Психология молодого возраста
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

1. Молодость как социальное явление

Если онтогенетическая задача детства — подготовка к самостоятельной профессиональной и социальной жизни и деятельности, то взрослой жизни отводятся задачи основных жизненных и профессиональных достижений, принятия социальной ответственности. Первый взрослый период в возрастной психологии — молодость, он начинается по окончании средней школы, включает время профессиональной подготовки и завершается с обретением человеком финансовой и социальной самостоятельности. Таким образом, возрастные границы молодости условно можно определить 17—18 — 25 годами. И.В. Бестужев-Лада определяет молодость как понятие «социальное и историческое».

Снисходительно-прощающее определение «молодо-зелено» квалифицирует сложившееся в обществе разрешительное отношение к этому возрастному периоду. Молодому человеку прощается многое из того, что недопустимо для зрелого. Молодость — пора выбора и определения: в профессии, в брачном партнерстве, в социальной ориентации. Молодые люди оказываются перед лицом широких возможностей с одной стороны, выбора среди ряда альтернатив — с другой, собственных желаний и культурных запросов — с третьей. Ведущей деятельностью большинства молодых людей является учебно-профессиональная; социальная ситуация развития квалифицируется концептуальной социализацией, в ходе которой формируются мировоззрен-

ческие установки, задающие устойчивые свойства личности. Семантика слова «молодость» коррелирует со словом «начало». В этой связи в социуме могут называть молодым ученым, молодым политиком и сорокалетнего человека, подчеркивая, что они находятся в начале своего творческого пути. Таким образом, молодость — с одной стороны определяет возрастной период развития человека, с другой — может указывать на его профессиональное или социальное начинание.


2. Основные характеристики возраста


Молодость — период достижения пика физического развития: в самом расцвете репродуктивная способность, выносливость, физическое самочувствие, энергичность. Физический расцвет достигает максимальной выраженности в промежутке между двадцатью-двадцатью пятью годами, а далее постепенно (сначала вовсе незаметно) идет на убыль. К примеру, до сорока лет снижение уровня функционирования организма по таким важным показателям как мышечная сила, функции сердечно-сосудистой системы, обмен веществ, сексуальная активность, скорость проведения нервного импульса, рост нервной ткани практически неощутимо, а уже после сорока лет становится более заметным. По мнению ряда исследователей, в том числе и отечественных, потенциал развития существует на протяжении всей жизни человека. Когнитивное развитие взрослых людей, в сравнении с периодом обучения в школе, не имеет четко выраженных периодов.
Тем не менее, некоторые исследователи убеждены в его продолжении на протяжении всей жизни, в результате чего люди к старости приобретают значительный багаж информации. Изменения мышления, поведения и личности взрослого человека лишь в незначительной степени обусловлены хронологическим возрастом, в гораздо большей мере они связаны с социокультурными факторами. Социальные ориентиры и культурные запросы взрослого человека, продолжение им образования могут поддерживать, стимулировать или подрывать сложившиеся в детстве и юности формы поведения. Когнитивное развитие происходит поступательно.
Так, студенты, как многочисленные представители этой возрастной группы, обнаруживают определенную стадиальность в развитии мышления: студентов младших курсов характеризует особенность, которую можно квалифицировать как ««познавательный реализм» (пользуясь терминологией Ж. Пиаже). Они интерпретируют мир и свой образовательный опыт довольно однозначно, безотносительно, в оценках «правильно» — «неправильно»; студенты старших курсов, как правило, уже обнаруживают ««познавательный релятивизм» — отталкиваясь от разногласий во мнениях, отсутствия в ряде случаев решений ситуаций вовсе, контекстных решений и т. д. Студенты выпускных курсов испытывают потребность и уже обладают возможностью формировать личные мнения, убеждения и ответы на сложные вопросы. Другими словами, к окончанию вуза студенты обретают самостоятельную позицию и ответственность.
Обязательность и ответственность выступают как особенности взрослого мышления (Г. Лэйбоуви-Виф). Исследователи указывают, что логичность мышления может сформироваться уже на этапе подросткового возраста в связи с развитием формально-операционального мышления, а вот подлинная автономность мышления, способность справиться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта приходит лишь с социальной взрослостью. В исследованиях К. Ригеля выделена особенность умственной деятельности студентов, названная им диалектическим мышлением. Его главная характеристика — интеграция в умственной деятельности идеального и реального, сутью которой является то, что практический реальный мир служит коррекцией формального мышления.
Существует мнение и о наличии большей гибкости во взрослом мышлении (Шайи): в детстве, отрочестве и юности у человека на уровне формальных операций формируются сложные структуры для понимания и объяснения мира, а в молодости человек использует эти структуры для того, чтобы сделать карьеру и определить стиль жизни. Молодой человек с помощью интеллектуальных операций принимает личные решения, складывающиеся в план его жизни. При этом молодые люди приобретают определенную степень личной независимости и переходят к следующему периоду использования умственных навыков — периоду социальных обязанностей: когнитивные способности реализуются в решении проблем не только своих, но и тех людей, с кем человек взаимодействует. Таким образом, согласно Шайи, смыслом развития взрослых становится не изменение когнитивной структуры, а гибкое использование интеллекта в разные возрастные периоды. А главным критерием когнитивной зрелости молодых людей можно считать способность к самостоятельному принятию решений, Молодость — пора незнакомых ранее переживаний и чувств, которые приносит любовь. Даже любовные страдания могут быть сладостными, ибо делают жизнь насыщенной и активной, учат человека выстраиванию отношений и состраданию. Непередаваемые и неиспытанные ранее чувства приносит родительство, особенно материнство. Родительские чувства представляют собой динамичный эмоциональный комплекс от умиления до холодящего страха и безмерной ответственности. Обретение этих чувств делает человека абсолютно взрослым.


