На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Характеристика основных этапов психического развития в детстве
Характеристика основных этапов психического развития в детстве
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Характеристика основных этапов психического развития в детстве включает в себя:
- характеристику психического развития ребенка в период ново- рожденности и в младенчестве;
- характеристику психического развития ребенка в раннем детстве;
- характеристику психического развития ребенка в дошкольном возрасте.


1. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте


1.1. Характеристика новорожденности


Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими - они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, хватательный рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения.
Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточений. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредотачивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточения придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику (социальной ситуации развития младенца).
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность (улыбку), знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.


1.2. Содержание социальной ситуации развития младенца


Социальная ситуация развития в младенчестве (до 1 года), по мнению Л. С. Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним. Поэтому он назвал ее «Мы» (ребенок не может существовать без взрослого), что позволяет считать ребенка социальным существом, его отношение к действительности изначально социально.
Задачи возраста: адаптация к внешнему миру, приобретение физических и психических навыков.
Ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. С 2-х месяцев - ситуативно-личностная форма общения, где используются экспрессивно-мимические средства (улыбка, двигательные реакции).
Новообразование возраста. Происходит возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования, полная недифференцированное отдельных психических функций. Отношение к предметному миру опосредуется через другого человека, происходит формирование общности со взрослым и развитие чувства доверия. Примитивность целостных переживаний, зачатки осознания себя как носителя действия к концу периода начинают действовать произвольно.
Физическое развитие. Происходит интенсивное физическое развитие: 2-4 месяца: реакция на интонацию голоса, предметное восприятие, навыки хватания; 5-6 месяцев: фиксация взгляда на предмете, способность переворачиваться с живота на спину и обратно, зрительно-направляемое доставание предмета; 7-8 месяцев: повторение звуков и гласных за взрослыми, перекладывание предмета (из одной руки в другую), большинство младенцев пытаются самостоятельно ползать и сидеть; 9-10 месяцев: самостоятельно садится и сидит, тянется и ползет к интересующим его предметам, стоит у опоры, развивается указательный жест; 11-12 месяцев: хорошо сидит и ползает, удерживает предметы, ходит, держась за что- то, или пытается ходить самостоятельно.
Когнитивное развитие. Преобразование сенсорной информации обеспечивается от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания. Ощущения: развитие кожной и вкусовой чувствительности, начинает воспринимать направление звука (поворачивает голову в сторону источника, реагирует на интонацию речи), развивается собственно речевой слух (2-3 месяца), реагирует на пение и музыку улыбкой, общим оживлением (3-4 месяца). Внимание: непроизвольное и зачатки произвольного. Память: первоначальным проявлением можно считать условные рефлексы. Мышление: появление наглядно-образного, к концу 1-го года - инструментальное. Речь: понимание речи имеет ситуативный характер.
Эмоциональное развитие. «Комплекс оживления»: замирание и сосредоточение на лице другого человека, улыбка, физическое реагирование (вскидывает ручки, перебирает ножками), собственные голосовые реакции.
Социальное развитие. Общение ребенка со взрослыми носит преимущественно эмоциональный характер (до 6 месяцев), затем формируется новый тип - ситуативно-деловое общение (после 68 месяцев). Наряду с эмоциональными реакциями в качестве средства выступает действие с предметом.
Кризис возраста. Кризис 1-го года: становление ходьбы и речи, овладение действиями с предметами, первые акты протеста и противопоставления себя другим. Процесс обусловлен переходными состояниями: несформированность произвольной регуляции движений, неумение ходить, в речи еще не сформированы полностью связи между общепринятой звукоформой слова и его обобщенным значением. Признаки кризиса:
- упрямство, непослушание, настырность, требование внимания к своей персоне;
- увеличение возможностей и проявления самостоятельности (пытается сам действовать во время кормления, одевания и раздевания), овладевает новыми умениями в игре;
- чувствительность к порицаниям и замечаниям, обиды, проявляет капризность, агрессию, направленную на кого-то или какой- либо «непослушный» предмет;
- гипобулические реакции, противоречивое поведение;
- автономная детская речь.
Помощь в развитии. Необходима перестройка отношений «ребенок - взрослый»: взрослый переходит от роли обслуживающего персонала к роли консультанта в познании ребенком окружающего мира (показывать, объяснять). Расширение поля безопасных действий ребенка и видов взаимодействий с ним, обогащение его предметной среды для создания условий формирования предметно-орудийной деятельности.


