На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Изучение особенностей личности с помощью метода беседы
Изучение особенностей личности с помощью метода беседы
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Изучение особенностей личности с помощью метода беседы
Использование беседы для изучения особенностей личности
Все страницы

Введение

Современная психология располагает обширным арсеналом методов и методик изучения психических особенностей человека. Здесь и сложное лабораторное оборудование, позволяющее строго контролировать условия эксперимента, и огромное количество стандартизированных тестов и опросников, которые сопровождаются нормативными показателями. Сегодня психологи широко используют компьютеры, прибегают к математической обработке результатов. На этом фоне метод беседы выглядит архаичным и ненадежным. Зачастую практические психологи относятся к методу беседы высокомерно и иронично, считая его чем-то устаревшим и ненаучным, они полагают, что беседа лишена точности, что она субъективна.


Во многом подобное отношение обусловлено тем, что при подготовке будущих специалистов-психологов методу беседы уделяется очень мало внимания. Этот метод весьма поверхностно и фрагментарно затрагивается в некоторых теоретических курсах («Психологическое консультирование», «Психология личности», «Психодиагностика личности», «Клиническая психология»), да и в содержание практикума по специальности он включается далеко не всегда. Отсутствие условий, обеспечивающих полноценное освоение метода беседы, приводит к тому, что начинающие специалисты-психологи практически не владеют им, они порой даже боятся оказаться в ситуации непосредственного контакта с другим человеком, боятся оказаться незащищенными специальными инструментами познания человека и атрибутами своей компетентности (тестами, экраном компьютера и т.п.). Учебных изданий, специально посвященных методу беседы в психологии, крайне мало. Пожалуй, можно назвать лишь книгу А.М.Айламазян «Метод беседы в психологии» [2]. Но и она остается практически недоступной для студентов и специалистов- практиков, поскольку была издана очень маленьким тиражом в Москве и сегодня стала библиографической редкостью.
Данные учебно-методические указания адресованы студентам и слушателям ИПК, обучающимся по специальностям «Психология» и «практическая психология». В них рассмотрены теоретические основания метода беседы и различные типы беседы, дан анализ структурных компонентов. Особое внимание уделено описанию специфических особенностей клинической беседы.
Для практического освоения метода клинической беседы студентам предлагается выполнить задания: «Изучение самооценки методом клинической беседы (методика Т. Дембо-С. Рубинштейн)» и «Изучение особенностей самооценки детей с помощью методики «Лесенка».
Подробные описания этих заданий, проиллюстрированные примерами из собственного опыта автора, приведены в настоящих указаниях.


Беседа в практической работе психолога


Особое значение беседы как «инструмента» психолога обусловлено тем, что беседа пронизывает всю деятельность специалиста-психолога. Обыденное сознание сводит беседу к разговору двух или более людей. Но в психологии беседа понимается шире. «Говорить» и посылать сообщения может все, что сопутствует встрече: обстановка, одежда людей, их позы, жесты, мимика и даже молчание. Но все это есть и в ситуации эксперимента. А. М. Айламазян полагает, что любая встреча специалиста-психолога с клиентом (или испытуемым), будь то эксперимент или беседа - это всегда «взаимоотношения двух людей, диалог двух сознаний, двух позиций, двух миров...» [2; с. 13]. Фактически ни один из методов эмпирического психологического познания не существует «без этого диалога, без заинтересованной встречи двух людей, которая является их непременным условием» [2; с. 13]. Традиция рассматривать беседу как дополнительный метод в структуре эксперимента (либо на его первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, предлагает мотивировку, либо на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью или самоотчета) не соответствует самой природе психологического исследования. Диалог не прилагается к другим методам изучения человека, он составляет самую сердцевину процесса познания человека.
Специфика гуманитарного познания по сравнению с естественнонаучным состоит как раз в том, что исследователь имеет дело не с бессловесной вещью, а с живым и деятельным субъектом. В естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Человек же, даже являясь объектом изучения, остается субъектом и, следовательно, может изучаться другим человеком- исследователем только в диалоге. Изучать человека как личность, как субъект можно только вступая с ним в некоторые отношения, в диалог, в беседу. Без диалога, ведущего к взаимопониманию и сотрудничеству, психологическое познание, на какой бы конкретный метод оно не опиралось, невозможно в принципе. Известно, что в ходе психологического исследования нет равноправия ролей: один человек выявляет психические особенности другого, но эффективная реализация этой задачи невозможна без заинтересованности обоих участников. Поэтому совершенно неправомерно считать, что метод беседы выполняет лишь вспомогательную роль и что материал бесед и анкет представляет ценность только тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами (наблюдением, тестами). Психолог, избавившийся от высокомерного отношения к беседе и стремящийся освоить этот метод в совершенстве, обретает возможность более глубокого проникновения во внутренний мир испытуемого (клиента).


