На главную Лекции и практикум по психологии Гендерная психология Гендерный фактор индивидуально-психологических различий
Гендерный фактор индивидуально-психологических различий
Лекции и практикум по психологии - Гендерная психология

Различия в психологических качествах у людей различного пола стали выделяться как предмет исследования сравнительно недавно, особенно в отечественной психологии, ориентированной на понимание личности как совокупности общественных отношений. Половые различия исследовались в очень широком спектре - от психофизиологии до социальной психологии. По результатам многочисленных зарубежных и отечественных исследований у детей разного пола наблюдаются различия в поведении и психике. Это различия в особенностях запоминания материала (образного, речевого, знакового), в восприятии информации (вербальной, невербальной), в решении разного типа задач, в спонтанном речевом поведении, в эмоциональных реакциях, особенностях социализации и т.д.

Категория «гендер» (от англ, gender - род, пол) отражает особенности взаимодействия мужчин и женщин как социально организованных групп в отличие от биологической (sex) детерминанты их социализации. Объектом гендерных исследований является весь спектр социальных взаимодействий между полами. Пол как биологическое явление относится к индивидным характеристикам - он определяется в момент зачатия человека, его невозможно изменить.
В настоящее время Гендерная психология - это одни из разделов дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. Гендерная психология представлена двумя основными блоками: психология половых различий и гендерная социализация. Основные термины: фемининность,
маскулинность, андрогиния, гендерные стереотипы, гендерные роли, полоролевая социализация. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.
Записывая биотоки мозга у детей первых месяцев жизни нейропсихологи убедились в том, что уже в этом возрасте мозг мальчиков и девочек работает не одинаково. Имеющиеся в настоящее время биологические данные свидетельствуют о том, что наши гормоны и организация клеток головного мозга несут прямую ответственность за наше поведение, предпочтения и отношение к окружающему миру. Это означает, что при воспитании детей на необитаемом острове в отрыве от организованного общества и родителей, девочки все равно будут няньчить и одевать кукол, а мальчики соревноваться друг с другом физически и интеллектуально и образовывать группы с четко обозначенной иерархией. Таким образом, организация клеток головного мозга, сложившаяся еще во внутриутробном периоде, и влияние гормонов определяют характер нашего мышления и поведения. Уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают очень высокого уровня. Это проявляется в ведущей деятельности (игре). У них по -разному организованы психические процессы , по разному функционирует мозг. А от этого зависит и особенность интеллекта, эмоционально- волевой сферы, восприятия. Очередность созревания разных психических функций у мальчиков и у девочек разная. Девочки начинают раньше говорить и дальнейшее развитие проходит на фоне оречевления. У мальчиков развитие психики проходит еще и на наглядно - образном уровне. Это в дальнейшем сказывается на особенностях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного.
В настоящее время проводятся разнообразные исследования гендерных различий в восприятии, мышлении, в речевой стратегии, стиле поведения и т.д. Например, выявлено, что особенности зрительного восприятия у женщин связаны с тем, что у них большее количество конических клеток в оболочке глазного яблока, чем у мужчин. Конические клетки отвечают за цветовое восприятие. Источником конических клеток является Х- хромосома. У женщин две Х-хромосомы. Это различие сказывается в количестве деталей, используемых при описании цветовой гаммы. Мужчины обычно говорят о базовых элементах цветового спектра, женщины используют оттенки и полутона. Кроме того, при зрительном восприятии женщина видит сектор по меньшей мере в 45 градусов с каждой стороны головы и вверх-вниз, т.е. у нее хорошо развито периферийное зрение. Мозг мужчин обеспечивает им так называемое «туннельное» видение - это способность ясно и четко видеть впереди на большое расстояние. Глаза мужчин можно уподобить биноклю. Алан и Барбара Пиз пишут, что мужчине как охотнику необходимо видеть цель, а женщине, как хозяйке - свое ближайшее окружение.
Изучением гендерных особенностей занимаются и нейропсихологи. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие (центр речи), а у девочек - правое, поэтому девочки до 10 - и лет раньше овладевают речью, лучше запоминают цифры, решают простые арифметические задачи. У девочек быстрее завершается развитие памяти. Однако у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно временной ориентации (правое полушарие) имеется уже в 6 лет, а у девочек ее нет даже к 13 - и лет. Поэтому мальчики решают геометрические задачи, девочки - задачи с вычислениями. У дошкольников это проявляется в том, что игры мальчиков опираются на дальнейшее зрение. Им необходимо пространство: они бегают друз за другом, бросают предметы в цель, и если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на верх.
Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они могут долго сидеть неподвижно, играть в ограниченном пространстве. С развитием мозга детей связаны и особенности поведения на уроке. Девочки обычно смотрят в лицо учителю и ждут подтверждения правильности ее ответа. Их речевая стратегия поведения направлена на контакт со взрослыми. Мальчики на уроке при прослушивании нового материала обычно смотрят в парту или перед собой. Им необязателен зрительный контакт. Период врабатываемости (вхождения в урок) у детей зависит от пола. У девочек уровень работоспособности наблюдается через 15-20 минут, у мальчиков через 30 минут от начала урока. Учитель ориентируется по девочкам, так как видит постоянно обобщенный глаза девочек. Разрабатывая урок учитель строит его так, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. В то время когда девочки начинают уставать по обращенным на учителя глаза, он сразу замечает это и начинает снимать нагрузку, в то время как мальчики дают пик работоспособности.
Установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, лучше работают. В школе мальчики могут найти новые нестандартные решения задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить двойку.
Девочки обычно выполняют задачи типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, проработки деталей, оформление заданий не велики. В школе этап поиска решения берет на себя учитель. От детей требуется решение типовых задач, которые разрабатывали на уроке. Т.о. обучение рассчитано больше на девочек.
Мальчику нужно чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Так он лучше поймет и запомнит материал.
Девочки превосходят мальчиков в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могу решать речевым способом. Мальчики решают геометрическую задачу с помощью пространственных методов: они мысленно проворачивают сравниваемые фигуры в
пространстве и накладывают одну на другую. Девочки и женщины в том числе учительница геометрии обозначают все углы и стороны и решают геометрическую задачу с буквенными обозначениями. Геометрические методы они не применяют. В школе действует принцип "Делай, как я" и учить часто требует от мальчиков не свойственные ему речевой стратегии решение пространственной задачи.
Известно, что гендерные различия во многом определяют адаптивные возможности школьников. Например, у детей разного пола наблюдается различный стиль поведения на уроке. Девочки будут чувствовать себя более эмоционально комфортно, если будет положительный психологический настрой на учителя. Поэтому на уроке девочки слушают и смотрят в глаза учителю, т. к. им нужен контакт с ним.
У мальчиков адаптация пройдет лучше, когда в урок включены нестандартные задания, проводятся проблемные уроки, на которых они могут находить сами решения и выдвигать новые идеи. В этом случае они лучше усваивают пройденный материал, им интересно и психологически комфортно. Период врабатываемости у детей также зависит от пола. У девочек максимальная работоспособность на уроке наблюдается уже через 15 минут после его начала. У мальчиков врабатываемость происходит дольше, следовательно, максимальная работоспособность наступает позже. Тип латерализации также входит в комплекс психофизиологических особенностей ребенка, влияющих на его адаптацию. Особенно это заметно у переученных леворуких детей.
Родители обычно склонны завышать эмоциональность дочерей, т. к. она проявляется в их речи и более наглядна и не замечать эмоциональные переживания сыновей. Т. е. родители обычно хуже понимают внутренний мир мальчиков. Часто родители мальчиков считают не эмоциональными, тогда как воспитатели и психологи отмечают их повышенную эмоциональность и тревожность.
У мальчиков и девочек наблюдается различная биоэлектрическая активность мозга при восприятии эмоционально приятного или неприятного. У девочек активизируется весь мозг: зрительная, слуховая и моторная кора, ассоциативные структуры обоих полушарий. Их мозг сильнее реагирует на восприятие эмоционально-приятного. Мозг мальчиков дает пик биоэлектрической активности при восприятии эмоционально приятного. Активность мозга носит избирательный характер. Она повышается, затем снова падает. Следовательно мальчики кратковременно, но ярко избирательно реагируют на эмоциональный фактор, у девочек нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействия пришедшие со стороны. Мальчики обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек. Мальчик дает пик эмоциональной активности на первых минутах разговора и в отличие от женщин не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Он к этому не приспособлен. Чтобы не «сломаться» он выключает слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Поэтому ограничьте длину высказывания, сделайте ее более емкой по смыслу, конкретно объясните, чем вы не довольны.
Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности, а не как. Поэтому высказывания типа "Ты плохой" его могу дезориентировать. Для девочек эмоционально значимо кто их оценивает и как. Им важно выглядеть хорошими в глазах взрослых. Поэтому высказывание типа "Ты
плохая" может вызвать бурю эмоций, т.е. девочки более ориентированы на оценку типа «какая Я».. Мальчики реагируют на оценку их деятельности.