2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве


Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве


Социальная ситуация развития ребенка раннего детства (1-3 года) характеризуется тем, что ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. На первых порах прямохождение, ходьба - это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых, складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л. С. Выготскому). Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой «ребенок - предмет - взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры. Взрослый для ребенка раннего возраста - это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры.
Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная. Для ребенка действие и предмет сначала тесно связаны между собой, затем происходит их разделение, предмет используется как орудие (ребенок манипулирует игрушками, сосредотачиваясь на действиях с ними). Зарождаются новые виды игры (сюжетная) и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Новообразование возраста. Появляется произвольность действий и автономность. Наблюдается овладение прямой походкой, развитие речи и предметной деятельности.
Физическое развитие. Наблюдается укрепление мышечного аппарата, высокая активность и подвижность вне зависимости от пола. Происходит развитие двигательной активности, тонкой моторики, улучшение координации движений, разных умений и навыков.
Когнитивное развитие. Восприятие: доминирует. Внимание: непроизвольное, непосредственное. Мышление: наглядно-действенное. Память: развита механическая память, происходит узнавание, формируется произвольная память. Воображение: появляются элементарные формы. Речь (эгоцентрическая): приобретает предметное значение и обобщение, вырастает словарный состав, вербализация познавательных процессов, помогает регулировать действия.
Эмоциональное развитие. Эмоции неустойчивы, желания изменчивы, яркие эмоциональные реакции на то, что непосредственно воспринимает. Постепенно происходит осознание своих переживаний, начинает развиваться способность к произвольной саморегуляции.
Социальное и личностное развитие. Формируются установки на манипуляцию с неживым предметом. Проявляется познавательный интерес к сверстнику, как к самому себе (нарцистический и эгоцентрический интерес). Яркое проявление эгоцентризма, проявляются первые «хочу» и «не хочу», «я сам». Ребенок называет себя, используя местоимение «я» (становление элементарного самосознания, гордость за достижения). Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. Внутренний мир начинает приобретать определенность и устойчивость.
Кризис возраста. Проблемы связаны с развитием самооценки, выстраивания «Я сам», стремление все делать самостоятельно, столкновение потребностей «хочу» и «могу». Характеристики кризиса: негативизм - негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого; упрямство; строптивость - направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни; своеволие - связано с тенденцией к самостоятельности; протест-бунт; деспотизм; обесценивание.
Помощь в развитии. Необходимо стимулировать частоту общения, обогащать двигательный опыт, развивать игровую деятельность. Всемерно поощрять любые формы проявления стараний обучаться чему-либо. Предлагать выполнять самостоятельно задания, чтобы ребенок почувствовал свою автономность.


