Развитие психики и сознания
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Психологическая интерпретация категории сознание.
2. Структура сознания.
3. Неосознаваемые психические процессы. Бессознательное психическое.
4. Психологическая интерпретация бессознательного по К. Ясперсу, З. Фрейду, К.Г. Юнгу.
5. Структура бессознательного, проявление бессознательного в жизни человека.


Основные понятия
Сознание, нейрофизиологические основы сознания, возбуждение, торможение, нейронные процессы, локальная активация, теория повторного входа, биоэлектрическая активность мозга, структура сознания, саморегуляция, психические образы, свойства сознания, активность сознания, направленность сознания, рефлексия, «Я-
концепция
», самосознание, чувственно-эмоциональный уровень, рационально-дискурсивный уровень, интуитивно-волевой уровень,
неосознаваемые психические процессы, бессознательное, защитные механизмы, коллективное бессознательное, уровни бессознательного, свойства бессознательного.


1. Психологическая интерпретация категории сознание


Единого общепринятого определения сознания в психологии и психофизиологии не существует. В большинстве случаев сознание определяют через функции, которые оно выполняет. Например, нейрофизиолог Х. Дельгадо, автор широко известной книги «Мозг и сознание», представлял сознание как организованную группу процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или
экстрапсихические (вызванные внешними причинами) процессы. Сознание воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его причины с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации.
В других определениях подчеркиваются системность сознания, комплексность выполняемых им функций, связь с памятью (прошлым и будущим человека), привязанность к мозговому субстрату. П.В. Симонов, например, выделяет коммуникативный аспект сознания, определяя его как оперирование знанием, способность к направленной передаче информации от одного лица к другому.
Термин «сознание» имеет три значения. Во-первых, подразумевает осознание (интериоризацию) собственных переживаний - в
противоположность потере сознания и всему тому, что пребывает за пределами сознания. Во-вторых, подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем - в противоположность неосознанным субъективным переживаниям, в рамках которых «Я» и «объект» пребывают в не дифференцированном состоянии. В-третьих, термин подразумевает самосознание, осознание личностью собственного «Я» - в противоположность бессознательному, в рамках которого субъект и объект переживаются как отдельные сущности.


1.1 Нейрофизиологические основы сознания


Концепция И.П. Павлова
И.П. Павлов образно представлял сознание как перемещающуюся по коре зону повышенной возбудимости - «светлое пятно сознания» на темном фоне остальной коры. В настоящее время согласно данным, полученным с использованием метода ПЭТ-томографии (позитронноэмиссионная томография), зона локальной активации действительно имеет вид светлого пятна на темном фоне.
Современным аналогом представлений И.П. Павлова можно считать теорию «прожектора». Решающая роль в ней отводится таламусу, именно он направляет поток возбуждения в кору больших полушарий. Причем процесс осуществляется таким образом, что в каждый данный момент времени только один из таламических центров находится в состоянии возбуждения, достаточном для создания в коре зоны повышенной возбудимости. Область наиболее мощной импульсации создает центр внимания, а благодаря постоянным перемещениям потока возбуждения по другим участкам коры, становится возможным их объединение в единую систему.


Теория Э. Крика
В качестве предполагаемого механизма, связывающего нейроны в единую систему рассматривается появление у них синхронизированных разрядов с частотой в гамма-диапазоне 35-70 Гц. Синхронизация нейронной активности является механизмом объединения клеток в ансамбль. Нейронные процессы, оказывающиеся в центре «луча прожектора», определяют содержание нашего сознания в текущий момент времени, а функцию управления лучом прожектора выполняет таламус, создавая в разных зонах коры (локальную активацию).


Концепция Дж. Эделмена

По описанным выше представлениям возникновение сознания становится возможным только при достижении определенного уровня возбуждения коры больших полушарий. Идея порога возбуждения как условия возникновения сознания, не может, однако, объяснить многие аспекты функционирования сознания. По этой причине еще в 80-е г. был предложен другой нейрофизиологический механизм возникновения сознания, получивший название «Теория повторного входа». В этой теории в качестве центрального механизма возникновения сознания рассматривается механизм повторного входа возбуждения. Имеется в виду, что возбуждение, возникшее в группе нейронов первичной зоны коры, возвращается в ту же нейронную группу после дополнительной обработки информации в других нервных центрах или поступления новой информации из внешней среды, а также из долговременной памяти. Этот повторный вход дает возможность сопоставлять имевшиеся раньше сведения с изменениями, которые произошли в течение одного цикла обработки информации. Объединение двух потоков информации (первичного и вторичного) составляет один цикл или повторяющуюся фазу активности сознания. Прохождение одного цикла возбуждения осуществляется за 100-150 мс. Повторяющиеся циклы создают нейрофизиологическую «канву» сознания.


