На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Принципы и методы специальной психологии
Категории специальной психологии
Связь специальной психологии с другими науками
Первичный дефект и вторичные отклонения
Причины нарушений развития
Общие и специфические закономерности психического развития
Все страницы

Проблема предмета и объекта специальной психологии. Цели и задачи специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками (медицинскими, психологическими и педагогическими науками). Принципы и методы специальной психологии. Категории специальной психологии. Причины нарушений развития. Дефект и компенсация. Общие и специфические закономерности развития.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Специальная психология как наука: цель, объект, предмет и задачи

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности развития и нарушения психики у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цель специальной психологии как науки заключается в изучении особенностей и закономерностей развития психики лиц с ОВЗ в различных условиях. Она занимается обоснованием методов и методик обучения, применяемых для лиц с ОВЗ; разработкой и определением условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития ребенка с ОВЗ и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений.
Объектом изучения специальной психологии является психологические особенности и закономерности развития психики человека с нарушениями в психофизическом развитии, детей с ОВЗ. Это группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими патологиями в психофизическом развитии. Понятие (дети с ОВЗ) в своем развитии прошло ряд эволюционных этапов: «дефективные дети», «аномальные дети», «дети с проблемами в развитии», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Предметом специальной психологии как науки являются средства, методы и методики изучения психологических особенностей и закономерностей развития психики лиц с ОВЗ.
Изучением детей и взрослых с ОВЗ занимаются физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Структуру современной специальной психологии составляет ряд самостоятельных психологических дисциплин:
1) олигофренопсихология (наука, изучающая особенности психического развития детей с нарушением интеллекта);
2) сурдопсихология (наука, изучающая особенности психического развития детей, имеющих нарушения слуха);
3) тифлопсихология (наука, изучающая особенности психического развития детей, имеющих нарушения зрения);
4) логопсихология (наука, изучающая особенности психического развития детей, имеющих нарушения речи).
Следует отметить, что в специальной психологии продолжается процесс возникновения новых направлений научных исследований, например, изучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС) или РДА, с синдромом Дауна, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями в поведении, а также с различными сложными дефектами - слепоглухота, слепота или глухота с интеллектуальными нарушениями и. т.п.
Отечественная специальная психология проникнута оптимизмом и глубоким гуманизмом, который заключается в создании наиболее благоприятных условий для всесторонн