3. Психическое развитие в дошкольном возрасте


Социальная ситуация развития дошкольного возраста. Дошкольный возраст продолжается от 3 до 6-7 лет. Его появление обусловлено теми новообразованиями, которыми завершилось раннее детство. Начало формирования сознания в раннем детстве приводит к тому, что у ребенка появляется новообразование, которое Л. С. Выготский назвал «внешнее Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации развития, что проявляется в кризисе трех лет. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Д. Б. Эльконин говорил, что дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, его функций, его задач, как вокруг своего центра. Причем взрослый уже воспринимается обобщенно, а не конкретно, как в раннем детстве: взрослый - папа, доктор, шофер и т. п.
Движущей силой психического развития дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с удовлетворением ряда потребностей. Одной из таких насущных потребностей является потребность в общении со взрослыми. Удовлетворяя эту потребность, ребенок усваивает социальный опыт, происходит становление личности дошкольника. Ведущим средством общения становится речь. Именно это делает данный период психического развития сензитив- ным для развития речи. В общении со взрослыми ребенок удовлетворяет познавательную потребность. Дошкольники задают тысячи вопросов, поэтому этот возраст и называют возрастом вопросов.
Как отмечают исследователи, вопросы, которые задает дошкольник, отличаются от вопросов, которые задают дети в раннем детстве. У последних эти вопросы чаще носят коммуникативный характер, а у дошкольников - познавательный. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к партнеру. Такое сотрудничество ребенка и взрослого получило название познавательного общения. Существует и другая форма общения - личностная, в которой ребенок обсуждает свои поступки и поступки других людей с точки зрения нравственных норм. Это требует более высокого уровня развития интеллекта, поэтому ребенок становится в позицию ученика, отказавшись от партнерства.
Вторая потребность - потребность в общении со сверстниками. Между детьми возникают различные формы взаимоотношений, приобретается опыт сотрудничества. К старшему дошкольному возрасту дети уже могут чередовать и согласовывать действия, совместно выполнять одну операцию, контролировать действия партнера и исправлять его ошибки, принимать замечания партнера и исправлять свои ошибки. В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими и опыт подчинения.
В основе психического развития ребенка в дошкольном возрасте лежит противоречие: с одной стороны, ребенок является членом общества, вне общества он жить не может, его основная потребность - жить вместе с окружающими его людьми. С другой стороны, ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых, жизнь его проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Поэтому единственная деятельность, в которой возможно смоделировать реальные отношения, - это игровая деятельность.
Задачи возраста:
- разностороннее развитие разных сторон жизнедеятельности ребенка (физическое, умственное, нравственное);
- формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру;
- развитие произвольности, внутренней позиции, мотивационно- потребностной сферы.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. Содержание игры воспроизводится в качестве центрального момента деятельности и отношений между ребенком и взрослыми. Специфика игры как деятельности: роль как основная единица, цель и мотив совпадают, наличие воображаемой ситуации, особая чувствительность к сфере человеческой деятельности.
Новообразование возраста. Соподчинение мотивов, развитие самосознания, доминирует мотивационно-потребностная сфера. Сильная познавательная потребность, желание заниматься социально значимой деятельностью, самостоятельность.
Физическое развитие. Изменяется рост и вес, соотношение окружности головы к окружности груди. Формирование двигательных навыков, умений и физических качеств, осанки, развитие ловкости, гибкости, умений ориентироваться в пространстве. Важную роль играют индивидуальные особенности тела (телесное «я»). Поведение становится произвольным.
Когнитивное развитие. Восприятие: осмысленное, целенаправленное, анализ предметов и явлений действительности, их многообразных свойств и отношений, выделяются произвольные действия (наблюдение, рассматривание, поиск). Внимание: непроизвольное. Память: произвольная, опосредованное запоминание и припоминание. Мышление: наглядно-образное, включается операция сравнения, первичный анализ фактов, явлений и событий, в конце периода - переход к словесно-логическому мышлению. Речь: обогащение и активизация словаря, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь (включает указания, оценку, согласование игровых действий).
Эмоциональное развитие. Образные представления и вся деятельность приобретают эмоционально насыщенный характер. В основе регуляции действий лежит механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности. Складывается индивидуальная мотивационная система: разнообразные мотивы приобретают разную силу и значимость (иерархия мотивов), имеют относительную устойчивость. Становление волевого действия происходит через овладение целеполаганием, планированием и контролем.
Социальное и личностное развитие. Усвоение правил взаимоотношений с предметным миром и миром людей, потребность в общении со взрослыми и сверстниками, подражание окружающим. Стремление занять определенное место в системе отношений, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Переход от эгоцентризма к децентрации ведет к восприятию окружающего мира с позиций объективности. Оформляется «система Я» (отличительная черта - имя), проявляется инициатива, независимость. Нравственное развитие: уважение к взрослым, трудолюбие, навыки культурного поведения.
Психологическая готовность к школе - уровень психического развития ребенка, создающий условия для успешного овладения учебной деятельностью, включает взаимосвязанные компоненты.
Мотивационный компонент: отражает направленность ребенка на учение (желание учиться), познавательные интересы (сформированная иерархия мотивов с развитой учебной мотивацией), что определяет его вхождение в новую деятельность, отличную от игровой (обязательность, умственное напряжение, необходимость преодоления трудностей). Интеллектуальный компонент: отражает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире (о живой и неживой природе, социальных явлениях), уровень развития познавательной сферы (объем словарного запаса, звуковой анализ слов). Личностный компонент: предпосылки к формированию учебной деятельности - произвольность поведения (выполнение указаний взрослого, управление собственной деятельностью, контроль за своими действиями), преобразование и моделирование, контроль и оценка на базе специфического отношения к задаче как учебной, принятие и четкое осознание внутренней позиции ученика, уверенность в себе, развитые навыки самообслуживания. Социальный компонент: достижение ребенком соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми, переход от эгоцентризма к децентрации (усвоение социальных навыков, знание норм поведения, умение подчинять себя обстоятельствам и считаться с мнениями других, навыки сотрудничества). Эмоциональный компонент: эмоциональная устойчивость, позитивное настроение, доверие, дружелюбие. Волевой компонент: умение слушать и слышать, руководить своим поведением, доводить дело до конца.
Кризис возраста. Возникает дифференциация внешнего и внутреннего, происходит острая борьба переживаний, потребность в признании. Симптомы кризиса: непослушание (не слышит родителей, замедленно реагирует на обращение); демонстрация взрослости (отказ от любимых игр, «детских» предметов и одежды, страх выглядеть «как маленький»); капризы (не сразу выполняет просьбы родителей, даже после того, как согласился); плохо переносит критику, но зато постоянно ждет похвалы; упрямство, появляется манера хитрить; манерность в поведении, неестественность (ведет себя как клоун); потеря непосредственности (привнесение во внутриличностную сферу интеллектуального момента).
Помощь в развитии. Необходимо помогать в расширении сферы интересов ребенка, поощрять инициативу и побуждать к ней; давать полные ответы на интересующие его вопросы, хвалить любые достижения; научить его понимать, как нужно вести себя с окружающими не под влиянием своих сиюминутных побуждений, а с учетом цели, условий и правил, задающих контекст ситуации. Ребенок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого.


