Страница 1 из 4 Жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги. А. Шопенгауэр Цель: повысить уровень теоретических знаний о функциональных состояниях организма, осмыслить биологическое значение для организма сна, стресса и боли. План лекции 1. Понятие о функциональных состояниях организма. 2. Психофизиология стресса. 3. Психофизиология боли.
Понятие о функциональных состояниях организма
Функциональное состояние — определенная активность структур головного мозга, на фоне которой протекает любая деятельность организма. Исследователи выделяют два основных функциональных состояния организма — бодрствование и сон.
1.1. Характеристика бодрствования
Бодрствование — поведенческое проявление активности нервной системы как результат приспособления организма к изменяющимся условиям существования. В концепции, предложенной В. Блоком в 1970 году, состояние бодрствования описывалось как континуум активации, т. е. в виде непрерывного ряда состояний активности — от комы до аффекта. Согласно данной концепции можно выделить два типа процесса активации: общее повышение активности мозговых структур и частное изменение активности в отдельных областях коры или подкорковых структурах, связанных с процессами внимания (Блок В., 1970). Исследования, проведенные П. К. Анохиным в 1968 году и представленные в виде разработанной им теории функциональных систем, опровергли концепцию о существовании единой активационной системы и показали, что в основе различных видов поведения человека лежат разные активационные процессы (Анохин П. К., 1975). В настоящее время выделяют две основные активи-рующие системы: первая обусловлена функционированием ретикулярной формации ствола мозга, префронтальных и премоторных отделов левого полушария; вторая — функционированием ептогиппокампальных структур. На поведенческом уровне работа первой активирующей системы проявляется в виде общего уровня активности человека, а работа второй — как изменение его эмоционально-личностной сферы. Реакция активации — увеличение возбудимости, лабильности и реактивности тех нервных структур, в которых она представлена. Реакцию активации можно вызвать воздействием раздражителей на органы чувств или электрической стимуляцией ретикулярной формации. О ее появлении можно судить по изменению структуры электроэнцефалограммы. В условиях сна реакция активации означает переход от глубоких стадий сна к поверхностным или полное пробуждение от сна. В условиях спокойного бодрствования реакция активации представлена блокадой (десинхронизацией) альфа-ритма и/или усилением бета- и гамма-колебаний (Данилова Н. Н., 2012). Реакция активации многокомпонентна, помимо электроэнцефалографических, она включает вегетативные, моторные, биохимические и другие изменения. При этом различают локальную (местную) активацию, которая охватывает ограниченные зоны мозга и определяет селективный, избирательный характер внимания, и генерализованную (общую) активацию, которая охватывает мозг в целом, что свидетельствует об изменении уровня активации, или функционального состояния организма. В настоящее время считают, что существуют более или менее стабильные индивидуальные различия в уровне активации. Некоторые индивиды постоянно находятся на высоком уровне активации, в то время как для других характерен постоянно низкий уровень активации. Индивидуальный уровень активации — уровень неспецифической активации и функционального состояния, который наиболее часто наблюдается у конкретного человека во время бодрствования. В исследованиях было установлено (Николаева Е. И, 2008), что люди с низким уровнем активации на действие раздражителей большой интенсивности отвечают появлением оборонительных реакций, характеризуются высоким со-держанием в мозге фермента моноаминоксидазы. Люди с высоким уровнем активации реагируют по ориентировочному типу, и у них низкая концентрация данного фермента. Фермент моноаминоксидаза содержится в митохондриях нейронов и подавляет секрецию нейромедиаторов внутри нейрона: норадреналина, дофамина, серотонина, которые относятся к эндорфинам («гормоны удовольствия»). Уменьшение выработки моноаминоксидазы приводит к возрастанию концентрации в мозге эндорфинов, что сопровождается стремлением к поиску новых ощущений и переживаний, тормозит негативные эмоции и оказывает антидепрессивное влияние. Поэтому представляется возможным, что положительное отношение к учебному процессу и творчеству определяется, в том числе, и высоким уровнем эндорфинов. Согласно данным Я. Стреляу (1982), свойством низкой активированности обладают интроверты, нейротики, высокоэмоциональные индивиды, избегающие поиска дополнительных ощущений, со слабой нервной системой, высокореактивные и высокотревожные субъекты, с заторможенным темпераментом и тенденцией к отказу от взаимодействия. Лица, обладающие подобными чертами темперамента, чаще испытывают отрицательные эмоции, тревожность, страх. Индивиды с противоположными свойствами темперамента характеризуются высокой активированностью, и соответственно их эмоции отличаются положительным тоном. Существование различных уровней активации связывают с преобладанием определенной структуры головного мозга. Так, доминирование информационных систем мозга обуславливает реагирование по ориентировочному типу, в то время как активация лимбической системы мозга сопровождается оборонительным рефлексом. При пассивной форме оборонительного рефлекса основной вклад в реакцию вносит миндалина, и при этом доминирующими эмоциями становятся тревожность и страх. Активная форма оборонительного рефлекса определяется функциями лобной коры и гипоталамуса и проявляется в эмоциях гнева и агрессии. Регуляция функциональных состояний и поведения человека подчиняется закону Р. М. Йеркса и Дж. Д. Додсона (1908): для каждого типа заданий существует свой оптимум активации, под которым понимают определенное благоприятное состояние напряжения, обеспечивающее наиболее успешное выполнение задания. Графически данный закон описывается колоколообразной кривой, которую называют обратной U-образной зависимостью. На практике она проявляется в низкой эффективности любой деятельности как при сильном возбуждении, так и при полном расслаблении. При оптимуме активации отмечаются самые высокие показатели выполнения заданий. В регуляции бодрствования главным образом участвует ретикулярная формация ствола мозга, которая связана со всеми отделами коры головного мозга с помощью диффузной неспецифической проекционной афферентной системы. Она оказывает активирующее восходящее влияние на кору больших полушарий. Раздражение ретикулярной формации вызывает реакцию пробуждения, а на электроэнцефалограмме — десинхронизацию альфа-ритма и ориентировочный рефлекс. Кроме ретикулярной формации за регуляцию уровня бодрствования отвечают структуры базальной области переднего мозга. Так, стимуляция базального ядра Мейнерта усиливает кровоток в коре больших полушарий головного мозга. К другим структурам, участвующим в регуляции бодрствования, относятся органы лимбической системы (гипоталамус, гиппокамп, миндалина и др.). Таким образом, ретикулярная формация имеет организующее значение в регуляции функционального состояния мозга, формируя определенную фоновую активность, а остальные структуры включаются в модуляцию этого состояния, обуславливая конкретный уровень активации.
|