Концепция А.М. Иваницкого
Центральное место в этой концепции занимает понятие информационного синтеза, предусматривающее объединение информации о физических и семантических особенностях стимула. Информация о физических свойствах стимула поступает по сенсорно-специфическим путям, а информация о значимости стимула извлекается из памяти. Синтез этих двух видов информации (текущей и извлекаемой из памяти) обеспечивает возникновение ощущения. Опознание стимула происходит с участием лобных областей мозга. Последовательное поступление информации от рецепторов приводит к повторному движению возбуждения по указанному кольцу, обеспечивая постоянное сопоставление сигналов, приходящих из внешней и внутренней среды.


1.2 Историческое развитие и условия возникновения человеческого сознания


Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении о единстве строения и функции. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, и его психика формируется в процессе жизнедеятельности.
Становление человеческого сознания и всех специфических особенностей человеческой психики, органически связано с развитием трудовой деятельности. Возникновение трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение человека к природе. В трудовом действии, поскольку оно направляется на производство предмета, а не непосредственно на удовлетворение потребности, расчленяется, с одной стороны, предмет, который является целью действия, с другой - побуждение. Из предмета и побуждения начинает выделяться отношение субъекта к окружающему и собственной деятельности.
Разделение труда с необходимостью приводит к тому, что деятельность человека непосредственно направляется на удовлетворение не собственных потребностей, а общественных. Для того чтобы были удовлетворены его потребности, человек должен сделать прямой целью своих действий удовлетворение общественных потребностей.
В работах А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна общественно организованная деятельность и труд выступают основными условиями возникновения и развития сознания. В процессе общественно организованного труда возникает язык и слово. В слове откладываются и объективируются накопленные человечеством знания. Только благодаря слову знания обобщаются и абстрагируются.
С.Л. Рубинштейн подчеркивает связь сознания и языка «Без языка нет сознания», каждый человек в ходе своего индивидуального развития через овладение языком приобщается к «со-знанию» - «совместному знанию» и лишь затем формируется индивидуальное сознание.
Особенности человеческой психики, связанны с познавательной деятельностью руки как органа труда и с речью, развившейся на основе труда, коренным образом отличают психику человека от психики животных. Вместе с тем, будучи связаны с самим процессом становления человека, с антропогенезом, эти свойства являются общими для всех людей.
Оригинальную трактовку путей развития сознания дал в русской науке А.А. Потебня. Он становится на подлинно историческую точку зрения, выделяет качественно различные ступени в развитии сознания: ступень мифологического сознания и следующую за ним ступень, когда развиваются одновременно формы научного и поэтического мышления.
Сознание является важнейшей категорией и объектом изучения самых различных наук: философии, антропологии, психологии, социологии, медицины (психиатрии) и др. Однако исходным материалом для всех планов исследования сознания является психологический факт принадлежности его человеческому индивиду как высшего образования человеческой психики, как высшего свойства человеческой личности.
В литературе приводится множество определений сознания как психологического феномена. Существует мнение, что любая попытка строгого определения сознания, к сожалению, обречена на справедливую критику. Рассмотрим некоторые из них.
По В.Н. Мясищеву, сознание - это высший уровень психической деятельности, где в единстве представлено отражение мозгом человека объективной действительности и его отношение к различным многообразным ее формам. «Сознание - это свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание - это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей». Вместе с тем объектом сознания выступает и внутренний мир человека. На основе сознания развивается и самосознание.
С.Л. Рубинштейн рассматривает сознание как единство отражения и отношения к объективной действительности. Он уточняет, что понятие «отражение» тесно и непосредственно связано с процессами познавательной деятельности. Понятие же «отношение» представляет потенциальный аспект психологических процессов, связанных с избирательной и субъективной активностью личности.
Наиболее существенные признаки сознания: это высшая форма психики, которая представляет единство отражения человеком действительности и его отношения к этой действительности.
Таким образом, сознание - высшая специфически человеческая форма психики, выражающая отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей, связано со способностью человека выделять себя из окружающего мира, произвольно планировать и регулировать свои действия и поступки, а так же с его способностью к самонаблюдению.
Сознание, как принято считать, отсутствует у животных, т.е. является отличительным свойством человека. Оно позволяет человеку
устанавливать связи между предметами и явлениями окружающей действительности и между самим индивидом и этой действительностью.


