На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология функциональных состояний - Стресс
Психофизиология функциональных состояний - Стресс
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология функциональных состояний
Сон
Стресс
Боль
Все страницы

 

2. Психофизиология стресса

Полная свобода от стресса означает смерть… Стресс — это аромат и вкус жизни…
Ганс Селье

2.1. Общие положения концепции стресса

Концепцию стресса сформулировал канадский ученый Ганс Селье. Он ввел в науку термин «стресс» в 1929 году. Английское понятие «stress» можно перевести как напряжение, давление, нажим. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов (потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление и температура, утрата мотивации к достижениям). Поскольку эти симптомы не зависят от природы соматического расстройства, Селье предложил обозначать такое состояние организма, как «синдром просто болезни». Первая статья Селье, посвященная данной проблеме, появилась в 1936 году в журнале «Nature» под заголовком «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами».
Первоначально Селье использовал термин «стресс» для описания совокупности всех неспецифических изменений, происходящих внутри организма. Он давал такое определение стресса: «неспецифическая реакция организма на любое требование извне» (Селье Г., 1982). Согласно этим представлениям, под влиянием различных стрессоров (холод, токсичные вещества в сублетальных дозах, чрезмерная мышечная нагрузка, кровопотеря и т. д.) возникает ха-рактерный синдром, который не зависит от природы вызвавшей его причины. Селье рассматривал стресс как неспецифическое генерализованное усилие организма приспособиться к новым условиям и поэтому назвал его «общий адаптационный синдром».
Впоследствии Селье стал выделять понятия «стресс» и «дистресс». Понятие физиологического стресса он приравнивал к изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом (творческая работа, азарт болельщика, страстный поцелуй). Поэтому даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает определенный стресс. Дистресс — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.
Такое понимание принимается исследователями и в настоящее время. Они различают стресс в узком смысле слова, как проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, и стресс в широком смысле слова, когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов.
Стресс — неспецифическая (общая) физиологическая реакция организма на любое сильное воз-действие.
Стрессоры — факторы, вызывающие стресс-реакцию.
Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное влияние на организм. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологическими стрессорами являются стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходи-мость решения сложной задачи и др.
В соответствии с двумя видами стрессоров различают стресс физиологический и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, т. е. когда человек не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс вызывается сигнальными раздражителями и появляется в ситуации угрозы, обиды и др., а также в условиях конфликтных ситуаций, когда длительное время отсутствует возможность удовлетворять свои биоло-гические или социальные потребности. Универсальными
психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональ-ный стресс у человека, являются речевые раздражители, которые способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие.

2.2. Стадии общего адаптационного синдрома

Общий адаптационный синдром — комплекс морфофизиологических изменений, возникающих в состоянии стресса.
Выделяют три стадии общего адаптационного синдрома (рис. 2 А):
• Стадия тревоги. Развивается в течение 6—48 часов после начала действия повреждающего агента. Наблюдается быстрое уменьшение размеров органов иммунной системы (вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов), печени, изменяется состав крови (исчезают эозинофилы), в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта появляются язвы. Сопротивление организма стрессору падает ниже нор-мы.
• Стадия резистентности (устойчивости). Характеризуется прекращением секреции из гипоталамуса соматотропного и гонадотропных гормонов, значительным увеличением размеров надпочечников. Особенно увеличивается кора надпочечников, что сопровождается усилением в ней выработки гормона стресса (кортизола), резким повышением его концентрации в крови, следствием чего является мобилизация адаптационных резервов организма. Сопротивление организма стрессору поднимается значительно выше нормы. В зависимости от силы повреждающего агента на этой стадии происходит либо увеличение сопротивляемости организма и восстановление исходного состояния, либо организм теряет сопротивляемость, что приводит к третьей стадии.
• Стадия истощения. Наблюдается в случае, если стрессор продолжает действовать длительное время, а адаптационные резервы организма исчерпаны. Данная стадия может завершиться гибелью организма.
Экстремальные ситуации, вызывающие стресс, делят на кратковременные и длительные. При кратковременном стрессе срабатывают готовые программы реагирования, а при длительном стрессе требуются адаптационные перестройки функциональных систем, которые иногда могут быть крайне тяжелыми и неблагоприятными для здоровья человека.

стрессоры

Рис. 2. Стадии общего адаптационного синдрома (А)
и основные пути формирования стресс-реакции (Б) (по Г. Селье)
Интенсивное физиологическое и психологическое изучение длительного стресса было начато в связи с подготовкой продолжительных космических полетов. Данные работы позволили более детально исследовать первую стадию стресса — стадию тревоги, выделив в ней три периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям:
• Период активизации адаптационных защитных форм реагирования. У большинства людей характеризуется стеническими эмоциями и повышенной работоспособностью. Однако его продолжительность исчисляется минутами, часами.
• Период формирования нового уровня функционирования. Данный период часто сопровождается ухудшением состояния человека и снижением его работоспособности. Однако иногда при высокой мотивации у человека за счет сверхмобилизации его резервов может поддерживаться достаточно высокая работоспособность. При этом такое перенапряжение чревато последствиями: обострение скрытых заболеваний, появление болезней стресса (сосудистых, воспалительных, психических). В условиях, приближающихся к предельно допустимым, суммарная продолжительность двух первых периодов стресса в совершенно разных стрессогенных ситуациях в среднем одинакова и составляет 11 суток.
• Период неустойчивой адаптации. Он предшествует стадии резистентности и по продолжительности варьирует от 20 до 60 суток.


