Страница 1 из 2 1. Систематизация актуальных проблем психологического знания по отраслям современной психологии
Между многими отраслями современной психологии границы являются достаточно условными. Кроме того, происходит расширение границ многих отдельных психологических направлений. Психология — молодая наука, которая находится в постоянном развитии. В. Н. Дружинин отмечал, что процессы дифференциации и интеграции психологического знания приводят к возникновению новых отраслей, направлений, и, вместе с ними, проблемных областей [146].
По времени возникновения и формирования отрасли психологии можно разделить следующим образом: 1. классические устоявшиеся отрасли психологии 2. развивающиеся отрасли психологии 3. новые отрасли психологии
Классические отрасли психологии сформировались на заре становления психологии, в конце XIX — начале XX в. Они включают общую, возрастную, социальную и некоторые другие психологические направления. К развивающимся отраслям психологии можно отнести те направления, которые постепенно, по мере накопления психологического научного знания, отделились от классических направлений психологии. Особенно бурно эти процессы начали разворачиваться в 40-х-60-х гг. XX в. Сам термин «развивающиеся» применим к этим отраслям психологии в связи с тем, что, с одной стороны, они до сих пор не закончили формирования своих границ и предмета исследования, а с другой стороны, классические отрасли психологии также продолжают разработку проблематики, на которой строятся развивающиеся отрасли психологии. К этим отраслям относятся психология личности, психология сознания, инженерная психология и другие. Новые отрасли психологии возникают в конце XX в. и до настоящего времени как ответ на появление новых психологических проблем, новых потребностей и запросов общества, развития новых научных и технических областей.
Кроме того, среди новых отраслей психологии можно выделить отрасли психологии, формирующиеся на основе различных видов деятельности человека: 1. Отрасли психологии, формирующиеся на основе новых видов деятельности. 2. Отрасли психологии, формирующиеся на основе социально-значимых видов деятельности.
Отрасли психологии, формирующиеся на основе новых видов деятельности, прежде всего, изучают их закономерности, отвечают их социальным запросам, касающимся необходимости психологического их сопровождения. К данным направлениям относятся психология компьютеризации, психология виртуального общения и другие отрасли психологии, связанные с новыми информационно-коммуникационными технологиями, кардинально изменившими жизнь современного человека. Отрасли психологии, формирующиеся на основе социальнозначимых видов деятельности, начали свое бурное развитие и автономное становление в связи с изменением социальных потребностей, появлением новых приоритетов в жизни общества. Психология управления [72], психология здоровья [65], политическая психология [163] и другие, получили новое современное содержание.
И, помимо выделения новых отраслей психологии, появляющихся за счет различных видов деятельности, новые отрасли психологии формируются также на основе межпредметных научных связей психологической науки, которые могут устанавливаться: - с другими отраслями психологии; - с другими науками; В связи с этим, актуальные проблемы психологии, возникающие в ее различных отраслях, могут быть систематизированы в следующем виде (см. ниже рис. 1). Актуальность и новизна проблем устоявшихся отраслей определяется углублением исследований, поиском их структурных элементов, расширением критериев отбора испытуемых, получением результатов новыми методами, в том числе и формирующими. Основные тенденции выделяются в результате науковедческих исследований, и традиционным, экспертным путем.
Рис. 1. Систематизация актуальных проблем психологического знания по отраслям современной психологии
Для различных формирующихся отраслей современной психологии наиболее актуальными являются методологические проблемы специфического предмета и объекта, принципов и методов, базовых категорий данного психологического направления. Актуальность и новизна проблем развивающихся отраслей определяются в основном по объекту и предмету исследования. Актуальные проблемы психологии новых отраслей психологии во многом связаны с поиском путей своего развития, уточнением своего предмета и методов, накоплением нового содержания психологического знания, отражающего их своеобразие и ценность для современной психологии.
2. Классические отрасли психологической науки
Общая психология является одной из базовых отраслей психологии, ее исследования раскрывают наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный аппарат. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой развития для других отраслей психологической науки. Актуальные проблемы общей психологии касаются развития психики человека и животных, формирования сознания и самосознания, основных закономерностей функционирования познавательных процессов, видов деятельности человека, эмоционально-волевой сферы, свойств личности, потребностно-мотивационной сферы, индивидуально-психологических свойств личности [88, 93 и др.]. Кроме того, многие из этих проблем заставляют автономизировать- ся разделы общей психологии, превращая их в отдельные направления психологической науки (такие как, психология деятельности, психология личности, психология эмоций и др.). Многие общепсихологические проблемы имеют методологический характер и уже упоминались выше: проблема соотношения физиологического и психологического, проблема биологического и социального, проблема единства внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности и другие. Актуальные проблемы психологии развития и возрастной психологии включают [42, 73, 91]: - Проблема закономерностей психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, возрастных кризисов. - Раскрытие психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, половозрастные и типологические свойства индивида. - Проблема возрастной динамики психических процессов, форм детской деятельности и общения. - Проблема факторов и источников: влияние на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. - Проблема психического развития взрослых людей. Актуальные проблемы социальной психологии также касаются всех ее отраслей и разделов: психологии общения, познания и понимания людьми друг друга в процессе общения, социальной психологии личности, психологии больших и малых групп, их структурные и динамические характеристики, массовидных явлений и др. [11, 25, 118, 141, 149, 150 и др.]