На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология функциональных состояний
Психофизиология функциональных состояний
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология функциональных состояний
Сон
Стресс
Боль
Все страницы

Жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги.
А. Шопенгауэр
Цель: повысить уровень теоретических знаний о функциональных состояниях организма, осмыслить биологическое значение для организма сна, стресса и боли.
План лекции
1. Понятие о функциональных состояниях организма.
2. Психофизиология стресса.
3. Психофизиология боли.

Понятие о функциональных состояниях организма

Функциональное состояние — определенная активность структур головного мозга, на фоне которой протекает любая деятельность организма.
Исследователи выделяют два основных функциональных состояния организма — бодрствование и сон.

 

1.1. Характеристика бодрствования

Бодрствование — поведенческое проявление активности нервной системы как результат приспособления организма к изменяющимся условиям существования.
В концепции, предложенной В. Блоком в 1970 году, состояние бодрствования описывалось как континуум активации, т. е. в виде непрерывного ряда состояний активности — от комы до аффекта. Согласно данной концепции можно выделить два типа процесса активации: общее повышение активности мозговых структур и частное изменение активности в отдельных областях коры или подкорковых структурах, связанных с процессами внимания (Блок В., 1970).
Исследования, проведенные П. К. Анохиным в 1968 году и представленные в виде разработанной им теории функциональных систем, опровергли концепцию о существовании единой активационной системы и показали, что в основе различных видов поведения человека лежат разные активационные процессы (Анохин П. К., 1975).
В настоящее время выделяют две основные активи-рующие системы: первая обусловлена функционированием ретикулярной формации ствола мозга, префронтальных и премоторных отделов левого полушария; вторая — функционированием ептогиппокампальных структур. На поведенческом уровне работа первой активирующей системы проявляется в виде общего уровня активности человека, а работа второй — как изменение его эмоционально-личностной сферы.
Реакция активации — увеличение возбудимости, лабильности и реактивности тех нервных структур, в которых она представлена.
Реакцию активации можно вызвать воздействием раздражителей на органы чувств или электрической стимуляцией ретикулярной формации. О ее появлении можно судить по изменению структуры электроэнцефалограммы. В условиях сна реакция активации означает переход от глубоких стадий сна к поверхностным или полное пробуждение от сна. В условиях спокойного бодрствования реакция активации представлена блокадой (десинхронизацией) альфа-ритма и/или усилением бета- и гамма-колебаний (Данилова Н. Н., 2012).
Реакция активации многокомпонентна, помимо электроэнцефалографических, она включает вегетативные, моторные, биохимические и другие изменения.
При этом различают локальную (местную) активацию, которая охватывает ограниченные зоны мозга и определяет селективный, избирательный характер внимания, и генерализованную (общую) активацию, которая охватывает мозг в целом, что свидетельствует об изменении уровня активации, или функционального состояния организма.
В настоящее время считают, что существуют более или менее стабильные индивидуальные различия в уровне активации. Некоторые индивиды постоянно находятся на высоком уровне активации, в то время как для других характерен постоянно низкий уровень активации.
Индивидуальный уровень активации — уровень неспецифической активации и функционального состояния, который наиболее часто наблюдается у конкретного человека во время бодрствования.
В исследованиях было установлено (Николаева Е. И, 2008), что люди с низким уровнем активации на действие раздражителей большой интенсивности отвечают появлением оборонительных реакций, характеризуются высоким со-держанием в мозге фермента моноаминоксидазы. Люди с высоким уровнем активации реагируют по ориентировочному типу, и у них низкая концентрация данного фермента.
Фермент моноаминоксидаза содержится в митохондриях нейронов и подавляет секрецию нейромедиаторов внутри нейрона: норадреналина, дофамина, серотонина, которые относятся к эндорфинам («гормоны удовольствия»). Уменьшение выработки моноаминоксидазы приводит к возрастанию концентрации в мозге эндорфинов, что сопровождается стремлением к поиску новых ощущений и переживаний, тормозит негативные эмоции и оказывает антидепрессивное влияние. Поэтому представляется возможным, что положительное отношение к учебному процессу и творчеству определяется, в том числе, и высоким уровнем эндорфинов.
Согласно данным Я. Стреляу (1982), свойством низкой активированности обладают интроверты, нейротики, высокоэмоциональные индивиды, избегающие поиска дополнительных ощущений, со слабой нервной системой, высокореактивные и высокотревожные субъекты, с заторможенным темпераментом и тенденцией к отказу от взаимодействия. Лица, обладающие подобными чертами темперамента, чаще испытывают отрицательные эмоции, тревожность, страх. Индивиды с противоположными свойствами темперамента характеризуются высокой активированностью, и соответственно их эмоции отличаются положительным тоном.
Существование различных уровней активации связывают с преобладанием определенной структуры головного мозга. Так,
доминирование информационных систем мозга обуславливает реагирование по ориентировочному типу, в то время как активация лимбической системы мозга сопровождается оборонительным рефлексом. При пассивной форме оборонительного рефлекса основной вклад в реакцию вносит миндалина, и при этом доминирующими эмоциями становятся тревожность и страх. Активная форма оборонительного рефлекса определяется функциями лобной коры и гипоталамуса и проявляется в эмоциях гнева и агрессии.
Регуляция функциональных состояний и поведения человека подчиняется закону Р. М. Йеркса и Дж. Д. Додсона (1908): для каждого типа заданий существует свой оптимум активации, под которым понимают определенное благоприятное состояние напряжения, обеспечивающее наиболее успешное выполнение задания.
Графически данный закон описывается колоколообразной кривой, которую называют обратной U-образной зависимостью. На практике она проявляется в низкой эффективности любой деятельности как при сильном возбуждении, так и при полном расслаблении. При оптимуме активации отмечаются самые высокие показатели выполнения заданий.
В регуляции бодрствования главным образом участвует ретикулярная формация ствола мозга, которая связана со всеми отделами коры головного мозга с помощью диффузной неспецифической проекционной афферентной системы. Она оказывает активирующее восходящее влияние на кору больших полушарий. Раздражение ретикулярной формации вызывает реакцию пробуждения, а на электроэнцефалограмме — десинхронизацию альфа-ритма и ориентировочный рефлекс.
Кроме ретикулярной формации за регуляцию уровня бодрствования отвечают структуры базальной области переднего мозга. Так, стимуляция базального ядра Мейнерта усиливает кровоток в коре больших полушарий головного мозга. К другим структурам, участвующим в регуляции бодрствования, относятся органы лимбической системы (гипоталамус, гиппокамп, миндалина и др.).
Таким образом, ретикулярная формация имеет организующее значение в регуляции функционального состояния мозга, формируя определенную фоновую активность, а остальные структуры включаются в модуляцию этого состояния, обуславливая конкретный уровень активации.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.