На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Особенности воздействия социально-психологического тренинга на сознание личности
Особенности воздействия социально-психологического тренинга на сознание личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Сознание - величайшая ценность, данная человеку без особых претензий (стремлений), специальных усилий или, тем более, благодарностей за владение этой ценностью с его стороны. В повседневной жизни человек не часто прибегает к осознанным формам сознания (рефлексия, самосознание), когда обстоятельства не подталкивают его к осмыслению и целенаправленному преодолению трудностей, препятствий, противоречий и переживаний, а, достигнув эффекта, старается тут же избавиться от просветляющей ноши (различные формы расслабления).
Можно спорить об акцентуациях самореализующейся личности режиссера в связи с содержанием того или иного сериала (триллера) или о допустимости клонирования человека, но одно, несомненно: и то, и другое, и, возможно, третье - плоды сознательной деятельности человека; и это проблемы не только обремененного научным сознанием человека, но и вопросы повседневной жизни.

Г.В. Акопов

Проблема сознания в равной мере может быть отнесена к любой научной дисциплине, так или иначе связанной с человеком. Для гуманитарных наук - это проблема осмысления (осознания) сложившегося или избираемого предметного содержания; для естественных наук - проблема осмысления сложившихся или вновь конструируемых методов воздействия на исследуемый объект.
Определение сознания представляет не только научную проблему, но и весьма важную прикладную и практическую задачу, в частности, в таких сферах социальной жизни, как правовая регламентация (вменяемость, степень осознания и т.д.); детство, старение, болезнь (сознательность); образование, организационное управление, менеджмент и т.д. (полнота осознания), межличностное взаимодействие, психотерапия (самосознание, саморегуляция) и др.
Унитарность и междисциплинарность подходов, не всегда надежно рефлектируемых, со всей очевидностью проявляются в различных определениях сознания, во многих из которых трудно выделить качественную специфику, сущностную характеристику (табл. 1).

 

Таблица 1. Трактовки категории «сознание»

Автор

Определение

А.Г. Спиркин

Осознанное бытие и отношение «Я» к «не Я», субъективный образ объективного мира, свойство высокоорганизованной материи, идеальная сторона целеполагающей практической деятельности человека, высшая форма   психического    отражения действительности (1972)

Б.В. Зейгарник

Высшая, связанная с речью, функция мозга, отражающая в обобщенном виде реальную действительность             и целенаправленно регулирующая деятельность человека (1976)

А.Р. Лурия

В отличие от животных, человек обладает новыми    формами  отражения действительности            -          не наглядным чувственным, а отвлеченным опытом. Такая особенность и характеризует сознание человека. Эта черта - способность человека переходить за  пределы наглядного, непосредственного  опыта  и           есть фундаментальная особенность его сознания (1979)

П.В. Симонов

Знание,         которое        с        помощью         слов, материальных символов и обобщенных образов художественных произведений может быть передано, может стать достоянием других членов общества (1987)

Ю.М. Орлов

Осознание действия и его обстоятельств. После того как прекращаются умственные или

 

 

 

практические действия, сразу же исчезает и сознание (1991)

Н.Н.          Брагина,
Т.А. Доброхотова

Свойство пространства и времени головного мозга(1994)

А.С. Горбатенко

Особое свойство психики, специально направленное на  самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования самой психики (1994)

А.М. Иваницкий

Сознание есть оперирование        знанием, способность к направленной        передаче информации от одного лица к другому в виде абстрактных символов (слов, художественных образов и т. п.). Эти символы или знаки должны быть выучены или найдены самим субъектом, а не быть врожденными, и в этом случае контакт, коммуникацию пчел, муравьев и         других             насекомых невозможно квалифицировать как проявления сознания (1994)

Г.Г.Шпет

Сознание чего-нибудь. Это «что-нибудь» раскрывается как система отношений, присутствие в которых для «Я» необязательно, - оно может быть здесь, но может и не быть (1994)

П.Б. Шошин

Чувство собственного существования; чувство присутствия в данном месте и в настоящий момент; идентификация себя в мире (различие себя и мира) (1994)