Типы беседы


При решении разных исследовательских и диагностических задач психолог прибегает к разным вариантам метода беседы. Наиболее простым для использования является такой вариант беседы, как интервьюирование, которое иногда называют «беседой без беседы», поскольку исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы. При письменной форме ответов интервьюирование превращается в анкетирование.
Здесь содержание и форма вопросов определяются задачами исследования и возрастом испытуемых, но никак не их индивидуальными особенностями. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий в соответствии с заранее выработанной исследователем программой. Иногда интервьюирование вообще рассматривается по аналогии с бихевиоральной схемой «S^R», где вопрос выступает в качестве стимула внешней среды, а ответ - в качестве реакции индивида. Такая интерпретация процедуры интервьюирования обусловлена высоким уровнем ее стандартизации.
Благодаря максимальной стандартизации вопросов, ответов и всей ситуации интервью появляется возможность сопоставлять получаемые данные. Интервьюирование, особенно в его письменной форме анкетирования, позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Поэтому оно широко применяется при изучении проблем, требующих сравнения многих людей (исследование различий между группами, полами, нациями, классами в социальной психологии и социологии). Анкетирование использовали такие известные исследователи, как Ф. Гальтон, А. Бине, С. Холл.
Таким образом, высокий уровень стандартизации всей процедуры интервьюирования составляет основное достоинство этого метода. Но одновременно эта же особенность является и главным его ограничением, поскольку при применении устного интервьюирования отсутствует возможность варьирования содержания вопросов в зависимости от ответов респондента, от характера понимания им этих вопросов и т.д. А при письменном анкетировании обычно также исключается и возможность наблюдать за поведением испытуемого в процессе заполнения анкеты, отсутствует личный контакт с испытуемым, что не позволяет учитывать индивидуальные различия понимания вопросов и может существенно обеднить или даже исказить получаемую информацию.
В настоящее время существуют две противоположные тенденции в отношении к интервьюированию. Одна из них заключается в разработке путей и приемов все более строгого контроля всех факторов, влияющих на достоверность получаемой информации. Так, для уменьшения возможности разночтения вопросов широко используется предварительная оценка компетенции интервьюируемых, уровня их общей культуры и кругозора, на основе которых производится отбор групп опрашиваемых. Для устранения фактора восприятия респондентами экспериментатора (его образа, речи и т.п.) широко используется компьютерная форма опроса.
Другая тенденция состоит в попытках рассматривать интервью в новых теоретических аспектах - как социально-психологический феномен, как процесс общения, включающий в себя коммуникацию, социальную перцепцию и интеракцию. То, что раньше выступало как деформирующий момент опроса (процесс установления взаимоотношений между респондентом и интервьюером, взаимопонимание между ними, используемые участниками средства и способы и т.п.), теперь превращается в средство получения важных дополнительных данных. В специальных исследованиях было показано, что даже при самой строгой стандартизации и формализации в процессе интервью оба участника остаются активны и влияют друг на друга: происходит обмен информацией, идеями, установками и чувствами, выраженными как вербально, так и невербально. Поэтому и конечный продукт интервью является результатом взаимодействия обоих его участников. Такой подход к интервьюированию снимает резкое противопоставление этого метода и метода свободной беседы. Строго говоря, «беседы без беседы» не бывает никогда, всякая беседа - от интервьюирования до свободного по целям и способам общения есть «диалог двух сознаний».
Возможности беседы как инструмента познания определяются избираемым типом беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются следующие: особенности предварительно подготовленного плана, т.е. ее программа и стратегия, и характер стандартизации самой беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. От выбранной тактики зависит степень стандартизации самой процедуры беседы. Строгость, определенность и неизменность набора и формы вопросов означает жесткую и ограниченную тактику. Кроме того, при высокой стандартизации беседы инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы.