Влияние латерализации полушарий и гендерных различий на школьные успехи

Конкурсный отбор в школу мальчиков:
1. Характер отбора: общепринятые методики с упором на развитие речи и речевого мышления. Выдерживают отбор: левополушарники (правая рука, правый глаз) Отсеиваются: правополушарники, смешанный тип.
2. Характер отбора: общепринятые методики, тесты на внимание, разные виды памяти, образное мышление. Выдерживают отбор: правополушарники. Отсеиваются: левополушарники, смешанный тип.
3. Характер отбора: общепринятые методики и расширенные тесты на пространственное мышление. Выдерживают отбор: смешанный тип ( право и левоглазые) Отсеиваются: левополушарники.
4. Характер отбора: общепринятые методики и усложненные тесты на пространственное и творческое мышление.
Выдерживают отбор: левши, правополушарники.
Отсеиваются: - левополушарники, смешанный тип.

Конкурсный отбор девочек.
При любом характере отбора преимущественно поступают в школы девочки смешанного типа.
Методы преподавания в начальной школе часто не увязаны между собой, и разные предметы могут преподаваться по разным методикам. В этом случае отбор в 1 класс может не сочетаться с успеваемостью в 1 классе и средней школе. Отбор на успешность в первом классе ведется по одной методике, а в средней школе меняются методы обучения, опора делается на другие типы мышления.