3. Молодость как студенческая пора


Для значительного количества молодых людей на период молодости выпадает замечательная студенческая пора. Студенчество — особая веха, культивируемая и хранимая памятью человека на протяжении всей жизни. Уникальность студенчества как жизненного периода сделала это слово нарицательным для ряда социальных и психических явлений (в психологии встречается даже определение типа памяти — студенческая). Студенчество— резерв интеллигенции, поведение и взаимоотношения молодых людей этой категории предполагают соответствующие характеристики. Это время романтичное и рациональное одновременно. Романтизм ему придают особая студенческая дружба «навеки» и нежная влюбленность, а рационализм — серьезная подготовка к профессии, когда упущенные возможности делают затруднительным последующий карьерный рост. Понять место студенчества в профессиональном становлении поможет представленная Д. Супером стадиальность профессионального роста.
1. Первая стадия кристаллизации приходится на юношеский возраст, в котором происходит выбор привлекательного профессионального направления, порой вне зависимости от реальных способностей.
2. Вторая стадия спецификации приходится на начало молодости (студенчество) — пору обучения профессии.
3. Третья стадия реализации у многих молодых людей совпадает с возрастом 23 — 24 года: они поступают на работу, меняют ее, еще не привязаны к месту, пребывают в состоянии поиска.
4. Четвертая стадия стабилизации — 24—35 лет, в это время происходит профессиональный рост в какой-либо области.
5. Пятая стадия консолидации продолжается с 35 лет до ухода на пенсию. Человек добивается наивысших результатов, становится мастером в выбранном деле.


