Психология детей с нарушением интеллекта
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология

Понятие «умственной отсталости» в современной отечественной олигофренопсихологии и олигофренопедагогике.
Предмет, объект олигофренопсихологии. Этиология и формы умственной отсталости. Олигофрения как форма умственной отсталости и психического недоразвития. Причины олигофрении. Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) факторы, вызывающие органические нарушения головного мозга. Классификация умственной отсталости по глубине дефекта (МКБ 9 и МКБ 10). Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (по М.С. Певзнер и Г.Е. Сухаревой). Отграничение умственной отсталости от сходных состояний.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Предмет, объект олигофренопсихологии

Составной частью отечественной специальной психологии является олигофренопсихология – наука, изучающая закономерности и особенности развития психики умственно отсталых детей.
Объектом олигофренопсихологии является: процесс изучения закономерностей психического развития детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых).
Предметом исследования олигофренопсихологии являются особенности развития психики у умственно отсталых детей разной степени снижения интеллекта.
Субъектом исследования олигофренопсихологии является особенная категория детей с нарушением интеллекта – умственно отсталые дети.
Самую многочисленную группу среди умственно отсталых составляют дети-олигофрены.
Термин «олигофрения» был введен немецким психиатром Э. Крепелином (от греч. оlуgos - мало и рhren - ум).
Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате диффузного, тотального органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития до становления речи.

Причины олигофрении

Экзогенного характера:
- инфекции (краснуха, гепатит, токсоплазмоз);
- интоксикации;
- родовые травмы (кровоизлияния);
- алкоголизм, наркомания, токсикомания (токсины, отравляющие плод).
2. Эндогенного характера:
- патологическая наследственность (умственная отсталость одного из родителей, гены, хромосомный набор);
- венерические заболевания:
- заболевания эндокринной системы родителей (фенилкетонурия);
- несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору.
Итак, мы отметили, что умственная отсталость обусловлена органическим поражением мозга и центральной нервной системы. Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления. Все это обусловливает разнообразие нарушений в познавательной деятельности детей-олигофренов, их эмоционально-волевой сферы.

