На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Особенности развития в юношеском возрасте (Практикум)
Особенности развития в юношеском возрасте (Практикум)
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Особенности развития в юношеском возрасте (4 часа)
Вопросы для обсуждения

  1. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
  2. Ведущая деятельность в юношеском возрасте.
  3. Основные новообразования возраста (саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к профессиональному самоопределению, формирование мировоззрения и т.д.)
  4. Особенности построения отношений со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте.
  5. Готовность к профессиональному самоопределению как основное новообразование ранней юности.
  6. Любовь в юношеском возрасте.
  7. Юношеская дружба
  8. Гендерные различия в юношеском возрасте.
  9. Юношеская субкультура.

10. Кризис 17 лет.
Задания для самостоятельной работы
1. Как отличаются отношения со сверстниками в подростковом и юношеском возрасте?
………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………
2. Проиллюстрируйте процесс формирования готовности к профессиональному самоопределению на собственном примере.
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………

Уровень развития к концу периода

3. Заполните таблицу


Познавательный процесс

Особенности развития в течение периода

 

Ощущение

 

 

Восприятие

 

 

Внимание

 

 

Память

 

 

Воображение

 

 

Мышление

 

 

Речь

 

 

Психолого-педагогические практические задачи
1.
Алексей заявляет: «Лучше быть творцом в маленьком деле, чем только казённым исполнителем в большом».
В каком классе учится Алексей? Обоснуйте ответ. О каких особенностях личности ученика свидетельствует данное высказывание?
2. Таня всегда была общительной и весёлой девочкой, редко скучала дома и много времени проводила с друзьями. Но как-то постепенно маме показалось, что девочка замкнулась в себе, у неё осталось только две близкие подруги и в гости она больше не приводила ребят, с которыми родители не были знакомы. Маме она сказала, что лучше иметь одного-двух, но верных друзей и в жизни надо стремиться к качеству, а не к количеству. С чем может быть связано такое поведение Тани? Сделайте предположение о возрасте девочки.
3. Маша, ученица 10 класса, часто конфликтовала с родителями по незначительным поводам, и родители никак не могли справиться с её своеволием и нежеланием прислушиваться к советам. Но с началом нового учебного года девочка постепенно стала больше общаться с мамой, задавать отцу и маме вопросы по поводу их работы и образования, прислушиваться к советам родителей, с большим уважением отнеслась к сведениям о том, что мама окончила школу с медалью, а университет с красным дипломом, а у отца два высших образования.
Какими изменениями в социальной ситуации развития вызвано изменение в поведении девочки? Обоснуйте свой ответ.
4. Игорь, ученик 11 класса, всегда мечтал стать программистом. Он очень любил информатику и программирование. Учительница всегда его хвалила. Мальчик с большим желанием готовился к ЕГЭ. Но в начале третей четверти пришёл новый учитель. Игорь очень активно работал на уроках, очень часто перебивал учителя, выкрикивал. Педагог невзлюбил парня, стал занижать ему оценки, придирался к каждому слову Игоря, и говорил, что он никогда не станет программистом. Но юноша не сдавался: он стал более сдержан и более внимателен при ответах на уроке. В итоге Игорь достиг успеха и высоких результатов по своему любимому направлению.
Дайте психологический анализ ситуации. Правильно ли поступил учитель? Почему Игорь не сдался и исправился?
(сост.А.Кузнецова)
5. Аня, ученица 11 класса всегда училась на 4 и 5, но в последнее время у неё появились тройки, по предметам, которые она считает «ненужными», однако нескольким предметам она стала уделять даже большее внимание. На недоумение мамы по этому поводу она ответила довольно логично. Как вы думаете, что именно сказала Аня? И почему?

Тестовые задания для самопроверки
1.О каком новообразовании периода ранней юности идет речь в дан
ном определении: «Новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем»?
а) самоопределении
б) личностном самосознании
в) ценностных ориентациях
2.Ранний юношеский возраст не является сензитивным для:
а) физического самовоспитания
б) морального самовоспитания
в) формирования двигательных навыков
3.У старшеклассника мышление:
а) абстрактное
б) наглядно-образное
в) наглядно-действенное
4.К важнейшим социальным способностям раннего юношеского
возраста относятся потребности в:
а) общении и обособлении
б) профессиональном самоопределении
в) достижении и поиске
г) все ответы верны
5.Ведущая деятельность юношеского возраста:
а) предметно-манипулятивная
б) учебно-профессиональная
в) эмоцональное общение с матерью
г) общение со сверстниками
6.Самооценка юношей обычно:
а) занижена
б) завышена
в) нестабильна
г) адекватна
7.Психологическим механизмом самосознания выступает:
а) рефлексия
б) идеализация
в) идентификация
г) атрибуция
8. Возрастной кризис-это явление:
а) аномальное
б) идивидуальное
в) асоциальное
г) нормативное
9. Потребность подражать или следовать образцу – это:
а) идеал
б) мечта
в) страсти
г) потребность

10.Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое
место в нем называется:
а) мировоззрением
б) направленность личности
в) личностным смыслом
г) потребностью


а)  практический  мотив  (связь  с профессией)

1) младший школьник

б) чтобы быть не хуже других

2) подросток

в)    мотив    получения    хорошей оценки

3) старший школьник

11.Установите соответствие между возрастом и преобладающим мотивом учения:
12.При сложном протекании ранней юности:
а) происходят быстрые скачкообразные изменения без особых эмоциональных срывов
б) происходит плавное продвижение к кризису 17 лет
в) происходят мучительные поиски своего пути
г) сложно сказать что-то определенное
13.Система внутренне согласованных представлений о себе:
а) нравственный облик человека
б) этический кодекс
в) сложно сказать что-то определенное
г) «Я-концепция».
14.Система отношений с людьми в ранней юности:
а) упрощается
б) усложняется
в) сложно сказать что-то определенное
г) не изменяется
15.Система взглядов на мир к концу периода ранней юности:
а) упрощается
б) формируется
в) сложно сказать что-то определенное
г) не изменяется
Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Психологические особенности подростков и юношей, попавших в игровую зависимость.
  2. Зависимость от социальных сетей: психологические особенности личности зависимого.
  3. Ранний подростковый и юношеский алкоголизм и наркомания: психологические причины, профилактика, последствия.
  4. Социально-педагогические и психологические причины вовлечения подростков и юношей в неформальные объединения.

Терминологический тезаурус:
Жизненные противоречия, любовь, независимость в моральных суждениях, самообеспечение, самообслуживание, мировоззрение, профессиональное самоопределение, профессиональная направленность личности, интеллектуальная активность, оригинальность мышления, учебно-профессиональная деятельность.
Разработайте психологические рекомендации старшеклассникам для успешного профессионального определения

Источник: Возрастная психология : рабочая тетрадь / О.Б. Дарвиш, Г.Г. Эрнст. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 100 с.
Рецензент: Свиридов А.Н., кандидат педагогических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.