Функции сознания:
1. когнитивная (отражательная, информационная, позновательная);
2. регулятивная (ориентировочная);
3. коммуникативная, аффективная.
По Б.М. Ломову, когнитивная функция на уровне сознания выступает как познание в полном смысле этого слова, т.е. как активное, целенаправленное приобретение знаний. Прежде всего, имеются в виду знания, являющиеся результатом общественно-исторической практики и представленные в виде научных, идеологических, этических идей, понятий, норм и т.д.
Вместе с тем когнитивная функция сознания иногда рассматривается как интеллектуализированная психика. В этой связи сознание отождествляется с мышлением. Однако ограничивать когнитивную функцию сознания только мышлением не совсем корректно с научной точки зрения. Она реализуется также в процессах чувственного познания: ощущения, восприятия, представлений, образов, которые составляют, пользуясь словами А.Н. Леонтьева, «чувственную ткань сознания».
Основная характеристика регулятивной функции сознания - произвольность. Поведение индивида характеризуется как проявление его воли. Осознавая себя, свои действия, человек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки. Регулятивная функция сознания не может осуществляться без участия речи. Речь, как правило, направлена на объект, с которым индивид вступает во взаимодействие, но она может быть и внутренней, направленной на самого себя (в виде самотребований, самовнушений, самоприказов и т.д.).
Коммуникативная функция психики получает на уровне сознания свое наиболее полное развитие. Более того, сознание без этой функции вообще не могло бы существовать. Коммуникативная функция сознания формируется и развивается в процессе общения между людьми, которое является необходимой «составляющей» жизни общества. Благодаря ей индивид приобретает опыт других людей, конечно же, в
трансформированном виде; происходит как бы воспроизводство, отражение свойств одного человека в другом. Коммуникативная функция реализуется в процессах не только обмена знаниями, но и взаимной регуляции поведения людей. «Благодаря коммуникативной функции
сознания индивид как бы освобождается от необходимости повторять в своем развитии тот путь, который прошло общество» - Б.М. Ломов.
Функции сознания неразрывно связаны между собой.


2. Структура сознания


Современная психология определяет сознание как высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.


2.1 Характеристика сознания (свойства)


Сознание обладает следующими свойствами:
- активность;
- направленность;
- способность к самонаблюдению;
- мотивационно-ценностные характеристики;
- я-концепция.
Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит активная дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).
Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своими ощущениями, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т.е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную
систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.
Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью
представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-конценцию» очень часто называют самосознанием.
Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.
От чего зависит адекватность нашего сознания? Если мы постараемся найти ответ на этот вопрос, то будем вынуждены назвать множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.
В упрощенном виде критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение, т.е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.


2.2. Основные компоненты сознания.


