На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Методика подготовки и проведения коллективных форм психолого-педагогической деятельности
Методика подготовки и проведения коллективных форм психолого-педагогической деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Коллективные формы работы педагога-психолога Материал по Курочкиной И.А. Психолого-педагогический
практикум: учебное пособие.- Екатеринбург. 2012. - 226 с.
Рассмотрим некоторые специфические коллективные формы работы...

Педагогическая мастерская

Данная технология позволяет учащимся актуализировать новые знания. В работе педагогической мастерской большая роль отводится преподавателю. Именно он должен создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, личной заинтересованности в изучении темы (проблемы). В его обязанности также входит совместная работа с учащимися, при этом официальное оценивание их работы отсутствует.


Существуют определенные принципы и правила проведения педагогической мастерской:
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая руководителя мастерской.
2. Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки - путь к истине.
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности.
4. Свобода выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем).
5. Создание фазы лабилизации, что приводит к психологическому дискомфорту, неопределенности и вместе с тем к интересу, а значит, стимулирует творческий процесс.
6. Диалогизация как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа.
8. Ограниченное участие руководителя (ведущего) в мастерской на всех этапах ее проведения. Задача руководителя состоит, скорее, в фиксации результатов диалога участников.


В работе мастерской можно выделить несколько этапов:
1. Индуктор (наведение) - первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Индуктор - это слово, образ, фраза, предмет и др. Все, что вызывает поток ассоциаций, чувств, вопросов. Он актуализирует личный опыт каждого участника и создает условия для творческого самовыражения.
2. Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, собственное видение проблемы.
3. Социоконструкция - групповое построение гипотезы, решения.
4. Социализация - предъявление модели, созданной индивидуально, в паре, в группе, всем участникам мастерской.
5. Афиширование - презентация модели (продукта) учащихся.
6. Разрыв - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения; это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.
7. Рефлексия - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской.


Говорить об эффективности мастерской можно, если были соблюдены следующие условия:
S индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности;
S построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт, имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами;
S имел место диалог всех участников мастерской;
S была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, во мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений;
S отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение авторитетам. Результат работы мастерской не только реальное знание, но и сам процесс получения этих знаний, важнейшие качества которого - сотрудничество и совместное творчество.


Семинар-дискуссия


Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) является процессом диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
На семинаре-дискуссии старшеклассники и студенты учатся точно выражать мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию оппонента. При такой форме работы у учащихся есть возможность самостоятельно строить свою деятельность, что обусловливает высокий уровень интеллектуальной и личностной активности, включенность в процесс учебного познания.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предшествующих занятиях и в процессе самостоятельной работы.
Успешность семинара-дискуссии во многом зависит от его правильной организации. Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике; затем выделяются главные идеи, они обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения. В другом случае семинар-дискуссия отражает реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести, например, роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта и т. д., в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставит преподаватель. Если учащийся назначается на роль ведущего семинара-дискуссии, он получает все полномочия преподавателя по организации дискуссии: поручает кому-то из товарищей сделать доклад по теме семинара, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств или опровержений, точностью использования понятий и терминов, корректностью отношений в процессе общения и т. д.


Деловая игра


Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.
Игра является эффективным методом обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. С ее помощью можно определить уровень деловой активности учащегося, наличие у него тактического и (или) стратегического мышления; скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные); способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения; способность прогнозировать развитие процессов, анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение; характерный для него стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или в интересах команды и многое другое. Деловая игра позволяет найти решения сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «мозгового штурма»), так и с помощью психологов, обеспечивающих продуктивное общение.
Психолого-педагогические принципы организации деловой игры:
1) имитационное моделирование конкретных условий и динамики профессиональной деятельности студента (служебных, социальных и личностных связей). Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры;
2) совместная деятельность. В деловой игре этот принцип реализуется посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия должностных лиц;
3) диалогическое общение. Соблюдение этого правила - необходимое условие достижения учебных целей;
4) двуплановость: процесс развития реальных личностных
характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальные и игровые задачи учебной деятельности;
5) проблемность содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности. Соблюдение этого принципа способствует формированию у учащихся познавательных и профессиональных мотивов и интересов - воспитанию системного мышления специалиста, включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; передаче целостного представления о профессиональной деятельности с учетом эмоционально-личностного восприятия; обучению коллективной мыслительной и практической работе, формированию умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; воспитанию ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом; приобретению навыков моделирования.
Деловая игра представляет собой моделирование процесса деятельности руководящих работников и специалистов, реализацию процесса «цепочки» решений. В деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки» решений: решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет ее исходное состояние, на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.


