Оценочные средства для проведения текущего контроля (текущая аттестация) В таблице 4 представлены оценочные средства контроля формируемых компетенций в результате освоения учебной дисциплины «Гендерная психология и педагогика». Оценочные средства контроля формируемых компетенций
Таблица 4
Конкретизированные цели освоения дисциплины, обеспечивающие формирование компетенции
|
Баллы
|
Оценочные средства контроля формирования компетенций
|
1
|
2
|
3
|
ОПК-7.1: З.1. Знать принципы и методы взаимодействия участников образовательных отношений на основе гендерного подхода
|
5
|
Сравнительная таблица (по разделу 1)
|
5
|
Анализ программы (по разделу 2)
|
З.2. Знать особенности гендерного подхода в реализации гендерного обучения и воспитания
|
5
|
Словарь понятий (по разделу 1)
|
5
|
Сравнительная таблица (по разделу 2)
|
З.3. Знать гендерные характеристики личности
|
5
|
Анализ статьи (по разделу 1)
|
10
|
Сравнительная таблица, отрывок произведения, репродукции картин (по разделу 2)
|
ОПК-7.2: У.1. Уметь учитывать гендерные особенности участников образовательных отношений
|
5
|
Эссе (по разделу 2)
|
10
|
Сравнительная таблица, отрывок произведения, репродукции картин (по разделу 2)
|
У.2. Уметь применять технологии гендерного обучения и воспитания
|
5
|
Рекомендации (по разделу 2)
|
5
|
Анализ игр (по разделу 2)
|
ОПК-7.3: В.1. Владеть способами конструктивного взаимодействия с участниками образовательных отношений на основе гендерного подхода
|
5
|
Анализ программы (по разделу 2)
|
6
|
Контрольная работа (по разделу 1 и 2)
|
Итого максимальное количество баллов по курсу – 71
Оценочные средства для проведения промежуточного контроля (промежуточная аттестация)
Первый этап промежуточного контроля - контрольная работа
Контрольная работа включает группу дифференцированных заданий, направленных на определение уровня сформированное™ общепрофессиональных компетенций. Первая группа заданий (теоретического содержания) позволяет оценить уровень освоения знаний (распознавание, запоминание, понимание). Вторая группа заданий позволяет оценить уровень сформированности умения применять знания на основе алгоритмических предписаний. Третья группа заданий позволяет оценить уровень сформированности умения применять знания в нестандартной ситуации (уровень владения).
Вариант1 Знать Дайте определение понятию «гендер». Уметь Проанализируйте игру для детей младшего школьного возраста. Отгадай, чей голосок? Играющие первоклассники берутся за руки и образуют круг. Внутри круга стоит ученик с закрытыми глазами (водящий). Можно глаза закрывать ладошками, что позволяет первокласснику чувствовать себя комфортно и безопасно. Все учащиеся ходят по кругу и говорят: «Вот построили мы круг, повернемся вместе вдруг (в это время все учащиеся поворачиваются и идут в другую сторону). А, как скажем: «Скок-скок-скок! (эти слова произносит один ученик, которого по определенному сигналу выбирает учитель). Отгадай, чей голосок?» (эти слова произносят все ученики, стоящие в кругу). Задача водящего - отгадать, кто произнес слова «скок-скок-скок». Если водящий отгадывает, то он становится в круг, а ученик, произносивший слова «скок-скок-скок», становится водящим. Параметры для анализа: Цель игры / Возраст играющих / Качества личности, на развитие которых направлена игра / Выводы об организации игровой деятельности детей с учетом гендерного подхода. Владеть Сформулируйте рекомендации для родителей по организации воспитания детей с учетом гендерного подхода.
Вариант 2 Знать Дайте определение понятию «пол». Уметь Проанализируйте игру для детей дошкольного возраста «Ручеек». Дети встают в «ручеек» - делятся на пары, и, держась за руки, поднимают их вверх. Кому-то пары не достается - он становится водящим. Его задача - пройтись по длинному «живому» коридору и выбрать себе напарника. Новая пара встает в конец «потока». А тот, у кого забрали друга, ищет ему замену - теперь его очередь выбирать! Параметры для анализа: Цель игры / Возраст играющих / Качества личности, на развитие которых направлена игра / Выводы об организации игровой деятельности детей с учетом гендерного подхода. Владеть Сформулируйте рекомендации педагогам по обучению с учетом гендерного подхода.
Вариант 3 Знать Дайте определение понятию «гендерная социализация». Уметь Раскройте особенности общения детей мужского пола. Владеть Сформулируйте рекомендации для родителей по организации общения детей с учетом гендерного подхода.
Вариант 4 Знать Дайте определение понятию «гендерное воспитание». Уметь Раскройте особенности общения детей женского пола. Владеть Сформулируйте рекомендации для педагогов по организации общения детей с учетом гендерного подхода.
Вариант 5 Знать 1. Перечислите три качества, характерные для мальчика, и три качества, характерные для девочек. Уметь 2. Охарактеризуйте методы взаимодействия педагога с субъектами образования на основе гендерного подхода. Владеть Познакомьтесь с содержанием опросника изучения гендерных установок у детей и выполните предлагаемые задания.