Таким образом, полностью контролируемая беседа (интервью) предполагает жесткую программу, стратегию и тактику. На противоположном полюсе находится тип свободной беседы, отличающийся отсутствием заранее сформулированных программы, стратегии и тактики (иногда программа и стратегия заранее определяются только в основных чертах, тактика же всегда совершенно свободная), а также наличием инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между этими типами беседы располагается частично стандартизированная беседа, которой характерны достаточно четкие и устойчивые программа и стратегия при значительно более свободной тактике.
Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником; отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков поведения. Подобный тип беседы предъявляет особенно высокие требования к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой.
Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа могут опираться на меньший клинический опыт психолога, в них ограничивается вероятность непреднамеренного воздействия на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что для опрашиваемого процедура такой беседы не всегда представляется вполне естественной, порой она воспринимается как экзаменационный опрос. Поэтому такая беседа может сковывать непосредственные реакции и вызывать к действию защитные механизмы личности. Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлен хороший контакт с собеседником, а исследуемая проблема не является слишком сложной. Иногда полу стандартизированная или стандартизированная беседа используется для получения информации о человеке от окружающих его людей. В этом случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.
В современной психологии наибольшее распространение получил особый вариант беседы, которую принято называть клинической беседой. Название этого метода беседы происходит от греч. klinike - уход за больным, врачевание. Первоначально клиническая беседа, или клиническое интервью, использовалось в психиатрии и медицинской психологии для того, чтобы помочь пациенту в осознании им своих внутренних затруднений и конфликтов, скрытых мотивов собственного поведения [12, с.146]. Таким образом, клиническая беседа изначально по своим целям была терапевтическим методом, направленным на оказание помощи. Именно в этом варианте клиническая беседа представлена в глубинной психологии и у представителей гуманистического направления.
Некоторые ученые рассматривают клиническую беседу как составную часть клинического метода -широко понимаемого подхода к изучению психических особенностей клиентов (пациентов). Клинический метод предполагает длительное и всестороннее исследование, которое проводится посредством разных методов (наблюдения, беседы, экспериментов) обычно в условиях клиники.
Непосредственный психотерапевтический эффект клинической беседы может выражаться в том, что клиент (пациент) не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Как исследовательский метод клиническая беседа впервые стала использоваться Ж. Пиаже при изучении особенностей речи и мышления у детей. Сегодня психологи различных школ и направлений широко используют клиническую беседу в своих эмпирических исследованиях и в практической деятельности.
Клиническая беседа является такой формой свободной беседы, где нельзя предусмотреть все возможные варианты ответов и поведенческих реакций испытуемого, поэтому данный метод предъявляет повышенные требования к психологу. Экспериментатор должен быть находчивым, должен уметь следовать за испытуемым, быстро анализировать его ответы и действия, ориентируясь в складывающейся ситуации, грамотно задавать вопросы, развивающие тему или проблему, которую затронул испытуемый. При этом экспериментатор не должен забывать о реализации собственного плана беседы, имеющего целью изучение определенных особенностей испытуемого, и так сочетать свои цели с высказываниями испытуемого, чтобы вся беседа оставалась естественной и непринужденной. В процессе беседы ее общая стратегия и ход, вырабатываемые на основе предварительной информации, могут серьезно измениться. В зависимости от ответов и поведения испытуемого иногда приходится менять и формулировки вопросов, и планируемый их порядок.
Существенной предпосылкой успешности клинической беседы является установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большого терпения и внимания к клиенту. Психологу следует всячески проявлять интерес и положительное отношение к испытуемому, выражать позицию принятия, избегая прямых или даже косвенных оценок.
Важными информативными показателями в беседах такого типа являются не только содержание вербальных ответов (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей и т.п.), но и их характер (степень уверенности ответов, заинтересованность или равнодушие испытуемого, стиль используемых выражений), а также другие выразительные особенности поведения (интонация, тон, темп, паузы, запинки, сопроводительные жесты, мимика, взгляд и т.п.). Поэтому для психолога, проводящего клиническую беседу, важно умение распределять внимание, позволяющее ему одновременно наблюдать за самыми разными показателями поведения испытуемых.