Назовем основные признаки деловой игры:
S распределение ролей между участниками игры;
S различие ролевых целей при выработке решений, что способствует возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов;
S наличие управляемого эмоционального напряжения;
S взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
S наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива;
S коллективная выработка решений участниками игры;
S многоальтернативность решений;
S наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.


Социально-психологический тренинг


Под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции поведения.
Цели тренинговой работы отражают ее многосторонность. Можно выделить общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
• исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в решении этих проблем;
• улучшение субъективного самочувствия участников группы и укрепление их психического здоровья;
• изучение психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия;
• развитие самосознания и навыков самоисследования у участников группы для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений;
• содействие процессу личностного развития участников группы, реализации их творческого потенциала, достижению ими оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Тренинг - это форма специально организованного обучения дня самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:
• овладение социально-психологическими знаниями;
• развитие способности познания себя и других людей;
• осознание собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции.
Задача группы социально-психологического тренинга с подростками помочь каждому из них выразить себя, а для этого сначала нужно научиться себя воспринимать и понимать.
Самовосприятие личности осуществляется следующим образом:
1. Восприятие себя через соотнесение себя с другими, т.е. человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа, как бы со стороны. Г рупповые занятия предоставляют возможность сопоставить себя с другими членами группы.
2. Самовосприятие через восприятие себя другими, т.е. человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм обратной связи, который позволяет участникам группы узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступая с ними в контакт.
3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, т.е. человек сам оценивает то, что он сделал. В группе тренинга осуществляются постоянное определение уровня самооценки каждого участника и его необходимая коррекция.
4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, т.е. человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. Одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы заключается в возможности проникновения в свое Я, в получении опыта понимания своего внутреннего мира.
5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, т.е. человек принимает свое тело, свое физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и, приняв его, развивать себя и свои возможности.
Обозначим преимущества групповой работы по сравнению с индивидуальной:
групповой опыт помогает решению межличностных проблем: подросток избегает непродуктивного замыкания в самом себе и не остается один на один со своими трудностями - обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства;
группа отражает общество в миниатюре, делает очевидным такой скрытый фактор, как давление партнеров: в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, - это дает подросткам возможность увидеть и проанализировать в психологически безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения сверстников и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;
возможность получения обратной связи от участников со сходными проблемами, ведь в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей;
в группе подростки могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то другим, - возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;
взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. Психологическое напряжение в группе играет конструктивную роль. Задача психолога - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;
группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания - эти процессы не могут быть полными без участия других людей; открытие себя другим и самому себе позволяет понять себя и повысить уверенность в себе.
Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе ряда важных принципов:
1. Ненасильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего психолог исходит из желания детей, избегая принуждения. Иногда дети пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, тогда психологу приходится блокировать эти попытки. Необходимо избегать выражений, содержащих слова «должен» и «обязан» и побуждать подростков заменять их словами «хочу» и «могу».
2. Самодиагностика, т.е. самораскрытие детей, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.
3. Положительный характер обратной связи. В тренинге необходимо использовать положительную обратную связь, которая помогает ребенку преодолеть застенчивость и повысить самооценку, снять напряжение. По ходу игры и обязательно в конце каждой игры выражается благодарность всем участникам. Большинство детей в группах очень ранимы. Поэтому психолог должен решительно пресекать попытки детей давать друг другу негативную обратную связь.
4. Неконкурентный характер отношений. В группе необходимо создать атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому участнику. Поэтому все игры строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму элементы конкуренции, соревнования. Дети, пришедшие на тренинг, характеризуются неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, неспособностью адекватно реагировать на собственную неуспешность. В ходе игры подчеркивается ценность, уникальность каждого ребенка, его отличие от других. Это один из важных критериев отбора игр.
5. Минимизация лабилизации и ее опосредованность. Для участника тренинга лабилизация - это средство познания собственных несовершенств. У подростков, имеющих трудности, эта фаза может способствовать снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. Поэтому тренинг строится так, чтобы дети получали косвенную, опосредованную лабилизацию в минимальных дозах:
• через осознание существования других, отличных от собственного, способов поведения;
• наблюдение успешности этих способов;
• через идентификацию с психологом и успешными членами группы.
6. Дистанцирование и идентификация. Ситуация неуспешности может стать причиной отказа ребенка от игры или вообще от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помочь ребенку дистанцироваться от его неудачи, например, приписав его затруднение его герою. Психолог помогает детям идентифицироваться с их успехом, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например, вместо: «Ты хорошо сообразил, догадался, придумал» психолог говорит; «Ты такой сообразительный, догадливый, изобретательный».
7. Включенность. Психолог в тренинге выполняет роль участника всех игр, исключая те случаи, когда необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в игре, психолог своим примером помогает включиться в нее детям, помогает им осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения. В ходе тренинга психолог вносит в игру коррективы в зависимости от поведения участников.
8. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер. Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал - дети искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенное общение. Тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы. Главная форма интеллектуальной деятельности на тренинге - групповая дискуссия, используемая на протяжении всего занятия. Тренинг окажется максимально продуктивным, если будет ориентирован на самого подростка, на поддержание совместной ответственности, а работа по направлению внимания, мышления детей на определенные идеи или стороны поведения, по установлению связи между детьми и психологом будет вестись постоянно и грамотно.
Большое значение при проведении социально-психологического тренинга с подростками имеет поведение психолога (ведущего), которое определяется в том числе теоретической ориентацией психолога как человека. Именно личность психолога является важнейшим фактором, определяющим успешность тренинга. Развивающий, оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и психологом.