Интервью В.Е. Кагана. Изучение гендерных установок у детей
Опросник предназначен для измерения степени выраженности у индивида каких-либо личностных черт на основе количества определенных ответов на те или иные вопросы. С помощью данного опросника можно узнать правильность определения своего пола и половой роли у ребенка дошкольного возраста, освоение ролевых понятий и отношения изменения пола и половых ролей. Опросник состоит из шести вопросов, три из которых открытого типа и три закрытого типа. Опрос проводится индивидуально с детьми 3-7 лет. Вопросы для опроса: 1. Ты мальчик или девочка? 2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь? а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой. 3. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой. 4. Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а проснешься девочкой (мальчиком)? 5. А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)? 6. Знаешь ли ты, чем отличается мальчик от девочки? (Если вопрос не понятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчик и девочка - одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаешь - кто мальчик, а кто девочка?).
Задание 1. Сформулируйте три вопроса, которые бы вы хотели еще задать детям. 2. Назовите еще две методики исследования гендерных отношений и характеристик личности. Критерии оценивания 1 балл за каждое задание выставляется студенту, показавшему систематизированные знания учебной программы дисциплины, умеющему применять полученные знания при решении конкретных заданий, демонстрирующему глубокое понимание содержания учебного материала, правильно обосновавшему принятые решения и верно выполнившему все задания контрольной работы, оформление которой грамотное и соответствует предъявляемым требованиям. Если студент набрал 3-6 баллов, то контрольная работа зачтена.
Второй этап промежуточного контроля - зачет (устный ответ по билетам)
Вопросы к зачету 1. Возникновение и становление гендерной психологии и педагогики. 2. Понятийный аппарат гендерной психологии и педагогики. 3. Предмет, задачи и методы гендерной психологии и педагогики как науки. 4. Гендерный подход в психологии и педагогике. 5. Гендерная социализация. 6. Гендерные характеристики личности мужского пола. 7. Гендерные характеристики личности женского пола. 8. Содержание и задачи гендерного воспитания. 9. Содержание и задачи гендерного обучения. 10. Этапы развития гендерной психологии и педагогики в зарубежной и отечественной науке. 11. Проблемы дифференцированного подхода в воспитании детей разного пола в педагогической теории и практике. 12. Научные исследования в области гендерной психологии и педагогики в отечественной науке. 13. Актуальные проблемы гендерной психологии и педагогики. 14. Различные подходы ученых к определению понятий «пол» и «гендер». 15. Основные понятия гендерной психологии и педагогики. 16. Цель гендерной психологии и педагогики как науки и учебной дисциплины. 17. Методы научного исследования гендерной психологии и педагогики. 18. Основные тенденции развития гендерного подхода в образовании. 19. Условия реализации гендерного подхода в образовании. 20. Реализация гендерного подхода при организации различных видов деятельности обучающихся. 21. Гендерный подход в проектировании образовательной среды. 22. Агенты гендерной социализации. 23. Психологические механизмы гендерной социализации. 24. Особенности гендерной социализации мальчиков и девочек. 25. Психолого-педагогическая поддержка гендерного развития детей на разных возрастных этапах обучения.
Методические рекомендации для обучающихся по освоению содержания дисциплины
С целью качественного и эффективного освоения содержания дисциплины «Гендерная психология и педагогика» и формирования компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ обучающимся предлагаются следующие рекомендации: 1. На лекционных занятиях конспект необходимо писать кратко, последовательно, отмечая наиболее важные положения. На полях тетради можно формулировать выводы или делать необходимые заметки, требующие дальнейшей доработки. С этой целью можно использовать значки важности, например: ! - важно; !! - очень важно; ? - под вопросом; П - проверить; З - запомнить и др. При возникновении трудностей при работе над содержанием лекционного материала необходимо сформулировать вопрос, который в дальнейшем можно задать преподавателю в дни консультаций или на практических занятиях. 2. При подготовке к практическим занятиям необходимо уделить особое внимание работе с конспектом лекции, подготовке ответов на вопросы для самоконтроля по содержанию лекции, используя дополнительное учебно-методическое обеспечение. В случае затруднения при выполнении практических заданий можно обратиться за консультацией к преподавателю в назначенные дни. 3. При подготовке к написанию контрольной работы и зачету необходимо ориентироваться на содержание конспектов лекций, рекомендуемый список литературы для самостоятельного изучения, также можно обратиться за консультацией к преподавателю. 4. При подготовке к выступлению на занятиях необходимо обратить внимание на соответствие темы выступления теме учебного занятия, на логичность и последовательность изложения основных положений согласно предложенной схеме, грамотность в использовании научной терминологии, обоснованность выводов, высказывание собственной позиции в отношении рассматриваемой психолого-педагогической проблемы. 5. Текст заданий к практическим занятиям нужно оформлять в соответствии с Регламентом письменных работ студентов ЮУрГГПУ. 6. Текст выполненных заданий должен быть грамотным с точки зрения норм литературного языка (отсутствие речевых, орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок).
Источник: Гендерная психология и педагогика: метод. рекомендации / сост. Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2021. - 58 с. - Текст: непосредственный. |