. Современная социальная психология, по А. Л. Журавлеву, характеризуется двумя центробежными направлениями от своего главного объекта (малой группы): усилением интереса к социальной психологии личности и к психологии больших социальных групп [150]. Начинают изучаться новые социальные группы российского общества: индивидуальные предприниматели, «новые русские», солдатские матери, олигархи, безработные и др. К направлениям изучения современных российских предпринимателей относятся [53]: - мотивация занятий предпринимательской деятельностью, их отношение к реальному и оптимальному риску, - отношение к партнерству и конкуренции в сфере предпринимательства, - отношение к соблюдению нравственных норм, - уровень экономических притязаний, представления о себе как об экономическом субъекте и т. д. Проходят многочисленные исследования психологических особенностей таких новых для российского общества больших социальных групп, как формирующийся средний класс и российская элита (А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко, А. С. Моисеев и др.). Актуальны также исследования психологических закономерностей негативных социальных явлений: наркомании и алкоголизма, социально-психологической дезадаптации участников боевых действий, терроризма и личности террористов, группового и массового насилия, криминального поведения, информационнопсихологической безопасности общества [150]. Новыми научными направлениями социально-психологических исследований, направленными на решение актуальных проблем, в настоящее время являются: - социально-психологические процессы (механизмы) изменения культурных норм; - социально-психологические аспекты изучения культурной травмы; - психологические исследования межличностного, межгруппового и организационного доверия и недоверия; - нравственно-психологические детерминанты социального и экономического поведения личности и группы; - исследование социально-психологического пространства личности и группы. Не смотря на то, что в нашей стране педагогическая психология начала свое формирование лишь в 60-х гг. ХХ в., ее первые исследования, порожденные потребностями практики, отвечающей развертывающейся промышленной революции Х1Х в., появились на рубеже Х1Х-ХХ вв., что позволяет отнести данную отрасль психологии к ее классическим направлениям. До настоящего времени развивается и уточняется предмет педагогической психологии. Являясь отраслью психологической науки, она прямо примыкает к педагогике. По выражению А. К. Марковой, педагогическая психология имеет своим предметом — в общем виде — становление человека как субъекта обучения и воспитания [89]. Среди проблем актуальных педагогической психологии можно выделить те проблемы, которые соответствуют основным ее направлениям или разделам: проблемы психологии обучения, психологии воспитания, психологии учения, психологии педагогической деятельности и другие [59, 116 и др.]. Одна из центральных актуальных проблем педагогической психологии состоит в раскрытии связей развития психики ребенка с его обучением и воспитанием, взаимосвязи организации обучения с ходом умственного развития, охарактеризованный Л. С. Выготским как один из основных вопросов педагогической психологии. Важной проблемой является выявление условий, обеспечивающих оптимальный развивающий эффект обучения: - возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; дифференцированные методы педагогического подхода к разным детям, в том числе и к детям с неустойчивой психикой и признаками педагогической запущенности; - проблема формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и др. Эффективность учебного процесса определяется, по А. К. Марковой [89], как объемом и качеством знаний, умений и навыков, которыми овладели учащиеся, так и особенностями психических новообразований — новыми качествами, уровнями психического развития (умственного и. нравственного, например тип мышления и уровень саморегуляции, характер мотивов учения), которые конструируются в ходе этого учебного процесса. Психология учебной деятельности ставит проблемы целенаправленного формирования познавательной деятельности и усвоения знаний, в связи с которыми выступает и проблема обучаемости, выявление психологических особенностей обучающихся как субъектов учебной деятельности. А. К. Маркова выделяет также характер активной учебной деятельности (умения принимать и самостоятельно ставить задачи, осуществлять способы активной переработки учебного материала и приемы самостоятельного добывания знаний, выполнять действия самоконтроля и самооценки) [89]. Психология воспитания изучает психологические механизмы и особенности воспитательного воздействия педагога, актуальной проблемой данного направления является исследование возможностей систематического целенаправленного преобразования свойств личности и этических аспектов такого воздействия, проблемы целенаправленного формирования общественно значимых качеств личности, проблемы социализации обучающихся. Отдельно стоит актуальный вопрос исследования образовательного процесса как единства обучения и воспитания, качественных критериев эффективности обучения и воспитания, показателей обученности и воспитанности школьников. Психология труда и деятельности учителя ставит вопросы исследования профессионально-важных качеств личности педагогов, их педагогической деятельности, особенностей и возможностей педагогического воздействия учителя на учеников и на учебные группы в целом, проблемы взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива. Все выделенные условия требуют серьезных психологических исследований. Помимо указанных проблем, необходимо отметить новые направления педагогической психологии, такие как психология личности обучающегося, которая поднимает проблемы, возникающие у обучающихся на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского), особенности его личностного и психологического развития в ходе длительного периода обучения и связанного с ним профессионального самоопределения. Актуальными в настоящее время стали проблемы психологии образовательной среды, психологии формирования учебных групп и их влияние на продуктивность учебной деятельности обучающихся и на их личностное развитие, социальные эффекты взаимодействия системы образования и общества [20]. К базовым отраслям психологической науки относятся психология труда и клиническая психология. Психология труда, как отрасль психологии, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду, исследует проблемы совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий трудовой деятельности, устранения аварийных ситуаций [67, 147, 131]. Клиническая психология изучает проблемы психологических детерминантов происхождения и протекания болезней, воздействия болезни на личность, проблемы психологических аспектов врачебных воздействий. Важными проблемами являются также проблемы совершенствования диагностической и экспертной работы, изучения взаимоотношений больных, организации работы персонала лечебных учреждений и оптимизации лечебной среды клиник, разработки специальных психологических методов, повышающих результативность и длительность эффекта лечения, коррекцию изменений в личности больных, возникающих в ходе заболевания [95, 131]. Одной из важных тенденций развития психологической науки является внедрение современных информационных технологий во все направления психологической работы.
|