Вопросы для самопроверки
1. В чем сущность кризиса новорожденности?
2. В чем своеобразие социальной ситуации психического развития в младенческом возрасте? Охарактеризуйте становление и развитие ведущей деятельности младенческого возраста.
3. Что такое госпитализм? Каковы его причины и формы проявления? Какие факторы могут рассматриваться как «угрожающие» в отношении развития дефицита общения у младенца?
4. Перечислите основные линии развития в младенческом возрасте. Каковы психологические новообразования младенческого периода?
5. Опишите симптомы и охарактеризуйте сущность кризиса одного года.
6. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития ребенка раннего возраста.
7. Раскройте особенности психического развития в раннем возрасте.
8. Опишите симптомы и раскройте сущность кризиса трех лет.
9. Охарактеризуйте основные виды деятельности дошкольника.
10. Раскройте особенности психического развития в дошкольном возрасте.
11. Опишите симптомы и раскройте сущность кризиса семи лет.


Практические задания
1. Какая форма общения со взрослым прослеживается в данной ситуации?
1) Мальчики Кирилл (11 мес. 10 дн.) и Андрей (11 мес. 10 дн.) просятся на руки всеми средствами (жестами, взором), пытаются уведомить маму, что они хотят, чтобы их носили от предмета к предмету и называли их (В. С. Мухина, «Близнецы»).
2) Мама показывает Алене (9 мес. 21 дн.) игрушку уточку и говорит:
- Посмотри, Алена, какая красивая уточка. Возьми ее в ручки. Давай посмотрим, где у уточки глазки, где клюв и крылья.
Девочка внимательно следит за тем, как мама показывает.
- А как говорит уточка? - спрашивает мама и затем говорит. - «Кря-кря-кря».
Алена начинает произносить похожее звукосочетание.
2. Проанализируйте следующие ситуации:
1) Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по-прежнему снабжен лишь самыми элементарными врожденными механизмами для поддержания жизни.
С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощного среди детенышей животного мира? Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению?
2) При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша - своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при дискомфорте по какому-либо поводу.
Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв о помощи - грудь или соску?
3) В большинстве семей родители создают для детей до 3 лет режим наибольшего благоприятствования: занимаются гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание) и физическим здоровьем своих малышей, предоставляют им множество игрушек.
Правомерен ли такой акцент в воспитании маленького ребенка?
4) Петя (6 лет) играл с мячом в комнате и разбил вазу. Когда мама вечером стала спрашивать о том, кто это сделал, Петя сказал, что это сделал Саша, его младший брат. Мама стала укорять сына во лжи.
Назовите основную причину Петиной лжи. Какие ошибки в воспитании сына были допущены мамой и что можно ей посоветовать?

Источник: Шершнёва, Т. В. Психология : пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»: в 5 ч. / Т. В. Шершнёва, Г. В. Вержибок; под общ. ред. Т. В. Шершнёвой. - Минск : БНТУ, 2021. - Ч. 2. - 69

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.