На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастная периодизация (практикум)
Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастная периодизация (практикум)
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Тема 2: Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастная периодизация (6 часов)
Вопросы для обсуждения:

  1. Источники, движущие силы психического развития.
  2. Условия психического развития.
  3. Основные понятия возрастной психологии: ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития.
  4. Сензитивные периоды развития, новообразования.
  5. Кризисы возрастного развития.
  6. Проблема возрастной периодизации: три группы периодизаций – по одному внешнему признаку, по одному внутреннему признаку, по нескольким существенным признакам.
  7. Биогенетические направления психологии (теории: С. Холла, К. Бюллера, В. Штерна).
  8. Психоаналитическое направление в психологии (стадии З. Фрейда).
  9. Психосоциальная теория развития Э. Эриксона.
  10. Концепция развития Ж. Пиаже.
  11. Возрастная периодизация Л.С. Выготского и ее основные критерии: социальная ситуация развития, новообразования возраста, кризис.
  12. Проблема возраста в психологии. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.
  13. Концепция Д.И. Фельдштейна.
  14. Теория развития ребенка Л.И. Божович.
  15. Современные отечественные периодизации психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).

Задания для самостоятельной работы 1.
Перечислите особенности возрастного кризиса:
1. Главные изменения при кризисе внутренние

2. Прочитайте отрывок из воспоминаний участника опытов
А. Гезелла. Найдите упоминания о схеме организации исследования и  методах  изучения детского  развития, использованных
А. Гезеллом
.
«Я хорошо помню доктора Гезелла. Впервые мы с ним встретились в Нью Хайвене, когда я был еще ребенком: меня, 10-месячного малыша, мама принесла тогда на очередной осмотр в его лабораторию. Доктор Гезелл всегда охотно разговаривал с мамой обо мне, много расспрашивал и одновременно записывал в свою тетрадку все, что она рассказывала ему. Как только мы появлялись в лаборатории, меня помещали под какой-то стеклянный купол и вокруг начиналась невообразимая суматоха. Мне не было видно, что все эти люди в белых халатах делали там, снаружи, зато они наблюдали все, что происходило под куполом, но об этом я тогда не догадывался. Мне разрешали играть в самые разные красивые игрушки, а когда я научился говорить, стали задавать мне массу вопросов. Я был одним из сотен малышей, которых изучали в Йельской детской поликлинике, организованной доктором Гезеллом в 1911 году. Теперь мне ясно, что те долгие беседы доктора Гезелла с мамой были построены по типу интервью: он задавал вопросы – сначала просто о моем самочувствии, а потом, когда я пошел в школу, о моем поведении и успехах, а мама подробно отвечала на них. Все мои игры записывались на кинопленку (кинокамера была прикреплена к металлическим частям стеклянного купола. Эти игры и вопросы представляли собой серии тестов, предназначенных для выяснения всех изменений, которые происходили со мной от посещения к посещению знаменитой поликлиники доктора Гезелла» (Флэйк-Хобсон К., Робинсон
Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. С. 36-37).
3. Приведите примеры сензитивности на разных возрастных этапах:
Возрастной период Пример сензитивности


Младенчество

 

Раннее детство

 

Дошкольный возраст

 

Младший школьный возраст

 

Подростковый возраст

 

Юношеский возраст

 

Психолого-педагогические практические задания и задачи
1. Приведите поговорки, пословицы, притчи о стадиальности
жизненного пути человека
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
2. Прочитайте произведение Д.И. Фельдштейна "Психология развивающейся личности", опишите уровни развития личности в онтогенезе.
…………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………
………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………
………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………
………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. .………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………….

2. Заполните таблицу, характеризуя основные периодизации возрастного развития человека (отечественных и зарубежных психологов)


Периодизации
отечественных
психологов

Стадии развития и их критерии

Плюсы и минусы периодизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизации зарубежных психологов

Стадии развития и их критерии

Плюсы и минусы периодизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовые задания для самопроверки
1. Принято выделять несколько типов периодизации, к какому из них относится периодизация Д.Б. Эльконина:
а) периодизация по внешнему признаку
б) периодизация по внутреннему признаку
в) периодизация по нескольким существенным признакам
2. Построение периодизации развития на основе одного внешнего критерия:
а) для периодизации В. Штерна
б) для периодизации П.П. Блонского
в) для периодизации Л.С. Выготского
г) для периодизации Д.Б. Эльконина

  1. Перечислите недостающие критерии, характеризующие любой возрастной период: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности ...............................................
  2. Каким термином, согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, обозначается период онтогенеза, когда ведущим видом деятельности выступает учение?

а) подростковый возраст
б) дошкольный возраст
в) младший школьный возраст
5. Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно:
а) для периодизации З. Фрейда
б) для периодизации В.Штерна
в) для периодизации Д.Б. Эльконина
г) для периодизации П.П. Блонского
6. Определите фамилию американского психолога, который в США в начале 20 века различал два вида наследственности в развитии человека – биологическую и социальную:
а) У. Уотсон
б) К. Роджерс
в) А. Маслоу
г) Г. Болдуин
7. Основой взглядов Л.С. Выготского является:
а) теория поэтапного формирования
б)  теория умственных действий
в) теория деятельности
г) культурно-историческая теория
д) генетическая теория
8. Назовите фамилию русского психолога (19 в.), который понимал развитие человека как диалектику внутренних (субъектных) и
внешних (объектных) свойств
а) А. Вессель
б) Б. Лесгафт
в) В. Пирогов
г) Г. Ланге
д) Д. Басов
9. Назовите фундаментальную работу Э. Эриксона, в которой изложена суть его эпигенетической концепции:
а) «Детская психология»
б) «Детство и общество»
в) «Педагогическая антропология»
10. Кто из отечественных психологов сделал ряд важных заключений о психологии детского возраста, наблюдая за развитием
двух своих сыновей-близнецов?
а) А. Мухина
б) Б. Холодная
в) В. Лисина
г) Г. Обухова
11. Сколько ступеней выделения субъективности человека выделяет В.И. Слободчиков?
а) 2
б) 5
в) 8
г) 4
12. Сколько ступеней детского развития выделяет в своей теории
К. Бюллер
а) 3
б) 4
в) 6
г) 9
13. В каком веке появилась французская генетическая психология?
а) 20
б) 19
в) 18
г) 17
14. В каком году в России А.П. Нечаевым была создана первая
лаборатория по экспериментальному изучению психологии детей
в условиях их обучения и воспитания?
а) 1901
б) 1920
в) 1970
г) 1952
15. С конца каких годов 19 в. в России изучение психологических
проблем детства стало систематическим?
а) 70
б) 80
г) 60
д) 50
Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Обоснуйте необходимость создания новой периодизации с точки зрения Л.С. Выготского.
  2. Л.С. Выготский – выдающийся отечественный психолог.
  3. Особенности развития в период молодости
  4. Психологические особенности зрелых людей.
  5. Психологические особенности пожилых людей.

Терминологический тезаурус:
Движущие силы психического развития, наследственность, природная реальность, реальность социального пространства, среда, социальный фактор, природный фактор, онтогенез, филогенез, сензитивные периоды, ведущая деятельность, высшие психические функции, возраст, возрастная периодизация, социальная ситуация развития, зона актуального развития, зона ближайшего развития, возрастные новообразования развития, кризисный период развития, критерии периодизации.

Источник: Возрастная психология : рабочая тетрадь / О.Б. Дарвиш, Г.Г. Эрнст. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 100 с.
Рецензент: Свиридов А.Н., кандидат педагогических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.