Как увлечь ребенка рисованием?
Младший школьный возраст - Эмоциональная сфера

Самовыражение через творчество приносит детям огромное удовлетворение, особенно когда они чувствуют, что могут открыто выразить свои чувства, не боясь осуждения. Хотя дети от природы предрасположены к рисованию, их отношение к этому занятию закладывается еще в младенчестве и может сказаться на будущих творческих способностях. У. Ламберт Бриттейн писал: «Если бы дети могли развиваться, не взаимодействуя с внешним миром, им не были бы нужны никакие стимулы, чтобы творить. Каждый ребенок уверенно пользовался бы глубоко укорененным в нем импульсом к творчеству без всякого сдерживания».


Мне всегда грустно слышать, что некоторые учителя — безусловно, действуя из лучших побуждений и пытаясь внести в свой урок толику разнообразия — перед Хеллоуином раздают ученикам ксерокопии с предложением раскрасить и вырезать из бумаги стандартные улыбающиеся фонарики из тыквы. Неужели нельзя придумать что-то другое? Нет двух детей, идентичных в плане самовыражения, даже если они близнецы. Рисование позволяет выразить себя. Поощряя его, родители помогают ребенку сформировать творческие способности, развить воображение и фантазию в процессе исследования, экспериментирования, придумывания и выстраивания мысленного образа. Всё это придает ребенку уверенность в себе, и он лучше понимает, как устроен окружающий мир.
У взрослых есть множество способов побудить детей, даже самых маленьких, к самовыражению через рисование, избегая чрезмерного нажима на них. Когда у детей есть удобное место для рисования, необходимые принадлежности, впечатления, поддержка, время и правильный настрой, они начинают свободно творить, находя новые способы мыслить, новые решения своих проблем и новые возможности облечь в визуальную форму свой уникальный опыт.

ПРОСТРАНСТВО

Иногда слово «пространство» обозначает нечто большее, чем просто физическое местонахождение. Счастливым владельцам просторных домов найти удобное место, где ребенок мог бы рисовать, проще, чем тем, кто живет в тесной квартире. Однако есть нечто более важное, чем физические размеры пространства для рисования: это его восприятие. Сам факт того, что ребенок сидит за столом, предназначенным для творческой «работы», придает занятию дополнительную значимость и предполагает уважение со стороны родителей.
В очень успешной педагогической программе, внедренной в североитальянском городе Реджо- Эмилия, пространство осмысливается как среда, где происходит обучение. Во всех группах детских садов этого города часть помещения отдана под atelier — мастерскую. Сам факт существования такой мастерской, всегда доступной для детей, напоминает о том, что для педагогов Реджо-Эмилии искусство — важная составляющая обучения и приобретения знаний.
Программа Реджо-Эмилии может послужить образцом при организации домашнего уголка для рисования. Такой уголок должен быть чистым, аккуратным, уютным, хорошо освещенным и не перегруженным визуально. (Сегодняшние дети и так получают множество визуальных впечатлений, не говоря уже об огромном влиянии на них телевидения, интернета, социальных сетей, YouTube, электронных игр и бесчисленных приложений.) Другими словами, я бы посоветовала родителям не поддаваться искушению. Не надо развешивать по стенам красочные плакаты и прикреплять полочки для чучел животных или любимых фигурок, чтобы мастерская выглядела более «артистично» или «мило». Нейтральная среда для рисования только подстегнет воображение, исследовательский дух и желание экспериментировать. Если у вас есть сомнения, выбирайте простоту, вспоминая формулу архитектора-модерниста Людвига Миса ван дер Роэ: «Меньше значит больше».
Купить обстановку для импровизированной мастерской, то есть стол, стулья и мольберт, можно как в интернет-магазинах, так и в недорогих мебельных салонах, комиссионных магазинах или даже с рук. Впрочем, пространство для рисования можно выделить и в конце длинного журнального стола, и в алькове под лестницей, и на полке, прикрепленной к стене или к подоконнику, и даже в нижней половине шкафчика, которым вы редко пользуетесь. Важно, чтобы ребенку было удобно. Мебель, предназначенная для взрослых, может ему не подходить. Иначе говоря, если взрослый стул для ребенка недостаточно высок, на его сиденье можно положить подушку, чтобы ребенок, при необходимости встав на коленки, легко дотягивался до бумаги на столе и свободно работал руками. 