Структура беседы


При всем многообразии вариантов в каждой беседе можно выделить ряд совершенно определенных структурных блоков.
Вводная часть беседы играет очень важную роль. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т. е. «настроить» его на совместную работу. Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям (поэтому для психолога важно владеть некоторой предварительной информацией об испытуемом). Кроме того, в ходе вводной части беседы испытуемому может быть сообщено о примерной продолжительности беседы, о ее анонимности, и если это представляется возможным, то и о её целях и дальнейшем использовании результатов.
Если инициатором предстоящей беседы является не психолог, а его собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать следующее: психолог тактично и бережно относится к позиции собеседника, он ничего не осуждает, не оценивает, но и не оправдывает, принимая собеседника таким, каков он есть.
Во вводной части беседы происходит первая проверка репертуара используемых психологом выражений и оборотов. Обращение к собеседнику зависит от возраста последнего, его пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний и т.п. Словарный состав, стиль и форма высказываний психолога должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание быть искренним, давать полную и истинную информацию. Психолог должен внимательно относиться к любым реакциям собеседника, чтобы вовремя заметить напряженность, тревожность, недоверчивость клиента, возникающие как реакция на определенные слова и действия специалиста. На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника.
Невозможно дать готовый алгоритм вводной части беседы, репертуар фраз и высказываний, однозначно определить ее продолжительность и содержание. Конкретное решение этих вопросов зависит от наличия у психолога отчетливого представления о целях и задачах данной беседы, от того, будет ли она единственной с данным собеседником или возможно ее продолжение, развитие.
Правильная последовательная реализация задач вводного этапа приводит к установлению прочного контакта с собеседником, что позволяет перейти к следующему, основному этапу беседы. Его характеризует наличие общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно более свободные высказывания собеседника, изложение им своих мыслей, переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную фактическую событийную информацию.
Успешное выполнение этой задачи позволяет перейти к подробному прямому обсуждению основной темы беседы. Иногда эта фаза беседы выступает как отдельный ее этап, направленный на более подробное исследование содержания обсуждаемых проблем, иногда же подобная логика развития беседы - от общих открытых вопросов переходить к более специфическим и конкретным - реализуется внутри развития каждой частной смысловой темы. Основной этап беседы - это ее кульминация, здесь все зависит только от психолога, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника.
Завершающая фаза — это окончание беседы. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.
Конечно, описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения собеседников, а сама беседа теряет последовательность и целостность.


Вербальное общение в процессе беседы


Вербальное общение в процессе беседы в общем смысле предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и слушать его ответы.
Одним из основных приемов обращения, позволяющих собеседнику яснее выразить свои мысли, чувства, проблемы, а психологу понять его, является так называемый «Вы-подход» [10]. В словесном плане он реализуется в переходе от высказываний в первом лице к формулировкам, непосредственно обращенным к собеседнику. В таблице приведены примеры высказываний, позволяющих уяснить разницу в вербальных формулировках, характерных для «Я-подхода» и «Вы-подхода».


