На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Основные теоретические положения учебной дисциплины «возрастная психология»
Основные теоретические положения учебной дисциплины «возрастная психология»
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

1. Характеристика возрастной психологии как науки


Курсовая работа по возрастной психологии выполняется на втором курсе одновременно с изучением дисциплины «Возрастная психология». Большое значение в усвоении этого предмета имеет раздел «Психология развития», который читается у студентов первого курса во втором семестре. Такое разделение имеет свою положительную сторону: у студента уже на первом курсе закладывается определенная база знаний по важным теоретическим основаниям психического развития человека и развития личностных особенностей на разных этапах онтогенеза.

Предмет исследования возрастной психологии:
— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на протяжении всего жизненного пути человека;
— изучение периодизации психического развития в онтогенезе;
— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения и т. д.) психических процессов;
— определение возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
— исследование возрастного развития личности в конкретных исторических условиях.
Научную основу отечественной возрастной психологии составляют фундаментальные теоретические положения о социальной природе психики человека и закономерностях ее развития на всех этапах онтогенеза. Они отражены в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, В.И. Слободчикова. Согласно этим положениям психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования.
Главная проблема возрастной психологии — проблема становления личности. В отечественной психологии личность рассматривается как целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с момента рождения ребенка и продолжается на протяжении всей жизни.
Возрастная психология имеет широкое прикладное значение, которое связано прежде всего с разработкой вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, атипических возрастных проблемах, путях и способах их решения, о стадиях становления взрослой полноценной личности гражданина, профессионала, родителя и об организации психологического сопровождения и поддержки этих процессов.
Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки, она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий этой науки. В то же время исследования происхождения и начальных этапов становления высших психических функций приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных процессов.
Много общего возрастная психология имеет с педагогической психологией. Особенно при раскрытии исторического подхода к развитию психики. Реальная связь этих дисциплин объясняется и общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком.
Психическое развитие человека происходит в малых и больших социальных общностях: семье, группе сверстников, трудовых коллективах. В этом проявляется связь возрастной психологии с социальной психологией.
Кроме того, при изучении нормативного психического развития возрастная психология сталкивается с аномальными и отклоняющимися формами развития, данные проблемы решаются в процессе взаимодействия со сравнительной, дифференциальной и клинической психологией.

 


2. Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе


В возрастной психологии большое место отводится определению факторов (движущих сил) психического развития — биологических или социальных. Традиционно выделяются две крайние точки зрения на обусловленность психического развития:
— биологизаторская, согласно которой движущими силами являются биологические, природные, внутренние, наследственные факторы;
— социологизаторская, которая обусловливает психическое развитие средовыми, внешними, культурными факторами, а также процессами воспитания и обучения.
Отечественная психология признает роль как наследственных факторов психического развития, так и социальных. Исходя из приоритетности факторов психического развития, в возрастной психологии представлено множество теорий развития:
1. Теория рекапитуляции (автор — С. Холл).
2. Теория трехступенчатого развития (К. Бюллер).
3. Нормативный подход (авторы — Л. Гезелл, Л. Термен). Сегодня он не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции.
4. Теория «Чистой доски» (авторы — Б.Ф. Скиннер, Э.Л. Торндайк).
5. Теория конвергенции двух факторов (автор — В. Штерн).
6. Психодинамическая концепция развития личности (авторы — З. Фрейд, А. Фрейд).
7. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.
8. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже.
9. Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского.
Основными категориями психологии развития и возрастной психологии являются следующие понятия:
— развитие психики — это направленное закономерное изменение, в процессе которого возникают новые качественные состояния объекта;
— рост — определяет количественный аспект процессов развития;
— созревание — это психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций.
Центральное же понятие в психологии развития — психологический возраст. Имеются два толкования этого понятия. Одно связано с возрастной самоидентификацией (т. е. с самоотнесением человека к определенному возрасту), другое — с характеристикой психологического возраста в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Он считал, что психологический возраст определяется как единица анализа детского развития, как некоторый относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику (отечественные детские психологи придерживаются именно такого подхода к толкованию термина «психологический возраст»).
Введение понятия «психологический возраст» в возрастную психологию позволило рассматривать психическое развитие как явление, разворачивающееся во времени. Для научных исследований это означает, что вместо изучения отдельных психических процессов и функций человека в том или ином возрасте нужно рассматривать возрастные периоды в целом как «единицы анализа детского развития» (Л.С. Выготский).
Это положение определило необходимость рассмотрения целостного жизненного цикла человека в последовательности периодов (стадий) психического развития, что позволило выделить типичность становления психики и составить возрастную периодизацию.
В возрастной психологии существует большое количество различных возрастных периодизаций, которые отличаются друг от друга критериями, обеспечивающими (с точки зрения авторов) переход человека в развитии от одного возрастного периода к другому.
Так, Л.С. Выготский выделил три способа построения возрастных периодизаций:
— периодизации на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с развитием психики ребенка (например, периодизация С. Холла, в которой выделены стадия животной психики, стадия первобытности и др.);
— периодизации, в которых за основу берется какой-то один признак или сторона развития как условный критерий перехода от периода к периоду (например, теория П.П. Блонского или концепция З. Фрейда);
— периодизации, представляющие собой феноменологическое описание особенностей и выделение закономерностей процесса развития (к примеру, возрастная периодизация А. Гезелла).
Л.С. Выготский также предложил принципы, по которым должна строиться подлинно научная психологическая возрастная периодизация, которая бы учитывала сущность процессов развития человека. Критерий выделения периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию, объективным и не может быть сведен к какому-либо одному признаку.
Выготским были разработаны следующие критерии, характери- зирующие сущность любого возрастного периода:
1) социальная ситуация развития — «это своеобразное, специфическое и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [17]. Понятие социальной ситуации развития фиксирует неповторимое своеобразие взаимосвязей внешней среды и внутреннего мира ребенка;
2) возрастные новообразования — это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития;
3) психологические новообразования — это особый тип построения личности ребенка, это те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени развития и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, т. е. весь ход его развития в данный момент.
Кроме того, Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, протекает медленно, поэтому эффект развития наблюдается только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В критические периоды развитие протекает бурно, стремительно, и к середине периода наступает резкое обострение развития, которое протекает в виде кризиса. Кризисы имеют как негативное, так и позитивное значение. Они являются показателями противоречий в развитии между новыми потребностями ребенка и старыми возможностями удовлетворения этих потребностей, а также противоречий между новыми возможностями ребенка и старым типом отношения к нему со стороны взрослых и старыми видами деятельности.
Проблема возрастной периодизации получила дальнейшее развитие в работах отечественных психологов А.Н. Леонтьева (автора теории ведущей деятельности) [42], Д.Б. Эльконина (автора гипотезы о возрастной периодизации) [101], В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева (авторов интегральной периодизации) [80].
В отечественной возрастной психологии на сегодняшний день принята возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, которая охватывает период от рождения до 18 лет, и современная возрастная периодизация В.И. Слободчикова (от рождения до старости), а также периодизации других авторов (прил. А).
В периодизации Д.Б. Эльконина рассматриваются следующие критерии:
— социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому);
— психологические новообразования (по Л.С. Выготскому);
— кризисы (по Л.С. Выготскому);
— ведущая деятельность (по А.Н. Леонтьеву).
По мнению Д.Б. Эльконина, каждая ведущая деятельность в том или ином возрастном периоде имеет определенную направленность («ребенок — взрослый», «ребенок — предмет»), что обеспечивает развитие различных сфер личности. Они имеют определенный порядок чередования и тем самым создают возможность отслеживать развитие мотивационно-потребностной или операциональнотехнической сферы личности.
В возрастной периодизации В.И. Слободчикова выделяются 5 стадий:
1) оживление (от рождения до года) — общность с родным взрослым;
2) одушевление (от года до 6,5 лет) — общность с близким взрослым;
3) персонализация (до 18 лет) — выделение общественного взрослого;
4) индивидуализация (до 42 лет) — индивидуализация общественных ценностей в соответствии с личностной позицией;
5) универсализация (от 42 лет и старше) — осмысление универсального события.
Основное место в возрастной психологии занимает характеристика психологических особенностей каждого возрастного периода — от рождения до смерти — с раскрытием характерных особенностей в плане познавательной, эмоционально-волевой, деятельностной сфер, сферы общения, изменений в личностной сфере (смена интересов, потребностей, мотивов, убеждений, мировоззрения, ценностей) и особенностей поведенческих актов.
Знание возрастных изменений позволяет прослеживать нормативный путь развития, а также те отклонения и особенности развития, которые сформировались вследствие несоблюдения условий развития.