Структура сознания соотносится с функциями сознания, где можно выделить три структурных компонента: когнитивный, регулятивный и коммуникативный.
В структуре сознания можно выделить три уровня сознания отражающие действительность (А.Н. Леонтьев):
- чувственно-эмоциональный: это непосредственное отражение
объекта органами чувств в его конкретности, уникальности, многообразии характеристик;
- рационально-дискурсивный (словесно-логический): опосредованное отражение объекта, выделение в нем существенных характеристик;
- интуитивно-волевой: определяет самосознание человека,
обеспечивает целостность опыта восприятия объекта, гарантирует единство чувств и разума.
Данная схема может быть конкретизирована относительно когнитивной, аксиологической и регулятивной проекций сознания. Когнитивная проекция описывает механизмы воспроизведения и познания свойств действительности, аксиологическая - конкретизирует иерархию ценностных ориентаций, регулятивная - выявляет связанные с деятельностью человека стороны сознания. Следует сказать, что приведенная структура сознания выступает лишь одной из возможных версий интерпретации данной темы.
Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были выделены следующие составляющие сознания: интеллект, эмоции, воля, внимание, память.
Сознание человека не сводится к интеллектуальному (мысленному) отражению мира и эмоциональному переживанию отраженного. Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. Составляющие сознания находятся в тесной взаимосвязи, функционируя, создают характерную направленность сознательной деятельности.
Согласно исследованиям в рамках психологии, базовым понятием для построения сознательной деятельности и, соответственно, базисом для составляющих сознания является потребность, представляющая нужду или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности. Биологические потребности обусловлены обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов (личности, социальных групп), общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также специфических социальных условий их деятельности.
Потребности личности образуют как бы иерархию, в основании которой - витальные потребности, а далее - социальные (высшее проявление которых - потребность в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности).
Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Проблема соотношения бессознательного и сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна.
3. Неосознаваемые психические процессы. Бессознательное психическое
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека.
Наряду с осознаваемыми психическими процессами существует большая область бессознательных психических явлений.
Бессознательными называются те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые, но человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Бессознательное - совокупность психических явлений, в функционировании и влиянии которых человек не отдает себе отчета.
Впервые понятие «бессознательное» ввел в научный оборот К.Г. Карус в 1846 г., который утверждал, что «большая часть психической жизни лежит в бессознательном». В 1869 г. появилась книга Э. фон Гартмана «Философия бессознательного». Однако по-настоящему
систематически стал изучать бессознательное австрийский психолог и психиатр З. Фрейд.
В 50-60-е гг. в зарубежной психологии было проведено много экспериментальных исследований, посвященных проблеме неосознаваемого восприятия и перцептивной защиты.
В этих исследованиях изучали, влияет ли эмоциональное содержание слов на эффективность их восприятия, опознания и запоминания. Типичный эксперимент включал определение «порогов опознания» для различных слов нейтральных и эмоционально окрашенных. В целом, было установлено, что для правильного опознания слов, вызывающих негативные ассоциации (например: насилие, смерть), испытуемым требуется больше времени, чем для опознания нейтральных слов (например: дерево, ручка). Это дало основания предполагать, что некоторый психологический механизм контролирует эмоциональное содержание слов в процессе их восприятия и может каким-то образом влиять на опознание слов, удерживая «угрожающие» слова вне осознанного восприятия. Хотя эти эксперименты по перцептивной защите были несовершенны, (в них, например, не контролировали длину слов, частоту их встречаемости и т.д.), обнаруженные в них эффекты нашли подтверждение и в некоторых более поздних и более тщательных экспериментах.


Классификация неосознаваемых психических процессов (Ю.Б. Гиппенрейтер):
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, явление неосознанной установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий).
Неосознаваемые автоматизмы представляют собой действия и акты, которые совершаются без участия сознания, механически. Первичные автоматизмы никогда в жизни человека не осознавались. Они врожденные или формируются в течение первого года жизни ребенка. Это, например, автоматические действия связанные с миганием, схватыванием предметов, ходьбой, сосанием. Вторичные автоматизмы процессы, которые раньше были сознательными, но перестали человеком осознаваться. Эту группу составляют автоматические действия или навыки, благодаря которым происходит высвобождение сознания и направление его на более сложные аспекты деятельности.
Явление неосознаваемой установки - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия. Субъект подготовленный к определенному действию осуществляет его быстро и часто. Однако, установки могут выполнять в жизни человека и отрицательную роль: неверные восприятия, действия и оценки, окружающих предметов и явлений действительности. Например, если неосознанно бояться получить плохую отметку на экзамене, то можно и в самом деле забыть выученный материал, путаться в определениях и т.д. Установки создают определенную направленность, избирательность наших действий, стремление реагировать определенным образом на стимулы, бывшие ранее индифферентными.
Неосознаваемые сопровождения сознательных действий - непроизвольные движения, вегетативные реакции, тонические
напряжение, мимика, сопровождающие действия и состояния человека. Неосознаваемые сопровождения действий играют в психологию большую роль: они представляют собой важнейшие дополнительные средства коммуникации, могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека (намерений, отношений, скрытых желаний).
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.
Согласно теоретическим взглядам З. Фрейда тенденция к вытеснению
переживаний из сознания в бессознательное возникает в тех случаях, когда эти переживания в силу социальных запретов или конфликтов с другими противоположными переживаниями не могут найти своего адекватного выражения в поведении. Если работа вытеснения оказывается успешной, то возникает постепенное устранение из осознаваемой жизни данного эпизода. В целом психика человека стремится разными путями (защитные механизмы личности) устранить возникающие конфликты. Однако содержание бессознательного в результате этих процессов не утрачивает своей активности и энергии, а наоборот, может пытаться все-таки прорваться из бессознательного и проникнуть на уровень сознания через свои заменители. Заменители проявляются в таких формах как бессознательные аффективные комплексы, сновидения, свободные ассоциации, обмолвки, ошибочные действия и т.д. Методы выявления и изучения содержания бессознательного: метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий, отреагирование и катарсис, стиль поведения аналитика.
3. Надсознательные процессы - процессы образования интегрального продукта большой сознательной деятельности, который затем вторгается в сознание человека. При решении сложной задачи, чтобы сдвинуться с мертвой точки, необходимо сознательными усилиями, многократно рассуждая, довести себя до состояния, когда все аргументы «за» и «против» выучены наизусть, расчеты проделываются на бумаге. Только после такой подготовки можно надеяться на успешную работу надсознательных процессов. К надсознательным процессам относят процессы творческого мышления, процессы переживания больших жизненных событий, личностные кризисы. От сознательных отличаются тем, что: 1) субъект не знает конечного результата, к которому приведет надсознательный процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т.е. осознание итога деятельности человека. 2) неизвестен момент, когда надсознательный процесс завершится, это может прийти внезапно, неожиданно. Сознательные действия предполагают контроль за достижением цели и приблизительную оценку момента завершения.
Таким образом, к вопросу бессознательного в структуре психики человека обращалось большое количество ученых, но именно психоанализу принадлежит заслуга ее тщательной теоретической разработки и использования в психотерапевтической практике.