Таблица.

«Я-подход»

«Вы-подход»

«Я бы хотел...»

«Вы хотите...»

«Мне представляется...»

«Ваша проблема, похоже, заключается в том...»
«Вероятно, Вам, интереснее говорить о...»

«Хоть Вам и не известно...»

«КакВы знаете...»

«Вероятно, Вы не слышали...»

«Вы, наверное, уже об этом слышали...»


Очевидно, что «Вы-высказывания» позволяют психологу показать интерес к собеседнику, к его мнениям и оценкам, продемонстрировать уверенность в компетентности клиента. Известно, что любой человек охотнее говорит о собственных проблемах и желаниях, и ни один собеседник не является исключением из этого правила. Опора на это стремление позволяет удержать активность человека на протяжении всего процесса беседы с тем, чтобы лучше изучить и понять его.
Поощрить собеседника к высказыванию своих мыслей можно посредством «минимизации ответов», т.е. сознательным использованием в своей речи нейтральных, малозначащих по существу фраз, позволяющих содержательно продолжить беседу [2]. Такие ответы — не просто реплики, которые делаются тогда, когда ответить нечего; они помогают выразить одобрение, понимание, интерес, приглашение высказаться свободно и непринуждённо. Исследования показали, что простейшая нейтральная реплика, или утвердительный наклон головы ободряют собеседника и вызывают у него желание продолжить общение. Важно только, чтобы ответы возникали естественно, и были бы всегда действительно нейтральными. Наиболее употребительными минимальными ответами являются следующие: «Да?»; «Продолжайте, продолжайте, это интересно»; «Понимаю»; «Можно ли поподробнее.. ».
Эти реплики нейтральны, их иногда называют «открывающими», т. е. такими, которые способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале. Они снимают напряженность говорящего, возникающую из-за боязни быть непонятым, получить отказ, т.к. молчание слушающего может быть неправильно истолковано как незаинтересованность или несогласие.
С другой стороны, некоторые краткие реплики, напротив, могут стать помехой в общении, т.к. могут быть поняты как принуждение к нему. Приведем примеры таких высказываний, акцентируя их нежелательность зачеркиванием: «Это почему же?»; «Приведите мне хотя бы на то причины»; «Почему бы и нет?»; «Ну, не может быть, чтобы—так—уж—плохо...». Эти высказывания скорее приведут к прекращению разговора, чем к его продолжению.
Особое значение при проведении беседы имеют вопросы. С их помощью можно:
• взять инициативу в беседе;
• активизировать собеседника, чтобы от монологической речи психолога перейти к диалогу;
• побудить собеседника к высказываниям в том направлении, которое соответствует программе беседы;
• дать возможность собеседнику проявить себя, показать свои знания и осведомленность, продемонстрировать свои мнения, оценки, взгляды и позиции.
Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Для грамотного использования вопросов в беседе необходимо познакомиться с их различными видами. Существует несколько разных подходов к анализу и классификации вопросов, используемых в беседе. А. М. Айламазян предлагает выделять следующие классификации вопросов [2].
I. Первая классификация обусловлена характером ожидаемого ответа, его конкретностью или, наоборот, широтой. В ней выделяются три основные группы вопросов:
(А). Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Они обращены ко всему объему содержащегося в них смысла. Примеры: «Любите ли Вы бродить осенним вечером под теплым и негромким дождем?»; «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно?»; «Предпочли бы Вы это сделать сами?». Закрытые вопросы часто ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у собеседника, легко могут нарушить ход мыслей говорящего. Они переключают фокус общения с говорящего на слушающего, нередко заставляют говорящего занимать защитную позицию. Следовательно, использование такого типа вопросов осуществляется не случайно, а только со строго определенной целью — расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить непосредственно на принятие решения.
(Б). Открытые вопросы — это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто?», «что?», «как?», «сколько?», «почему?». Например: «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»; «Почему Вы считаете такой взгляд недостаточным?»; «Что Вы собираетесь делать летом?».