Таким образом, студенчество представляет стадию спецификации, обучения профессии, что требует существенных интеллектуальных и физических затрат. Студенчество — период неоднородный по своим характеристикам. Так, интеллектуальные и коммуникативные возможности студентов младших курсов уступают соответствующим характеристикам выпускников. В исследованиях обнаружен ряд трудностей общения первокурсников. В их числе:
— трудности установления взаимоотношений с людьми старшими по возрасту;
— трудности выступления перед большой аудиторией;
— трудности построения аргументации.
Первокурсники обнаруживают склонность к логической последовательности, представляя материал в образцовой структуре, Несмотря на длительный период школьного обучения, ряд студентов не владеет отдельными учебными действиями, в частности — не умеет выделить в качестве предмета запоминания собственно познавательное содержание текста и запоминает сюжет; не умеет аргументированно выстраивать ответ и т. п.
Существуют и определенные различия в мотивации учебной деятельности студентов. Позитивным стимулятором учения является мотив достижения. Он переживается как стремление к успеху, готовность к интеллектуальному напряжению для его достижения. Мотив достижения стимулирует улучшение достигнутых результатов, овладение современными технологиями, занятия научной работой. Мотив достижения коррелирует у студентов с креативностью и автономностью при принятии решений, что квалифицирует людей, склонных к занятиям научной деятельностью. В личностном плане такие студенты характеризуются высокой активностью, инициативностью, стремлением к решению трудных задач, в том числе и жизненных. Другая категория студентов мотивирована избеганием неудачи. Для них типично стремление «не высовываться»; они, как правило, следуют инструкции, не доверяя себе при принятии решения относительно способов выполнения учебной работы. Замечено, в частности, что данная категория студентов испытывает значительные затруднения при интерпретации результатов психологической диагностики, проявляя неготовность принять то или иное решение.
Важным мотивом выступает мотив аффилиации, понимаемый как открытость для общения, стремление к созданию положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Мотив аффилиации рассматривается как наиболее типичный для студенческого возраста: студенческая жизнь мыслится исключительно как взаимодействие и взаимовыручка в сообществе. Отделяющийся от группы студент воспринимается как «странный», он непонятен и в определенном смысле неблагополучен. Наряду с традиционными мотивами студенчества следует отметить те, что стали специфичными в современном российском обществе. Речь в данном случае идет о несколько неадекватной мотивации, побуждающей молодых людей учиться в вузах без особого на то желания, а лишь для того, чтобы избежать призыва в армию. Произошедшая в сознании многих родителей да и молодых людей метаморфоза отношения к службе в вооруженных силах обусловлена, прежде всего, факторами «горячих точек» и «дедовщины». Отсутствие познавательного интереса превращает годы учения в отбывание, сессии сдаются посредственно, студенческая жизнь не приносит радости. Нельзя уйти и от явления дискредитации высшего образования, связанного с повсеместным открытием негосударственных учебных заведений, где плата за обучение становится почти полной гарантией получения диплома. Указанные явления известны сегодня всем и игнорировать их нельзя. Они требуют решения на государственном уровне.