Л.И.Божович

Является центром, в котором интегрируются все психологические           новообразования, определяя тем самым личность субъекта, как «высшую психологическую систему» - ее структуру, ее возрастные и индивидуальные особенности (1995)

 

 

В .И.Слободчиков Е.И. Исаев

Знание субъекта о мире и своем месте в нем как проявление способности отделить в представлении себя, свое («Я») от своего жизненного     окружения; сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания, а также главной                        способностью «практического преобразования» этих проявлений (1995)

Р.С.Немов

В основе сознания лежит «рефлексивная способность», т.е. познание сознанием психических явлений и самого себя, а именно: «ощущение себя познающим субъектом, способность  мысленно представить существующую                 и воображаемую действительность,   контролировать
собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими (1997)

В.М. Розин

Человеческое сознание - это сознание в языке, сознание культурное и сознание как самосознание (1999)

П.Я. Гальперин

Основа регуляции действий личности (1999)

Е.А. Климов

Процесс рефлексирования, т. е. способность человека отдавать себе тот или иной отчет о происходящем вокруг него или в его внутреннем мире и в организме (1999)

А.В. Петровский

Целостный             образ           действительности,
реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеположности мира, в котором существует субъектно (2000)

В.М.Аллахвердов

Отражает          эмпирическое           явление          - осознанность,  эмпирический факт представленности субъекту картины мира и самого себя. Выраженная в словах
способность испытуемого отдавать себе отчет в том, что происходит. Некий теоретический (гипотетический) механизм, порождающий или               трансформирующий           осознаваемую
информацию, например, преобразующий результаты каких-либо информационных или физиологических процессов в осознаваемые явления» (т.е. «работа механизма сознания») (2000)

 

 

Таким образом, можно констатировать, что мы не имеем сколько-нибудь строгого определения понятия «сознание». Сознание не только неопределимая, но и свободная система. Проблема структурирования и ограничения свободной системы решается самой жизнью. Она опровергает миф об абсолютной свободе сознания [7]. Тем не менее, сознание периодически «рвется» и иногда вырывается из клетки бытия, во всяком случае, постоянно стремится к абсолютной свободе. В этом процессе произвольность действительно выступает сущностной характеристикой сознания, а реальная достижимость свободы обусловлена системой адекватных связей, коммуникаций или контактов человека с внешним миром и самим собой средствами внимания, памяти, перцепции, аффекта, мышления и воли - только в интегрированной совокупности образующих единство сознания. [8]
Если субординировать структурные компоненты сознания и связать между собой по определенной внутренней логике, то можно представить компоненты, показатели и критерии развития сознания [29]. Результаты представлены в табл. 2. Когнитивный компонент сознания представляет собой познавательную и аккумулятивную функции личности. Ценностно-мотивационный компонент сознания отражает рефлексивно-порождающую функции и включает ценности и идеалы, в основе которых лежат позиция, социальные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь и деятельность.
Ориентационный компонент сознания представляет собой ориентации и установки на прогнозирование влияния деятельности на ситуацию. Важнейший компонент сознания - конативный. Намерение к деятельности в соответствии с имеющимся императивом - использованием специальных знаний в конкретных условиях [31].


Таблица 2. Компоненты, показатели и критерии оценки развитости сознания

Компоненты

Показатели

Критерии

Когнитивный

Знания

эрудиция

Ценностно
мотивационный

Отношения

ценности

Ориентационный

Установки

ориентации

Конативный

Намерения

субъективная норма

 

Формирование блока принятия решений, после тренинговой работы, основано на учете следующего:


1. Само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких.
2. Создается общая схема принятия решений:
а) осознание проблемы;
б) разрешение проблемы; при этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработка) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения;
в) проверка решения;
г) коррекция выбора (там, где это возможно).
3. Выделяются два основных типа решений:
а) детерминированные (основанные на строгой логике);
б) вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели) [30].


Источник: Чердымова Елена Ивановна
Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. -Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. - 124 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.