Вопросы такого типа позволяют общению перейти в разновидность диалога-монолога с акцентом на монологе собеседника, т. е. на более высокую ступень беседы. Благодаря их использованию собеседник находится в более активном состоянии, он имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов. Открытые вопросы могут быть и переломными по своей функции, т. е. служить для перехода от одной, уже полностью раскрытой смысловой темы, к другой.
(В). Выясняющие вопросы — являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?».
Однако для углубленного выяснения содержания ответа собеседника более удобным представляется не формулирование вопросов, а прием перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Цель перефразирования — дать собственную формулировку сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас...»; «Как я понимаю, Вы говорите...»; «Другими словами, Вы считаете...»; «По Вашему мнению...». При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать причиной путаницы. Слушающему важно уметь выразить чужую мысль своими словами.
II. Другая классификация вопросов строится в зависимости от смысла соотносимых с ними ответов:
(A) . «Да—нет» вопросы, т. е. закрытые.
(Б). Альтернативные вопросы. Вопрос содержит в себе самом тот возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику. Ответ на него будет охватывать лишь часть (большую или меньшую) смысла, содержащегося в вопросе.
(B) . Избирательные вопросы. Вопрос задает некоторый круг «предметов» (объектов, событий, людей), не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос. Например: «Чем он болен?» — «Гриппом»; «Кто его посещает?» - «Только соседка».
(Г). Неопределенные вопросы, которые А. М. Айламазян предложила называть Иксовыми вопросами, поскольку в них не
содержится никакой подсказки возможного ответа. Например: «Что он сказал?»; «Что Вы собираетесь делать летом?». На вопрос такого типа могут последовать любые ответы, которые явным образом не связаны с содержащимися в вопросах смысловыми ориентирами.
III. В основе третьей классификации вопросов в беседе лежит функциональная роль данного вопроса в целостной программе беседы [9]. В ней выделяются следующие типы вопросов:
(А). Подспудные вопросы — соотносимы с теми переменными, в которых мы хотим охарактеризовать испытуемого. Это те вопросы, которые явно и прямо собеседнику не задаются, их должен задать себе тот, кто проводит беседу. Например, «А как на самом деле эта женщина как мать относится к своему сыну?». Фактически это может быть тот «генеральный» вопрос, который пронизывает все содержание беседы, в котором бывает сконцентрирована вся суть проблемы, как ее понимает специалист. Содержание «подспудного», «генерального» вопроса определяет целый веер конкретных вопросов к собеседнику, ответы на которые позволяют психологу проникнуть в имеющуюся проблему, хотя прямо для клиента эта проблема может и не быть сформулирована. Таким образом, подспудные вопросы -это те вопросы, которые задает себе сам проводящий беседу, которыми он руководствуется и имеет в виду, проводя беседу.
(Б). Прямые вопросы — это средство реализации подспудного вопроса. Прямые вопросы могут быть сформулированы в личной форме: «Знаете ли Вы...»; «Что Вы думаете о...?»; «Каково Ваше мнение по поводу...?». Они также могут быть сформулированы в безличной или неопределенно-личной форме: «Некоторые люди считают, что...»; «А как с Вашей точки зрения?».
(В). Фильтрующие вопросы — выполняют функцию контрольных. Положительный или отрицательный ответ, полученный на них, должен быть повторен на связанные с ними по смыслу вопросы. Если у испытуемого нет знания о предмете обсуждения, то не может быть своих мнений и оценок.
IY. Основой еще одной классификации вопросов является характер связи их с обсуждаемым предметом. В этом случае выделяют:
Прямые — непосредственно касаются исследуемого предмета, например: «Боязно ли Вам обращаться к незнакомому человеку?»;
Косвенные — касающиеся исследуемого предмета более опосредованно, оставляющие испытуемому достаточно широкий выбор ответа, например: «Как Вы поступаете, когда Вам бывает необходимо обратиться к незнакомому человеку?»;
Проективные — касаются той области, в которую включен исследуемый предмет: «Все ли боятся обращаться к незнакомым людям?». К ним можно добавить вспомогательный вопрос: «Ну, а как Вы?».
Независимо от конкретного вида вопросов и их классификации существует ряд общих правил относительно недопустимых в беседе высказываний.