4. Психологическая интерпретация бессознательного по К. Ясперсу, З. Фрейду, К.Г. Юнгу


4.1 Проблема бессознательного в работах З. Фрейда


По определению З. Фрейда «бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически».
В результате длительных наблюдений за своими больными З. Фрейд пришел к выводам, изменившим прежние представления о психике. Бессознательное, по его мнению, носит врожденный характер. Он утверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно З. Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего - подавленными желаниями, то есть желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или творчество.
У человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения (сексуальный инстинкт), инстинкт продолжения рода и инстинкт смерти (агрессивный инстинкт) выделенный З. Фрейдом немного позже). Инстинкт жизни и инстинкт смерти взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подструктуры: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его З. Фрейд, сексуальный инстинкт, связанный энергией либидо.
Бессознательное является антагонистом сознанию и вместилищем загнанных природных инстинктов. С точки зрения З. Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Он считал, что эмоции являются выражением инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта и инстинкта к смерти (или как он сформулировал позднее, инстинкта Эроса и инстинкта смерти (Тонатос). Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии З. Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании (мортидо).
З. Фрейд описывал психическую организацию разделенной на три компонента: сознательное, бессознательное и предсознательное.
Сознательное является небольшой частью психической организации; включает в себя то, что мы осознаем в данный момент времени.
З. Фрейда больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он обозначил как предсознательное и бессознательное.
Бессознательное. Во внутренних пределах бессознательного находятся инстинктивные элементы, которые не сознаваемы и не доступны сознанию. Здесь находится материал, который подвергнут социальной и моральной цензуре, вытесненный из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он никогда не вспоминается. Мысль или воспоминание косвенным образом воздействуют на сознание.
Предсознательное - это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной, это те участки памяти, которые доступны для осознания: вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, любимой еды.
Сохранение целостности психической организации человека с точки зрения З. Фрейда обеспечивается благодаря функционированию защитных механизмов.
Защитные механизмы - внутренние предохранители, которые не осознаваемы.
- вытеснение (удаление из сознания неприемлемых мыслей, чувств и переживаний в область бессознательного),
- регрессия (возврат к пройденным стадиям развития),
- рационализация (оправдание подсознательных побуждений),
- проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов),
- сублимация (перевод сексуальных и агрессивных импульсов в социально-приемлемое русло).


