На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Воображение: понятие, физиологическая основа, функции, виды, способы создания образов воображения
Воображение: понятие, физиологическая основа, функции, виды, способы создания образов воображения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Понятие о воображении

Воображение — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характеризуется неопределенностью проблемной ситуации. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека резко отличает его деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.


Физиологическая основа воображения


Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем.


Функции воображения


В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.
Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Благодаря воображению представителей творческих профессий за тысячелетия существования людей был создан новый мир - мир человеческой материальной и духовной культуры.
Вторая функция воображения связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. Для того чтобы повлиять на своё поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своём воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный тем, чтобы, ведя себя определённым образом, достичь в будущем поставленной цели.
Третья функция воображения состоит в формировании с его помощью внутреннего плана действий, то есть способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно - образном мышлении человека и в его развитии.
Четвёртая функция воображения - это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.
Пятую функцию воображения можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии.


Виды воображения


Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения (см. рис 28).
По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и
активное, деятельное воображение.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами конкретной информации в определенной области. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств).
1. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, деятельное воображение
Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам: желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования
осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности.
2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

типы воображения

Рис 28. Классификация видов воображения

Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти.
Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.


Способы создания образов воображения


Технология создания образов воображения имеет аналитикосинтетический характер, т.е. осуществляется с помощью анализа и синтеза. Человек расчленяет ранее сложившуюся систему представлений и создает на этой основе новые образы. Но анализ и синтез при создании образов воображения могут осуществляться в различных формах (см. рис.29).
1. Агглютинация (в переводе с греческого - склеивание) - соединение различных качеств, свойств, частей, характерных для двух разных объектов. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр). Также этот прием используется в техническом творчестве (танк-амфибия соединяет качества танка и лодки, аккордеон - сочетает фортепьяно и баян, троллейбус).
2. Гиперболизация (гипербола - увеличить объект, литола - уменьшить) - увеличение или уменьшение предметов, или изменение количества частей предмета (великан, мальчик-с-пальчик, многорукие богини в Индии, дракон с семью головами, одноглазый циклоп).
3. Подчеркивание - заострение каких-либо признаков (дружеские шаржи или злые карикатуры).

образы

Рис. 29 Способы создания образов воображения

4. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации (создание художником национального орнамента, элементы которого взяты из растительного мира; образ итальянца, американца и т.д.).
5. Типизация - используется в художественной литературе, скульптуре, живописи; здесь характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, и воплощение этого в конкретном образе.
Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышлении человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости.
Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер жизни. Индивидуальной характеристикой воображения служит произвольность, т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче. В качестве индивидуальной особенности воображения может служить и тип сенсорности и его устойчивость, которой по преимуществу оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.). Воображение также определяется областью профессиональной деятельности человека и доминирующими потребностями.


Методические материалы к Разделу 3


Семинарские и практические занятия


Семинар 1. Ощущение и восприятие


Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения:
1. Понятие об ощущении.
2. Физиологическая основа ощущений.
3. Виды ощущений.
4. Свойства ощущений
5. Закономерности ощущений: адаптация, взаимодействие,сенсибилизация, синестезия.
6. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений.
7. Виды восприятия.
8. Свойства восприятия.
9. Апперцепция. Иллюзии восприятия.


В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания:
1. Что такое «ощущение»? Каковы основные характеристики данного психического процесса?
2. Что является физиологическим механизмом ощущений? Что такое «анализатор»?
3. Какие вы знаете классификации ощущений?
4. Что такое «модальность ощущений»?
5. Охарактеризуйте основные виды ощущений.
6. Расскажите об основных свойствах ощущений.
7. Что вы знаете об абсолютном и относительном порогах ощущений?
8. Расскажите об основном психофизическом законе. Что вы знаете о константе Вебера?
9. Расскажите о сенсорной адаптации.
10. Что такое сенсибилизация?
11. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.
12. Что вы знаете об иллюзиях восприятия?
13. Какие вы знаете классификации форм восприятия?
14. Раскройте основные закономерности развития восприятия у детей.


Задание 1. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
A) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
Б) После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.
B) После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной.
Г) Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам.
Д) Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает.
Е) Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
Ж) Из обыденной жизни и данных экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин).