Следует избегать наводящих вопросов, которые самой своей формулировкой подсказывают ответ: «Вы,—конечно,—любите—читать книги?»; вопросов, первая часть которых содержит любую оценочную позицию или точку зрения экспериментаторам—«Я знаю,—что такие уверенные в себе люди, как Вы, легко общаются. Не так ли?»; вопросов, носящих произвольный, непроверенный, альтернативный характер: «Вам легко знакомиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?» (испытуемый может придерживаться третьей точки зрения, которая вовсе не задана этим вопросом и потому может остаться невысказанной); и, наконец, вопросов, слишком широко сформулированных относительно предмета обсуждения: «Как Вы относитесь к другим людям?»
Если вопросы экспериментатора начинают затрагивать область, к которой испытуемый относится болезненно, то можно смягчить эту субъективную болезненность общими фразами, приуменьшающими неблагоприятное впечатление: «Всем иногда приходится переживать неприятности, разочарования»; «Родители не всегда правильно понимают своих детей» и т. п. Иногда такие фразы облегчают испытуемому сообщение (прямое или косвенное) о важных для него событиях, ситуациях, оценках. Следует, однако, как мы уже говорили, не злоупотреблять комментариями и высказывать их как можно реже, осторожнее и всегда продуманно.
Эффективность использования перечисленных видов вербальных средств во многом зависит от ряда профессиональных умений психолога. Он должен уметь слушать и воспринимать то, что говорит собеседник, уметь не отвлекаться, поддерживать постоянное внимание и устойчивый визуальный контакт. Важно не только наблюдать за клиентом и правильно формулировать собственные высказывания, но и рефлексировать свои мысли, переживания, коммуникативную позицию. Установлено, что скорость мышления примерно в четыре раза больше скорости речи. Эту способность нашего интеллекта следует использовать для того, чтобы иметь время на анализ и выводы из непосредственно услышанного.
Невербальное общение в процессе беседы
Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не выражаются в словах и других речевых символах. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Невербальное общение содержит достаточно элементов, которые позволяют убедиться в достоверности того, что сказано словами.
Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. И, хотя люди в этом плане очень отличаются друг от друга, установлено, что чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.
Выражение лица — мимика — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции: счастье, любовь, удивление; труднее — отрицательные: печаль, гнев, отвращение. Наиболее
информативны в данном случае положение бровей, «открытость» или прищуренность глаз, положение губ. Особенно экспрессивны губы человека. Так, плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые — сомнение или сарказм [3; 13]. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. Как элемент мимики и поведения, она зависит от культурных различий. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в ее истолковании. Например, чрезмерная улыбчивость часто выражает потребность в одобрении или почтение по отношению к начальству; улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство. Мимика лица настолько явно отражает чувства, что почти всегда говорящий пытается контролировать выражение своего лица. В неприятной ситуации натянутая улыбка выдает чувства беспокойства и извинения.
Визуальный контакт (контакт глазами) является исключительно важным элементом общения. Когда мы смотрим на говорящего, мы показываем ему заинтересованность в беседе. Это также помогает нам лучше сосредоточивать внимание на ответах собеседника. Но следует учитывать, что слишком длительный контакт глазами может мешать собеседнику сосредоточиться. Поэтому во время беседы говорящий и слушающий должны то встречаться глазами, то отворачиваться друг от друга. Время от времени глаза собеседников встречаются, но длится этот контакт глазами относительно недолго. Обычно люди интуитивно чувствуют оптимальную длительность контакта глазами, и следуют этому.
Визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы; а при обсуждении запутанных или неприятных вопросов собеседники избегают его. Настойчивый или пристальный взгляд в подобных случаях воспринимается как признак враждебности, создает неблагоприятное впечатление о смотрящем. Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, то он еще не закончил говорить. По завершении своего высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.
