Тема 1 Эмоции и чувства
Понятие об эмоциях
Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности. Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям. Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой — наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств. Физиологической основой чувств, прежде всего, являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.
Функции эмоций
На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций: регуляторную, отражательную, сигнальную, стимулирующую, подкрепляющую, переключательную, приспособительную и коммуникативную. 1. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. 2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач). 3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. 4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. 5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха — неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
Теории эмоций
Большинство исследователей рассматривает эмоцию как сложный психический феномен, природу которого пытаются изучать с разных сторон. Существует несколько теорий эмоций: 1. Эволюционная теория Ч.Дарвина Исходя из этой теории эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций (если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев). Грубейшая ошибка биологической теории начинается лишь там, где эта теория переносится с животных на человека. С изменением форм существования у человека изменяется и основа его эмоций, это уже не инстинкты. У человека эмоции связаны с основными формами общественно-исторического существования - образа жизни человека и основными направлениями его деятельности. 2. Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в теории Джеймса- Ланге, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами являются У.Джеймс и К.Ланге. Джеймс эмоции отождествляет с осознанием органических изменений. Он считал, что сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция. «Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим » Аналогичную точку зрения отстаивал и К.Ланге в своей «сосудодвигательной теории» эмоций. Эмоции, по Ланге, определяются состоянием сосудов, которые задействованы при этих эмоциях. Анализируя грусть Ланге писал: «Устраните усталость и вялость мускулов, пусть кровь прильет к коже и мозгу, появится легкость в членах и от грусти ничего не останется». Теория Ланге принципиально однородна с теорией Джеймса, поэтому их обычно объединяют и говорят о теории Джеймса-Ланге. Эта теория правильно отмечала существенную роль, которую играют в эмоциях органические изменения переферического характера. Они являются не только внешним выражением эмоций, но и существенным их компонентом. Но теория Джеймса-Ланге совершенно ошибочно свела эмоции исключительно к периферическим реакциям. Таким образом, теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. 3. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У.Кеннон в своей теории. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояниях, очень похожи друг на друга. Положения Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. 4. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно этой теории положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемым и действительными результатами деятельности имеется расхождение или диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Что можно сделать двумя способами: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. 5. Потребностно-информационная теория П.В. Симонова. Симонов предложил концепцию, согласно которой эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т.е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. В ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности. 6. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Свое название она получила из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. По мнению К.Изарда в реальной жизни эмоции выражаются в комплексе. Например, тревожность - синдром, включающий страх, горе, гнев, стыд, вину, иногда - интерес. Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервномышечный и феноменологический аспекты. Так, на нейрофизиологическом уровне эмоция определяется по электрохимической активности нервной системы. На нервномышечном уровне эмоция - это, прежде всего мимическая деятельность. На феноменологическом уровне эмоция проявляется либо как сильно мотивированное переживание, либо как переживание, которое имеет непосредственную значимость для субъекта. Обобщая, можно сказать, что до настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны - это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, такие как когнитивные процессы, особенности ценностно-мотивационной сферы и т.п. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида.
Виды эмоций
Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Существует множество классификаций эмоций (см. рис.30)
|
Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и так далее). Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности). Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Эта эмоция обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительные черты: ситуативность, обобщённость, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю. Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки не разумны, совершаются без учёта обстановки. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушение сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на события. Страсть - это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности ближе к чувствам. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели». Собственно эмоции носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, и могут слабо проявляться во внешнем поведении, особенно если человек умело скрывает свои эмоции. Чувства - наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер: чувство к чему-то или к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. Чувства это продукт культурноисторического развития человека. Они связаны с определёнными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь не выносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишён возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и так далее. Причём для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Настроение - это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств, настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значениях для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С.Л Рубинштейн указывал, во- первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.
Чувства и личность
Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными процессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Содержание чувств определяет устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает. Предмет устойчивых чувств индивида, интенсивность, характер и частота переживаний в форме эмоций, аффектов, стрессовых состояний и настроений раскрывают перед наблюдателем эмоциональный мир человека, его чувства и тем самым его индивидуальность. Именно поэтому при анализе эмоциональных процессов необходимо перейти от рассмотрения преходящих состояний к устойчивым чувствам, характеризующим личность человека. В отличие от эмоций, аффектов, настроений и стрессовых состояний, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение индивида к объекту в данный момент, в конкретных обстоятельствах, сложившихся к моменту их возникновения, чувства (в узком значении этого слова) отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности его личности. Устойчивые мотивы только в том случае порождают систематическую активность человека, становятся постоянно действующими побуждениями к деятельности, если они становятся предметом устойчивых чувств. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что чувства выступают в качестве субъективной - для самого человека - формы существования потребностей. Это означает, что мотивация открывается субъекту в виде чувств, которые сигнализируют ему о том, как и насколько значимы объекты для удовлетворения его потребностей. Сложившиеся как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека, определяя динамику и содержание ситуативных эмоций, настроений и аффектов. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Таким образом, эмоциональная сфера человека - это особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.
Тема 2. Воля
Понятие о воли
Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля - это особая форма активности личности, особый вид организации ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью. В мотивационной сфере человека заключены основы самых разнообразных его действий - непроизвольных и волевых, осознанных и мало осознанных. Действия человека могут быть подразделены на две категории: непроизвольные действия и произвольные действия. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознанных побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки человека в состоянии аффекта, растерянности, страха, изумления. Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечивать ее осуществление. Особую группу произвольных действий составляют так называемые волевые действия. Волевые действия - это сознательные действия, направленные на определенную цель и связанные с усилиями, которые требуются для преодоления препятствий, стоящих на пути к цели.
Функции воли Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например, человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища). Активность характеризуется произвольностью. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.
