На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология функциональных состояний - Боль
Психофизиология функциональных состояний - Боль
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология функциональных состояний
Сон
Стресс
Боль
Все страницы

 

3. Психофизиология боли

Согласно общепринятому мнению, боль — это ощущение организма. Однако некоторые авторы предлагают рассматривать боль как психофизиологическое состояние, сопровождаемое изменениями деятельности различных органов и систем органов, возникновением эмоций и мотиваций. Вместе с тем эмоции и мотивации возникают очень часто и в других ситуациях (голод, опасность, неприятное сообщение и др.), при этом состояние организма также сильно изменяется. Поэтому такой подход считается несостоятельным.
Боль имеет сигнальное значение для организма, т. е. она сообщает организму о происходящих в нем изменениях. Таким образом, боль является не причиной, а следствием изменения состояния организма.
Боль — неприятное ощущение, возникающее в результате действия сверхсильных раздражителей, повреждения тканей и органов организма или их кислородного голодания.
Современной является теория специфичности боли, суть которой состоит в том, что боль — это независимое ощущение
со своим собственным специализированным нервным аппаратом из рецепторов, проводящих путей и центров. Рецепторы, реагирующие на сверхсильные стимулы, называются ноцицепторами, а активируемые ими нейронные структуры — ноцицептивной системой.
Типы боли по месту локализации:
• соматическая боль — если возникает в коже, то ее называют поверхностной; если в мышцах, костях, суставах или соединительной ткани — глубокой;
• висцеральная боль — возникает во внутренних органах, например при растяжении или спазмах полых органов брюшной полости.
Типы боли по продолжительности:
• острая боль — обладает четкой сигнальной и предупреждающей функцией и быстро исчезает после устранения причины повреждения;
• хроническая боль — обладает устойчивостью и периодической повторяемостью.
Компоненты боли:
• сенсорный — ноцицепторы возбуждаются при воздействии сверхсильного раздражителя и передают информацию о местоположении, начале и конце действия раздражителя, его интенсивности, а организм осознает эту информацию в виде ощущения;
• аффективный или эмоциональный — вызываемые болью аффекты или эмоции носят исключительно неприятный характер, боль портит самочувствие человека и мешает жить;
• вегетативный — реакции организма на болевую стимуляцию проявляются в виде рефлексов вегетативной нервной системы (расширение или сужение сосудов, учащение или урежение частоты пульса и дыхания, изменение потоотделения, тошнота и др.);
• психомоторный — проявляется как рефлекс избегания или защиты от действующего раздражителя.
В организме имеется не только ноцицептивная, но и антиноцицептивная (обезболивающая) система.
Антиноцицептивная система предотвращает перевозбуждение ноцицептивных систем. Она представляет собой совокупность структур, расположенных на разных уровнях центральной нервной системы. Первый уровень включает структуры спинного мозга и ретикулярной формации среднего мозга. В гипоталамусе располагается второй уровень. Третий уровень представлен соматосенсорной зоной коры больших полушарий головного мозга, которой отводится ведущая роль в формировании антиболевых реакций.
Особое значение в угнетении болевых ощущений имеют опиатные рецепторы, расположенные во многих тканях организма, но преимущественно на разных уровнях центральной нервной системы. Данные рецепторы связываются в организме с вырабатываемыми опиоидными веществами (эндорфины, энкефалины, динорфины), что приводит к возникновению пре- и постсинаптического тор-можения в ноцицептивной системе, в результате чего угнетаются болевые ощущения. Кроме того, в механизме регуляции болевой чувствительности участвуют и неопиоидные пептиды (нейротензин, ангиотензин II, кальцитонин, холецистокинин), которые также оказывают тормозной эффект на проведение болевых импульсов. Все эти вещества образуются в центральной нервной системе и эндокринной системе желудочно-кишечного тракта.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение функционального состояния.
2. Дайте определение бодрствования.
3. Что такое реакция активации?
4. Перечислите виды реакции активации.
5. Что такое индивидуальный уровень активации?
6. Какие различия существуют между индивидами с высоким и низким уровнем активации?
7. Объясните суть закона Йеркса и Додсона.
8. Что такое оптимум активации?
9. Дайте определение сна.
10. Расскажите о механизмах сна.
11. Охарактеризуйте фазы и стадии сна.
12. Раскройте основной смысл теорий сна.
13. Дайте определение стресса и дистресса по Селье.
14. Что такое стресс в современном понимании?
15. Охарактеризуйте стадии общего адаптационного синдрома.
16. Дайте классификацию и характеристику стрессоров и видов стресса.
17. Объясните физиологические механизмы стресса.
18. Опишите последствия влияния стресса на организм человека. В чем биологическое значение стресса?
19. Дайте определение боли.
20. Охарактеризуйте классификации типов боли.
21. Перечислите компоненты боли.
22. Объясните суть ноцицептивной и антиноцицептивной систем.
Список рекомендуемой литературы
1. Александров Ю. И. Основы психофизиологии. М. : ИНФРА-М, 1997. 340 с.
2. Александров Ю. И. Психофизиология. СПб. : ПИТЕР, 2004. 496 с.
3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 225 с.
4. Баринова М. О., Зарипов В. Н. Основы психофизиологии : метод. рекомендации. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2006. 51 с.
5. Блок В. Уровни бодрствования и внимание // Экспериментальная психология. 1970. Вып. 3. С. 97—146.
6. Греченко Т. Н. Психофизиология. М. : Гардарики, 1999. 196 с.
7. Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.
8. Илюхина В. А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. СПб. : Н-Л, 2010. 368 с.
9. Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.
10. Николаева Е. И. Психофизиология : психологическая физиология с основами физиологической психологии. СПб. : ПЭР СЭ, 2008. 624 с.
11. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения нервной деятельности. М. : Медгиз, 1952. 505 с.
12. Селье Г. Стресс без дистресса. М. : Прогресс, 1982. 238 с.
13. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М. : Прогресс, 1982. 330 с.
Источник: Баринова М. О. Психофизиология : текст лекций / М. О. Баринова. — Иваново : Иван. гос. ун-т, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-7807-1088-8



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.