На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Содержание профессиональной деятельности и личностно-профессиональные особенности специалиста сферы «человек-человек»
Содержание профессиональной деятельности и личностно-профессиональные особенности специалиста сферы «человек-человек»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Социальные, экономические, политические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, появление большого числа беженцев, безработных, маргинальных групп, неблагоприятная экологическая и демографическая обстановка - это реалии сегодняшнего дня.
В этих условиях требуют настоятельного решения вопросы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельных индивидов, групп лиц, разных категорий населения. При создании и развитии государственных и общественных структур, занимающихся проблемами социальной работы, возникает острая потребность в подготовке квалифицированных кадров - профессионалов.


Личностный аспект специалиста в его подготовке, профессиональной деятельности и ее результативности - существенная основа повышения эффективности социальной работы в целом [35].
Эффективность деятельности социальной службы выражается и в психическом самочувствии граждан, которым оказывается помощь; это означает, что подбор кадров, которые способны быть близкими, эмпатичными этим категориям граждан, влияет на повышение эффективности системы социальной работы.
Таким образом, личностно-профессиональные особенности социальных работников оказывают непосредственное и существенное влияние на качество социальной работы, а через нее и на действенность проводимой социальной политики государства.
Специалист сферы «Человек-Человек» играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника. В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.
Другая сфера применения знаний и умений социального работника - дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.
Важное место отводится специализации социального работника в оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи бедным и заброшенным, третьи - в работе с детьми, у которых нет родителей. Такая специализация требует знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Необходимо знать, как подойти к анализу ситуации, разработать программу оказания помощи, какие методы применить для решения проблем, знать соответствующие законы и политику государства по этим вопросам.
И, наконец, социальный работник располагает знаниями социальных источников и систем обеспечения социальными услугами по месту жительства, таких, как больницы, школы, детские учреждения, государственные органы. Знает, как функционируют эти системы, специфику их деятельности, какое влияние они оказывают на клиентов, как выйти на эти системы, знает законы, которые регламентируют их деятельность и т.д. [15].
Статус социального работника является отражением того положения, которое он занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Чем больше людей общается с ним и убеждается в его глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости, коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация.
Обобщая знания о специфике деятельности социального работника и его личных качествах, можно сказать, что социальная работа как вид профессиональной деятельность требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Высокий профессионализм социальных работников позволяет достигать наибольшего эффекта от вложенных в социальное обеспечение населения средств. Через психологические особенности личности социального работника осуществляется процесс упорядоченного, осознанного влияния субъективного фактора на социальные процессы в обществе, личность, и личные качества социального работника позволяет повысить действенность социальной политики при имеющихся для этого у государства экономических ресурсах.
Профессиональная деятельность медицинских работников и учителей связана с большим числом острых и хронических стрессов и психо-эмоциональным напряжением. Работа с пациентами и учащимися требует не только высокого профессионального уровня, но и высоких моральных качеств, обеспечивающих положительный контакт между врачом и пациентом, учителем и учеником.

Формирование фаз эмоционального выгорания у специалистов

Рис. 1. Формирование фаз эмоционального выгорания у специалистов

Специалисты отмечают, что синдром выгорания может быстро распространяться в коллективе среди сотрудников. Люди, подверженные выгоранию становятся циниками, негативистами и пессимистами и, взаимодействуя на работе с коллегами, которые находятся под воздействием такого же стресса, могут быстро превратить их в «выгорающих». Эмоциональное выгорание коварный процесс, так как человек, подверженный этому синдрому, часто плохо осознаёт его симптомы. Он не видит себя со стороны и не понимает что происходит. Поэтому он нуждается не в обвинении и конфронтации, а в поддержке.
В связи с этим признаки профессионального выгорания, выявленные у медсестёр, врачей и учителей указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья.
С целью поддержания нормального психологического состояния специалистов, и нормального психологического климата в самом коллективе рекомендуется использование комплекса специальных методик, позволяющих предупреждать и корректировать стрессовые состояния. [35]

Источник: Чердымова Елена Ивановна
Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. -Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. - 124 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.