4.2 Коллективное бессознательное в теориях К.Г. Юнга


Другое учение, разработал видный деятель психоаналитического движения, психоаналитик и социолог Карл Густав Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания.
К.Г. Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Отвергнув теорию сексуальности З. Фрейда, К.Г. Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.
Лейтмотивом всех своих работ К.Г. Юнг считал стремление объяснить вопросы истории и конкретные исторические темы через призму «бессознательной деятельности души современного человека».
Согласно концепции К.Г. Юнга, структура психики человека состоит из трех универсальных элементов:
- личного сознания (ЭГО),
- личного бессознательного (состоит их комплексов),
- коллективного бессознательного (состоит из архитипов).
Под коллективным бессознательным К.Г. Юнг понимал «разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа». Коллективное бессознательное представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Оно транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.
По К.Г. Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия представляют собой «архетипы».
«Архетипы» - наиболее древние и универсальные формы мышления, проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и т.д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Выделяют следующие типы архетипов: самость, анима и анимус, тень, персона и др. Основным «архетипом» личности является «самость», вокруг которой концентрируются все психические свойства человека. «Самость»
выступает, как субъект целостной психики человека, как центр личности,
предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей. «Архетипы», по К.Г. Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей.


4.3 Понимание бессознательного в работах К. Ясперса


Карл Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр.
Состояние нечеткого осознания окружающей действительности К. Ясперс называл состоянием «без сознания». Под сознанием понимал любую форму внутреннего переживания, в том числе и такую, когда переживание ограничивается всего лишь неосознанным чувством, не направленным на какой-либо определенный объект. Психическая жизнь не может быть полноценно понята только как сознание и средствами одного только сознания.
К. Ясперс считал, что для объяснения психической жизни мы должны работать с механизмами, внешними по отношению к сознанию - с происходящими в сфере бессознательного. Содержание бессознательного не может быть переведено в форму доступную непосредственному восприятию, а может лишь мыслиться в форме психических или физических символов или аналогий.
Само существование событий бессознательной психической жизни часто подвергалось сомнению. К. Ясперс утверждал, что в этой связи необходимо различать события, в действительности пережитые личностью, но оставшиеся незамеченными, и события, происходившие за пределами сознания и, значит, не пережитые. Первые могут быть замечены при определенных благоприятных условиях и таким образом доказать свою реальность. Вторые же никогда не могут быть замечены по определению.
События, происходящие за пределами сознания, могут быть замечены лишь в тех случаях, когда они являются восприятию как события соматической сферы. Но, эти же события могут трактоваться как причины и следствия того, что происходит в сознании: соответственно, с их помощью можно объяснять феноменологию сознательной психической жизни. Бессознательное проявляет себя во множестве разнообразных форм - таких, как привычки, умственные способности, темперамент. Человек нередко сознает, что он оказался лицом к лицу с неким переживанием, исходящим из бессознательных глубин его существа и даже способным оказать на него подавляющее воздействие.
К. Ясперс пытался разъяснить многообразие значений, приписываемых термину бессознательное.
1. Бессознательное мыслится как производное от сознания. Как таковое оно может быть идентифицировано с:
- автоматическим поведением (т.е. деятельностью, которая некогда осознавалась, а теперь осуществляется автоматически и, значит, неосознанно; речь идет о ходьбе, письме и т. п.);
- забытым опытом, все еще не утратившим своей действенности (имеются в виду так называемые комплексы, остаточные аффекты, обусловленные прежним опытом);
- воспоминаниями, готовыми «всплыть на поверхность» памяти.
2. Бессознательное мыслится в соотношении с недостатком внимания. С этой точки зрения оно есть то, что:
- будучи пережито в действительности, проходит незамеченным;
- хотя и выявляется, но не преднамеренно;
- ускользает из памяти, т.е., будучи некогда содержанием сознания, забывается.
3. Бессознательное мыслится как сила, как первоисточник, т. е. как:
- творческое, жизненное начало;
- убежище, защита, первопричина и конечная цель.
4. Бессознательное мыслится как «бытие» - как истинный, глубинный смысл бытия.
Но нельзя упускать из виду, что сознание не может трактоваться ни как нечто механически и случайно добавленное к психической реальности, ни как нечто такое, к чему сводится вся психическая реальность - укорененная в бессознательном, подвергающаяся его влиянию и сама, в свою очередь, оказывающая на него влияние.
В своих работах основной акцент К. Ясперс делал на изучение сознания, не отрицая при этом роль бессознательных влечений в жизни и деятельности человека, он не признавал за ними статуса первичности.
Исходя из анализа взглядов зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного, рассмотренных выше, можно выделить ряд основных положений:
1. Согласно З. Фрейду, бессознательное содержит в себе те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными, но были подавленны благодаря воздействию цензуры (сознания). Оно составляет основу индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является творческим началом.
2. К.Г. Юнг, отбросив механическое разделение З. Фрейдом на сознание и бессознательное, считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.
3. К. Ясперс критиковал психоаналитиков за то, что они делали основной акцент на биологических характеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразить сущность высших уровней человеческой деятельности. Однако при этом К. Ясперс не отрицал роль бессознательных влечений в жизни и деятельности человека, но не признавал за ними статуса первичности.
В теориях достаточно много как сходств, так и различий, что можно в основном объяснить определением автором роли, которую играет бессознательное в жизни человека.