Задание 2. Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?
A) Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых особенностей, или «чувств»: чувство мяча у футболистов, чувство воды у пловцов, чувство планки у прыгунов в высоту и т.д.
Б) Князь Андрей ... любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца...Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. (Л.Н. Толстой)
B) Французские спелеологи получили данные, свидетельствующие о том, что при длительном пребывании под землей в полном одиночестве теряется представление о времени. Так, Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был удивлен, когда ему сообщили о скором окончании эксперимента: по его подсчетам, было лишь 6 февраля, а не 2 апреля, как ему сообщили. (По Б.А. Душкову, Ф.П. Космолинскому)
Г) Во 2 классе учитель, показав детям репу, редьку и редис, спросил,
чем отличаются эти овощи по цвету, форме. Дети их пробуют.
Учитель: Валя, тебе понравилась репа?
Ученица: Она вкусная.
Учитель: А редька?
Ученица: Г орькая.
Учитель проходит по рядам, дает ребятам нюхать лук, все нюхают, смеются, морщатся. ( По Л.В. Занкову)
Д) ...Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвиж-ный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. (А.П. Чехов. Ванька.)


Семинар 2 Внимание


Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения:
1. Общее понятие о внимании.
2. Основные функции и виды внимания.
3. Свойства внимания.
4. Развитие внимания.


В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания:
1. Дайте характеристику внимания как психического явления.
2. Расскажите о физиологических механизмах внимания.
3. Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?
4. Какие вы знаете виды внимания?
5. Дайте характеристику непроизвольного и произвольного внимания.
6. Что вы знаете о послепроизвольном внимании?
7. Назовите основные свойства внимания и раскройте их суть.
8. Какие методы изучения внимания вы знаете?
9. Что такое мнимая и подлинная рассеянность?
10. Расскажите о развитии внимания у ребенка.


Задание 1. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?.По каким признакам можно это установить?
Ученик музыкальной школы однажды утром слушал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была окончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал товарищам содержание прослушанной радиопередачи.


Задание 2. Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему понятия, оставшиеся не включенными, не подходят в этот ряд?
А) Распределение внимания, отражение, непроизвольное внимание, психика, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, психические явления.
Б) Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг, произвольное внимание, отражение, концентрация внимания.


Семинар 3 Мышление


Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения
1. Понятие о мышлении и его отличие от других познавательных процессов.
2. Виды мышления, их особенности.
3. Формы мышления и мыслительные операции.
В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания:
1. Назовите основные характеристики мышления.
2. Что вы знаете об ассоциативном течении интеллектуальных процессов?
3. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?
4. Расскажите о физиологических основах мышления.
5. Охарактеризуйте основные типы мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, понятийное, словесно-логическое и др.
6. Что вы знаете о понятии? Расскажите об общих и единичных понятиях.
7. Расскажите об умозаключении как высшей форме мышления.
8. Охарактеризуйте понятие «интеллект». Как интеллект связан с мышлением?
9. Какие вы знаете теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления?
10. Расскажите о тестах, предназначенных для исследования различных сторон интеллекта.
11. Охарактеризуйте анализ и синтез как операции мышления.
12. Дайте характеристику абстракции как операции мыслительного отвлечения.
13. Расскажите о конкретизации как процессе представления единичного.
14. Что вы знаете об индукции и дедукции?
15. Расскажите о проблемах исследования сложных мыслительных
задач.


Задание 1. Выберите из отличительных особенностей процессов отражения те, которые характеризуют мышление человека.
А) Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального
мира.
Б) Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.
В) Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.
Г) Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений.
Д) Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
Е) Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи. [10, 104]


Задание 2.. Из приведенных суждений выбрать правильное и обосновать свой выбор.
A) Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта.
Б) Мышление - это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.
B) Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Г) Мышление - это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.
Д) Мышление - это процесс переработки информации.
Е) Мысль - это биотоки мозга.
Ж) “История мысли - история языка ...”


Семинар 4. Память
Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения
1. Общее понятие о памяти.
2. Теории памяти.
3. Виды памяти и их характеристика.
4. Основные процессы памяти и их характеристика. Закономерности памяти.
5. Индивидуальные особенности памяти и развитие памяти.


