Как изучать психологию ребенка?
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

1. Специфика психолого-педагогической диагностики дошкольного возраста

Изучение детской психологии становится надежным базисом для изучения «Психолого-педагогической диагностики» [4]. Особое внимание при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» уделяется формированию диагностических умений, опираясь на высказывание Д.Б. Эльконина о том, что только качественная диагностика составляет до 80% успеха коррекционной работы.
Образовательные программы для детей дошкольного возраста в отличие от школьных программ, обычно не только включают в себя содержание, связанное с обучением, но и достаточно полно расписывают всю жизнь ребенка в детском саду. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений и навыков. Диагностика позволяет педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход.

Применительно к дошкольному возрасту психолого-педагогическая диагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно - развивающей среды детского образовательного учреждения (ДОУ).
Предметом психологической диагностики в условиях ДОУ является индивидуальные возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
Предметом педагогической диагностики является освоение ребенком образовательной программы.
Задачи:
1. Контроль динамики психического развития и эффективности коррекционной помощи ребенку.
2. Определение образовательного маршрута ребенка.
3. Выявление эмоционально - личностных особенностей ребенка, препятствующих адекватной адаптации ребенка в образовательной среде и социуме.
4. Определение возможностей ребенка.
В процессе изучения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» формируем у студентов два вида диагностических умений: когнитивные и технологические. Когнитивные умения включают анализ педагогических ситуаций, понимание особенностей педагогического процесса детского сада. Технологические умения включают в себя умение решить конкретную педагогическую ситуацию путем выбора для ее решения конкретных педагогических средств.
Формируя диагностические умения студентов, учитываем особенности педагогического процесса в детском саду. Воспитатель в педагогическом процессе реализует три позиции: первая - учителя в специально организованной образовательной деятельности; вторая - партнера по совместной деятельности с детьми и, третья, организатора создания условий для самостоятельной детской деятельности. Каждая позиция требует освоения определенных диагностических умений.
Для осуществления учительской позиции в непосредственно организованной образовательной деятельности студент должен уметь определить исходный уровень обучаемости ребенка, его возможности, подобрать соответствующие этим характеристикам адекватные методы обучения.
Для осуществления партнерской позиции в организации совместной с детьми деятельности студенты изучают интересы детей, мотивы поведения, коммуникативные умения, межличностные отношения; осваивают способы личностно-ориентированного общения, учатся партнерскому взаимодействию с детьми.
При осуществлении позиции организатора условий для самостоятельной детской , знакомим с методиками определения уровня и особенностей развития игровой и продуктивной деятельности , оценкой эффективности прямых и косвенных методов воздействия на детей, способами поддержки баланса своего участия в детской деятельности - с одной стороны и, с другой, поддержки самостоятельности в ней детей.
Таким образом, выделение направлений формирования диагностических умений педагога позволяет структурировать процесс обучения будущих педагогов, что поможет им в дальнейшем преодолеть трудности в педагогической деятельности.
Для того чтобы успешно решать задачи психолого-педагогической диагностики, студенты осваивают метод психологического наблюдения деятельности и поведения детей. Согласно М.Я. Басову (Методика психологического наблюдения над детьми», 1926) наблюдение - это единственный метод, который может быть применен ко всем формам развития психических функций. Для будущего педагога важно овладеть данным методом для оценки индивидуального развития детей, что соответствует требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Опираясь на результаты наблюдения можно решать образовательные задачи; осуществлять индивидуализацию процесса педагогического сопровождения проблемных детей, коррекцию их развития; оптимизировать работу с группой детей. В процессе практических занятий и последующей практики в детских садах студенты проводят изучение психологических и личностных особенностей детей, формулируют задачи оказания детям педагогической поддержки и осуществления индивидуального подхода. Выбирают методы, приемы и средства необходимые для решения поставленных задач. Планируют работу с родителями.