5. Структура бессознательного, проявление бессознательного в жизни человека


5.1 Классификация бессознательных процессов и состояний


Бессознательные ощущения - относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения.
Неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения - вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Бессознательная память - связана с долговременной и генетической памятью, управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.
Бессознательное мышление - выступает в процессе решения человеком творческих задач.
Бессознательная речь - это внутренняя речь, когда человек выполняя какое-либо действие, проговаривает про себя все его компоненты.
Бессознательная мотивация - влияет на направленность и характер поступков, которые человеком не осознаются.
Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
Проявление бессознательного в жизни человека (З. Фрейд «Психопатология обыденной жизни»).
1. Ошибочные действия.
Забывание впечатлений и намерений, имен собственных, слов, названий, впечатлений и знаний.
• Оговорки, описки, очитки, ослышки.
• Действия, совершаемые по ошибке. Случаи, где на первый план выступает ошибочный эффект произведенного действия, уклонение о намерения. Действия совершаются под предлогом неловкости.
• Симптоматические повторяющиеся действия. Действия, где весь образ действий нецелесообразен. Они не стремятся установить связь с каким либо сознательным намерением и в силу этого не нуждаются в предлогах. В них не подразумевается вовсе наличие цели и намерения. Их совершают «ничего при этом не думая», чтобы «куда-нибудь руки деть».
2. Бессознательные явления личностного характера относятся, к разряду представлений и связаны с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты, фантазии и произведения художественного творчества.
3. Невротические симптомы - следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного заряженный очаг и производят разрушительную работу.
5.2 Свойства и уровни бессознательного
1. Влечения и желания существуют независимо друг от друга. Все, основанные на инстинктивных влечениях желания, находятся в бессознательном и существуют независимо друг от друга. Осознаются только некие идеи желаний, только то, что мы думаем о своих желаниях, но не желания как таковые в своем первозданном виде.
2. В бессознательном желания свободны от противоречий. Если несколько желаний, чьи цели кажутся несовместимыми, одновременно становятся активными, то они не уменьшают и не усиливают друг друга. Происходит их комбинация в компромиссную цель. С парадоксами сражается исключительно сознание, но никак не бессознательное. Для бессознательного вообще проблемы парадокса не существует.
3. Процессы в бессознательном существуют вне времени. Они не изменяются со временем и не имеют временной последовательности. Временные отношения сугубо прерогатива сознания. Другими словами, врожденные бессознательные реакции, и приобретенный бессознательным опыт сохраняются в неизменном виде. Все, что накапливается в бессознательном сосуществует друг с другом. Это качество отчетливо подтверждается (доказывается) возможностями памяти. К примеру, воспоминания в состоянии сомнамбулического гипнотического транса воспроизводят точно такие же переживания, которые были во время вспоминаемого события.
4. Бессознательное не сомневается и не отрицает что-либо. Бессознательные желания и потребности могут быть сильнее или слабее только от степени удовлетворенности, а также проявлять себя в сложном компромиссном комплексе с другими желаниями и желаниями антагонистами. Если бессознательное желание есть - оно им и останется и ничто его не изменит. Просто его проявление, в итоге, может быть комплексным с другими желаниями.
5. Бессознательные процессы не связаны с личными представлениями о реальности. Они регулируются собственной силой и принципом удовольствия. Для связи с условиями окружающей действительности и причинно-следственными связями объективной реальностью существует сознание. А бессознательное интересуется исключительно внутренними желаниями и потребностями. Бессознательное ищет удовольствие (разрядку напряжения) и избегает боли. Бессознательное не заботят проблемы средств удовлетворения желаний. Проблема средств относится к сознанию. Это сознание думает, как бессознательные желания приспособить к действительности и реальности, в каком виде и под каким предлогом.
6. Энергия бессознательных процессов и идей намного мобильней, чем энергия сознания. В бессознательном нет препятствий, характерных для внешней реальности. Энергия бессознательных процессов не подвержена требованиям реальности, требованиям времени,