3. Методы исследования в возрастной психологии


Курсовая работа по возрастной психологии кроме теоретического анализа предполагает эмпирическое исследование психических проявлений личности в тот или иной возрастной период. Для изучения этих явлений существует огромное разнообразие методов и методик. При подборе исследовательского инструментария необходимо учитывать, что разные методы позволяют получить различные сведения о предмете исследования.
Существуют группы методов, применяемых в возрастной психологии.
Предлагаем рассмотреть классификацию методов Б.Г. Ананьева [13].
Первая группа — организационные методы:
— сравнительный;
— лонгитюдный;
— комплексный.
Вторая группа — эмпирические методы:
— наблюдение и самонаблюдение;
— экспериментальные методы;
— психодиагностические методы: тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью (беседа);
— анализ процессов и продуктов деятельности;
— биографические методы.
Третья группа — методы обработки данных:
— количественный (статистический) анализ;
— качественный анализ.
Четвертая группа — интерпретационные методы:
— генетический метод;
— структурный метод.
Исследования в возрастной психологии проводятся в определенном порядке.
Основные этапы психологического исследования в возрастной психологии:
1) подготовительный;
2) собственно исследование;
3) обработка данных (количественный анализ данных);
4) интерпретация данных (качественный анализ данных).
Рассмотрим подробнее содержание методов исследования.
1. Организационные методы
Сравнительный метод (или метод поперечных срезов) представляет собой сопоставление различных групп (например, экспериментальный и контрольный классы). Этот метод определяет состояние групп на момент исследования. Данные по каждой группе сравниваются между собой, после чего делаются выводы о том, какие наблюдаются тенденции развития и чем они обусловлены.
Достоинством метода является возможность быстро получить статистически достоверные данные.
Недостатки метода:
— невозможность проследить природу, движущие силы, механизмы развития;
— усреднение полученных данных;
— не совсем полный учет индивидуальных различий;
— отсутствие процесса развития (динамики).
Лонгитюдный метод — длительный и предполагает несколько методик (продольные срезы). Наблюдение за развитием каждого ребенка ведется в течение длительного времени. Этот метод применяется в различных видах исследования, например в выборочном или комплексном исследовании. Следует пояснить, что при выборочном исследовании изучается динамика развития отдельного психического процесса одной и той же методикой через определенный промежуток времени. При комплексном исследовании изучается динамика комплекса интересующих параметров.
Достоинства метода:
— возможность изучения качественных особенностей развития;
— возможность выявления механизмов формирования психики и личности в целом;
— возможность выявления менее заметных тенденций развития, небольших изменений, происходящих в интервалах, которые не охватываются поперечными срезами.
Недостатком метода является опасность переноса индивидуального случая на выборку в целом (т. е. данных одного ребенка на всех детей исследуемой группы).
Комплексный метод предполагает сочетание сравнительного и лонгитюдного методов.
2. Эмпирические методы (опытные)
Метод наблюдения — целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Поскольку психика человека формируется и проявляется в его деятельности — в действиях, словах, жестах, мимике и т. д., можно на основании актов его поведения судить о внутренних психических процессах и состояниях человека.
Как известно, наблюдение должно быть правильно построено, чтобы стать подлинным методом научного исследования. Для этого прежде всего необходимо четко сформулировать цель наблюдения (ради чего будет наблюдаться объект), которая вытекает из задач исследования. На основе цели наблюдения следует выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения. Необходимо также помнить, что наблюдение должно быть систематическим и планомерным.
До проведения основных сеансов наблюдения необходимо составить подробную программу, из которой будет ясно, какие дети или подростки или какие группы детей будут наблюдаться, в какие временные отрезки дня будет проводиться наблюдение, какие моменты жизни детей или подростков будут фиксироваться.
После предварительного изучения объекта и предмета исследования разрабатывается схема наблюдения. При разработке схемы важно предусмотреть основные акты поведения, возможные действия испытуемых, их словесные реакции на те или иные воздействия и т. п. Таким образом, целостное поведение детей или подростков раскладывается на отдельные относительно самостоятельные моменты. Чем более дробной и детализированной будет схема наблюдения, тем более точными окажутся результаты наблюдения. Результаты заносятся в протокол, а затем обрабатываются.
При проведении наблюдения исследователем обязательно выделяются в наблюдаемом явлении критерии и показатели. В качестве примера приведем конкретные критерии и показатели, используемые при изучении взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками. Так, в качестве критериев и показателей в поведении дошкольников, по мнению Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой [85], могут выступать:
— инициативность — желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, к разделению радости и огорчения;
— чувствительность к воздействиям сверстника — желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении учитывать пожелания и настроение сверстника и подстраиваться под него;
