На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Категории специальной психологии
Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Категории специальной психологии
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Принципы и методы специальной психологии
Категории специальной психологии
Связь специальной психологии с другими науками
Первичный дефект и вторичные отклонения
Причины нарушений развития
Общие и специфические закономерности психического развития
Все страницы

Категории специальной психологии

Дети с ОВЗ – дети ограниченными возможностями здоровья – те дети (инвалиды детства), которые не могут развиваться, обучаться, без специальной дефектологической помощи, нуждаются в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Категории детей с ОВЗ – дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые), дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями слуха (не слышащие, слабослышащие), дети с ДЦП, нарушениями ОДА, РДА (РАС), с нарушениями речи (ТНР, ФФНР, ОНР).
Специальная психология как отрасль дефектологии и психологическая наука в целом оперирует рядом основных психологических категорий.
Обучение – это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью.
Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции в их органическом единстве.
Обучение и развитие детей с ОВЗ – основное средство их подготовки к общественно-полезной жизни.
Развитие ребенка с ОВЗ в большей степени, чем обычного, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей с ОВЗ, углубляется отставание от нормального роста психофизиологических функций организма в процессе онтогенеза.
Специальная психология занимается вопросами дидактики (теория образования и обучения детей с ОВЗ в разных условиях). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса для каждого конкретного типа специального учебного учреждения (а их в настоящее время более 10) с учетом глубины и характера дефекта. В зависимости от этого выбираются методы обучения, решается проблема дифференциации обучения. Эта проблема - одна из главных в специальной психологии. Также центральной является проблема трудового обучения и воспитания детей с ОВЗ, т.к. это не только готовит учащихся к социально-общественной жизни и доступной профессиональной деятельности, но и способствует ослаблению дефектов умственного и физического развития.
Воспитание – это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования у человека определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей в соответствии с потребностями общества.
Воспитательная работа с ребенком с ОВЗ проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направляется на формирование у него, прежде, всего навыков самообслуживания, труда, культуры поведения, умения жить и работать в коллективе, а также предполагает создание благоприятных условий для компенсации его дефекта и коррекции недостатков, обусловленных этим дефектом. Воспитание ребенка с ОВЗ требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность.
Коррекция - система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на исправление или ослабление недостатков психического или физического развития детей. Под коррекцией понимают как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность аномального ребенка в процессе обучения и воспитания. При этом часто употребляют термин «коррекционно-воспитательная работа». Коррекци-онно-воспитательная работа охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений.
В ряде случаев детям с ОВЗ необходимы лечебно-коррекционные мероприятия (ЛФК, массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, медикаментозная терапия и др.).
В зависимости от типов специальных учреждений варьируются формы и методы коррекционно-воспитательной работы, но все методы направлены на разносторонне физическое и психическое развитие детей.
Компенсация – сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепого ребенка (врожденная слепота) возможна через развитие осязания, т.е. с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализаторов.
Важную роль в развитии компенсаций играет ЦНС. Л.С. Выготский писал, что «...выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития...».
Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Высшая форма компенсации; означает всестороннее развитие личности ребенка. (О.И. Скороходова).
Однако для некоторых форм нарушенного развития пределы компенсации ограничены. Так, при глубоких нарушениях умственного развития возможна лишь частичная компенсация дефекта, так как глубокие нарушения интеллекта препятствуют развитию высших психических процессов.
Декомпенсация – разрушение компенсаторных механизмов (болезненные процессы, психические перегрузки, стрессы).
Социальная реабилитация – включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Средства реабилитации – система специально подобранных методов и приемов, направленных на достижение социальной реабилитации (медикаментозная терапия, специальное обучение и воспитание, профессиональная подготовка).
Абилитация – система лечебно-педагогических мероприятий, цель которых заключается в предупреждении и лечении патологических состояний у детей раннего возраста, не адаптировавшихся в социальной среде, что приводит к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.
Социальная адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Приведение индивидуального и группового поведения детей с ОВЗ в соответствие с системой общественных норм и ценностей является необходимой задачей коррекцион-но-воспитательной работы. Однако это затруднено трудностями, создаваемыми имеющимися дефектами. У некоторых детей с ОВЗ снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения (например, усложнение требований приводит к отклонениям в поведении).
Специальная психология оперирует и рядом других категорий и понятий, которые будут раскрыты в опорных конспектах соответствующих тем.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.