На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Коррекционно-развивающая работа воспитателя
Коррекционно-развивающая работа воспитателя
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Коррекционно-развивающая работа воспитателя
Методы коррекционной работы
Основные направления коррекционной работы
Все страницы

В настоящее время понятие «коррекция» рассматривается более широко как совокупность психологических средств и методов по созданию оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного психического развития.
Психокорреционный процесс - это сложная система, включающая в себя как стратегические, так и тактические задачи. Стратегические задачи - это разработка психокоррекционных программ и комплексов. Тактические задачи - это разработка методов и коррекционных техник, выбор формы коррекции, подбор и комплектование групп, продолжительность и режим занятий.

В ходе изучения дисциплины «Ранняя психолого-педагогическая помощь детям и их семьям» [2], последующей практики в детских садах студенты изучают организацию и методы педагогической поддержки и коррекционной работы. Специфика этой работы такова, что весь коллектив сотрудников детского сада (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития детей. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей профессиональной деятельности.
Внимание студентов обращается на место воспитателя и его функции в структуре командной работы. Воспитатель изучает уровень развития разных видов деятельности ребенка; особенности коммуникативной активности и культуры; навыки самообслуживания согласно возрасту; реализует рекомендации специалистов: врача, психолога, дефектолога по организации режима дня, проводит развивающие и коррекционные игры.

 

1. Принципы и правила коррекционной работы с детьми


Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами:
> принципом нормативности развития;
> принципом коррекции «сверху вниз»;
> принципом системности развития психической деятельности.
> Принцип единства диагностики и коррекции


Тактика коррекции, т.е. выбор средств и способов достижения поставленной цели, вытекает из деятельностного принципа.
Принцип нормативности развития требует учета основных закономерностей психического развития, знания последовательности стадий развития для формирования личности ребенка «Эталон возраста» обусловлен уровнем социальных требований и культурно - исторических достижений общества. При определении стратегии коррекционной работы необходимо исходить из сопоставления эталонного возраста и особенностей индивидуального варианта развития. Это позволяет дифференцировать отклонения в развитии, подлежащие коррекции и отделить их от сверх требований, предъявляемых родителями и воспитателями к детям без учета возрастных особенностей. Некоторые отклонения в развитии могут быть обусловлены неравномерностью темпа развития. В этих случаях основной целью коррекции становится профилактика негативных тенденций в развитии ребенка, включающая создание более благоприятных условий для развития ребенка.
При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет именно этот конкретный период возрастного развития, наиболее полно вычерпывать источники развития данного возрастного периода, это и будет своеобразной формой профилактики возникновения отклонений в развитии, на последующих возрастных стадиях.
Принцип коррекции «сверху - вниз» означает ведущую роль обучения для психического развития ребенка. Основным содержанием коррекционной работы должно стать создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Основу такой коррекции составляет активное формирование психологических новообразований, составляющих основу возраста и перспективу дальнейшего развития ребенка.
Коррекционная работа должна строиться на принципе системного развития психики, что обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такой коррекции базируется на результатах комплексного диагностического обследования, итогом которого является представление системы причинноследственных связей между симптомами и их причинами.
Принцип единства диагностики и коррекции состоит в том, что коррекция развития ребенка может осуществляться только на основе предварительно проведенного обследования ребенка. Диагностика позволяет осуществлять ход психического развития и определять эффективность коррекции.
Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура дефекта (система причинно-следственных связей его обуславливающих), так и значение дефекта для дальнейшего развития ребенка.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику коррекционной работы - выбор средств и способов. Через организацию соответствующих видов деятельности, изменения социальной ситуации развития ребенка.
Исходя из этого принципа коррекционная работа не должна сводиться к тренировке умений и навыков и упражнений по совершенствованию психической деятельности, а должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневной жизни.


2. Специфика организации коррекционной работы с детьми


Воспитатель осуществляет коррекционную работу с детьми под руководством специалиста (психолога, логопеда, дефектолога).
Основные этапы коррекционной работы с детьми:
1. Планирование целей и задач на основе психологического обследования ребенка.
2. Разработка программы и содержания коррекционных занятий, выбор формы (индивидуальной или групповой). Отбор методик и техник коррекционной работы. Планирование форм участия родителей.
3. Организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группу. Информирование педагогов и администрации ДОУ о плане проведения коррекционных мероприятий и обсуждение с ними программы коррекции.
4. Реализация коррекционной программы: проведение занятий не менее одного раза в неделю и осуществление контроля за поведением детей. Информирование родителей о ее ходе. Внесение изменений в коррекционную работу.
5. Оценка эффективности коррекции с точки зрения ее целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по закреплению успехов коррекционной работы. Обсуждение ее итогов с родителями, педагогами и администрацией.
Основными задачами коррекции являются:
1. Коррекция отклонений в психическом развитии детей.
2. Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.
Большое значение имеет разнообразие содержания коррекционной программы и активное участие в ней ребенка и его родителей.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.