На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Возникновение психофизики и психометрии
Возникновение психофизики и психометрии
Лекции и практикум по психологии - История психологии

Вопросы для обсуждения

1. Роль психофизики в развитии психологических знаний.
2. Г. Фехнер и его работа «Элементы психофизики». Применение Г. Фехнером математики к психологии.
3. Психометрия и метод исследования сложных психологических процессов Ф. Дондерса. Начало исследования установки.
Основные понятия и термины: психофизика, экспериментальная психология, закон Вебера-Фехнера, ощущения, раздражители, сенсорная реакция, моторная реакция, установка.

Вопросы для самоконтроля:
1. Что является предметом и каковы задачи психофизики?
2. Какие идеи легли в основу психофизического учения Г.Т. Фехнера?
3. Опишите основные направления исследований Г.Т. Фехнера.
4. В чем разница между пониманием предшественниками Г.Фехнера сущности зависимости ощущения от нервного субстрата и взглядами Г.Фехнера и Э.Вебера?
5. Охарактеризуйте содержание основного психофизического закона, предложенного Г.Т. Фехнером (закон Вебера-Фехнера).
6. Какая формула отражает зависимость интенсивности ощущения от стимула (раздражителя)?
7. Какие три метода предложил Г.Фехнер для психофизических измерений?
8. Охарактеризуйте содержание исследований Ф. Дондерса (1869) и Л. Ланге проблемы скорости протекания психических процессов.
9. Вклад Л.Ланге в развитие психометрии.
10. Каково значение психофизики и психометрии для становления экспериментальной психологии?

Информационный материал


1. Роль психофизики в развитии психологических знаний.
На становление физиологии XIX века оказала большое влияние философия механицизма. В Германии в 40-х годах XIX века группа исследователей организовала Берлинское физическое общество. Этих молодых людей (всем - до 30 лет) объединяло убеждение, что любое явление можно объяснить, руководствуясь законами физики. Они надеялись соединить физиологию с физикой и развить физиологию в рамках механистических представлений о природе психического. Согласно легенде, молодые ученые приняли торжественную клятву, суть которой: «Жизнь есть результат физико-химических реакций».
В XIX веке в германской физиологии пересеклись все передовые научные тенденции: материализм, механицизм, эмпиризм, экспериментальный и
измерительный методы. Это дало мощный толчок развитию экспериментальной психологии. Важнейшим источником, на базе которого развивалась
экспериментальная психология, стала психофизика. Ее основоположником стал немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств - физиолога Эрнста Вебера (1795-1878).
Предшественников Э. Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата, его самого - зависимость между континуумом ощущений и континуумом взывающих их физических стимулов. Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим. Для слуховой чувствительности, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса - 1/30 и т.д.
Г. Фехнер в работе «Элементы психофизики» (1860) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическими мирами, а также между душой и телом. Соответственно, он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача - соотношение между физическим и психическим). Г. Фехнеру удалось разработать только внешнюю психофизику.
Таким образом, содержание психофизики определялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий.
2 Г.Фехнер и его работа «Элементы психофизики». Применение Г. Фехнером математики к психологии. Методы психофизики.
В центре интересов Густава Теодора Фех ера, немецкого физика, психолога, философа оказался давно установленный рядом наблюдателей факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Занявшись изучением тогг, как изменяются ощущения различных модальностей (опыты ставились над ощущениями, которые возникают при взвешивании предметов различной тяжести, при восприятии предметов на расстоянии, при вариациях в их освещенности и т.д.), Г. Фехнер обратил внимание на то, что сходные эксперименты проводил за четверть века до него его соотечественник Э. Вебер, который ввел понятие об едва заметном различии между ощущениями". Причем это "едва заметное различие" не является одинаковым для всех видов ощущений. Появилось представление о порогах ощущений, т.е. о величине раздражителя, меняющего ощущение. В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить о разностном пороге. Была установлена закономерность: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отношение получило имя закона Вебера-Фехнера. Общую формулу, выведенную из своих опытов, Г. Фехнер обозначил следующим образом: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя). Г. Фехнер тщательно разрабатывал технику экспериментов для определения порогов ощущений с тем, чтобы можно было установить минимальное (едва заметное) различие между ними. Для проведения психофизических измерений Г. Фехнер разработал три метода: едва заметных различий; метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей (или метод истинных и ложных случаев). Г. Фехнеру принадлежит и ряд других методов измерения ощущений (кожных, зрительных и др.).
Эти классические методы используется до настоящего времени. Г. Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии.
Книга Г. Фехнера "Основы психофизики" имела ключевое значение для разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки. Во всех вновь возникающих лабораториях определение порогов и проверка закона Вебера- Фехнера стали одной из главных тем, демонстрирующих возможность математически точно определять закономерные отношения между психическим и физическим.
Работы Г. Фехнера стали образцом и для последующих поколений исследователей, которые, не ограничиваясь изучением психофизики в узком смысле слова, распространили методические приемы Г. Фехнера на проблемы психодиагностики, изучение критериев принятия решений, эмоциональных состояний у отдельных индивидов. Г. Фехнер и Э. Вебер предложили свой подход и методы для изучения психологических явлений. Опираясь на данные психофизики, В. Вундт разработает свой план экспериментальной психологии.
3. Психометрия и метод исследования сложных психологических процессов Ф. Дондерса. Начало исследования установки.
Третьей областью, на базе которой выросла экспериментальная психология, явилась психометрия. Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. На формирование психометрии оказала влияние астрономия. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторые запаздывания ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия.
Последовательное развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Франца Дондерса (1818 - 1889). Ф. Дондерс занялся экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов. Несколько раньше Г. Гельмгольц открыл скорость прохождения импульса по нерву. Это открытие относилось к процессу в организме. Ф. Дондерс же обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуемый выполнял задания, требовавшие от него возможно более быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора ответов на разные раздражители и т.п. Эти опыты доказывали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно измерить. При этом считалось само собой разумеющимся, что психические процессы совершаются именно в нервной системе. Ф. Дондерс изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, то есть время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.
Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время простых реакций, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.
Позже И.М. Сеченов, ссылаясь на изучение времени реакции как процесса, требующего целостности головного мозга, подчеркивал: "Психическая деятельность как всякое земное явление происходит во времени и пространстве".
Большой вклад в психометрию внесли австрийский физиолог З. Экснер (ему принадлежит термин «время реакции») и немецкий физиолог Л. Ланге.
Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакции и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.
Исследование количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии.

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.