— преобладающий эмоциональный фон. Он проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: при позитивном эмоциональном фоне по отношению к сверстнику преобладают положительные эмоции; при нейтрально-деловом положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы; при негативном ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстника или даже дерется, требует особого внимания к себе.
Следует помнить, что выбранные критерии имеют степень выраженности. Это должно отражаться в показателях, которые получают в ходе наблюдения и фиксируют в баллах.
Пример степени выраженности критерия и показатели
его выраженности в баллах
Инициативность:
— отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими (0 баллов);
— слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми (1 балл);
— средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако не бывает настойчивым (2 балла);
— высокая: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия (3 балла).
Чувствительность к воздействиям сверстника:
— отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников (0 баллов);
— слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру (1 балл);
— средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников (2 балла);
— высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия (3 балла).
Преобладающий эмоциональный фон:
— негативный — 0 баллов;
— нейтрально-деловой — 1 балл;
— позитивный — 2 балла.
Наблюдая за поведением детей, необходимо не только фиксировать его по указанным критериям и показателям, но и замечать и описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику помогут собрать незаменимые реальные факты из детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами.
На основе этих (или подобных) критериев разрабатывается форма протокола, в которую заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в определенной мере преодолеть один из основных недостатков метода наблюдения — субъективизм исследователя. Опасность субъективизма возрастает в том случае, если наблюдатель не столько фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, сколько высказывает свое мнение о происходящем. Такой тип записи отечественный психолог М.Я. Басов назвал «истолковательным» и рекомендовал использовать «фотографическую» запись.
Итак, метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в проблеме исследования. Он позволяет описать реальную жизнь человека на разных этапах онтогенеза, исследовать психовозрастные особенности ребенка в естественных условиях его жизни. Также данный метод незаменим для получения предварительных сведений.
Однако метод наблюдения имеет и ряд недостатков, главный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Действительно, он требует высокого профессионализма и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получения необходимой информации. Исследователю приходится ждать, пока интересующие его явления возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины возникновения тех или иных форм поведения. Порой, наблюдая, исследователь видит только то, что он уже знает, а то, что ему еще неизвестно, проходит мимо его внимания.
В заключение отметим, что, несмотря на ряд недостатков метода наблюдения, исследователи не относились к нему скептически. Так, по мнению Д.Б. Эльконина, «...острый психологический глаз важнее глупого эксперимента.» [101].
Экспериментальный метод — преднамеренное создание определенных условий с целью изучения процесса развития и активного влияния на него.
Виды эксперимента в возрастной психологии:
— лабораторный эксперимент — проводится в специальных условиях (лабораториях) с использованием оборудования;
— естественный эксперимент — проводится в условиях естественной жизни, где экспериментатор исследует изучаемый процесс, явление или состояние в контексте цели исследования;
— формирующий эксперимент (обучающий) — проводится с целью изучения изменений тех или иных психических явлений испытуемых, вызываемых специально и целенаправленно созданными экспериментатором условиями.
Эксперимент в возрастной психологии имеет ряд этапов:
— констатирующий этап — получение системы фактов (определяются уровень и особенности развития (личностного и интеллектуального) обследуемых). Данный этап проводится в начале исследования;
— формирующий этап эксперимента — специально организованное, контролируемое воздействие на изучаемую систему фактов с целью изменения параметров;
— контрольный этап эксперимента — выявление и фиксация изменений в системе изучаемых фактов в результате воздействия (формирования).
Основные признаки метода эксперимента
1. Активная позиция исследователя. Он может вызывать интересующее явление столько раз, сколько это необходимо для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы.
2. Создание специальных условий, где будет установлена связь между изучаемым явлением (явлениями) и различными психологическими или непсихологическими условиями его возникновения и протекания.
3. Создание одинаковых условий для всех испытуемых при проведении эксперимента. Условия можно варьировать только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.
4. Многократное повторение опытов (серийность экспериментов) и участие достаточного количества испытуемых, что позволяет проверять гипотезы о закономерных связях между явлениями посредством применения статистических методов обработки данных.
5. Фиксация результатов. Результаты каждого опыта фиксируются в протоколе, где приводятся общие сведения об испытуемых, фиксируются характер экспериментальной задачи, время проведения опыта, результаты эксперимента (количественные показатели и качественные особенности поведения испытуемых — действия, речь, выразительные движения и пр.) и указывается исследователь, проводящий эксперимент.
Основные особенности эксперимента должны учитываться во всех его видах: лабораторном, естественном, формирующем.