Классификации умственной отсталости

По современной международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ 10), которой пользуются сейчас все дефектологи, психологи и врачи, выделяют:
- лѐгкую умственную отсталость;
- умеренную умственную отсталость;
- тяжелую умственную отсталость;
- глубокую умственную отсталость.
Однако можно провести параллель этой классификации с ранней классификацией по МКБ 9:
По международной классификации болезней девятого пересмотра (МКБ 9) умственная отсталость при олигофрении подразделяется на три степени. По степени снижения интеллекта различают: дебильность, имбецильность и идиотию.
Дебильность - наиболее легкая степень умственной отсталости. Интеллект снижен, изучение и усвоение учебного материала программы массовой школы недоступно. Мышление конкретное, речь бедна, страдает моторика, эмоционально-волевая сфера. Присутствует физическая ослабленность. Обучение проводится в специальных образовательных учреждениях.
В системе образования имеется сеть специальных дошкольных учреждений:
- детские сады с круглосуточным пребыванием детей;
- специальные детские дома;
- дошкольные группы при специальных школах-интернатах.
Психическое и физическое развитие детей-олигофренов существенно отличается от развития нормальных детей:
- задерживается развитие прямостояния (в основном на 2-м году жизни);
- общая патологическая инертность;
- недоразвитие речи (гуление, лепет и т.д. развиваются гораздо позже).
Однако при правильно организованном специальном обучении и воспитании многие дефекты развития могут быть предупреждены и скорректированы. Иначе развитие детей с умственной отсталостью будет иметь незначительные сдвиги.
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. У умственно отсталых детей без специального обучения она является предметной, стереотипной, формальной. В ней нет замысла, сюжета, плохо развивается речь: как правило, отсутствует не только планирующая и фиксирующая, но и сопряженная речь.
Умственно отсталые дети при рисовании не используют в своих рисунках цвет.
Навыки самообслуживания формируются крайне медленно: несогласованные движения обеих рук, нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык (не намочив мыло, берут его для умывания; неаккуратны при приеме пищи).
Развитие речи: как правило, в школьном возрасте у них не сформирован фонематический слух, недостаточно развит артикуляционный аппарат, многие не начинают говорить к 4-5 годам, первые слова появляются после 3 лет, фразы - к 7 годам, т.е. к началу школьного возраста речь оказывается несформированной.
Следует отметить, что с точки зрения развития речи группы умственно отсталых детей неоднородна: есть дети совсем не владеющие речью, и дети с формально достаточно хорошо развитой речью. Но у всех них ограниченное понимание обращенной речи, наличие ситуативной речи, оторванность речи от деятельности. В речи много фонетических и грамматических искажений, страдает связность речи. Активный словарь крайне беден, без специального обучения не развивается регулирующая функция речи, а также планирующая. Часто наблюдается эхолалия. Коммуникативная функция речи не развивается.
Таким образом, без специально организованного обучения в дошкольном возрасте умственно отсталые дети приходят в школу с существенными речевыми нарушениями.
Умственно отсталые дети отличаются и особенностями развития личности: к 3 годам у них не формируется собственное «Я» как в условиях нормального развития, не наблюдается проявление самосознания.
Умственно отсталые дети, как правило, пассивны, замкнуты, агрессивны, негативны, отвержены в коллективе нормальных сверстников.
Специальной задачей специальных школ является коррекция дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, в процессе трудовой подготовки и разностороннего воспитательного воздействия на ход развития учащихся.
Основная задача специальных образовательных учреждений - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из массовых рабочих профессий в условиях современного производства, т.е. социально-трудовая адаптация, а также проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление общего физического состояния умственно отсталых школьников. Специальные школы работают по особому плану. Теперь выпускников, имеющих легкую умственную отсталость, могут принимать в ПТУ. Эта группа людей имеет равные со всеми права, может участвовать в выборах, служить в армии, создавать семью, работать на предприятиях, выполняя посильную для них работу.
Имбецильность – более выраженная по сравнению с дебильностью форма умственной отсталости. Легкие формы имбецильности соотносятся с умеренной умственной отсталостью по МКБ 10. Эти дети еще обладают элементарной речью, могут самостоятельно себя обслуживать, получать элементарные представления об окружающем. Речь развивается, хотя очень ограничена (в основном развивается бытовая лексика). Формируются несложные трудовые навыки, что позволяет им работать в специальных мастерских, организованных при школах интернатах. Однако часть из них может овладеть определенными знаниями в объеме специально разработанной для них программы. Сейчас некоторые более сохранные дети этой группы могут обучаться в специальных школах, но по адаптированным вариантам основной образовательной программы или по (СИПР) индивидуально для них разработанным программам.
При более выраженной имбецильности (по классификации МКБ 10 – тяжелая умственная отсталость) дети имеют грубые нарушения речи, двигательной сферы, поведения. Обучаемость из-за грубых дефектов всех психических функций (памяти, восприятия, мышления), отсутствия коммуникативной речи, нарушений моторики, эмоционально-волевой сферы очень затруднена. Кроме нарушений интеллекта у них имеются сопутствующие болезни, не дающие им возможности обучаться совместно с другими детьми. До 18 лет эта группа детей находится в специальных детских домах для умственно отсталых, а после 18 лет они переводятся в специальные интернаты. Имбецилы уже считаются недееспособными, над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих.
Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости, которая выражается в недоступности осмыслить окружающее. По МКБ 10 – это глубокая умственная отсталость. Речевая функция либо не развивается, либо крайне ограничена. Моторика, как правило, очень нарушена. Многие дети, страдающие идиотией ведут лежачий образ жизни, у них ограничена ориентировка в пространстве, страдает координация движений.
Обучаемость проходит крайне трудно, медленно формируются элементарные навыки самообслуживания и гигиены.
В школе такие дети не обучаются, они находятся в специальных учреждениях (до 18 лет, потом - специальные интернаты).
Возможно воспитание дома при установлении опеки. В правовом отношении дети-идиоты недееспособны.
По классификации 10 пересмотра (МКБ 10) выделяют четыре группы умственно отсталых детей с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Соотношение степеней умственной отсталости с МКБ 9 таково: легкая умственная отсталость (МКБ 10) соотносится с дебильностью (МКБ 9), умеренная умственная отсталость (МКБ 10) легкой имбецильностью (МКБ 9), тяжелая умственная отсталость соотносится с выраженной имбецильностью, а глубокая умственная отсталость (МКБ 10) с идиотией (МКБ 9).

