На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Принципы и методы специальной психологии
Категории специальной психологии
Связь специальной психологии с другими науками
Первичный дефект и вторичные отклонения
Причины нарушений развития
Общие и специфические закономерности психического развития
Все страницы

Проблема предмета и объекта специальной психологии. Цели и задачи специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками (медицинскими, психологическими и педагогическими науками). Принципы и методы специальной психологии. Категории специальной психологии. Причины нарушений развития. Дефект и компенсация. Общие и специфические закономерности развития.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Специальная психология как наука: цель, объект, предмет и задачи

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности развития и нарушения психики у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цель специальной психологии как науки заключается в изучении особенностей и закономерностей развития психики лиц с ОВЗ в различных условиях. Она занимается обоснованием методов и методик обучения, применяемых для лиц с ОВЗ; разработкой и определением условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития ребенка с ОВЗ и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений.
Объектом изучения специальной психологии является психологические особенности и закономерности развития психики человека с нарушениями в психофизическом развитии, детей с ОВЗ. Это группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими патологиями в психофизическом развитии. Понятие (дети с ОВЗ) в своем развитии прошло ряд эволюционных этапов: «дефективные дети», «аномальные дети», «дети с проблемами в развитии», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Предметом специальной психологии как науки являются средства, методы и методики изучения психологических особенностей и закономерностей развития психики лиц с ОВЗ.
Изучением детей и взрослых с ОВЗ занимаются физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Структуру современной специальной психологии составляет ряд самостоятельных психологических дисциплин:
1) олигофренопсихология (наука, изучающая особенности психического развития детей с нарушением интеллекта);
2) сурдопсихология (наука, изучающая особенности психического развития детей, имеющих нарушения слуха);
3) тифлопсихология (наука, изучающая особенности психического развития детей, имеющих нарушения зрения);
4) логопсихология (наука, изучающая особенности психического развития детей, имеющих нарушения речи).
Следует отметить, что в специальной психологии продолжается процесс возникновения новых направлений научных исследований, например, изучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС) или РДА, с синдромом Дауна, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями в поведении, а также с различными сложными дефектами - слепоглухота, слепота или глухота с интеллектуальными нарушениями и. т.п.
Отечественная специальная психология проникнута оптимизмом и глубоким гуманизмом, который заключается в создании наиболее благоприятных условий для всестороннего развития личности детей с ОВЗ,
В условиях специального обучения и воспитания у детей с ОВЗ преодолевается или сглаживается их биологически обусловленная недостаточность. Именно эта концепция составляет методологическую основу специальной психологии, позволяющую оптимистически оценивать возможности развития на дефектной основе.
Исходя из определения специальной психологии как науки, можно выделить следующие ее основные задачи:
- глубокое и разностороннее клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение объективных закономерностей и особенностей психофизического развития детей с ОВЗ;
- определение сущности, структуры нарушения и коррекционно-компенсаторных возможностей детей с ОВЗ;
- решение проблемы психолого-педагогической классификации детей с ОВЗ с целью осуществления их дифференцированного обучения и воспитания;
- выявление и учет детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях;
- научная разработка методов ранней диагностики развития детей с ОВЗ;
- разработка общих принципов и системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, их социально-трудовой реабилитации и адаптации;
- обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных учреждений для детей с ОВЗ;
- обоснование и разработка принципов интегративной работы общеобразовательных учреждений, принимающих для обучения детей с ОВЗ;
- разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению нарушений психического развития детей с ОВЗ и другие.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.