Рисование за мольбертом дети воспринимают как захватывающее приключение, ведь это позволяет им без труда заполнять большой лист широкими и смелыми мазками краски. Мольберт не сковывает движений, и, увлеченно рисуя, ребенок, помимо всего прочего, укрепляет мускулатуру. К тому же рисование стоя занимательно само по себе: оно ставит перед ребенком новые задачи и открывает новую точку зрения на мир.
Хороший детский мольберт должен быть крепким и устойчивым. Выбирайте двустороннюю модель, которая не упадет и не опрокинется сама собой. У сконструированного как рекламный щит двустороннего мольберта есть и дополнительное преимущество — он стимулирует общение между двумя детьми, которые могут работать одновременно. У некоторых детских раскладных мольбертов с одной стороны — грифельная доска, на которой можно рисовать меловыми маркерами или отрабатывать мазки, пользуясь одной водой, а с другой — белая доска, подходящая для рисования стирающимися фломастерами. Некоторые мольберты оборудованы держателем для рулона бумаги, к другим с помощью больших зажимов сверху прикрепляются одиночные листы. Обычно к мольберту прилагаются подставки для красок и баночек с водой. Ребенку также потребуется как минимум одна длинная кисть, чтобы стоять на некотором расстоянии от наклонной поверхности доски.
Но и в данном случае главное — это ваш настрой и заботливое отношение к месту, где ребенок занимается рисованием. Дети мгновенно чувствуют недовольство родителей. Не осуждайте их, если они закапают или запачкают красками одежду, пол, мебель или поцарапают мягкую деревянную поверхность кистью или острым карандашом. И будьте к этому готовы. 
Стоит ли говорить, что родители обязаны думать наперед и заранее подготовить детское пространство, ведь они — взрослые сознательные люди. Подготовка — залог того, что рисование станет для ребенка радостным и счастливым опытом, к которому ему захочется возвращаться снова и снова.
Будем реалистами: речь идет о детях, поэтому пятна и беспорядок неизбежны. В конце концов, нельзя же запретить рисовать где-либо, кроме ванной. Если вы серьезно озабочены угрозой чистоте, найдите кусок нескользкой ковровой дорожки и всегда держите под рукой чистую тряпку и старую рубашку. Наличие моющих средств также помогает избавиться от навязчивого страха перед пятнами. Царапин на столе легко избежать, предложив ребенку рисовать в альбоме или прилепив бумагу к самодельной «рисовальной доске», которую легко соорудить из картонки или даже старого журнала. Эти рекомендации основаны на личном опыте. Ребенком я очень любила рисовать карандашами и красками, но зачем было портить идеально чистую тряпку или бумажное полотенце, когда грязные руки можно прекрасно вытереть об одежду? К тому же кого всерьез волнует состояние джинсов Джексона Поллока? И, разумеется, меня тогда никто не заставлял заниматься стиркой.
Нет нужды говорить о том, что детям постарше свойственно уединяться, когда они занимаются творчеством. Часто это происходит от нежелания слушать отзывы посторонних или из страха «не дотянуть» до воспринятых извне или самостоятельно установленных для себя норм. А иногда просто хочется попробовать новую технику рисунка или осуществить какую-нибудь идею. Так или иначе, дети школьного возраста часто удаляются к себе в комнату на чердак или в иное обособленное пространство и там иллюстрируют заданный им проект, придумывают сногсшибательные одеяния для супергероя или рисуют здоровенного космического пришельца. Для этой возрастной группы идеальным решением может быть большой и легкий планшет из прессованного картона. Он довольно прочный и при этом его можно установить где угодно: в саду, в парке или на лужайке перед бабушкиным домом. (В некоторых музеях в определенные часы такие планшеты даже бесплатно выдаются посетителям для пользования в оговоренных залах.) Рисовать на планшете можно сидя за столом, лежа на полу, устроившись на кровати или даже на заднем сиденье машины, положив его на коленки во время семейной поездки.
И, наконец, среда для рисования должна восприниматься ребенком как безопасное место для экспериментов, выражения своих чувств и создания образов, которыми он может захотеть, а может и не захотеть поделиться с другими. Большинству маленьких детей необходимо, чтобы родители были рядом, особенно если им нужна помощь — снять колпачки с фломастеров или прикрепить новый лист бумаги к мольберту. Некоторые из них намеренно меняют свои замыслы, если знают, что за ними наблюдает взрослый. Иногда они пытаются ему угодить, выбирая определенную тему. А иногда в отместку покрывают листы каракулями. Слишком пристальное внимание часто их смущает. Поэтому, хотя в некоторых ситуациях помощь родителей, безусловно, важна, они должны научиться присматривать за своими отпрысками незаметно.


ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ


Помните себя в младшей школе? Каким счастьем было получить новенький набор карандашей перед началом каждого учебного года! Быть может, у вас был даже карандаш любимого цвета, которым вы пользовались постоянно или, наоборот, приберегали его для особых рисунков. А помните свою досаду, когда первый карандаш из новенькой коробки ломался пополам?
Спросите у своих знакомых, сохранились ли у них детские воспоминания о карандашах, и вы наверняка услышите не одну трогательную историю. Самый грустный рассказ о карандаше поведал мне приятель, который в школьные годы был самым высоким мальчиком в классе и сидел на задней парте, то есть всегда оказывался последним, когда по рядам пускали цветные карандаши. Пятьдесят с лишним лет спустя он по-прежнему смущенно поеживается, вспоминая о том, как ему приходилось раскрашивать белку в ярко-оранжевый цвет из-за того, что его одноклассники уже разобрали все коричневые, серые и черные карандаши...
Очевидно, что помимо пространства ребенку совершенно необходимы материалы для творчества, соответствующие его возрасту и хорошего качества. Более того, чем они лучше, интереснее и разнообразнее, тем охотнее ребенок будет рисовать.
Здесь необходимо сделать важное замечание. Любой родитель скажет вам, что ребенок, только- только начавший ходить, первым делом сунет карандаш в рот. А любой учитель рисования пояснит, что сладкое пахучее вещество, которое производители добавляют в клей, краску, фломастеры, цветные карандаши и в другие материалы, предназначенные «для детей» или «для юных художников», обладает настолько приятным запахом, что малыши просто не могут не попробовать всё это на вкус. Так что, покупая принадлежности для рисования, проследите за тем, чтобы на упаковке было написано «не токсично». На товарах, продающихся в США, можно встретить буквы AP (одобренный продукт) в кружочке. Этот значок подтверждает, что они прошли проверку на токсичность в Институте искусства и материалов для творчества. И хотя некоторые блогеры, пишущие о раннем детстве и/или о детском творчестве, могут со мной не согласиться, это достаточно веская причина никогда не смешивать в детском сознании еду и принадлежности для творчества и не предлагать детям использовать для рисования пальцами яблочный соус, пудинг или любую другую пищу.
Невероятное разнообразие детских принадлежностей для рисования может смутить любого родителя. Отправляясь в магазин канцелярских товаров или в магазин для художников, запаситесь терпением: у вас с ребенком уйдет немало времени на то, чтобы пересмотреть всю бумагу для рисования, а в некоторых случаях еще и попробовать, как пишут разные фломастеры и карандаши. Как бы вы ни относились к подобному времяпрепровождению, для многих, включая юных художников, возможность испытать «новые» и «профессиональные» материалы для рисования — огромная радость, особенно когда что-то при этом покупается. Разрешив детям совершить самостоятельный выбор — даже если речь идет о типе фломастера, — вы укрепите его уверенность в себе и способность независимо мыслить.
Материалы для рисования подразделяются на две основные группы: то, чем рисуют, и то, на чем рисуют. Изучать инструменты для рисования можно едва ли не бесконечно. Восковые мелки бывают тонкими, толстыми, круглыми, шестигранными, короткими и треугольными — последние маленьким детям удобнее всего держать в руке. По плотности они бывают мягкими — для плавных линий — или жесткими, чтобы реже ломались. Мелки из пчелиного воска и гелевые карандаши можно смело рекомендовать родителям, поскольку они легко скользят по бумаге и рисуют насыщенными яркими цветами при значительно меньшем напряжении мышц. А еще бывают неоновые карандаши, блестящие восковые мелки, краски-карандаши, масляная пастель и водорастворимые мелки, которые можно смешивать. Смешивание красок — отличный стимул для юных художников. Родители могут быть удивлены, с каким энтузиазмом их дети осваивают этот новый прием, особенно когда текстура мягкая и густая, а цвета яркие. По мере того как малыши развиваются, их рисунки обрастают такими деталями, как пальцы, ресницы и усы, элементами, которые могут потребовать более «утонченного» рисовального инструмента. Одним словом, общее правило звучит так: чем взрослее ребенок, тем тоньше карандаш.
Детям постарше, любящим делать зарисовки, может прийтись по вкусу мини-набор цветных карандашей. У карандашей больше возможностей, чем у восковых мелков или фломастеров, поскольку ими можно передавать тени и другие эффекты. Графитные карандаши маркируются буквами и цифрами: H — значит твердый, B — мягкий, а цифры обозначают степень твердости или мягкости. Четыре карандаша (2H, HB, 2B, 4B) дают достаточный простор для экспериментов с различными эффектами и техниками рисования. Выбор карандашей — это всегда гадание на кофейной гуще: недорогой карандаш, который бы рисовал ровным сочным цветом и при этом не крошился, найти нелегко. Могу посоветовать лишь не покупать дешевые цветные карандаши: слишком твердый графит, который в них обычно используется, при сильном нажиме будет рвать бумагу, а также не позволит закрасить большие области и добиться яркости. Будьте уверены: пройдет не так много времени, и дешевые карандаши будут валяться без дела в ящике. Поэтому лучше сразу предпочесть им высококачественные, пусть даже и начать с небольшой коробки. Стоит ли говорить о том, что вам также потребуются точилка и ластик. Ластики в виде котят выглядят очень симпатично, но и самый обыкновенный белый ластик превосходно справляется со своей задачей. Убедитесь только, что он достаточно большой, чтобы ребенку было удобно его брать в руку.
Детям нравится рисовать разными цветами на бумаге различных размеров. Но хотя белая бумага бывает разной по формату, весу и текстуре, родители часто предпочитают обычную бумагу формата А4 для принтеров. Это не всегда удачный вариант. Такая бумага не подходит для малышей, рисунки которых на ней просто не умещаются, и они продолжают их, переходя на стол. Кроме того, как и газетная бумага, бумага для принтера относительно тонкая — она не выдерживает, когда ребенок что-то раскрашивает, сильно нажимая на карандаш, а рисунок фломастерами может «протечь» на другую сторону листа. Прекрасной альтернативой является обычная серая писчая бумага. Для некоторых рисовальных принадлежностей, например для масляной пастели, красок-карандашей, меловых фломастеров, пастели и клея (да, клея), лучше подойдет более плотная и желательно шероховатая бумага. Магазины предлагают бумагу всех типов и форматов, в том числе цветную для конструирования, и альбомы по самой разной цене. Альбомы на склейке с отрывными страницами лучше альбомов с креплением на пружине. Возможно, детям постарше альбом на скрепке кажется более престижным, но малышам просто не хватит ловкости удерживать страницы раскрытыми.
Поскольку работа с темперой или плакатной краской — все равно что рисование кистью, не следует забывать о кистях и другом инвентаре. Едва ли найдется на свете человек, способный управиться с худосочными кисточками, которые обычно прилагаются к наборам красок «для школьников» (то есть просто дешевым), будь то гуашь или акварель. В то же время нет никакого смысла покупать детям младше двенадцати лет профессиональные кисти. Детям ясельного возраста понадобятся одна или две плоские кисточки из ворса белого медведя, желательно с длинными деревянными ручками и металлическими обоймами для волосяного пучка, чтобы он не разваливался. Не соблазняйтесь нейлоновыми кистями: они подходят только для акриловых красок и не годятся для водорастворимых. Не покупайте кисточки, у которых волосяной пучок приклеен к дешевой пластмассовой ручке. Он оторвется, как только ребенок оставит кисточку в воде на лишнюю минуту. Кисть должна иметь пучок толщиной около сантиметра. Это № 9, 10 или 11. Шестилетним художникам и ребятам постарше потребуется несколько школьных круглых кистей, также с деревянными ручками и металлическими обоймами: маленькая, средняя и большая. Эти кисти должны быть сделаны из мягкого натурального волоса, который легко возвращает первоначальную форму, когда высыхает. (Кстати, прежде чем все эти прекрасные новые кисти начнут лезть, точно домашний пес, родителям следует показать ребенку, как их аккуратно обмакнуть в баночку с водой, а затем удалить лишнюю краску тряпочкой или бумажным полотенцем.) Поролоновые кисти из хозяйственного магазина или пластиковые бутылочки с пробкой из поролона вполне пригодны для школьных занятий, но они «выпивают» слишком много краски. Некоторым детям нравятся такие новшества, как «мазилки» для рисования кружочками, которые продаются в специальных детских наборах. Но лучше всего купить ребенку краски-карандаши — твердую темперу в выдвигающихся или выкручивающихся тюбиках. Пара слов о том, как хранить кисти: их следует тщательно промыть в мыльной воде, а затем поставить сушиться в баночку — ручками вниз, а волосяным пучком или поролоном вверх.
Если у вас нет возможности приобрести рисовальные принадлежности в специализированном магазине, вероятно, придется искать их в интернете — не иначе, как методом проб и ошибок. Если речь идет о детях постарше, мой совет — остановиться на продукции таких фирм, как Faber Castell, Caran d’Ache и Prismacolor: все они выпускают специальную линейку детских товаров. Вдобавок к приятному самоощущению они помогут добиться лучших результатов. Ничего страшного, если первые рисовальные принадлежности для маленьких детей будут подешевле. Но имейте в виду, что они могут оказаться более водянистыми, содержать меньше цветного пигмента или легко ломаться. В некоторых случаях колпачки могут быть настолько тугими, что ребенок просто с ними не справится.
Снабдить ребенка хорошими материалами для рисования очень важно. Но также важно учесть его личные потребности и особенности. Некоторые дети категорически не желают пользоваться сломанными карандашами. Другие отказываются рисовать мелками, если они не обернуты в бумагу, боясь запачкать руки. Родителям левшей следует знать, что им неудобно рисовать в альбомах с креплением на пружине, а также фломастерами и медленно сохнущими красками, которые легко смазать. Аналогичные трудности возникают с акварелью, поскольку ее надо разводить водой, которая легко может потечь, образовав грязные пятна. Акварель — прекрасный материал для детей постарше: им нравится экспериментировать с цветами и у них достаточно терпения, чтобы дождаться, пока слой краски высохнет, прежде чем продолжать работу. Детей младше десяти лет это обычно расхолаживает, хотя, конечно, им интересно смотреть, как одна цветная лужица перетекает в другую.


БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ И РУКОВОДСТВО


Если ребенок не научится выражать свои чувства, он не сможет нормально развиваться в интеллектуальном, эмоциональном и социальном плане. Вы поможете ребенку раскрыться, позаботившись о том, чтобы у него были возможности и материалы для творчества. Поскольку для ребенка рисование — самый здоровый способ дать выход эмоциям, будь то злость, восторг,
грусть, счастье или страх, его порой можно уговорить «поведать бумаге свои секреты», о которых не хочется рассказывать во всеуслышание.
Хотя работа с некоторыми материалами для рисования требует надзора со стороны взрослых, даже совсем маленькие дети способны научиться самостоятельно обращаться с принадлежностями, подходящими им по возрасту. Чтобы предупредить возможные осложнения, родители должны дать четкие и ясные инструкции касательно того, что можно делать, а что нельзя. Например, рисовать восковыми мелками можно только на бумаге, но не на других поверхностях. На фломастеры после рисования нужно надевать колпачки, иначе они быстро засохнут. Брать баночку для воды и выливать из нее воду нельзя без помощи взрослого. Все рисовальные принадлежности следует убирать на место. Когда ребенок подрастет, он научится справляться со всеми этими задачами самостоятельно.


ВРЕМЯ


Малыши покрывают бумагу каракулями с невероятной скоростью. По мере того как они подрастают и начинают относиться к своему творчеству сознательно, им требуется для рисования всё более продолжительное время, почти как взрослым художникам.
Вне зависимости от возраста творческий процесс обычно состоит из нескольких шагов. Если не брать в расчет время на подготовку, чаще всего он начинается с наблюдения за выбранным объектом или с идеи, вспыхивающей в мозгу, подобно искре. Следующий шаг — это своего рода анализ, когда ребенок (или взрослый художник) тщательно обдумывает идею, событие или образ, возникший у него в голове, пока не испытывает озарение или вдохновение. Эврика! Третий шаг — это экспериментирование с инструментами для рисования, материалами и техниками (для этого и нужен ластик). И последнее — это оценка, когда по завершении работы ребенок (или взрослый художник) сопоставляет результат со своим замыслом. Для маленьких детей что сделано, то сделано. Но со временем они начинают более критично подходить к своему творчеству (на практике это означает, что брошенные на полдороге, смятые рисунки подростков летят в мусорную корзину). Как у ребенка, так и у взрослого художника творческий процесс протекает почти бессознательно. Рисование занимает время, и родителям следует это знать и принимать это как факт. Другими словами, помимо пространства, материалов и поддержки, детям необходимо достаточное количество времени, чтобы выразить себя визуально.
Некоторые организационные советы: храните рисовальные принадлежности так, чтобы они имели привлекательный вид, не пачкались и всегда были доступны ребенку. Наиболее часто используемые инструменты — восковые мелки, фломастеры, карандаши — сложите в пластиковые коробки, чтобы их было видно снаружи. Бумагу и альбомы удобно держать в ящике стола, папке или плоской коробке. По возможности сделайте так, чтобы даже маленький ребенок смог достать восковые мелки и бумагу без помощи взрослых. Это повышает его самооценку и 
способствует независимому мышлению. Старайтесь также обновлять рисовальные принадлежности, чтобы поддерживать у детей мотивацию.