4. Молодость как время установления близости


В определении факторов адаптивного развития взрослого человека большинство психологов солидарно, имея расхождения лишь в формулировках. Так, 3. Фрейд считал, что благополучие взрослого человека определяется его способностью любить и трудиться. Э. Эриксон указывал на факторы достижения близости и генеративности, по сути, имея в виду то же, что и Фрейд. Другие исследователи указывают на факторы принадлежности к группе и личные достижения. Таким образом, успешность жизни взрослого человека определяется его семейным положением и результатами профессиональной деятельности. Следовательно, развитие взрослого человека могут квалифицировать 212 три образа:
1 — образ «Я»;
2 — образ члена семьи;
3 — образ профессионала.
Согласно Э. Эриксону, для формирования образа «Я» необходимо достижение собственной идентичности, как соответствия внутреннего мира человека и его внешнего проявления. Формирование идентичности — процесс всей жизни: в какие-то моменты человек переживает ее в абсолютном проявлении, в другие — стремится к ней, ищет способы ее достижения. Идентичность обусловлена достижением близости с другими людьми, в том числе — интимной близости с противоположным полом. Эриксон был убежден, что развитие близости есть важнейшее достижение молодости. Неспособность сформировать близкие отношения приводит к переживанию одиночества, затруднениям социальной адаптации, подозрительности и прочим признакам кризисного развития. Близость для многих — источник приобретения генеративности. Согласно исследованиям, более 90% взрослых людей определяли себя через свои семейные роли и обязанности. Собственная семья обеспечивает молодому человеку важнейшее социально-психологическое качество — независимость: эмоциональную независимость от родительской семьи и окружения, функциональную независимость как способность содержать себя, аттитюдную независимость как самостоятельность при определении ценностей и установок. Обретаемая и развиваемая в семье любовь обуславливает актуализацию буквально всех человеческих потребностей. Согласно Р. Стернбергу, любовь имеет три составляющих: интимность (близость и общность интересов, проявляющиеся в любовных отношениях), страсть (как побуждение, приводящее к сексуальному поведению) , обязательства в части сохранения близости, в части ответственности за любимого и т. д.). В зависимости от представленности этих составляющих во взаимоотношениях людей Р. Стернберг дифференцирует несколько типов любви: любовь-симпатия (ярко выражен компонент интимности), страстная любовь (более выражен компонент страстности), придуманная любовь (может
доминировать компонент обязательства), романтическая любовь (в отношениях преобладает страсть), любовь-товарищество (ярко выражены компоненты интимности и обязательства), слепая любовь (в ней более выражены компоненты страсти и обязательства), совершенная любовь (выражены все три компонента). Очевидно, что совершенная любовь — как раз тот желанный тип чувства, к которому стремятся все люди, ибо именно она содержательнее всех прочих типов. Созданию семьи предшествует период ухаживаний и выбора брачного партнера. По поводу выбора брачного партнера в науке существует множество теорий, и ни одной единственно всеобъемлющей. Наиболее интересными нам представляются теории В. Мурштейна — «стимул-ценность-реакция» и Мак-Гоулдрика— «семейных систем». Согласно первой теории, каждая из указанных стадий развития отношений является своеобразным фильтром для формирования отношения к партнеру. На стадии стимула формируется первое позитивное впечатление, приводящее ко второй стадии — ухаживания, где происходит сличение ценностей, потребностей и взглядов. На ролевой стадии партнеры оценивают совместимость своих ролей в браке.
Теория семейных систем представляет процесс образования пары как развитие новой структуры, в ходе которого происходит переопределение границ отношений с окружающими и друг с другом. При этом в отношениях происходит множество неформальных и формальных событий. Одно из них — ритуал вступления в брак, официально устанавливает границы семейной пары и в этом смысле является необходимым. Как социальная группа и явление семья должна выполнять определенные функции и развиваться по определенным законам. Естественно, что «западание» каких-либо функций семьи становится ощутимым для ее членов и ведет к напряженности в отношениях. Функциональный дефицит семьи чаще всего становится причиной семейных конфликтов и распада семьи. Стремление молодых супругов «отрабатывать» все функции может явиться важнейшей мерой сохранения семьи. Традиционно выделяют следующие функции семьи:
— Обеспечение личного счастья — это главное, ради чего люди сходятся и начинают жить вместе;
— Продолжение рода — не менее важно для реализации первой функции, а также важнейшей человеческой потребности;
— Воспитательная — естественно следует за второй, но адресована она не только детям, но и друг другу (ибо предполагает изменение поведения, «пристройки» к супругу);
— Хозяйственно-экономическая — направлена на получение и рациональное распределение финансовых и прочих ресурсов семьи;
— Досуговая — связана с организацией свободного времени, полноценного отдыха членов семьи.
Молодым супругам полезно помнить и о так называемых «критических периодах» в развитии семьи, когда ее функциональная недостаточность ощущается наиболее остро. Первым кризисом семейных отношений психологи считают Кризис первого года жизни, когда повседневное общение неминуемо требует «притирки» к особенностям партнера. В психологии описаны так называемые конфликтные модели семейных отношений, актуализируемые супругами в данном кризисе.
— Модель «шлейф прежнего образа жизни» — партнеры не могут поступиться привычками из прежней холостяцкой жизни («девичники — мальчишники», походы в баню, длительные телефонные разговоры и т. п). Неудовольствие супруга в связи с привычками другого рассматривают как посягательство на права. По этому поводу возникают ссоры, смешно сказать, но подобные вещи могут стать причиной распада семьи. Очевидно, что супругам необходимо договориться, не исключено, что кому-то придется пожертвовать «холостяцкими увлечениями» ради мира в семье.
— «Дидактизм» — такая модель характеризуется обоюдным или односторонним стремлением поучать. Иначе как бестактностью подобное не назовешь. В семьях постоянно звучит: «не умеешь — спроси.., вечно у тебя все так.., сколько раз тебе говорить... и т. п.). Случается, что позиция «поучаемого» устраивает одного из супругов, и он начинает играть роль взрослого ребенка. Драматично, когда эту роль принимает мужчина. При этом жене приходится выполнять и материнские функции, вся ответственность за семью ложится на нее, в том числе и такое не женское дело (в отечественной традиции) как принятие решений. Позднее женщина спохватывается и начинает сетовать на инфантильность и безынициативность мужа, но роли уже распределены, поведенческие стереотипы сформированы. Разумеется, возможно перераспределение функций, при этом женщине необходимо ослабить а то и вовсе запретить себе выполнение ряда функций, в частности: контролирующей, функции принятия решений и принятия ответственности.
— Модель «маменькин сынок — папенькина дочка» — при такой модели супруги постоянно апеллируют к мнению своих родителей, информируют их обо всем, особенно о возникающих проблемах, не принимают самостоятельных решений, оценивают действия друг друга по образцу своих родителей. Опасность этой модели состоит в том, что фактически молодые супруги не формируют личный опыт построения взаимоотношений, разрешая вторгаться в эту деликатную сферу чужому опыту.
— Модель «озабоченность» — при этой модели в семье постоянно присутствует нерешенная проблема — собственная или чужая, возможно, «прихваченная» с работы. Семейный климат пропитан тревогой, в дефиците оптимизм, радостная приподнятость, возникает эмоциональная недостаточность. Таким семьям следует научиться оставлять неприятности за порогом дома, ввести в доме культ юмора и шутки.
— Модель «готовность к бою» — супруги находятся в состоянии напряжения в ожидании подвоха, обиды, они как бы испытывают необходимость отражать атаки друг друга, оттачивают свое искусство противостояния. Таким супругам следует проанализировать ситуации и выражения, которые особенно интенсивно влияют именно на них и предложить другому своеобразную «Памятку запрещенных выражений». Психологически оправдан запрет на следующие десять выражений: «сколько раз надо повторять», «о чем ты только думаешь», «неужели так трудно запомнить...», «неужели ты не видишь...», «неужели тебе не понятно...», «ты стал таким ... грубым, скучным...», «все люди.., а ты,..», «что ты пристал (пристала)», «ты такой (такая) как твои родители», «тысячу раз уже говорил».
Владение информацией о нормативном развития семьи, понимание роли семьи в реализации важнейшей возрастной потребности — в установлении близости, могут служить адаптивным семейным явлениям, способствующим, в свою очередь, формированию идентичности.


