На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду - Описание коррекционно-развивающих занятий с детьми и приложения
Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду - Описание коррекционно-развивающих занятий с детьми и приложения
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду
Описание коррекционно-развивающих занятий с детьми и приложения
Все страницы

 

Описание коррекционно-развивающих занятий с детьми

Особое место в профилактике дезадаптации занимает работа психолога с детьми. Важно присутствие психолога во время приема новичков. Знакомясь с детьми, психолог может организовать цикл игровых занятий, направленных на профилактику дезадаптации.
На индивидуальном занятии при знакомстве с ребенком можно использовать игру: Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» - с целью установления с ним контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит рисунок ребенку.
Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра.
Можно предложить поиграть в «Лего»: построить дом, машину, детский сад. Обыграть ситуацию, когда утром все собираются по своим делам: кто на работу, кто в школу, кто в детский сад- каждый занят своим, но все взаимосвязаны жизнью, заботой, любовью. Важно почувствовать настрой ребенка и обыграть волнующую его тему, стремясь к достижению положительных эмоций, снятию у ребенка напряжения.

Этюды из «Первого знакомства»
С Юлей сначала рисовали «ладошку», потом (вместе) - «солнышко», еще (самостоятельно) цветочек. А потом девочка предложила написать письмо Мишке: «Здравствуй, Мишка! Тигрик приедет на следующее лето. Это маленький зверек. У меня еще и пудель есть, и в магазине собачка есть игрушечная, она разбирается, потом одевается. Мишка, я еще не привыкла к детскому саду. До свидания. Я могу приехать в субботу и воскресенье. Юля».
* * *
Ксюше понравилось украшать «руку»: часы, браслеты, колечки. Затем стала сама рисовать человечка, кружочки... и рассказывать: «Мы с бабушкой были в Анталии. Там были: медузы, рыбки, дельфин, Алла Ивановна, дядя Леша, Дик. И там плавали. Я в море как летала. Много там было моря».
* * *
На групповых занятиях эффективно использовать игры, направленные на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со сверстниками, познание себя и других.
В этих целях можно применить технику поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп. Так, например, можно попросить детей согнуть пальцы рук («покажите, какие у вас сильные руки») и расслабить их («отдыхаем»), потом согнуть пальцы ног («покажите, какие у вас сильные ноги»), а затем расслабить их («отдыхаем»), потом напрячь живот («покажите, какой у вас сильный живот») и расслабить его («отдыхаем») и так далее. Можно предложить поиграть с мячиком (с маленьким массажным мячиком): «покатать мячик (быстро - медленно, сильно - слабо) по ладошке, по другой, правой ногой - по полу, левой ногой - по полу» и так далее.
Используя элементы метода направленной фантазии или визуализации, можно организовать сюжетную игру («Гуляем в парке, бегаем по лужайке... плаваем в речке, играем с водой, брызгаемся... лежим на песке - загораем...»).
Эффективны в групповых занятиях техники художественной экспрессии, техники с использованием кукол и других игрушек, различные игровые техники.

Проведение обследования на контрольном этапе

Напомним, что в рамках проведения контрольного этапа сравниваются результаты по «Картам наблюдений» (1 и 2 части) за детьми в начале адаптационного периода (первая неделя) и через месяц посещения ими детского сада.
«Карта наблюдений» (2 часть)
Вторую часть «Карты наблюдений» за детьми предлагается заполнить воспитателям для оценивания психоэмоционального состояния детей через месяц посещения ими детского сада (вторая часть).
Инструкция: «Заполните, пожалуйста, вторую часть бланка. Ставьте знак «+» рядом с выбранной Вами характеристикой, отражающей состояние ребенка в данный период (через месяц посещения ими детского сада)».
Обработка результатов проводится таким же образом, как в первой части.

Сравнительный анализ психоэмоционального состояния детей

На данном этапе сравниваются по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями, в период адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению.
На основании данных протоколов целесообразно построение графиков, отражающих групповые показатели. Результаты анализируются, подводятся итоги проделанной работы. Для детей с проблемами адаптации составляются реабилитационные маршруты различных профилей и направлений.