Основные задачи психолога при работе с группой подростков:
• побуждение подростков к общению, активности, эмоциональным реакциям, обсуждению и анализу, а также к разбору предложенных тем;
• создание в группе условий для полного раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты;
• разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия.


Психолого-педагогический консилиум

Одной из важнейших задач современной психологической службы в образовании является психологическая коррекция отклонений поведения несовершеннолетних и вневрачебная помощь так называемым трудным детям и подросткам. Столкновение мира подростка с миром взрослых и требованиями, которые к нему (подростку) предъявляются, не всегда проходит для него безболезненно. В подростковом возрасте происходит ломка многих представлений и установок, меняются желания и привычки, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к воспитателям. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут изменить в худшую сторону характер подростка, его поведение, поступки.
Трудный подросток нуждается в поддержке, помощи и понимании взрослых, которые чаще всего и являются виновниками отклоняющегося поведения несовершеннолетнего.
Психолого-педагогический консилиум - одна из организационных форм деятельности педагога-психолога. В рамках консилиума происходят разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося или ученических групп. На педагогический консилиум выносится информация об отдельном ребенке, классе, группе, доступная всем участникам образовательного процесса (классному руководителю, медицинскому работнику, педагогу-психологу, социальному педагогу, дефектологу). На основе целостного видения проблемы участники педагогического консилиума разрабатывают общую психологопедагогическую стратегию работы с группой, классом или отдельным- учащимся.
Медицинский термин «консилиум» (от лат. consilium - совещание, заседание) - совещание врачей одной или нескольких специальностей, которые собираются для выяснения вопроса о характере заболевания, методах и способах лечения больного, - давно уже используется другими науками, включая педагогику и психологию.
Психолого-педагогические консилиумы выполняют диагностикопрогностическую, коррекционную, информационно-просветительскую функции и функцию научного обеспечения и координации процесса здоровьесбережения в образовательном пространстве. Деятельность психолого-педагогического консилиума направлена на создание в образовательном учреждении информационного фонда, содержащего сведения о физическом состоянии воспитанников, информирование субъектов образовательного процесса о результатах мониторинга; выявление и анализ причинно-следственных связей между физическим состоянием детей и воздействием факторов окружающей среды; прогнозирование, определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на здоровье школьника; психологопедагогическое сопровождение ребенка в детском образовательном учреждении и семье.
Цели психолого-педагогического консилиума - диагностика психологического статуса учащегося (особенностей развития его психики, склада личности, особенностей характера, темперамента, условий обучения, семейного воспитания, состояния здоровья, статуса в учебном коллективе и в среде неформального общения и т. д.), а также оказание помощи родителям, педагогам, самому учащемуся.
Психологический консилиум необходим для обнаружения и правильного анализа психологического дефекта развития подростка. Для этого, прежде всего, следует выявить механизм и причины существующих нарушений поведения, выделить ведущий психологический дефект. Правильное понимание причин отклоняющегося поведения, его мотивов, индивидуальных особенностей ребенка или подростка, в свою очередь, позволяет обосновать пути их коррекции и компенсации.
Предметом психологической диагностики поступков являются отклонения в поведении ребенка или подростка и их причины.