5. Основные противоречия возраста


Известный исследователь Н. Левинсон (1986) считал самым существенным для развития взрослого человека именно период начинаний — от 17 до 33 лет: в это время «дорабатываются» проблемы юношеского периода, формируются новые обязанности, осознаются права, тем самым — определяется место во взрослом мире. В качестве основных задач «периода начинаний», по Левинсону, выступают:
— установление связи мечтаний и реальности (главным смыслом мечтаний должна стать их способность вдохновлять молодых людей на деятельность; только реалистичные мечтания гарантируют достижения, успех и формируют оптимистичную жизненную позицию);
— выбор наставника в жизни (наставник желателен как тот образец, с которого молодой человек станет «делать жизнь», а в последующем может даже превзойти его);
— обеспечение возможности карьерного роста (карьерный рост для молодого человека есть средство профессионального самоопределения);
— установление интимных отношений (единственный, особенный партнер по интимным отношениям не менее прочих факторов способствует обретению уверенности и независимости).
Решение задач возрастного развития в молодости предполагает разрешение основных противоречий развития. Среди них следует отметить социально-психологические противоречия:
— между новыми требованиями, предъявляемыми вузом или местом работы, и сложившимися стереотипами поведения;
— адаптационные противоречия, связанные с вхождением в новые социальные группы (студенческую, производственную, клубное сообщество и т. п.);
— между стремлением к самостоятельности и ограничениями, связанными с экономической зависимостью от родителей, а также ограничениями, устанавливаемыми тем или иным руководителем деятельности (от вузовского преподавателя до руководителя подразделения на рабочем месте);
— между колоссальным количеством информации и временными ограничениями для ее усвоения и осмысления;
— между наступлением физической зрелости и отставанием личностной зрелости (современные исследователи отмечают явление «запаздывания» развития самосознания — сегодня оно формируется к 23 — 25 годам, тогда как в середине прошлого столетия отмечалась его сформированность уже к восемнадцати годам. Вероятно, подобная инфантилизация сознания связана с удлинением периода обучения как подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности).
Специфической чертой сегодняшних условий социализации молодых людей стали явления общественной жизни в современной России. Исследователи обнаруживают ряд явлений, влияющих на личностное становление, да, впрочем, и на психическое здоровье граждан в целом. Эти явления способны вызвать три варианта развития: аномический, диссоциальный и магифренический.
Аномией (отгреч. аномос — беззаконный, безнормный, неуправляемый) Э. Дюркгейм назвал социальное явление, характеризующееся нарушением традиционных общественных связей. Аномия характеризует такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей обществом из-за отсутствия в нем общепризнанных норм и ценностей (старые себя изжили, новые еще не приняты). В условиях аномии наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, возникает полное безразличие к деятельности государства. Аномия может вызвать социальную дезадаптацию граждан вследствие обесценивания существовавших целей и нравственных устоев. Аномический вариант развития молодых людей проявляется как пассивность, апатия, отчужденность, социальная отгороженность. Лишенная целей и смысла жизни молодежь становится подверженной стрессу и тревожности, что приводит к различным формам отклоняющегося поведения.
Диссоциальный (агрессивно-деструктивный) вариант проявляется как снятие с себя ответственности за свои поступки. Его конкретные проявления реализуются в аффективной неустойчивости, внешней агрессии, снижении толерантности, нетерпимости к иным точкам зрения, сверхценном мышлении и т. д.
Магифренический вариант стимулирует развитие магического мышления, которое характеризуют сверхценные, мистические, иррациональные идеи. При таком варианте развития люди уходят из мира реального в искусственный, где доминируют мистические переживания и представления. Таких людей характеризуют психическая инфантильность как неготовность принимать решения и нести ответственность (права на них передаются неким вождям, учителям, гуру), мнительность, неуверенность, повышенная внушаемость, вера в высшие силы. Магическое мышление определяет поведение и весь жизненный уклад таких людей. В результате чего одни из них начинают посещать экстрасенсов, колдунов, астрологов; другие проявляют патологически повышенное внимание к своему здоровью, прибегают к фантастическим диетам; третьи фанатично погружаются в мир эзотерических учений; четвертые вступают в разного рода псевдорелигиозные секты. У всех категорий наблюдается некая роботизация, приводящая к нарушению социальной адаптации.
Сказанное, к сожалению, вовсе не является абстракцией или вероятностью, а приобрело в настоящее время довольно массовое распространение. За каждым подобным случаем — человеческая судьба, и чаще — именно судьба молодого человека. В этой связи чрезвычайно важна психолого-педагогическая работа по профилактике подобных вариантов развития. Она связана в первую очередь с формированием адаптивной социокультурной среды для личностного развития молодых, с обеспечением возможности получения качественного образования, способствующего развитию зрелого интеллекта.
И еще один немаловажный аспект формирования самосознания и личностных свойств в молодости определяется тем, что ментальность живущего в современной России человека характеризуется четырьмя составляющими:
— западной (приоритетами этой составляющей являются получение образования, престижной профессии и хорошо оплачиваемой работы);
— восточной (приоритеты — семья, дети, родители, дружеские связи);
— советской (приоритеты — коллективизм и уравнительный подход во всех сферах жизни, негативное отношение к успешному бизнесу других);
— российской (характеризуемой склонностью к рефлексии, терпением, высокой эмоциональностью, альтруизмом, толерантностью).
Учитывая такую сложную и довольно противоречивую картину индивидуальной психической жизни, следует уделять особое внимание именно молодым, находящимся на стадии психического и социального формирования.


Краткое содержание и выводы
■ Общие задачи развития в молодости заключаются в получении профессионального образования и начале профессиональной деятельности, в выборе партнера и создании семьи, в воспитании детей и принятии в этой связи гражданской ответственности, в ведении домашнего хозяйства, в нахождении референтной социальной группы.
■ Молодость как возрастной период характеризуется физической силой и энергией, а также колоссальными когнитивными возможностями. Получив благодаря профессиональному образованию финансово-экономическую самостоятельность, люди, как правило, вступают в брачно-семейные отношения.
Молодость — период создания семьи, рождения и воспитания детей, следовательно, на период молодости выпадает ответственная задача освоения целого комплекса новых социальных ролей — работника, супруга, родителя. Это делает данный возрастной период максимально эмоциональнособытийно насыщенным. Вероятно, по этой причине люди впоследствии ностальгируют по годам молодости. В известной бардовской песне Сергея Никитина есть слова: «Когда мы были молодыми, туманы были золотыми и розы красные цвели».

Источник: Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2020. — 256 с («Gaudeamus»).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.