Так, в формирующем эксперименте гипотеза проверяется в процессе активного воздействия, которое приводит к возникновению у ребенка или подростка новых психологических качеств или к изменению ранее существовавших. Это воздействие может включать создание специальных условий применения таких методов обучения и воспитания, которые должны привести, согласно предположению исследователя, к возникновению определенных новообразований в психике ребенка. Если предполагаемые новообразования действительно возникают, это означает, что можно управлять определенной стороной психического развития.
Формирующий эксперимент делится на несколько этапов.
На первом этапе посредством различных методов устанавливается фактическое состояние и уровень того психического процесса, свойства, признака, на который исследователь собирается воздействовать. Иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития. На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия, т. е. прогнозирует путь развития данного явления.
На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения. От обычного учебно-воспитательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может проверяться какое-то определенное воздействие.
На заключительном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагностические процедуры, в процессе которых контролируется ход происходящих изменений. На этом же этапе измеряются результаты. Для того чтобы убедиться, что изменения, зафиксированные после проведения формирующего эксперимента, зависят именно от примененного воздействия, необходимо сравнить полученные результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами в группах, в которых эксперимент не проводился (такие группы называются контрольными). При этом обе группы должны быть одинаковыми по возрасту, количеству, уровню развития тех или иных качеств. Желательно также, чтобы работу в данных группах проводил один и тот же исследователь. Таким образом, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования и особенно принцип равных условий проведения эксперимента.
Описанные выше методы — наблюдение и эксперимент — являются основными, однако существуют также дополнительные методы исследования.
Психодиагностические методы
Беседа (интервью). Она считается вспомогательным методом исследования в возрастной психологии. Беседа используется для сбора биографических данных, для выяснения особенностей поведения испытуемых, способов реагирования в различных ситуациях и др. Применение данного метода имеет ограничения по возрасту испытуемых.
Тест — стандартизированная измерительная методика, которая используется для определения уровня развития психических процессов, личностных образований, выявления эмоционального состояния и пр.
Социометрия — выявление межличностных отношений в группе и динамики развития группы. Социометрия позволяет измерить коэффициент сплоченности, выявить социальный статус каждого члена группы и специфику взаимоотношений.
Анкета — наиболее распространенный метод сбора первичной информации с помощью списка вопросов, логически связанных с задачей исследования. Анкетирование имеет возрастные ограничения.
Опрос — это разновидность анкеты. Опрос проводится в устной или письменной форме или в форме стандартизированной беседы, список вопросов для проведения которой заранее составлен.
Анализ процессов и продуктов деятельности
Сюда входят хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ, в том числе дневниковых записей, ученических работ, произведений и пр. Традиционные методы анализа продуктов деятельности (документов) подразделяются на общие (понимание, интуиция, осмысление) и специальные (источниковедческие, психологические, юридические методы). Формализованным методом анализа продуктов деятельности является, например, контент-анализ. Он заключается в выделении в составленном испытуемым тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц; в определении соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации.
Биографический метод
Данный метод предполагает анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.
3. Методы обработки данных
Количественный (статистический) анализ — дисперсионный, корреляционный, факторный, дискриминантный анализ.
Качественный анализ — дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями.
4. Интерпретационные методы
Генетический метод используется для интерпретации всего обработанного материала исследования с целью последующего составления характеристики развития, выделения фаз, стадий, критических моментов процесса становления психических функций, образований или свойств личности.
С помощью структурного метода интерпретируется весь обработанный материал исследования для составления характеристики систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т. д.
В возрастной психологии существуют также две исследовательские стратегии: констатирующая и формирующая. Так, метод наблюдения и констатирующий эксперимент — это варианты реализации констатирующей стратегии исследования. А формирующий эксперимент представляет собой реализацию формирующей (генетической) стратегии исследования.
В представленной ниже таблице описаны эти стратегии исследования и дана характеристика их направленности на изучаемое явление. В рамках констатирующей стратегии с помощью батареи методик, устанавливается наличие (или отсутствие) и уровень проявления изучаемого явления. Способом организации исследования в этой стратегии является метод поперечных срезов.
В рамках формирующей стратегии исследователь на основании данных констатации, определившей актуальный уровень развития, составляет программы обучения, воспитания, цель которых — достижение нового уровня развития исследуемого явления в соответствии с выдвинутыми предположениями. Способом организации исследования в формирующей стратегии является метод продольных срезов (табл. 1).