2. Диагностика умственного и личностного развития детей


Диагностика умственного и личностного развития детей включает оценку воспитателем познавательной деятельности: оценивается регуляторная (произвольная ) регуляция психической активности, пространственные представления и эмоциональная сфера, объем запоминаемого материала, доступный уровень сложности выполнения заданий, уровень развития речи, рисунка, эмоциональный фон, темп работы, поведение ребенка в процессе обследования, характер деятельности; темповые характеристики деятельности, отмечается общий уровень работоспособности, ее колебания, время, в течение которого ребенок может целенаправленно работать и изменения эмоционального фона, отмечаются изменение темпа деятельности, возникающие на фоне утомления. Анализируется общая моторная гармоничность, ловкость и мелкая моторика: скоординированность движений пальцев, ловкость манипуляций с мелкими предметами, сформированность навыков графической деятельности. Анализ этих характеристик дает возможность оценить и уровень произвольной регуляции движений. Изучаются следующие особенности произвольного внимания: объем, сосредоточение, переключение и распределение внимания в заданиях игровых и учебных, трудности сосредоточения внимания. Важным показателем является длительность работы, возможность работать в условиях различных шумов. Изменения внимания на фоне утомления или возбуждения. деятельность.
Объем слухоречевого запоминания, его скорость, возможность удержания порядка стимулов, привнесение видоизмененных стимулов в непосредственном и отсроченном воспроизведении. Опосредованное запоминание. Зрительная, тактильная, моторная, двигательная память. Оценивается зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Речемыслительная деятельность: развернутость и грамотность речи, речевая активность (слабая, адекватная, чрезмерная), качество звукопроизношения, объем пассивного и активного словаря, ошибки в устной речи, сформированность диалогической речи вопрос-ответ, степень развернутости ответов, трудности речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов, эмоциональность высказываний, соответствие содержанию. Все эти особенности оцениваются с учетом микросреды, в которой живет ребенок.
Оценивается уровень практического, образного, логического мышления, понимание причинно-следственных связей, умение обобщать, выделять существенные признаки, опосредовать, прогнозировать. Отмечаются такие особенности мышления как самостоятельность, активность, динамика мыслительной деятельности: соскальзывание на инертность, ригидность. Анализируется уровень обучаемости, объем и тип необходимой помощи. Критичность и креативность мышления, понимание переносного смысла пословиц, рассказов.
При анализе конструктивной деятельности оценивается возможность анализа пространственных отношений, возможность их вербализации, возможность целостного восприятия, действия по образцу, результаты выполнения и их соотнесенность с возрастными показателями.
Детские рисунки оцениваются с точки зрения сформированности графических навыков в соответствии с возрастом. Оцениваются качественные особенности выполнения рисунка: целостность, пропорциональность, наличие перспективы, выраженность мелких деталей, их количество, стереотипность выполнения. Анализируется рисунок с точки зрения личностных особенностей: цвет, величина фигур и расположение с учетом актуального уровня развития.
Изучение эмоционально-личностных особенностей детей проводится с учетом следующих характеристик: заинтересованность ребенка, его реакции на успех или неудачу, адекватность реакций, аффективная расторможенность, наличие признаков негативизма, выраженность аффективных реакций в ситуациях фрустраций и конфликтов, их адекватность, страхи, эмоциональное напряжение. Направленность интересов ребенка, роли в играх, уровень притязаний и самооценки, критичность, наличие стойких познавательных интересов. Привязанность к матери, эмоциональное восприятие себя и других членов семьи, поведение в кругу сверстников, коммуникативные навыки. Отношение к педагогам. Тенденция к лидерству или конформность, адекватность стиля общения личностным особенностям.
Таким образом, анализируя результаты диагностики можно получить представление о специфике 3 сфер ребенка: регуляторной, когнитивной, эмоционально-личностной. Все показатели оцениваются с точки зрения соответствия их социально-психологическим нормативам. Такое системное обследование позволяет выявлять причины и механизмы, приведшие к данному варианту развития.
По результатам диагностики воспитатель оформляет характеристику ребенка, в которой отражает: как долго ребенок посещает детский сад? Часто ли болеет? Охотно ли ходит в детский сад? Владеет ли навыками самообслуживания? Контактирует ли с взрослыми и детьми? Как ведет себя во время занятий? Справляется ли с образовательной программой? Какие проблемы ребенка вызывают беспокойство воспитателей и родителей?
Изучение «Психолого-педагогической диагностики» развивает важное для педагога качество «эмпатию», позволяющее будущему педагогу внимательно относится к внутреннему миру ребенка, изучать его; смотреть на окружающий мир глазами ребенка, чтобы понять реальные мотивы его поступков и переживаний.
Источник Лебедева С. А. Психология дошкольного образования : монография С. А. Лебедева. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 104 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.