Надымова Е.В. Научный руководитель: Ротманова Н.В., к.психол.н., доцент
На сегодняшний день проблема мотивации учебной деятельности является одной из наиболее распространенных и важных в современной школе. Она затрагивает как общество в целом, так и педагогов и родителей в частности. Важность ее изучения состоит в том, что именно мотивация во многом определяет результативность учебной деятельности и является ее ключевым компонентом.
Проблемой формирования мотивации учения занимались как отечественные авторы, такие как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, А.К. Маркова, И.А. Зимняя, так и зарубежные ученые Д. Брунер, К. Левин, Ф. Олпорт, Ф. Скиннер, А. Маслоу и многие другие. Одним из возможных факторов, влияющих на учебную мотивацию, являются детско-родительские отношения. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка и соответственно сказывается на его учебной деятельности. В переходном возрасте, на ряду с другими преобразованиями в самых различных сферах психики, происходят кардинальные изменения мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. Школа и учение по-прежнему занимают большое место в жизни подростка, но уже не ведущее. К тому же в этом возрасте еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг, поэтому требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Неслучайно выявлены две тенденции, характеризующие мотивацию учения в средних классах школы. С одной стороны, подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них - тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С другой стороны, те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перспективе, отказываются от нее.
Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории: 1) познавательные мотивы связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения (Маркова, 1983); 2) социальные мотивы, связанные с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Познавательные и социальные мотивы распадается на несколько подгрупп и имеют содержательные и динамические характеристики (Маркова, 1983). Исследования обнаружили, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности (Божович, 2008).
По мнению М.М. Мишиной, стиль семейного воспитания становится основой понимания учебных мотивов подростка. От позиции семьи, родителей зависит успешность преодоления кризисных явлений подросткового возраста, сформированность представления о собственном «Я» и успешность учебной деятельности (Мишина, 2015).
На сегодняшний день существует большое количество классификаций неправильного воспитания ребенка в семье (Л.С. Алексеева, Г.П. Бочкарева, З.В. Баерунас, Б.Н. Алмазов и др.), психологическая методика же для диагностики семейных отношений разработана впервые В.Ю. Юстицким и Э.Г. Эйдемиллером. В настоящее время выделяют два основных типа семей: нормально функционирующая и дисфункциональная (Эйдемиллер, 2009).
B.C. Мухина отмечала, что в семье все может быть намного сложнее, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку, кроме стилей отношений на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи. Важным условием семейного воспитания является способность родителей к рефлексии индивидуальных и возрастных особенностей ребенка
А.С. Спиваковская подчеркивает, что нет абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности, поскольку отношения с ребенком являются неповторимыми, но основными правилами, которым должны следовать родители являются «любовь и независимость» (Молодцова, 2018).
И.С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.
На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в «чистом виде». Так, по мнению ряда авторов (А. Бандура, Л.А. Волошина, В.В. Устинова и др.) применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.
В настоящее время можно выделить три группы работ, посвященных исследованиям роли семейного воспитания в развитии личности ребенка. Первая группа - исследования, посвященные развитию личности в условиях воспитания вне семьи (М.И. Лисина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых). Ими установлено, что отсутствие материнского внимания отрицательно влияет на формирование отношения к себе, образа «я». Вторая группа клиникопсихологические исследования, в которых анализируется патологическая роль различных типов семейного воспитания в формировании у детей невротических черт личности (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер). Третья группа работ появилась сравнительно недавно. Эти исследования касаются роли семьи в становлении таких качеств личности, как самооценка, самоотношение, ценностные ориентации, познавательная мотивация (Е.М. Ракховская, Е.Т. Соколова, И.А. Чеснова, Н.Г. Щербакова).
Д. Макклелланд считает, что наиболее значимым человеком, способствующим формированию мотивации, является мать, которая провоцирует возникновение у ребенка «аффективного изменения» или «наклона градиента» (степени выраженности) ожидания, следующего за успешным или неуспешным разрешением ситуации достижения.
В данных работах, к сожалению, не освещена тема взаимосвязи учебной мотивации подростков и ошибок семейного воспитания.
Новизна исследования. Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что в отечественной и зарубежной психологии изучались различные аспекты учебной мотивации подростков, имеется большое количество научных источников информации про ошибки семейного воспитания, но на наш взгляд, недостаточно исследована взаимосвязь мотивации учения подростков и ошибок семейного воспитания. По мнению Е.П. Ильина, чтобы разобраться в причинах снижения мотивации учения требуется не столько классификация «мотивов» (конкретных причин осуществления субъектами учебной деятельности), сколько соотнесение их с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, учитывающее возраст и пол учащихся, ситуацию в семье, социальное происхождение и другие моменты нет (Ильин, 1999).
Нами было проведено пилотажное исследование в марте 2020 г. на базе МАОУ «Савинская средняя школа». Количество испытуемых на данный момент составило 36 человек (18 семей), из них 18 матерей и 18 подростков в возрасте от 13 до 15 лет (учащиеся 7-8 классов). В ближайшее время планируется провести более масштабное исследование на базе двух школ Пермского района МАОУ «Савинская средняя школа» и МАОУ «Гамовская средняя школа».
Цель: исследовать взаимосвязь учебной мотивации у подростков и преобладающие ошибки в воспитании.
Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по проблеме детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей подросткового возраста. 2. Выявить уровни и показатели учебной мотивации подростков. 3. Выявить преобладающие ошибки в воспитании подростков. 4. Изучить взаимосвязь учебной мотивации у подростков и преобладающих ошибок в воспитании. 5. Разработать памятки родителям о распространенных ошибках в семейном воспитании подростков.
Гипотезы исследования: 1. При гиперпротекции со стороны родителей у подростков формируется мотив к недопущению неудачи. 2. При эмоциональном отвержении родителями у подростков формируется пассивность поведения. 3. При минимальных санкциях со стороны родителей у подростков мотивация учения реализуется в поведении.
В эмпирическом исследовании планируется использование следующих методик: 1. Методика изучения мотивации учения подростков М. Лукьяновой. 2. Для изучения того, каким образом родители воспитывают ребенка в семье, был использован опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 1999. 3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с. 4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПБ.: Питер, 2009. 1160 с. Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК, процессор Intel® Celeron® и выше, частота 2.80 ГГц; монитор SuperVGA с разреш. 1280x1024, отображ 256 и более цветов; 1024 Mb RAM; Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше; CD-дисковод, клавиатура, мышь. - Загл.: с титул. экрана. - Текст (визуальный) : электронный.
|