Задачи психолого-педагогического консилиума:
1. Оценка состояния развития несовершеннолетнего: познавательной сферы (памяти, речи, восприятия, внимания и др.), эмоциональной, поведенческой, коммуникативной сфер. Обычно учитывают:
• возможность самостоятельного контроля своей психической деятельности или же необходимость его организации со стороны взрослых;
• степень сформированности и организации целесообразного поведения;
• понимание несовершеннолетним несоответствия полученных результатов ожиданиям;
• выбор действий по исправлению допущенных ошибок, свидетельствующий об уровне познавательного развития.
2. Психологическая классификация отклонения - выявление центральной причины, препятствующей нормальному осуществлению деятельности или нарушающей взаимодействие подростка с ближайшим окружением. К таким причинам можно отнести отставание в интеллектуальном развитии, которое существенно снижает возможность усвоения учебного материала, норм и правил поведения; адаптацию к учебному коллективу; причины органического характера (двигательная и эмоциональная расторможенность, неумение сосредоточиться, плохая переключаемость, - повышенная утомляемость).
Целая группа различных нарушений может возникать и вследствие неблагоприятных социальных факторов развития и воспитания несовершеннолетнего. В этих случаях необходимо диагностировать существование невротических реакций; конфликты с окружающими людьми, особенности понимания и осознания подростком этих конфликтов; стиль поведения в конфликте; характер психологической защиты, самооценки и эмоционального реагирования в ситуациях фрустрации; психологические особенности родителей или учителей, их стиля воспитания и реагирования на конфликтное поведение несовершеннолетнего.
3. Определение природы отклоняющегося развития и поведения: выявить, является ли отклонение в поведении следствием отставания в интеллектуальном, психическом или физическом развитии. Чем сильнее выражено отставание, тем труднее корригируются отклонения в поведении. Другими причинами отклоняющегося поведения несовершеннолетнего могут быть жажда самоутверждения любым путем или сами особенности подросткового возраста.
4. Прогнозирование развития и поведения. Для этого особенно важно определить способности учащегося к обучению, правильному поведению и переносу приобретенных навыков в новые поведенческие ситуации.
5. Определение оптимальных путей помощи трудному ребенку или подростку. Это может быть работа с родителями, составление программы индивидуальной помощи в обучении или работы над собой, психологическая коррекция отклонений в характере и эмоциональной сфере.
Педагогу-психологу, участвующему в работе психологопедагогического консилиума, для диагностики и устранения причин отклонений в психическом развитии учащегося необходимо учитывать факторы, из-за которых у ребенка или подростка сформировался дефект психического развития (наследственность, неблагополучная обстановка в семье, учебном заведении, заболевания, травмирующие роды и т.д.), и факторы, которые способствуют сохранению этого дефекта. Он также должен соотносить состояние психического развития несовершеннолетнего с возрастными особенностями развития, которые обусловлены личностным складом подростка и влиянием семьи, учебного коллектива и среды неформального общения.
Для того чтобы в результате психолого-педагогического консилиума можно было решить одну из важных задач - диагностировать отклонение в поведении и развитии, необходимо знать, какое поведение ребенка или подростка является отклонением от нормы.


Для оценки возможного отклонения в поведении ребенка или подростка используется несколько различных критериев:

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка или подростка. Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Например, чужая игрушка, принесенная пятилетним ребенком, не заставит родителей очень сильно переживать по этому поводу, так как в этом возрасте дети еще очень плохо ориентируются в таких понятиях, как «мое» и «чужое». Однако у подростка, берущего без разрешения чужие вещи, такое поведение будет считаться отклонением от нормы.
2. Длительность сохранения расстройства поведения. При исследовании детей любого возраста у многих часто обнаруживается наличие страхов, апатии, утомляемости или других неприятных расстройств. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки. Так, например, почти каждый ребенок или подросток переживал нежелание ходить в школу. Это могло быть единственный раз в жизни ребенка или длиться несколько недель. Сохраняющееся же многие месяцы и даже годы нежелание ходить в школу, естественно, вызывает тревогу.
3. Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей - явление обычное и нормальное. Во всех случаях очень важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка или подростка. Многие подростки реагируют на конфликты между родителями, распад семьи отклонениями в поведении.
4. Социокультурное окружение. При дифференциации нормального и аномального поведения ребенка или подростка необходимо учитывать его непосредственную социокультурную среду. Поэтому очень важно с пониманием относиться к культурным различиям, которые существуют в обществе.
5. Степень нарушения поведения. Более внимательно следует изучать тех детей и подростков, у которых часто встречаются эмоциональные и поведенческие расстройства, неадекватные ситуациям.
6. Тип симптома отклоняющегося поведения. Симптомы отклоняющегося поведения бывают обусловлены неправильным воспитанием несовершеннолетнего или же психическими расстройствами (пример - агрессивное поведение).
7. Тяжесть и частота симптомов. Важно выяснить частоту проявления часто повторяющихся расстройств (нервные тики, вспышки ярости и т.д.) и представить себе реальную картину нарушения. В чем состоит отклонение в поведении: в минутной вспышке ярости, агрессивности, длительном крике, разрушительных действиях? Также важно выяснить, повторяется ли это с несовершеннолетним только в экстремальных ситуациях или происходит каждый день.
8. Изменение поведения. Анализируя поведение ребенка или подростка, следует сравнивать его не только с тем, которое свойственно детям или подросткам вообще, но и с тем, которое является обычным для данного несовершеннолетнего. Необходимо учитывать именно те формы поведения, которые обычно не свойственны данной личности. Например, если живой, подвижный, активный подросток становится вялым, пассивным, апатичным, снижаются его успехи в учебе, исчезает интерес к сверстникам и происходящему вокруг, то это может быть симптомом серьезного заболевания.
Таким образом, решая вопрос об отклонении в поведении, следует принимать во внимание все вышеназванные критерии: только на основе диагностических процедур и статистического анализа можно выявить, насколько отклонение от нормы нарушает развитие.
После того, как будут учтены все перечисленные критерии, можно приступить к основной цели психолого-педагогического консилиума - диагностике.
Важный этап диагностики - постановка диагноза, т.е. определение природы психического расстройства или отклонения в поведении, обнаруженного в соответствии с вышеназванными критериями.


Выделяют пять аспектов диагностики:

1) психолого-педагогический синдром,
2) уровень интеллектуального развития,
3) биологические факторы отклоняющегося поведения,
4) социально-психологические факторы,
5) нарушения развития.
Диагноз, построенный на основе этой схемы, должен содержать информацию, пусть даже негативную, о проблемах несовершеннолетнего по всем пяти пунктам.
Выделяют четыре основные функции психолого-педагогического консилиума: социального контроля, социальной поддержки, педагогической реабилитации и психопрофилактики.
1. Функция социального контроля включает в себя организацию работы тех лиц, которые призваны осуществлять контроль за поведением несовершеннолетнего до его исправления, а также разработку рекомендуемых классному руководителю, родителям, инспекции по делам несовершеннолетних, общественному воспитателю, педагогу-организатору по месту жительства несовершеннолетнего мер по работе с ним. Психологопедагогический консилиум призван сделать так, чтобы такой сильнодействующий на личность способ, как наказание, не ожесточил подростка, не подорвал его веру в свои возможности, а побудил к работе над собой и вызвал желание преодолеть сложившийся конфликт в интересах общества и коллектива.
2. Функция социальной поддержки подразумевает оказание помощи учащемуся в преодолении трудностей, которые отрицательно сказываются на формировании его личности, и которые он не в состоянии преодолеть самостоятельно. Психолого-педагогический консилиум дает рекомендации педагогам, и организациям, которые занимаются социальной поддержкой воспитанника.
3. Функция педагогической реабилитации заключается в проведении системы мер, направленных на разрешение внутреннего конфликта учащегося, на его реабилитацию. Консилиум помогает увидеть и использовать его лучшие стороны, опереться на них в воспитательной работе.
4. Психопрофилактическая функция предполагает осуществление комплекса мероприятий по охране здоровья, повышению работоспособности, снижению конфликтности учащихся, которые педагогический коллектив под руководством консилиума проводит совместно с медработниками. В процессе психопрофилактической работы психолого-педагогический консилиум осуществляет следующие мероприятия:
• по запросам учителей изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности учащихся, их интересы, склонности;
• предлагает педагогам и родителям методы воспитания и занятий с подростками для ликвидации пробелов в учебе;
• совместно с учителями и родителями намечает программу индивидуальной работы с несовершеннолетним для повышения его самооценки и улучшения адаптации к коллективу;
• проводит консультации для педагогов, родителей и самих учащихся в целях предотвращения конфликтных ситуаций, дает программу по самовоспитанию.
В состав психолого-педагогического консилиума входят высококомпетентные специалисты: педагоги, психологи, медики, психиатры, наркологи, логопеды, работники полиции, наставники, общественные воспитатели.
Руководитель консилиума отвечает за его организацию: обеспечивает систематичность работы, формирует состав членов консилиума, приглашает родителей и учащихся, контролирует выполнение рекомендуемых мер. Руководителем консилиума может быть один из представителей администрации учебного заведения.
Секретарь консилиума, или инструктор, обеспечивает содержательную сторону консилиума: организует сбор необходимых данных об учащихся, контролирует (или сам производит) записи в дневнике наблюдений за учащимся, составляет характеристики на учащихся, помогает классному руководителю, готовит списки учащихся, нуждающихся в помощи консилиума, поддерживает связь с членами консилиума.
Школьный врач информирует о состоянии здоровья учащегося, об оздоровительных мероприятиях, по рекомендации консилиума осуществляет функцию психопрофилактики, дает направление к специалистам, контролирует соблюдение режима труда и отдыха.
Инспектор по делам несовершеннолетних дает информацию об учащемся, если он состоит на учете, его связях на улице, роли в среде неформального общения, о результатах проведенной работы и принятых мерах. По просьбе консилиума осуществляет за подростком контроль, принимает меры по расформированию подростковых групп, деактуализации лидера, выявляет взрослых, способствующих противоправному поведению несовершеннолетних, держит под контролем ситуацию на своем участке и в учебном заведении.
Специалист-консультант приглашается по мере необходимости. Это может быть нарколог, логопед, психоневролог, психиатр. Он помогает в постановке психолого-педагогического диагноза и выработке рекомендаций.
Психолог учебного заведения является основным организатором и участником консилиума. Он несет персональную профессиональную ответственность за точность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы сучащимися, обоснованность даваемых рекомендаций. Оказывает помощь учителям, родителям и самим учащимся советами и рекомендациями.
Классный руководитель готовит характеристики на учащихся, формулирует свои затруднения в работе с несовершеннолетним, ставит задачи перед консилиумом, заполняет дневник наблюдений.
Представитель общественности - желательный участник совещания; он призван помочь осуществить координирующую функцию психологопедагогического консилиума.
Традиционна следующая организация работы консилиума. Заседания консилиума проводятся один-два раза в месяц. Деятельность консилиума начинается еще до начала учебного года - совместно с администрацией школы психолог составляет план на год, списки учащихся, которых необходимо диагностировать, намечает основные направления работы специалистов.
Каждое заседание проводится в три этапа:
1) изучение полученных материалов об учащемся (диагностических данных, сведений от людей, занимающихся с подростком, характеристики, составленной классным руководителем), уточнение сведений;
2) беседа с родителями несовершеннолетнего без его присутствия; беседа с самим несовершеннолетним; представителями родительской общественности или классного коллектива;
3) обмен мнениями, постановка диагноза и определение задач по контролю, поддержке, реабилитации и психопрофилактике, заполнение соответствующей графы в дневнике наблюдений.
Обсуждение одного учащегося длится в среднем не менее часа. Очень важно правильно распределить роли ведущего заседание консилиума и ведущего диагностическое собеседование с учащимся и его родителями. Чаще всего роль ведущего диагноста осуществляет психолог, так как именно он должен уметь устанавливать психологический контакт с учащимся, снимать напряжение, правильно формулировать вопросы и корректно относиться к родителям, учащемуся и их проблемам...

Источник: Психолого-педагогический практикум: [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / сост. С.И. Матафонова, Т.Ф. Ушева. - Электрон. текст. дан. (2,5 Мб). -
Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. - 148 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц 512 Мб RAM, 2,5 Мб свобод. диск. пространства; CD- привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.