НАСТРОЙ


Замечания родителей или воспитателей — даже подбадривающие — воспринимаются ребенком очень серьезно, отражаясь на его уверенности в себе, непосредственности, желаниях и мотивации. Даже самые невинные ремарки часто принимаются за негативные отзывы или критику. Маленькие дети стремятся угодить родителям и уловить их реакцию. Что же можно говорить, а что нельзя, чтобы не подорвать творческий потенциал малыша?
Во-первых, никогда не говорите при ребенке: «Я не умею рисовать». Когда он слышит эти слова от родителя, он думает: «Я совсем как папа». Заявляя: «Я не умею рисовать», вы посылаете ребенку сигнал: не пытаться рисовать — это нормально, поскольку эти попытки, возможно, всё равно ни к чему не приведут.
Не старайтесь исправить или дополнить рисунок маленького ребенка. Не высказывайте несдержанных оценочных суждений вроде «Какая красота!», «Ты великолепный художник!», «Ты — будущий Пикассо!». Помните, что ваша цель — не научить ребенка рисовать или улучшить его рисовальные навыки, а помочь ему выразить свое видение окружающего мира, свои чувства и знания. По мере развития и взросления детей их рисовальные навыки совершенствуются естественным образом.
Если ребенок просит вас что-нибудь нарисовать, предложите сделать это ему самому. Дайте наводящие подсказки. Например, если ребенок просит нарисовать кошку, скажите ему: «Давай подумаем, как кошка выглядит», «Сколько у нее лап?», «Какой у нее хвост?», «Какие уши?», «Как кошка передвигается?», «Как она спит?», «Что она делает, когда ее гладишь?», «О чем ты думаешь, когда представляешь себе кошку?».
Если ребенок показывает вам непонятную картинку, воздержитесь от вопроса «Что это?». Реагируйте позитивно на то, что видите. Например: «Вот здесь ты провел длинные изогнутые красные линии, а здесь — короткие волнистые синие». Не спрашивайте: «Это портрет мамы?» Если вы так поступите, ребенок сочтет, что вы задали ему определенную тему или хотите видеть именно это. И, возможно, на долгое время все его рисунки станут портретами мамы.
Когда ребенок показывает вам законченную работу, даже если вам кажется, что вы знаете ее содержание, лучше предложить: «Расскажи мне о своем рисунке» — или спросить: «Как называется твоя картина?» Смело задавайте конкретные вопросы о рисунке. Например: «Я вижу большой замок с флагами на крыше и человечка, выглядывающего из окна. Кто живет в этом замке? Кто стоит возле окна? О чем он думает? Что означают флаги?» Подобные расспросы помогут ребенку сочинить связный рассказ. 

Рисунки, которые малыши приносят из детского сада, часто бывают подписаны воспитателями на оборотной стороне: обычно подпись содержит имя ребенка и название рисунка, а иногда сопровождается кратким пояснением, записанным со слов ребенка. Конечно, родителям стоит похвалить работу своего отпрыска, даже если она представляет собой странные зеленые загогулины или скопление голубых точек. Еще одна отличная идея — попросить ребенка рассказать о своем рисунке поподробнее. Не удивляйтесь, если его рассказ не совпадет с тем, который записал воспитатель. Маленькие дети могут забыть, что они говорили раньше, да и их мысли о собственном рисунке порой радикально меняются. Другое дело — школьники: на уроках рисования им задают определенную тему, а прочие их работы, как правило, иллюстрируют то, что они изучают на уроках, и их содержание самоочевидно. Сделанные дома рисунки для школьных проектов чаще всего сфокусированы на задачах, поставленных учителем. В этих случаях можно ознакомиться с заданием и обсудить рисунок, чтобы узнать, что ребенок думает об изучаемом предмете. 

Рисуя по собственному желанию, дети часто изливают на бумагу свои чувства по отношению к тому или иному человеку, явлению или событию. Это значит, что помимо любви и счастья их рисунки могут отражать страх, злость, ненависть, смущение, одиночество и другие негативные переживания. Рисование — это действенный способ выразить отрицательные или положительные эмоции.


Нарисовать обидчика, например старшего брата или сестру, в виде угрожающего монстра куда лучше, чем вымещать злобу в реальных поступках — скажем, выбросив в окно его вещи. Когда дети выплескивают на бумагу свой гнев или, переживая наказание, претворяют в образы свои фантазии о том, как бы они могли загладить вину, это оказывает благотворное влияние на их психику. Вспомните, что случилось с Максом после того, как его отправили спать без ужина, в знаменитой книжке с картинками Мориса Сендака «Там, где живут чудовища» (1963). Иногда, однако, родители могут заподозрить, что рисунки ребенка изображают нечто мрачное или то, о чем ему трудно говорить. Не предлагая родителям играть роль детских психотерапевтов, согласно психологу и последователю Юнга Грегу Фурту, я осмелюсь утверждать, что к психике ребенка можно подобрать ключи, взглянув на его творения. Первое и главное — определите, каково настроение рисунка: счастливое, грустное, страшное... Есть ли на нем что-то преувеличенное, слишком причудливое, несуразное, явно не соответствующее окружению? Что (кто) находится в центре, что (кто) убрано на края? Не выглядят ли персонажи одинокими, отделенными друг от друга преградами? Есть ли элементы, которых явно не хватает на рисунке? Но, как бы то ни было, вам не стоит брать на себя роль психотерапевтов, тем более что настроение у ребенка может легко поменяться. Не забывайте о примере, который я приводила выше: учительница извратила смысл детского рисунка, сочтя его депрессивным, в то время как ребенок всего-навсего нарисовал своего кролика — грустного и вислоухого. Но если вы чувствуете, что в рисунке «что-то не так», вам стоит и даже следует попросить своего ребенка рассказать о нем поподробнее. Не волнуйтесь: скорее всего, ваши опасения лишены оснований.

Черные контуры и размытый губкой фон явно были подсказаны Эрику учителем.
Сегодня среди родителей нет единого мнения по поводу того, нужно ли помещать работы детей на видное место дома, привлекая к ним повышенное внимание. Одни считают, что формирование творческих навыков у ребенка, как и его физическое, социальное, интеллектуальное и эмоциональное развитие, подвержено сильному влиянию внешних факторов, в том числе отношения взрослых. С этой точки зрения, детские рисунки можно демонстрировать публично, но лучше не привлекать к ним излишнего внимания — вешать их ненадолго где-нибудь на холодильнике, на пробковой доске на кухне или в детской. Однако другие усматривают в таком подходе проявление неуважения к ребенку: по их убеждению, хороший рисунок нужно заключить в раму и повесить на видном месте. Наконец, третьи с гордостью демонстрируют работы своих детей в социальных сетях. Эти споры кажутся довольно забавными с учетом того, что дети дошкольного возраста обычно не запоминают свои рисунки.



Где лучшее место для детских творений? Где угодно, лишь бы ваша семья была счастлива! Если вы хотите запомнить, как они менялись, можете их хранить, сканировать и фотографировать. Сложите работы, которые нравятся вам больше всего или много значат для вас, в отдельную папку и укажите на ее обложке период, когда эти работы были сделаны. Однажды кто-то из вашей семьи откроет эту «космическую капсулу» и задумается: «Когда же это было?»


МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, ПОПРОБУЙТЕ


К сожалению, сплошь и рядом случается так, что благоразумные советы воспитателей, родителей или учителей, движимых лучшими побуждениями, убивают в ребенке дух творческого самовыражения. Для детей искусство, и в частности рисование, ценно как приятное времяпрепровождение, позволяющее им раскованно говорить о себе, изображая вещи такими, какими они их видят, знают и ощущают. Однако некоторые педагогические приемы способны подтолкнуть детей к шаблонному видению, заглушив в них стремление проявлять индивидуальность, быть сильными и независимо мыслящими. Скажем об этих приемах несколько слов, ведь предупрежден — значит вооружен!
Раскраски. Любой художественный отдел большого детского магазина буквально забит тоненькими брошюрами, в которых малышам предлагается раскрасить персонажей популярных мультфильмов. Но если многим людям в возрасте, обожающим раскраски для взрослых, они приносят успокоение, то маленьким детям не так уж весело закрашивать обведенные толстым черным контуром изображения мультгероев, причем таких, какими их представляют себе те, кто эти раскраски выпускает. Поэтому малыши часто покрывают их страницы каракулями безотносительно к заданным шаблонам. Это ставит родителей в тупик: понятно, что подобные раскраски — не что иное, как элементы маркетинга, призванные поддерживать интерес к мультфильму и обогащать киностудию. Они лишь сбивают с толку малышей, пусть те и просят их купить, как и всё остальное.
Стереотипы. Во многих школах ученикам младших классов предлагают нарисовать и отнести домой стандартные картинки: черных кошек перед Хеллоуином, белобородого Санта-Клауса перед Рождеством или бумажные тарелочки, одинаково украшенные львами и овечками, в начале марта. Подобные задания лишь учат детей подчиняться и держать свои мысли при себе.
«Рабочие тетради» и «наборы для творчества». Хотя в рекламе часто утверждается, что подобные изделия помогают развить творческие навыки ребенка, гарантии такой помощи они не дают. Напротив, от слишком частого решения заданий типа «соедини точки» и «найди выход из лабиринта», от рисования по трафаретам и номерам, да и от всевозможных «волшебных наборов для рисования» (вроде тех, что включают бумагу, на которой после смачивания проявляется готовый рисунок) ребенок подчас теряет желание творить и способность творчески мыслить.
Выставки и конкурсы детского рисунка. Обычно дети гордятся, когда их произведения показывают другим, поэтому выставки детского творчества полезны лишь при условии уважительного отношения к маленьким художникам и их работам: рисунки должны быть сгруппированы по возрастам детей и аккуратно развешаны по стенам на удобной для осмотра высоте и с промежутками, достаточными для того, чтобы они не «спорили» друг с другом. Конкурсы рисунков для дошкольников и учащихся начальной школы проводить не стоит — просто потому, что каждого ребенка нужно воспринимать как уникальную личность со своими потребностями, интересами, умениями и опытом. Ценность детского рисунка в том, что он выражает внутренний мир своего автора, но возможно ли в этой области соревнование? Да и кто возьмется выбрать среди работ малышей лучшие?
Срисовывание. Как правило, воспитатели и преподаватели косо смотрят на срисовывание, так как оно сводит к минимуму самовыражение в творчестве. Прекрасным примером здесь может быть история о том, как четырехлетняя девочка по-детски непосредственно и живо изобразила улетающую птицу, а затем, увидев в раскраске рисунок с летящими птицами, напоминающими галочки, стала рисовать так же, то есть куда более примитивно. Но по мере того, как дети подрастают, у них неизбежно возникает потребность рисовать «правильно», то есть как можно более реалистично. Тому, кто ни разу не видел живого моржа, будет непросто его изобразить. Потребуется какая-то модель — фотография или рисунок в книге. А кто из десятилетних детей может непосредственно, без помощи книг, журналов, комиксов или интернета, изучить костюм или мускулатуру своего любимого мультперсонажа или супергероя? Поэтому повторим лишний раз, что не бывает правил без исключений, и отметим, что нередко срисовывание будит творческую фантазию ребенка и позволяет ему отточить изобразительные навыки.
Замечательный педагог Филип Матсикас многие годы преподавал изобразительное искусство пятиклассникам (детям десяти-одиннадцати лет) в школе при Чикагском университете. Около двадцати лет назад он запустил программу «Открытки пятиклассников, изучающих живопись», в рамках которой детям предлагалось выбрать любую из известных им картин и нарисовать ее заново акварелью. Получившиеся работы печатались в виде открыток и продавались наборами в пользу школы. В ответ на многочисленные вопросы родителей и других педагогов о пользе подобного копирования Матсикас писал:
Создавая свою миниатюрную версию картины, входящей в историю мирового искусства (и выбранной им самим), ребенок переступает порог традиционного обучения истории искусств и становится полноправным участником творчества. Участники этой долгосрочной программы приобретают новые знания, пристально вглядываясь в произведения искусства и на практике осваивая выразительные приемы их авторов. Формы на их рисунках становятся более конкретными, сочетания цветов — более гармоничными, работа кистью — более уверенной и результативной. На этих крохотных листах рисовальной бумаги нам открывается целый мир эстетического воспитания.
Нет сомнения в том, что копирование, особенно под руководством опытного педагога, развивает наблюдательность и изобразительные навыки у художественно одаренных детей, да и у взрослых, и всё же дошкольникам и младшим школьникам подобная практика часто мешает проявить непосредственность, сковывая их и заставляя сомневаться в своих идеях и способностях.
Рисование в цифровую эпоху. Программисты разработали множество компьютерных приложений для рисования, адресованных детям. Как именно «рисовать» — на бумаге или на компьютере — решать ребенку. Компьютерное рисование принципиально отличается от традиционного отсутствием тактильного опыта. Тем не менее среди цифровых устройств и программ для рисования встречаются довольно полезные и увлекательные.
Творческие приложения для компьютеров и планшетов следуют в большинстве своем одному принципу, предлагая пользователю выбрать в меню из иконок нужный ему инструмент для рисования (карандаш, кисть, мел) и желаемые эффекты в любой комбинации (цвета, линии, ластик и т. д.). Кликнув иконку с изображением выбранного инструмента, можно начинать «рисовать» им на экране. Многие программы для детей от четырех лет, подобные Crayola Art Studio (только для Windows), предлагают множество «резиновых штампов», обоев (фоновые изображения) и готовых фигурок мультперсонажей, которые достаточно выбрать и вставить в нужное место. Для смартфонов и планшетов на платформе Android созданы такие популярные приложения, как Kids Doodle, позволяющее рисовать яркими неоновыми красками, или Dipdap, дающее возможность дополнить анимированные картинки собственными каракулями. Как для Android, так и для iOS доступны программы Doodle Buddy и Drawing Pad.
В какой-то мере сродни обычному рисованию на бумаге жидкокристаллический графический планшет — современный вариант старомодной грифельной доски. С ним легко осваиваются даже малыши, заполняющие все поверхности каракулями, хотя ощущение новизны у них порой быстро проходит. Самые популярные детские графические планшеты производят компании V.one Technology (линейка Smart Life), NEWYES и VPRAWLS.
Более сложные и совершенные графические планшеты со сверхчувствительным цифровым пером выпускает корпорация Wacom. Одни из них — Wacom Intuos — работают в связке с компьютером на Windows или iOS, другие — Wacom Bamboo — предназначены для мобильных устройств. Эти планшеты создают почти полную иллюзию рисования на бумаге и тем самым устраняют разрыв между традиционным искусством и новыми технологиями, но они стоят довольно дорого и пользоваться ими не так-то просто, поэтому их можно посоветовать технически подкованным подросткам, изучающим живопись.


ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОК


Однажды в нью-йоркском Музее Гуггенхайма экскурсовод подвела группу школьников девятидесяти лет к картине Пабло Пикассо «Голова женщины (Дора Маар)» (1939). Пользуясь проверенным приемом, она спросила детей, что, по их мнению, изобразил художник. На что одна девочка, ни секунды не медля, с видом знатока выпалила: «Да это же волосатая свинья!»
Эстетические представления взрослых и детей не совпадают. Для дошкольников выставленные в музеях полотна не являются искусством: они считают таковым собственные творения.
Как отмечают Ловенфельд и Бриттейн, между пятью и двенадцатью годами ребенок переживает огромные физические и интеллектуальные перемены. По мере развития меняется и его отношение к искусству. Когда дети четырех-пяти лет смотрят на картину, они легко называют, показывают и перечисляют знакомые предметы и цвета, но не могут уловить связь между ними и осмыслить произведение в целом. Такие вещи, как замысел или настроение художника, им еще непонятны. Лишь после семи лет они начинают связывать детали воедино и обобщать свой опыт. (Помните «волосатую свинью»?) В десять-одиннадцать лет, когда словарный запас детей приближается к уровню взрослых, язык описания произведений искусства перестает казаться им бессмысленной абракадаброй. Только тогда они начинают в общепринятом смысле понимать картины.
Поход с детьми в художественный музей пугает многих родителей, особенно если они не уверены, что сумеют «приобщить» своих отпрысков к «высокому искусству». За музеями закрепилась репутация скучных мест, и отчасти так оно и есть. Экспонаты порой расположены так высоко, что ребенок просто не увидит их, если его не приподнять, а освещение настолько скудное, что подписи на этикетках прочитываются с трудом. Но хуже всего, по-моему, то, что в некоторых музеях негде присесть и отдохнуть, так что посетителям приходится без остановки шествовать из зала в зал. По этой причине осмотр экспозиций причиняет немалые неудобства не только детям, но и людям в возрасте или с физическими недостатками. Однако в последние годы наметились перемены к лучшему, и музеи стали более гостеприимными, в том числе для семей с детьми.
Изменения не сводятся к архитектурным новшествам, перепланировке залов и обновлению просветительских программ. Традиционное для истории искусств представление о том, что существует лишь одна «правда» о каждом экспонате — та, которую проповедуют искусствоведы и кураторы, — постепенно сменяется более современным подходом, учитывающим влияние знаний и жизненного опыта зрителя на его восприятие искусства. Это значит, что каждый посетитель, в том числе и ребенок, даже самый маленький, имеет полное право на собственную точку зрения.
А потому родителям, не слишком хорошо осведомленным в искусстве или побаивающимся современных «вывертов», не стоит робеть. Например, исследования показывают, что в глазах детей двух-трех лет нет четкого различия между реалистической и абстрактной живописью. Малыши лучше реагируют на яркие контрастные цвета, простые композиции, четкие пространственные отношения и знакомые предметы. Лишь со временем они (как и в собственном творчестве) начинают отдавать явное предпочтение реализму и обилию деталей.
Возможно, лучший способ заинтересовать ребенка искусством — это задавать ему наводящие вопросы и вместе с ним строить догадки о содержании произведений. Насколько «правильно» ребенок отвечает, не так уж важно, но пусть он постарается обосновать свое мнение исходя из того, что видит. В рамках действующей в США программы «Стратегии визуального мышления», ориентированной в основном на школы, дети учатся мыслить и обосновывать свое мнение, обсуждая произведения искусства. Координатор этой программы обычно задает детям три вопроса: «Что изображено на картине?», «Почему ты так думаешь?», «Что еще на ней можно найти?». Выслушав ответы учеников, он суммирует их в стройное описание и дополняет подробностями. Например, если ребенок говорит, что на картине есть сад, педагог реагирует примерно так: «Отлично! Ты заметил сад в левом верхнем углу картины». Очень важно дать ребенку понять, что его ответ услышан. Подобный подход непосредственно связан с «эмпатическим слушанием» — стратегией, опробованной в 1960-1970-х годах в рамках обучающей методики «Разъяснение ценностей» и когнитивно-поведенческой терапии.
Поскольку первое, что дети начинают рисовать после стадии каракулей, это люди, естественно начать их приобщение к искусству с портретов. В любом музее есть портретная галерея, и это отличное место для игры в вопросы и ответы. Попросите детей выбрать портрет человека, о котором им хотелось бы узнать побольше. Пусть ребенок сам задаст вопросы человеку, изображенному на картине, а затем, исходя из своих впечатлений, попробует предположить, что бы тот мог ответить. Помогите ему связать полученные сведения в единый образ. Вопросы могут быть такими:


Что бы вы хотели рассказать о себе?
Что бы вы хотели знать обо мне?
Почему вы так одеты?
Не режет ли вам шею высокий накрахмаленный воротник?
Не тесно ли вам в этом платье?
Что вы ели на обед?
Какая кличка у собаки, изображенной рядом с вами?
Вы всегда носите саблю? Она тяжелая?
Откуда у вас эта брошь?


