый субъект характеризуется своеобразием и уникальностью своего личностного ресурса, что создает специфическое для каждого индивидуальное (психическое, психологическое, духовное) пространство. Чем более многомодальным и целостным является личностный ресурс, тем выше личностная зрелость, тем более интегральным является его воздействие на личность-субъекта, тем быстрее ресурс становится свойством индивидуальности.


Таким образом, личностный ресурс субъекта представляет собой совокупность личностных качеств, осознаваемых и проявляющихся в индивидуально-неповторимой форме, что создает особое пространство возможностей субъекта, способствующих личностному развитию, принятию решений, преодолению различных ситуаций (в том числе трудных), регуляции своего поведения, приобретению нового опыта, успешности.

Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит основная особенность личностного ресурса?
2. Какие дескрипторы личностного ресурса вы можете назвать?
3. С какими аспектами личностного ресурса они соотносятся?
4. Приведите примеры диспозиционных дескрипторов личностного ресурса.
5. Приведите примеры динамических дескрипторов личностного ресурса.
6. Приведите примеры регулятивных дескрипторов личностного ресурса.

Источник: Эксакусто, Т. В. Психотехнологии развития интеллектуального и личностного ресурса : учебник / Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. - 193 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.