На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Пассивная агрессия как следствие фрустрации у подростков
Пассивная агрессия как следствие фрустрации у подростков
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Гренадерова Лариса Викторовна старший преподаватель Разувай Анна Павловна студентка
Черняева Светлана Владимировна
студентка
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» г. Воронеж, Воронежская область

Аннотация: в статье рассмотрена проблема подростковой агрессивности. Авторы отмечают, что изучение причин, вызывающих фрустрации подростков, имеет огромное значение при организации профилактической работы как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.


Ключевые слова: агрессия, пассивная агрессия, активная агрессия, фрустрация, подростки, неудовлетворение потребностей.


Проблема подростковой агрессивности находится в центре внимания психологов, педагогов, социологов, а также общественных организаций. На сегодняшний день большинство исследований об агрессии в педагогике и психологии сосредоточено на активном агрессивном поведении. Однако в мире, где взрослые говорят детям о сдержанности и сдерживании эмоций, пассивная агрессия - мощнейший инструмент в руках подростка, который позволяет себе выбросить негатив, не действуя открыто и не прибегая к крайним формам проявления агрессии.
Пассивно-агрессивный человек проявляет свой гнев замаскированными и скрытыми способами. По сути, такие люди «скрывают» свои маленькие акты насилия из виду, это делает пассивную агрессию уникально коварной и разрушительной. Людям, время от времени, приходится сталкиваться с пассивной агрессией со стороны других людей в личной и профессиональной жизни. Пассивная агрессия исходит из глубокого гнева, раздражительности, враждебности и разочарования, которые человек по какой-либо причине не может выразить прямо. Подростки испытывают все эти эмоции по многим причинам: социальное давление, обязательства, проблемы в межличностных отношениях, неуверенность в себе и своём будущем, к тому же, в силу возрастных особенностей, эмоциональность и обидчивость становятся присущими им чертами.
По сравнению с другими возрастными группами, подростки отличаются самой высокой степенью тревожности. И.С. Кон пишет, что характерными чертами на первых этапах полового созревания становятся резкая возбудимость, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, раздражительность, упрямство, но вместе с тем, - быстрая утомляемость и пониженная концентрированность внимания, неадекватность поведенческих реакций, что в совокупности является факторами, стимулирующими агрессивные поведенческие реакции. Резко увеличивается количество феноменов реальности, вызывающих яркие эмоциональные переживания, причем, становится более насыщенной и разнообразной палитра способов их выражения [3, с. 76].
Если обратиться к зарубежным авторам, то стоит упомянуть Анну Фрейд, она, опираясь на психоаналитическую теорию, изучала детскую агрессивность. В своей работе А. Фрейд говорит о том, что проявление патологической агрессивности напрямую связано с потребностью ребёнка в любви [5, с. 79]. Например, родители или опекуны, которые пренебрегают, бросают, критикуют или оскорбляют своих детей, прививают своим детям чувство, что они недостаточно хороши, чтобы их любили, или что они действительно нелюбимы, всё это в большинстве случаев приведёт к агрессии, так как потребность ребёнка в любви не находит реализации.
Т.И. Меньшикова отмечает, что подросток, находящийся в состоянии фрустрации, иногда избирает агрессивные действия как способ снятия внутренней напряженности. Однако гораздо чаще в их основе лежат переживания несправедливости, обиды, унижения, страха и т. п., связанные с фундаментальными экзистенциальными потребностями растущего человека: потребностями в любви и нужности другим [4, с. 109].
Подростковая пассивная агрессия, порой, становится способом взаимодействия с окружением сверстников, так как такой стиль общения становится нормой для определенной группы людей.
В психологии существует достаточно широкий спектр теорий возникновения агрессии. В контексте нашей темы, наибольший интерес представляет исследования Дж. Долларда - американского психолога и социолога, который в 1930 году разработал и выдвинул теорию о связи фрустрации и агрессии. Сущность концепции фрустрации-агрессии приводит Дж. Долларда и других Йельских психологов к двум основным положениям: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме и агрессия всегда является результатом фрустрации. Однако Нил Миллер позднее внес поправки в первое положение, уточняя, что фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия лишь одна из них.
В целом, агрессия в контексте фрустрационной теории определяется как поведение, цель которого - разрушить или сместить фрустрирующий блок. Г.В Гладуш отмечает, что чем в большей степени субъект испытывает неудовлетворенность, чем сильнее препятствие, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению [1, с. 33].
Впервые, термин «пассивная агрессия» был применён американским психиатром Уильямом Мен- нингером. Во время Второй мировой войны он видел, что некоторые солдаты отрицательно или враждебно относились к тому, что им приказывали делать, но они проявляли это только в своих действиях. Возможно, они не показали бы этого, выглядя нейтральными или даже приятными. Но затем они находили косвенные способы показать свое истинное чувство разочарования, гнева или негодования, например, проявляя упрямство, используя тактику проволочек или преднамеренно неэффективно выполняя задания [2, с. 142]. Многие виды поведения, связанные с пассивной агрессией, используются как косвенный способ манипуляции, оскорбления или наказания другого человека. Они могут быть очень тонкими, и их очень трудно обнаружить.
Гнев - это та эмоция, которая, так или иначе, выйдет наружу. Если гнев не перетекает в активную агрессию, то, скорее всего, он выйдет скрытым образом. Гнев необходимо выражать, иначе подростки и взрослые с пассивно-агрессивным поведением будут использовать способы пассивного сопротивления, чтобы выпустить свой гнев. Такие люди считают, что это более безопасный способ выразить и показать свои эмоции окружающим.
М.А. Григорьева пишет, что пассивная агрессия отлично ощущается на уровне эмоций и отношений. Человек никогда первым не начинает ссору, но вокруг него постоянно вспыхивают конфликты. Он вежлив, но ему почему-то хочется грубить. Он не делает ничего плохого, но после общения с ним на душе остается тяжелый осадок [2, с. 141]. Пассивно-агрессивное поведение не возникает в вакууме; оно обязательно требует вовлечения другого человека. Это преднамеренный способ выражения скрытых чувств гнева по отношению к другим, не раскрывая этого гнева. Таким образом, пассивная агрессия в итоге приводит к разрушению межличностных отношений.
Стоит обратить внимание, что часто не замечаемая и не считающаяся опасной, пассивная агрессия, тем не менее, является, агрессией и имеет разрушительное значение, прежде всего, для личности подростка. Изучение причин, вызывающих фрустрации подростков, имеет огромное значение при организации профилактической работы как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.


Список литературы
1. Гладуш Г.В. Проявления агрессивности подростков в ситуациях фрустрации / Г.В. Гладуш // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - №39. - С. 31-39.
2. Григорьева М.А. Психотерапия пассивной агрессии / М.А. Григорьева, М.Ф. Секач // Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого Российский новый университет. Человеческий капитал. - 2019. - №11 (131) - С. 140-143.
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: учеб. пособ. / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
4. Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков / Т.И. Меньшикова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2017. - №2. - С. 106-115.
5. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд; пер. с англ. - М.: Педагогика-пресс, 1993. - 140 с.
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 20 сентября 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.