В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания:
1. Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.
2. Какие теории памяти вы знаете?
3. Что такое квазипотребность и как она влияет на продуктивность запоминания?
4. Дайте характеристику основным видам памяти.
5. Охарактеризуйте основные виды запоминания.
6. Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?
7. Расскажите об исследованиях процессов запоминания в работах П. И. Зинченко и А. А. Смирнова.
8. Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания.
9. Что вы знаете о произвольном и непроизвольном воспроизведении?
10. Расскажите о законе забывания, открытом Г. Эббингаузом. Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забывания, вы знаете?
11. Расскажите о явлениях ретроактивного торможения и ретроградной амнезии.
12. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
13. Какие основные нарушения памяти вы знаете?


Задание 1 . Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему.
Психика, память, отражение, познавательный процесс, словеснологическая память


Семинар 5 Воображение
Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения:
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Сущность и виды воображения.
2. Основные виды воображения.
3. Воображение и мышление.
4. Воображение и творчество.


В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания:
1. Дайте характеристику воображения как психического процесса.
2. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.
3. Каковы физиологические механизмы воображения?
4. Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.
5. Расскажите об основных этапах формирования воображаемых образов.
6. Какие механизмы формирования воображаемых образов вы знаете?
7. Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
8. Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
9. Раскройте роль воображения в решении творческих задач.


Задание 1. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?
А) В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа - кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и т.д.
Б) Беседуя о создании литературных образов, А.М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого- нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. ...» Он советовал молодым писателям: «Если вы описываете лавочника, так надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе - тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе - арзамасского попа.».
В) Какой прием создания образа воображения использован изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?
Г) А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит злодей Разбойник по-звериному,
И от его ли-то от посвисту соловьего,
И от его ли-то от покрику звериного,
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат.
(«Илья Муромец и Соловей Разбойник».)
Д) Поглядел богатырь в руку правую,
Увидал тут Илью Муромца.
Он берет Илью за желты кудри,
Положил Илью да он к себе в карман,
Илью с лошадью да богатырскоей.
(«Илья Муромец и Святогор».) [10, 127]


Вопросы для самоконтроля
1. Дайте характеристику внимания как психического явления.
2. Возможна ли разумная деятельность без внимания?
З. Чем может быть обусловлена невнимательность школьников на уроке (перечислите и объясните причины невнимательности).
5. Расскажите о физиологических механизмах внимания.
6. Какие свойства внимания вы знаете?
7. Какие особенности человеческого внимания используют средства массовой информации.
8. Приведите классификацию видов памяти.
9. Назовите вид памяти, являющийся сугубо человеческим.
10. Может ли человек запомнить что-либо, не ставя себе цели запомнить?
11.Что такое оперативная память?
12. Каков типичный объем кратковременной памяти взрослого человека?
13. Чем отличается процесс припоминания от узнавания?
14. Что понимают под ретроактивным торможением?
15 Влияют ли эмоции на запоминание информации?
16. В чем заключается явление реминисценции?
17.Что такое «слуховая память»?

Литература к Разделу 3
1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 448 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-9765-0705-0
2. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Изд-ва: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009 г. - 816 с.
3. Дружинин В.Н. психология общих способностей 3-е изд. - СПб.: 2007.- 368 с.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. психологии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер; М-во образования Рос. Федерации. - М.: ЧеРо: МПСИ: Омега- Л, 2006. - 336 с.
5. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Психология" [Текст] / А.Н. Леонтьев; Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2001. - 511 с.
6. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2014. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-00314-8
7. Макогон, И.К. Психология. Краткий курс / И.К. Макогон. - М. : Проспект, 2015. - 112 с. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-392-17380-8 ;
8. Морозов, А.В. Основы психологии: учебник для вузов / А.В. Морозов.
- 2. - М.: Академический проект, 2005. - 352 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-82910517-9;
9. Немов, Р.С. Психология: Общие основы психологии : учебник : в 3-х кн. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. 1. - 688 с. - ISBN 978-5-691-01743-8;
10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
11. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
12. Общая психология: хрестоматия / Министерство образования и науки
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»; сост. Л.В. Зубова, О.А. Щербинина. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 102 с. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-57410-1195-9;
13. Рогов, Е.И Общая психология: (Курс лекций) / Сост. Е.И. Рогов. - М. : Владос, 2001. - 444, [3] с
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с. : ил.
Источник: Общая и экспериментальная психология: учебно-методическое пособие / И.М. Рюмина; ФГБОУ ВО «ОГПУ», Типография «Эксресс-печать».- Оренбург, 2020- 156 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.