Интонация и тембр голоса. Умеющий слушать понимает больше, чем значат слова говорящего. Можно оценить тон голоса, скорость речи, заметить отклонения в построении фраз (например, аграмматизмы, незаконченность предложений), обратить внимание на паузы и их частоту. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника прямо отражаются в тоне голоса. Легко распознаются, например, гнев, печаль, несколько труднее нервозность, ревность. Сила и высота голоса тоже несут дополнительную информацию о сообщении говорящего. Так, например, радость, недоверие, энтузиазм передаются высоким голосом, гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков; печаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, обеспокоен или сообщает о своих личных трудностях. Быстро говорит и тот, кто стремится убедить своего собеседника. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Допуская в речи незначительные ошибки — повторение слов, неуверенный или неправильный их выбор, обрыв фразы на полуслове — люди невольно выражают свои чувства или намерения. Обычно речевые недостатки более выражены при неуверенности собеседника в себе, в состоянии волнения или при попытках обмануть. Порою звуки — междометия, вздохи, нервный кашель, фырканье и т. п. — могут означать больше, чем слова.
Позы и жесты. Установку и чувства человека во многом можно определить по его моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям. Поза говорящего, склоняющегося к собеседнику, более способствует развертыванию общения, поскольку она свидетельствует о внимании. В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Следует понаблюдать, в каком положении собеседник чувствует себя наиболее удобно, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него смотрят. Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как не скрещенные конечности выражают более открытую установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, — признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении; хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы поощряет собеседника продолжить речь. Кивки головой действуют на собеседника ободряюще, однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывают на то, что слушающий хочет высказаться.
Обычно и говорящим, и слушающим легче беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.
Другим важным фактором является межличностное пространство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Обычно, чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они располагаются. При этом социальное расстояние для неформальных социальных и деловых отношений составляет от 1,2 до 3,7 м, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям. На расстояние между собеседниками может повлиять и стол, если во время беседы он не используется по своему прямому назначению, т. е. на нем не пишут, не рисуют и т. п. Стол может ассоциироваться в подобном случае с высоким положением и властью, что может сразу же придать беседе вид ролевого общения. По этой причине удобнее в некоторых случаях проводить беседу, расположившись на стульях, стоящих под углом друг к другу.
Внимательный анализ репертуара невербальных средств,
используемых человеком, позволяет точнее понять сказанное им. В том случае, когда невербальные «сообщения» противоречат сказанному словами, следует особенно внимательно отнестись к этому
обстоятельству. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто продуманно, оставляя себе время для оценки происходящего и принятия решения. Например, говорящий соглашается с вами, но проявляет при этом признаки сомнения: делает частые паузы, задает вопросы, его лицо выражает удивление и т. п. В данном случае возможно высказывание такого типа: «Похоже, Вы к этому относитесь скептически? И с чем это может быть связано?». Подобное высказывание выражает внимание к тому, что говорит и делает собеседник, не вызывая у него беспокойства или защитной реакции.
Итак, эффективность беседы зависит не только от внимания к словам говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных сигналов — жестов и мимики говорящего. Анализ содержания вербального и невербального общения позволяет правильно интерпретировать содержание беседы и, следовательно, повышает уровень достоверности ее результатов.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.