Структура волевого акта
|
Волевая деятельность характеризуется в психологическом плане рядом существенных особенностей. Одно из важных свойств протекания волевой деятельности в целом или отдельного волевого акта - осознание свободы осуществления действия - «могу поступить так, а могу иначе». В действительности все действия человека, хорошо или плохо осознаваемые, являются объективно обусловленными. Волевая деятельность человека полностью детерминирована. Она обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникших как результат различных воздействий в условиях общественной жизни человека. Характерная особенность волевой деятельности заключается в том, что волевое действие всегда осуществляет человек как личность. Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической форме существенно то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный процесс. В сложном волевом действии можно выделить 4 основные фазы: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) решение; 4) исполнение (см. рис.32). Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание. Желание - это опредмеченное стремление. Зарождение желания означает, поэтому возникновение или постановку цели. Желание переходит в подлинно акт, когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию. Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие. Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов. Основным содержанием второй фазы в развитии волевого действия являются обсуждение и борьба мотивов. Волевое действие как избирательный акт, т.е. результат произведенного личностью выбора, обусловлен личностью в целом. Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять решение. Выбор требует оценки. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление цели - иногда совсем не совпадающей с первоначальной - совершается в результате решения. Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимость того, что произойдет, от собственного решения порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Принятие решения может протекать по-разному. 1. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, - никаких внешних препятствий. 2. Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось - и все представляется уже в новом свете. Все разрешилось, и нужно уже не столько принимать решение, сколько констатировать его. 3. При самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен. Исполнение и принятие решения требует волевого усилия Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения).
Методические материалы к разделу 4
Семинарские и практические задания
Семинар 1. Эмоции и чувства.
Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения: Вопросы и задания для обсуждения: 1. Сущность и функции эмоций. 2. Виды эмоций 3. Характеристика эмоциональных состояний (аффект, стресс, фрустрация и др.) 4. Эмоции и чувства. 5. Развитие эмоциональной сферы человека.
В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания: 1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства». 2. Раскройте основные характеристики эмоций. 3. Назовите основные виды эмоций. 4. В чем заключается амбивалентность эмоций? 5. Дайте характеристику высшим чувствам человека. Студентам предлагается подготовить интерактивные мультимедийные презентации по следующим вопросам
1. Проблема изучения эмоций в ХУШ-Х1Х вв. 2. Теории эмоций Джемса—Ланге и У. Кэннона. 3. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. 4. Потребностно-информационная теория П.В. Симонова 5. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.
Презентации должны включать в себя структурированный материал по заявленному вопросу, интерактивные приложения (тесты, вопросы для проверки полученных знаний, демонстрационные видеоролики для иллюстрации теоретических положений и т.п.).
В процессе семинарского занятия студентам предлагается заполнить соответствующую таблицу
Теория
|
Представитель
|
Основные положения
|
Значение для психологии
|
Ограничения теории
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Семинар 2 Воля
Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения:
Вопросы и задания для обсуждения: 1. Основные признаки воли как психологического явления. 2. Сущность и роль воли в организации деятельности. 3. Теории воли. 4. Волевые качества личности и их развитие. В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания: 1. Опишите структуру волевого акта, приведите примеры волевых действий. 2. Какую функцию выполняют мотивы в активности? 3. Дайте правильное определение понятию «воли»: а) непроизвольная активность человека; б) познавательный процесс личности; в) сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних трудностей на пути к достижению поставленных целей.
Вопросы для самоконтроля: 1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства». 2. Раскройте основные характеристики эмоций. 3. Назовите основные виды эмоций. 4. В чем заключается амбивалентность эмоций? 5. Дайте характеристику высшим чувствам человека. 6. Как рассматривалась проблема эмоций в ХУ1П-Х1Х вв.? 7. Раскройте суть теории эмоций Джемса—Ланге и теории эмоций У. Кэннона. 8. Раскройте суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера. 9. Опишите структуру волевого акта, приведите примеры волевых действий. 10. Какую функцию выполняют мотивы в активности? 11. Дайте правильное определение понятию «воли»: а) непроизвольная активность человека; б) познавательный процесс личности; в) сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних трудностей на пути к достижению поставленных целей. 12. Назовите основные этапы волевого акта. A. Желаемый, ожидаемый или предполагаемый результат действия. Б. Внутренние причины, побуждающие человека к деятельности. B. Выбор средств для достижения поставленной цели, что способствует отысканию наиболее рациональных способов выполнения действия. Г. Практическая деятельность человека (исполнение). 13. Каким волевым качествам личности соответствуют нижеприведенные определения? A. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. Б. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели. B. Способность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний.
Литература к Разделу 4
1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 448 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-9765-0705-0; 2. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Изд-ва: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009 г. - 816 с. 3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. психологии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер; М-во образования Рос. Федерации. - М.: ЧеРо: МПСИ: Омега-Л, 2006. - 336 с. 4. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 464 с. 5. Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва [и др.]: Питер, 2009. - 364 с. 6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001 . — 752 с. 7. Макогон, И.К. Психология. Краткий курс / И.К. Макогон. - М. : Проспект, 2015. - 112 с. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-392-17380-8 8. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2014. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-00314-8 9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с. 10. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с. 11. Общая психология: хрестоматия / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»; сост. Л.В. Зубова, О.А. Щербинина. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 102 с. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-57410-1195-9; 12. Рогов, Е.И Общая психология: (Курс лекций) / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2001. - 444, [3] с 13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с. : ил. 14. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 672
Источник: Общая и экспериментальная психология: учебно-методическое пособие / И.М. Рюмина; ФГБОУ ВО «ОГПУ», Типография «Эксресс-печать».- Оренбург, 2020- 156 с. |