На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Характеристика психического развития в младшем школьном возрасте
Характеристика психического развития в младшем школьном возрасте
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Однако он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые начинают предъявлять к нему повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

Социальная ситуация развития младшего школьного возраста. Перестройка всех систем отношений с действительностью («ребенок - близкий взрослый», «ребенок - социальный взрослый»), социализация в новом коллективе. Система «ребенок - учитель» начинает определять отношение ребенка к родителям и сверстникам, появляется оценочная система.
Ведущая деятельность - учебная. Центральная линия - интеллектуализация, овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий. Интересы имеют выраженный внешний характер (новизна, игровые элементы). Обучение самоконтролю происходит стихийно или путем прямого подражания значимому лицу (учителю). Действие самооценки составляет процесс оценивания своей деятельности на разных этапах ее осуществления. В процессе учебы оформляются:
- произвольность психических процессов: умение сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия, свои желания, способен управлять своим поведением на основе заданных образцов;
- внутренний план действий: поиск удобных способов, выбор и сопоставление вариантов действий, планирование их порядка и употребления средств реализации;
- умения организовывать учебную деятельность: овладение способами организации нового вида деятельности - учения, осознание цели и способов обучения в школе и дома, усвоение таких действий, как: самоконтроль (сопоставление учебных действий и их результатов с заданными учителем эталонами и образцами), самооценка (соответствие результатов усвоенных знаний), самоорганизация (планирование времени, организация своей деятельности, контроль и оценка ее результатов).
Новообразование возраста. Смысловая ориентировочная основа поступка как звено между желаниями что-то сделать и действиями. Появление внутренней позиции школьника (внутренний план действий): осмысленная ориентировка в собственных переживаниях и их обобщение, переживание отношения к самому себе и окружающим.
Физическое развитие. Происходит удлинение костей по мере увеличения тела в продольном и поперечном размерах. Мелкая моторика достигает уровня развития, необходимого для рисования карандашом и красками, письма и т. п. Появляется способность выполнять контролируемые целенаправленные движения.
Когнитивное развитие. Восприятие: недостаточно дифференцировано, переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению. Внимание: преобладание непроизвольного внимания, происходит отбор актуальных лично значимых сигналов. Память: приобретение черт произвольности, осмысленное запоминание. Мышление: словесно-логическое, теоретическое. Воображение: формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, переходит в иные виды деятельности.
Эмоциональное развитие. Эмоции формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера, собственного действия (при выполнении поручения, впечатления от слов учителя). Овладение своими чувствами: развитие выразительности эмоций (мимика, оттенки интонации в речи), понимание чувств других людей (сопереживание, сочувствие), впечатлительность и эмоциональная отзывчивость (на все яркое, крупное, красочное), интенсивное развитие моральных чувств (товарищество, ответственность). Воля: формирование способности к сосредоточению на неинтересных вещах, осваиваются приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка.
Социальное и личностное развитие. Установление прочных дружеских контактов, взрослые являются авторитетом (родители, учителя). Осознание своих собственных изменений, развитие критичности по отношению к себе и окружающим, проверка себя и сравнение с другими, оформление Я-концепции. Приобретаются черты индивидуальности, самостоятельности и ответственности, совершенствуется рефлексия (ориентировка, «оборот на себя»).
Кризис возраста. Явные признаки кризиса отсутствуют и проявляются лишь в индивидуально-личностном плане: трудности в учебе, нарушения школьной дисциплины, снижение успеваемости, частные случаи проблем взаимодействия с учителями и сверстниками.
Помощь в развитии. Необходимо поощрять активность и самостоятельность, внимательно выслушивать, обоснованно критиковать, наиболее полно отвечать на вопросы, интересоваться его мнением по обсуждаемым проблемам.