Таблица соотношения характеристик психоэмоционального состояния ребенка в период адаптации, данных родителями и воспитателями

 

Параметры

Характеристика

Анкета для родителей

Карта наблюдений (1 часть)

Карта наблюдений (2 часть)

Засыпание

быстрое, спокойное

 

неустойчивое

 

медленное, неспокойное

Сон

спокойный, соответствует возрасту

неустойчивый

неспокойный, не соответствует возрасту

Аппетит

хороший

избирательный, неустойчивый

плохой

Самостоятельность в игре

умеет играть самостоятельно

не всегда

сам не играет

На контакт со взрослыми
идет

легко

избирательно

трудно

Реакция на отрыв от матери

разлуку переносит легко

через некоторое время привыкает

тяжело

Литература

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - 1997. — № 4.
2. Амен В., Дорки М., Тэммл Р., Тест тревожности. - М.: Центр социально-психологического взаимодействия «Дейс», 1992.
3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. -№ 1.
4. Выготский Л.С. Проблема возраста / Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1984.-Т. 4.
5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. -М.:ИНТОР. 1996.
6. Захаров А. И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996.
7. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997.
8. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. - 1985. -№ 6.
9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
10. Кочубей Б. И. Исследования по психогенетике человека // Вопросы психологии.- 1982.-№ 1.
11. Макшанцева Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников. Дис. канд. психол. наук. - М., ПИ РАО, 2000.
12. Мещерякова С.Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке. В сб.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М.И. Лисиной.- М., 1974.
13. Поливанова К.Н. Психологическое содержание возрастных кризисов // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной / Под ред. В.В. Рубцова. — М., 1999.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: Модэк, 2000.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996.
16. Романов А. А. Альбом с игровыми упражнениями для дошкольников. -М., 1993.
17.Сопрун И.П., Чебыкин А.Я. Выраженность тревожности у детей, воспитывающихся в разных социальных условиях // Наука и образование (Материалы к международному конгрессу: «Стрессы в повседневной жизни детей»). - Одесса, 2000 г.
18. Фрейд3. Страх.-М.: Книгоиздательство «Современные проблемы», 1927.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Ф.И.О. заполняющего анкету___________________________
2. Фамилия, имя ребенка, возраст_________________________
3. Какое настроение чаще всего бывает у вашего ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) неустойчивое, раздражительное
в) подавленное
4. Какой у вашего ребенка аппетит?
а) хороший
б) избирательный, неустойчивый
в) плохой
5. Как ваш ребенок засыпает?
а) быстрое засыпание (до 10 мин)
б) неустойчивое
в) медленное
6. Как он спит?
а) продолжительность сна соответствует возрасту
б) неустойчивая продолжительность сна
в) не соответствует возрасту
7. Умеет ли он самостоятельно играть?
а) умеет
б) не всегда
в) самостоятельно не играет
8. Легко ли идет на контакт с другими взрослыми?
а) легко
б) избирательно
в) трудно
9. Как переносит разлуку с матерью?
а) легко, быстро успокаивается
б) через некоторое время успокаивается
в) тяжело
10. Нет ли у вашего ребенка привычки сосать большой палец, грызть ногти, часто хныкать, теребить кончик носа или др.? (укажите)
_____________________________
___________________________________________________________________
11. Какие сложности вы испытываете в воспитании ребенка?_______________
___________________________________________________________________


КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

 

Приложение

Параметры

Характеристика

1 часть

2 часть

1. Настроение

бодрое, уравновешенное

неустойчивое, раздражительное

подавленное

2. Длительность и характер засыпания

спокойное, быстрое (до 1 0 мин)

неустойчивое

неспокойное, медленное

3. Длительность и характер сна

спокойный, соответствует возрасту

неустойчивый

неспокойный,    не    соответствует возрасту

4. Аппетит

хороший

избирательный, неустойчивый

плохой

5.Навыки самообслуживания

соответствуют возрасту

не всегда

не соответствуют возрасту

6. Инициативность в игре

умеет найти себе дело

не всегда

нет

7. Инициативность во взаимоотношениях с взрослыми

вступает в контакт сам

не всегда

сам не вступает в контакт

8.Результативность действий

доводит начатое дело до конца

не всегда

не доводит

9.Самостоятельность в игре

умеет играть самостоятельно

не всегда

сам не играет

10. Идет на контакт с взрослыми

легко

избирательно

трудно

11. Идет на контакт с детьми

легко

избирательно

трудно

12. Реакция на отрыв от матери

отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

отрывается не сразу

периодически возвращается, плачет

Общий балл

Средний балл

 

Анкета карта

Психолог в детском саду 2004, № 1



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.