2.3. Физиологические механизмы стресса
Стереотипный характер общего адаптационного синдрома определяется рядом нервных и нейроэндокринных механизмов (рис. 2 Б).
Во-первых, в результате поступившей от рецепторов информации в коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения — доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма.
Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция: возбуждается гипоталамус, который оказывает влияние на аденогипофиз, заставляя его выделить в кровь большую порцию аденокортикотропного гормона, под влиянием которого надпочечники секретируют катехоламины (адреналин, норадреналин) и глюкокортикоиды (кортизол), т. е. гормоны стресса. Данные гормоны вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться с большей частотой (говорят, что оно выскакивает из груди при страхе, волнении, гневе), повышается артериальное давление (может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ). Кортизол поддерживает повышенный уровень сахара и аминокислот в крови, что в условиях стресса важно для деятельности мозга, сердца и тех органов, на которые выпадает особенно большая нагрузка. Он стимулирует расщепление углеводов и жиров до сахаров и аминокислот в работающих скелетных мышцах, соединительной и лимфоидной тканях, следствием чего становится похудение организма, уменьшение размеров органов иммунной системы, снижение количества лимфоцитов в крови. Поскольку лимфоциты осуществляют иммунные реакции, то уменьшение их количества сопровождается ухудшением иммунной защиты организма и ослаблением сопротивляемости инфекциям. В то же время в очагах воспаления кортизол уменьшает воспалительные реакции: он укрепляет лизосомы клеток и этим препятствует выходу из них ферментов, расщепляющих белки и повышающих проницаемость сосудов, в результате чего стихает боль, уменьшается краснота и отечность. Изъязвление слизистой оболочки желудка и кишечника при стрессе имеет чисто нервную природу.
Как только содержание катехоламинов и глюкокортикоидов в крови достигает верхней границы нормы, то срабатывает закон обратной связи. Проникая через гематоэнцефалический барьер в спинномозговую жидкость и мозг, они тормозят деятельность гипоталамуса. Автоматически приостанавливается образование аденокортикотропного гормона, и его уровень в крови снижается.
При длительных и угрожающих жизни стрессогенных воздействиях в механизме обратной связи, прерывающей секрецию катехоламинов и глюкокортикоидов, могут возникать сбои, когда взаимодействие между нервными и химическими механизмами разлаживается. Обнаружено, что в таких условиях эти гормоны связываются с белком крови — транскортином. Данное соединение задерживается гематоэнцефалическим барьером, поэтому в мозг перестает поступать информация об избытке гормонов стресса в крови, и секреция аденокортикотропного гормона не прерывается.
В-третьих, если обратная отрицательная связь не срабатывает, тогда начинается следующая стадия стресса — стадия истощения. В кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Избыточное накопление этих гормонов во внутренней среде организма ведет к расстройству функций разных органов и их систем.
2.4. Последствия влияния стресса на организм человека
Стресс влияет на эффективность деятельности. При высоком уровне стрессовой напряженности снижается работоспособность, причем сначала нарушаются более сложные формы деятельности, например, такие как операции по наведению на цель, сложные координационные движения. Выполнение простых
действий, например сенсомоторная реакция, реакции на аварийный сигнал, в этих условиях может улучшаться.
Стресс по-разному влияет на когнитивные процессы. Как правило, увеличивается сенсорная чувствительность, улучшается способность к распознаванию сигнала, расширяется поле зрения. Однако опять же нарушаются более сложные интегративные процессы (сложное опознание, науче-ние), увеличиваются ошибки памяти, возможна гиперактивность мышления (навязчивые мысли, бесполезное фантазирование), уход от решения стрессогенных проблем (решение побочных замещающих проблем или уменьшение активности мышления).
Для человека самыми частыми стрессорами являются эмоциональные раздражители, которые могут вызывать развитие психосоматических заболеваний, например язвы желудка или двенадцатиперстной кишки. Экспериментально было доказано, что такого рода заболевания имеют чисто нервную природу. Крыс подвергали стрессу путем лишения возможности двигаться, для этого запирали их на несколько часов в узкой трубе. Последствием такого эксперимента становилось образование язв желудка. Объясняется данный факт тем, что при стрессе происходит мобилизация сил организма, которая сопровождается активацией симпатической нервной системы, что, в свою очередь, приводит к уменьшению кровообращения в сосудах желудка, а вследствие этого уменьшается образование клетками желудка защитной слизи. Поэтому постоянно образующаяся в желудке соляная кислота повреждает его слизистую оболочку и кровеносные сосуды. Кроме того, данный эффект усиливается из-за того, что компенсаторно вслед за симпатической активацией повышается активность парасимпатической нервной системы (блуждающий нерв), которая стимулирует выделение соляной кислоты.
Развитию стресса способствуют не только неприятные события. В качестве доказательства этого утверждения Селье приводил следующий пример: мать, получившая известие о гибели сына, переживает сильнейший стресс. Но если через какое-то время окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно вернется к матери, то она снова перенесет стресс. В этот же ряд можно поставить сообщение о смерти в 1997 году пожилой
жительницы Еревана, испытавшей чрезвычайное потрясение
от того, что после многомесячного отсутствия электроэнергии в ее доме неожиданно снова появился свет.
Существует несколько способов нормализации состояния организма после стресса, например занятия спортом, хобби и другая приятная творческая деятельность. Важный способ — активизация чувства юмора, т. к. смех приводит к падению тревожности. После того как человек посмеялся, наступает релаксация (расслабление мышц), деятельность сердца нормализуется.

2.5. Биологическое значение стресса

Стресс рассматривают как нормальное явление в здоровом организме. Он обеспечивает адаптацию к новым физическим и психическим воздействиям, способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Поэтому стресс является защитным механизмом биологической системы.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.