Что необходимо для правильного написания слов и предложений?
1. ребенок представляет себе звуковой образ слова, который часто не соответствует звуковому составу написанного слова
2. ребенок представляет себе зрительный образ написанного слова, который отличается от печатного слова, написанного в книге
3. у ребенка формируется моторный образ слова, т.е. последовательность тонких движений пальцев руки
4. при проговаривании слова, которое ребенок пишет, происходит последовательное движение губ и языка
При письме происходит соотнесение разных видов образа слова между собой. Чтобы правильно написать, надо всю информацию от разных органов чувств и сложившиеся в голове образы соотнести между собой, а способы и возможности анализа и сопоставление разных видов информации у мальчиков и девочек и у детей разных типов разные. Это способствует возникновению характерных ошибок у детей с разной ассиметрией, разного пола.
Количество и качество ошибок детей в зависимости от функциональной ассиметрии мозга. Левополушарные учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок при письме: на безударные гласные в коре, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания., пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, в гласных под ударением, пропускают буквы, все пишут со строчной буквы. После изучения правил левополушарные дети делают в 5 раз ошибок меньше, а провополушарные в 4 раза больше. Это связано с тем, что правополушарники воспринимают текст гештальтом. Можно сказать - обладают врожденной грамотностью При изучении правил приходится разделять предложения, слова на части, что запутывает правополушарников. Для левополушарников это привычная стратегия - соединять из частей целое. Поэтому изучение правил помогает, а не мешает им в обучении.
Ошибки мальчиков при письме
1. Тип ассиметрии: левополушарники с низкой степенью праворукости
Количество ошибок: мало, ошибки замечают
2. Тип ассиметрии: правополушарники
Количество ошибок: обычно мало, напоминание правил часто мешает письму
Характер ошибок: часто сложности при освоении правил, разборе предложений и слов
3. Тип ассиметрии: левополушарники с высокой степенью
праворукости
Количество ошибок: много, ошибки замечают
Характер ошибок: безударные гласные в корне, пропуск мягкого знака, пропуск букв и слов, лишние буквы, замена согласных
4. Тип ассиметрии: смешанный тип
Количество ошибок: делают часто, очень много
Характер ошибок: словарные слова, имена собственные, описки
5. Тип ассиметрии: левши
Количество ошибок: некоторые очень много, замечают редко, некоторые очень мало
Характер ошибок: необычные ошибки( слияние слов, чтение письма наоборот, удвоенные согласные)

Ошибки девочек при письме
Они обычно пишут более правильно. Обычно меньше ошибок делают девочки правополушарного типа. Девочки смешанного типа тоже делают не очень много ошибок, девочки-левши так же, как мальчики, делают необычные ошибки: недописывают слова, сливают их или разделяют.
В отечественной психологии изучаются гендерные особенности детей дошкольного возраста: Еремеева, Коломинский, Я. Л., Мелтсас, М. X.. Также изучаются вопросы гендерных особенностей коммуникативной сферы личности подростка Каган В.Е.,. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. Изучено, что в результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С.Бем, Э. Гиденс, И.С. Клёцина, Е.Р. Ярская-Смирнова). Современная психология не имеет единой теории гендерной социализации. Гендерную идентичность понимают как результат отождествления личностью себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина). В целом, предпринимаются попытки обосновать и организовать гендерный подход в педагогике. Идеи гендерной психологии нашли отражение и в современной педагогике. Проблема гендерных различий становится особенно актуальной на фоне происходящего нивелирования традиционных отношений мужчин и женщин, а так же господства в педагогике доминирующей идеи идентичного воспитания мальчиков и девочек: прежде всего - как образованных граждан. В свое время в рамках психологии развития позиция видных отечественных психологов и педагогов, отстаивающих необходимость воспитания мужественности и женственности с раннего детства (Блонский П.П., Каптерев П.Ф., Макаренко А.С., Нечаев А.П., Рубинштейн М.М. и др.) не получила должного внимания [Хабаров]. В настоящее время проводятся разнообразные исследования гендерных различий в восприятии, мышлении, в речевой стратегии и стиле поведения, изучаются гендерные особенности обучения и воспитания детей. Ведется разработка теории гендерного воспитания в дошкольной педагогике JI.B. Штылевой, особенностей присвоения социальных норм детьми разного пола Б. И. Хасаном, Ю. А. Тюменевой, содержания и динамики стереотипов маскулинности-феминности, полоролевые представления современных подростков Т. А. Араканцевой и Е. М. Дубовской, особенностей гендерной социализации И. С. Клециной, психологии индивидуальных различий и психофизиологии Е. П. Ильина, гендерных установок В. Е. Кагана, различий и сходства в социальном поведении полов В. Вдовюк и С. Рыкова, гендерной психологии лидерства Т. В. Бендас и др.
Славутская Е. В. Введение в психологию индивидуальных различий : учебное пособие / Е. В. Славутская. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. - 154 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.