упорядоченности и логики. Бессознательные процессы легко сгущаются, перемещаются и обусловлены только потребностью в разрядке. Затруднения, замешательства и заторы возникают на этапе перехода к действиям, когда управление в свои руки берет сознание.
Уровни бессознательного
- бессознательное личное (подсознание, предсознание);
- бессознательное коллективное.
Личное бессознательное формируется в процессе биологического и социального развития человека, адаптации к внешней реальности, освоения внутренних возможностей и потенциала, а также, благодаря различным событиям и ситуациям, через которые проходит человек. Потому-то личное бессознательное и является личным, что зависит от личного опыта.
Личное бессознательное принято также называть подсознанием или предсознанием, подразумевая, что личное бессознательное при благоприятных условиях может быть воспроизведено в сознании. Личное бессознательное хранит весь опыт конкретного человека. Содержание личного бессознательного может быть использовано как личное хранилище уникальных ресурсов. Любое обучение, благодаря которому формируются новые навыки и знания, не забывается окончательно и не уходит куда-либо навсегда. Оно всегда может быть активизировано и использовано в жизненных ситуациях.
Личное бессознательное состоит из:
- забытого материала;
- вытесненного материала;
- материала, накопленного через восприятие под порогом сознания (человек запоминает даже те детали, на которые он не обратил внимания или не заметил).
Коллективное бессознательное общее для всех людей и составляет основу психической субстанции любого человека. В коллективном бессознательном нет всего того, что приобретается в течение жизни конкретным человеком (индивидом) и, что специфично для его личности. Коллективное бессознательное всецело проистекает из унаследованных всем человечеством функциональных возможностей психической субстанции.
Коллективное бессознательное не зависит от исторической эпохи, от расовой, национальной или социальной принадлежности. Коллективное бессознательное врожденно заложено в каждом человеке и представляет собой «хранилище» типичных, присущих всем людям реакций на универсальные ситуации. То есть, коллективное бессознательное определяет главные сценарии человеческих судеб. И именно благодаря коллективному бессознательному мы можем чувствовать то, что чувствует другой человек в своей жизненной ситуации и видеть то, что им движет в действительности.
Коллективное бессознательное действует недоступными нашему сознанию способами, в своих собственных целях и стремится к единству и целостности психической субстанции. Коллективное бессознательное непроницаемо манипуляциям сознания. Другими словами, сознание ничего не может изменить в коллективном бессознательном, но может только принять то, что станет доступным и осознанным.
В коллективном бессознательном условно можно выделить три уровня (по К.Г. Юнгу):
1. Уровень эмоций.
Эмоции это непроизвольные (неконтролируемые) реакции организма на какие-либо изменения, стимулы в том числе. Осознавать эмоции можно по-разному. Эмоции можно воспроизвести только через какое-либо действие (чувство является внутренним действием, отражающим отношение, оценку объекта), так как эмоции всегда являются реакцией на что-либо. Эмоциональную природу человека невозможно изменить. Эмоциональность можно усилить или ослабить, но нельзя изменить характер реагирования. Способы эмоционального реагирования врожденно даны всем одинаково, коллективно, потому эмоции и составляют часть коллективного бессознательного.
2. Уровень прорывающегося содержания.
Этот уровень был открыт К.Г. Юнгом, благодаря открытию архетипов. В сказках, мифах, сновидениях и прочих проявлениях человеческой фантазии могут проступать одни и те же сюжеты. Проявления этого уровня коллективного бессознательного можно наблюдать не только в продуктах фантазии и воображениях, но и в повторяющихся поведенческих комплексных реакциях.
3. Уровень первичной энергии.
Данная область коллективного бессознательного никогда не будет осознана. С уровнем первичной энергии связанны наиболее глубокие религиозные чувства и интересы человечества.
Источник: Кузмицкая, Ю.Л. Теоретические и методологические основы общей психологии: учебно-методическое пособие для студентов медико психологического факультета / Ю.Л. Кузмицкая, Е.Д. Мишина. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 152 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.