Также неплохо сводить детей в залы древнеегипетского, африканского, китайского, японского, индийского или ближневосточного искусства. Выберите один из них на свой вкус. Попросите детей внимательно рассмотреть экспонаты и найти ключи, помогающие рассказать о незнакомой
культуре и о мире, в котором она возникла. Желательно, чтобы ответы строились не на догадках, а на том, что можно увидеть в произведениях. Во что верили египтяне, китайцы или японцы? Кто правил в их государстве? Как использовались представленные предметы? Кем? Из чего состояла повседневная жизнь людей? Как они одевались? Какой климат был в их стране? Какие растения там росли, какие животные там жили? Еще одна интересная тема — природа страны и ее богатства.
Детям можно предложить поиграть в искателей сокровищ и вместе с ними пуститься на поиски произведений, в которых есть те или иные элементы, например кошки, собаки, мифические создания, чудовища, ангелы... Можно предложить каждому найти то, что ему больше всего нравится, и объяснить, почему.

Возможны и другие игры: члены семьи могут договориться и по очереди выбирать фигуру на каждой картине или скульптуре, а затем на пятнадцать секунд застывать в такой же позе или, подходя к каждому экспонату, по очереди называть несколько слов, пришедших в голову в связи с ним.
Многие крупные музеи размещают у себя на сайтах специальные рекомендации для семейных посещений. Вот наиболее распространенные из них, а также советы, продиктованные моим личным опытом:
1. По возможности выбирайте для визита в музей будние дни, когда в нем меньше посетителей.
Найдите на сайте музея планы экспозиции или семейный путеводитель и изучите их перед посещением.
3. Заранее узнайте, где находятся туалеты. 
4. Загляните в календарь музейных мероприятий и выясните, не проводится ли в день вашего посещения какой-нибудь интересный мастер-класс или лекция для детей.
5. Уточните, пускают ли в музей детей в колясках (на временных выставках обычный порядок может меняться).
6. Оставьте тяжелую верхнюю одежду, рюкзаки и большие сумки в гардеробе. В большинстве музеев он бесплатный.
7. Не пытайтесь посмотреть всё за один визит. Рассчитайте свои силы и время так, чтобы провести в залах не более часа и обсудить не более десяти произведений.
8. Не забудьте перекусить в музейном кафе и купить открытки и другие сувениры в музейной лавке.
9. Прочтите вместе с детьми правила поведения в музейных залах: не есть, не бегать, не трогать экспонаты руками.
10. Спросите музейного работника или кассира, разрешено ли фотографировать. Не забудьте отключить вспышку фотоаппарата. Не забывайте о других посетителях: старайтесь не загораживать экспонаты надолго ради того, чтобы сфотографироваться на их фоне.
11. Делитесь впечатлениями друг с другом.


Еще одно важное замечание: хотите вы того или нет, практически в любом крупном музее с энциклопедической коллекцией вам встретятся изображения обнаженных женщин и мужчин. Не так давно лондонская галерея Тейт разработала специальную семейную экскурсию под остроумным названием «Неприличная живопись». Помимо знакомства с шедеврами XIX и XX веков, эта экскурсия охватывала картины времен поздней готики и Возрождения, на которых Богоматерь с полуобнаженной грудью держит на руках младенца Иисуса. И вам тоже необходимо заранее решить, что сказать ребенку, если он начнет хихикать, увидев анатомически правильные греческие статуи с выставленными напоказ интимными частями тела.

Но, возможно, самое главное — не распыляться, сосредоточиться на осмотре одного-двух залов или произведений одного типа, объединенных сюжетом, жанром или видом искусства, будь то портреты, изображения животных, исторические или мифологические сцены, одежда, шляпы и прически, боги и богини, доспехи и оружие, цветы, музыкальные инструменты, памятники Древнего Египта, Центральной и Южной Америки, Ассирии, Месопотамии, Индии или Африки, фотография, скульптура, текстиль, живопись, фрески, миниатюры, манускрипты или мумии.
Знаете, что показали исследования? Познакомившись с выдающимися произведениями искусства, дети начинают лучше рисовать. На страницах 182-184 можно увидеть рисунки детей, выполненные под впечатлением от работ знаменитых художников.
И пусть ваш визит в музей не заканчивается за его порогом. Вернувшись домой, спросите ребенка, что понравилось ему больше всего и почему. Как правило, музеи показывают лишь небольшую часть своей постоянно пополняющейся коллекции. На их сайте можно увидеть вещи, 
хранящиеся в фондах, в том числе родственные тем, что приглянулись вашему ребенку. Воспользуйтесь этой возможностью продолжить его знакомство с искусством. На большинстве музейных сайтов можно отобрать произведения по периоду, фамилии художника, технике, стране, сюжету и даже ключевым словам: драконы, лошади, дети, транспорт... А потом приходите в музей снова, чтобы осмотреть другие залы или временные выставки, не забывая и о других художественных учреждениях.
Источник: Детский рисунок : пер. с англ. / Мэрилин Гудмен. — М. : Ад Маргинем Пресс : Музей современного искусства «Гараж», 2020. — 192 с. : ил.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.