 


Вопросы для самопроверки
1. В чем специфика периода адаптации ребенка к обучению в школе? От каких факторов зависит успешность адаптации к школе?
2. Учебная деятельность, ее структура. Мотивы учебной деятельности младших школьников.
3. Дайте характеристику особенностям познавательной деятельности младшего школьника.
4. Раскройте особенности развития личности в младшем школьном возрасте.
5. Дайте характеристику систем отношений «ребенок - учитель», «ребенок - одноклассник», «ребенок - родители» детей 6-7 лет, начинающих обучение в школе? Как изменяются отношения ребенка со взрослыми и со сверстниками с началом систематического обучения?


Практические задания
1. Исследования показали, что большая часть детей шести лет идет в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Дети живо воспринимают слово учителя и активно выполняют его требования. Но в дальнейшем некоторые из них сталкиваются со сложностями, необходимостью уметь сделать выбор между «надо» и «хочу», «интересно» и «неинтересно», «умею» и «не умею».
Назовите причины данного явления? Как приобщить детей к учению?
2. Витя (6 лет) в начале обучения в школе с трудом усваивал процесс письма. Его навыки письма очень медленно развивались. Мама, расспрашивая сына о школе, узнала, что он порой не слышит, что говорит учительница, часто не знает, что задано на дом.
С чем может быть связано это явление? Как помочь Вите?
3. Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Пока домашние задания представляли для него какой-то интерес и новизну, он хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял их. Но как только Сережа стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки.
Что послужило причиной неуспеха Сережи в школе? Как помочь мальчику?
4. В одном из экспериментов первой группе младших школьников было предложено в качестве игры самостоятельно выбирать и решать задания разной сложности. Во второй группе выбор и решение аналогичных заданий проводились на отметку. Оказалось, что дети, которым за решение ставили отметки, выбирали более легкие задания, кроме того, они испытывали более сильный страх перед неудачей.
Прокомментируйте результаты проведенных экспериментов. Какие практические рекомендации следуют из них?
5. На вопрос учителя: «Чему нас учит басня «Стрекоза и Муравей»?» - школьник отвечает: «Эта басня учит нас трудиться, не быть такими ленивыми, как Стрекоза». На вопрос: «А кто тебе больше нравится - Стрекоза или Муравей?» - ученик отвечает: «Мне больше нравится Стрекоза: она была веселая, а Муравей жадный».
Дайте психологический анализ ответа ученика.
6. Первоклассники при письме часто пропускают гласные и переставляют буквы в словах.
Чем объяснить эти типичные ошибки? Как следует их предупреждать и как можно помочь ученику преодолеть их?
7. Первоклассникам предложили к каждому написанному слову подобрать слово, противоположное по смыслу. Ответы ученика: 1) добро - зло; 2) мороз - жара; 3) крепкий - ватный; 4) смелость - трусиха; 5) слепое - зеленое.
Укажите, где ученик сделал ошибки и какими особенностями детского мышления их можно объяснить?
8. Математикой с Алешей дома занимался папа. Как-то он предложил мальчику решить две задачи:
1) Коля старше Пети, а Петя старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?
2) Летели 4 птички. Они сели по одной на деревья - одна птичка оказалась лишней. Сели по две - дерево лишнее. Сколько было деревьев?
Алеша несколько раз повторял задачи, но решить не смог. Тогда папа взял 3 спички, отломил от 2 из них по куску разной величины, и с помощью этих спичек Сережа быстро и правильно решил первую задачу. Папа вырезал из бумаги 3 дерева и 4 птички - Сережа решил и вторую задачу.
Почему для решения задачи мальчику потребовались «заместители» предметов? О каких особенностях умственных действий ребенка свидетельствует этот пример?
9. Таня (6,5 лет) учится в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение. Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква?», «Что здесь написано?». Девочка молчит. «Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама!» И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. «Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать!»
Дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой. Как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

Источник: Шершнёва, Т. В. Психология : пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»: в 5 ч. / Т. В. Шершнёва, Г. В. Вержибок; под общ. ред. Т. В. Шершнёвой. - Минск : БНТУ, 2021. - Ч. 2. - 69

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.