На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Принципы и методы специальной психологии
Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Принципы и методы специальной психологии
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Принципы и методы специальной психологии
Категории специальной психологии
Связь специальной психологии с другими науками
Первичный дефект и вторичные отклонения
Причины нарушений развития
Общие и специфические закономерности психического развития
Все страницы

Принципы и методы специальной психологии

Специальная психология опирается на следующие основные принципы:
- системность (изучение той или иной нарушенной функции, процесса ее развития и коррекции, предполагает воздействие на всю личность ребенка с ОВЗ во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка);
- принцип комплексности (устранение каких-либо нарушений должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер);
- принцип развития (выделение в процессе коррекционной работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
- онтогенетический принцип (разработка методики коррекционно-педагогического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций организма, например, речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
- принцип коррекции (система мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития);
- принцип компенсации (процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций организма);
- общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.).
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения, и др.), анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, используются также условно-рефлекторные методики. Каждая из методик применяется в определенных целях и с учетом особенностей объекта изучения. Так, экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует применения обследуемым определенных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.
Практически всякое задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребенка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определенные действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в ее понимании (независимо от степени сложности самого задания). Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Уже из этого следует, что каждая экспериментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определенные возрастные границы своего применения. Так, например, анкетирование можно применять при изучении детей с ОВЗ более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися детьми это можно делать и раньше.
Особое значение при изучении детей с ОВЗ приобретает метод наблюдения. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих проявлений может дать очень многое. Тщательное наблюдение за поведением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ребенка при выполнении им различных заданий.
Требует специальной разработки метод анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребенка в раннем возрасте, когда наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребенка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развития в течение длительного периода времени.
Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.
Особенно продуктивны исследования, в которых одно и то же психическое явление изучается с привлечением детей разных категорий. Такие исследования позволяют более четко видеть специфические особенности детей каждой категории и особенно важны как для диагностики нарушений развития, так и для определения своеобразия коррекционно-педагогических воздействий, необходимых для успешного обучения этих детей.
Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку у нескольких категорий детей с отклонениями развития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умственного развития этих детей, используя словесные задания.
Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и получить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребенка или об особенностях восприятия.
Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глубокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становится невозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразованы таким путем. Поэтому гораздо большее значение, чем при исследовании лиц с нормальным зрением, приобретают вербальные задания и особый их подбор с учетом своеобразия речи незрячих.
Таким образом, конкретно можно указать, что в научно-психологических исследованиях специальная психология использует следующие методы:
I. Эмпирическая группа методов:
- наблюдение (целенаправленное изучение явлений в естественных условиях) — обсервационный метод;
- беседа или обследование (проводится по заранее намеченному плану); словесные методы (анкеты, интервью, тесты и т.д.) - психодиагностические методы;
- эксперимент (лабораторный, естественный, лонгитюдный, констатирующий, формирующий и контрольный, психолого-педагогический, обучающий, развивающий и др.);
- сбор и анализ анамнестических сведений - биографический метод.
II. Социометрическая труппа методов (исследование межличностных отношений в группе):
III. Анализ результатов деятельности детей (индивидуальный метод исследования);
IV. Математико-статистический метод (количественный и каче
ственный анализ данных).
Широко используются метод использования современных ТСО (технические средства обучения): компьютеры, мультипроекторы, интонографы, БОС, фонографы и т.д. Как правило, в научных исследованиях используются не один, а группа взаимодействующих методов.
Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней соответственного понятийно-категориального аппарата.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.