Классификация умственной отсталости по данным Марии Семеновны Певзнер

Она выделяет пять форм умственной отсталости:
1. Неосложненная умственная отсталость может наблюдаться у детей с олигофренией с относительно негрубым, поверхностным поражением коры головного мозга. Соответственно и нарушения развития у них негрубые, однако отставание в психической сфере есть.
2. Умственная отсталость с выраженными нейродинамическими нарушениями. Первая группа здесь представлена детьми, у которых преобладает возбуждение в коре головного мозга, то есть, с выраженым возбуждением нервной системы (быстро возбудимы, расторможенные), а вторая группа, наоборот, с преобладанием процессов торможения в нервной системе (крайне вялые, заторможенные).
3. Умственно отсталые дети с нарушением анализаторных систем: с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с недоразвитием речи (апраксия губ и языка, нарушения фонетико-фонематического слуха, нарушения сенсорной стороны слуха).
4. Умственно отсталые дети с недоразвитием лобных долей головного мозга. Дети, не умеющие планировать и регулировать свое поведение и свою речь. Они плохо ориентируются в пространстве и времени.
5. Умственно отсталые дети с психопатоподобными чертами личности. Это самая тяжелая форма для воспитательной работы. Здесь у детей имеются, кроме умственной отсталости, еще и психические нарушения типа шизофрении, аутизма или эпилепсии.

Классификация умственно отсталых детей, предложенная Груней Ефимовной Сухаревой

Ее классификация основана на этиопатогенетическом принципе. То есть, она выделяла детей по причинам возникновения умственной отсталости. Так, кроме основных форм олигофрении, она выделяла детей с более редкими формами умственной отсталости неолигофренической этиологии:
1) группы умственно отсталых детей с аномалиями хромосомного
набора:
- при синдроме Дауна (Лишняя хромосома в 22 аутосоме. В норме у людей 46 хромосом);
- при синдроме Клайнфельтера (встречается у лиц мужского пола, у больных имеется 47 хромосом за счет включения дополнительной Х-хромосомы);
- при полисемии половых хромосом;
- при синдроме Шерешевского-Тернера (встречается только у женщин, определено отсутствием одной половой хромосомы);

2) группы детей с гидроцефалией (водянкой мозга, или увеличение межанахроидальных желудочков мозга из-за нарушения оттока ликвора);
3) группы детей с микроцефалией (малый объем мозга, ооцефалы и др.);
4) группы детей с нарушением обмена веществ:

- при фенилкетонурии;
- при галактоземии.
Другая форма умственной отсталости - деменция - распад, стойкое снижение познавательной деятельности, снижение критики и памяти, обеднение эмоций, нарушение поведения, возникающее у человека после различных нейрозаболеваний или травм.
В отличие от олигофрении нарушения при деменции наступают после периода нормального развития ребенка (после трех лет, вследствие органического поражения мозга (шизофрении, эпилепсии, менингоэн-цефалита, травм).
Обучение умственно отсталых детей.
В некоторых школах проводится экспериментальное обучение детей с тяжелой умственной отсталостью (имбецилов), которое включает в себя несколько этапов:
I этап (от 4 до 8 лет) – выработка санитарно-гигиенических навыков и развитие моторики, развитие речи, подготовка к школе.
II этап (от 8 до 16 лет) – закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены, обучение хозяйственно бытовому труду, элементарной грамоте и счету, развитие речи.
III этап (от 16 до 18 лет) – социальная адаптация с целью трудоустройства и приспособления к жизни.
Задачей каждой этапа является развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе коррекционно-воспитательной работы, формирование у умственно отсталых детей правильного поведения, трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда, формирование навыков самообслуживания.
В последние годы свои двери открыли общеобразовательные дошкольные учреждения для всех детей с ограниченными возможностями здоровья, а также учреждения с инклюзивной системой обучения и воспитания. Теперь туда могут поступить дети с легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна, шизофренией, выраженным психопатоподобным поведением.

Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Что включает в себя понятие «умственная отсталость» в современной отечественной специальной психологии?
2. Назовите предмет, объект, цели и задачи олигофренопсихологии.
3. Какие Вы знаете причины умственной отсталости?
4. Дайте психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых детей дошкольного возраста.
5. Дайте различные классификации умственной отсталости и их соотношение.
6. Расскажите об умственной отсталости неолигофренической этиологии. Какие ее виды Вы знаете?
7. Чем представлена в нашей стране сеть специальных учреждений для умственно отсталых дошкольников?
8. Что такое «коррекция», «компенсация», «адаптация» примени
тельно к умственно отсталым детям?
9. В чем заключается сущность дифференциальной диагностики умственной отсталости от сходных состояний.
Источник: Специальная психология : учебно-методическое пособие / авт.- сост.: А. М. Дохоян, В. И. Лахмоткина, И. С. Исмаилова. – Армавир : РИО АГПУ, 2017. – 200 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.