Стратегии, методы и схема организации исследования
в возрастной психологии


Таблица 1


п/п

Стратегия исследования и ее описание

Метод
исследования

Описание метода

1

Констатирующая. Данная стратегия исследования позволяет установить наличие(или отсутствие) изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание

Наблюдение

Планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни

Эксперимент
(констатиру
ющий)

Метод исследования, дающий возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для отчетливого выявления психологического факта

Анкетирова
ние

Метод письменного опроса, при котором обследуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает о себе некоторые социальнодемографические данные: возраст, профессия, уровень образования, семейное положение


п/п

Стратегия исследования и ее описание

Метод
исследования

Описание метода

 

 

Беседа
(интервью)

Метод сбора информации по заранее составленному широкому кругу вопросов о представлениях, намерениях, планах, мнениях и оценках социальных явлений у людей различных возрастных категорий

Тест

Система специально подобранных заданий, выполнение которых может способствовать выявлению уровня развитости определенных психических функций человека

Проективный
метод

Метод, направленный на выполнение задания испытуемым по определенной инструкции, где исследователь управляет действиями и предлагает испытуемому нарисовать рисунок, составить рассказ, закончить предложение и т. п.

Анализ
продуктов
деятельности

Анализ созданных в процессе выполнения деятельности рисунков, поделок, литературных произведений с целью выявления особенностей развития интеллектуальной, эмоциональной сферы и личностных особенностей человека на разных этапах онтогенеза

Кросс-культурный метод

Сравнение и выявление особенностей психического развития детей и подростков, воспитывающихся в разных культурах

Близнецовый
метод

Исследование влияния наследственности, среды и воспитания на психическое развитие личности

Сравнительный метод

Сопоставление психического развития физически здорового человека с психическим развитием человека, имеющего определенные отклонения в работе анализаторов

2

Формирующая.

Формирующий эксперимент

Создание специальных условий, которые могут привести, согласно предположению исследователя, к определенному развитию психики человека.

 

Эта стратегия позволяет в процессе активного воздействия на субъект спровоцировать возникновение у него новых психологических качеств и свойств или качественно изменить ранее существующие

 

 

 

 

 

 

 

Данный вид эксперимента часто

 

 

называют:

 

 

• преобразующим;

• обучающим;

• генетико-моделирующим;

• методом активного формирования психики;

• воспитывающим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что констатирующая стратегия также может реализоваться через разные способы организации исследования — метод поперечных срезов (измерение (или констатация) состояния психического качества или свойства у субъектов на разных этапах онтогенеза) и метод продольных срезов (изучение психологических свойств или качеств у одних и тех же субъектов на протяжении длительного времени).

Источник: Николаева, Э.Ф. Возрастная психология. Выполнение курсовой работы : электронное учебно-методическое пособие / Э.Ф. Николаева, Л.Ф. Чекина. — Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.