На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности
Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология

В связи с развитием технологий и появлением всё более и более сложной техники, а также с появлением новых профессий предъявляются к психофизиологическим возможностям и психическим качествам работающего человека всё более жёсткие требования. Это вызывает необходимость применения психофизиологических методов в психологии труда и ведёт к разработке объективных и количественных критериев психофизиологического отбора. Разработка методических приёмов отбора основана на знании психофизиологической природы применяемых исследований и установленных теоретических концепциях.


Ранее процесс профессионального отбора специалиста состоял в процедуре выявления имеющихся знаний, навыков и умений человека. В настоящее время эта процедура заменена на систему проверки и измерения у данного субъекта его способности приобретать новые, специфические для данной деятельности, функции и навыки, а также способность к обучению. Дополнительно в систему профессионального отбора специалиста включаются испытания, позволяющие оценивать индивидуально-психологические и личностные качества человека, поддающиеся целенаправленному воздействию или воспитанию, или являются более стойкими и практически не изменяемыми под влиянием жизненного опыта человека. Не изменяемые качества человека связаны с нейрофизиологическими особенностями субъекта и характеризуются как «психофизиологические качества индивидуальности»: самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, объём и распределение внимания, переключаемость внимания и т.п. Эти качества и определяющие их свойства нервной системы поддаются экспериментальному изучению и количественной оценке Профессиональный отбор специалистов включает методы определения основных и частных (парциальных) свойств нервной системы и методы определения вегетативной регуляции (параметры пульса, дыхания и кожногальванического рефлекса).
Психофизиологическая система профессионального отбора специалистов использует хорошо проработанные теоретические и практические представления о связи силы нервной системы: с концентраций внимания, с порогами ощущения, с зависимости скорости переключения с одной деятельности на другую, со спонтанной отвлекаемостью и помехоустойчивостью, с подвижностью нервных процессов в микроинтервалах времени, уравновешенностью нервных процессов и отношения силы нервной системы по отношению к возбуждению, влияния на пропускную способность оператора и реакцию на предвиденные стимулы, на появление периода «психической рефрактерности», принятие логических решений, подвижности и уравновешенности нервных процессов, с отношением к процессу возбуждения или к процессу торможения.
Количество профессионально-значимых психофизиологических свойств нервной системы в дальнейшем были расширены за счёт включения в систему профессионального отбора специалистов параметра «концентрируемость нервных процессов». Этот параметр судит о реакциях субъекта на особые ситуации, например срабатывание аварийной сигнализации при дежурствах у распределительных щитов электростанций («сверхсильные раздражители»). Дополнительным, важным в практической деятельности профессионального отбора специалиста является такое свойство нервной системы, как «стойкость» однажды образованных связей, составляющая основу длительности запоминания.
Если не включать оценку этих свойств в систему профессионального отбора специалистов, то невозможно будет предвидеть и объяснять особенности поведения человека в различных ситуациях, так как каждая ситуация предъявляет к нему ряд специфических требований. В экстремальной ситуации, вызывающую состояние стресса или напряжённости, значимость свойств нервной системы значительно увеличивается, и здесь ведущую роль приобретают врождённые свойства нервной системы. Е.А. Климов (1969) выявил, что в случаях, когда отсутствуют экстремальные условия, возможна компенсация недостающих качеств. Лица с различной силой нервной системы одинаково профессионально успешны, поэтому полученные результаты исследований формирования специфических психофизиологических приспособительных механизмов подтвердили пригодность лиц со слабой нервной системой и для профессии водителя.
Способствовать субъекту подобрать пути и способы компенсации недостающих у него качеств там, где эта необходимо и возможно, а также профессинально сориентироваться поможет определение заложенных в него необходимых в конкретных ситуациях качеств. Это является основным смыслом изучения в практических целях свойств нервной системы у человека.
Современные исследования по психологическому или профессиональному отбору специалистов основываются на методологии и принципах системно-структурного подхода в оценке функционального соответствия компонентов системы «человек - техника - профессиональная среда». Это означает необходимость полных знаний структурной взаимосвязи профессионально значимых статистических и динамических свойств и качеств личности, параметров структуры и условий её деятельности, показателей её надёжности и эффективности .
Основой для дифференциальной психофизиологии и профессионального отбора специалистов стали результаты исследований проблем индивидуальности и психофизиологии в работах B.C. Мерлина (1986), В.Д. Небылицына (1976), В.М. Русалова (1979), Б.М. Теплова (1961) и их учеников. Разработанные ими методики стали широко применяться при решении основных задач в психологии труда.
Источник: Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Общая и прикладная психофизиология: учебное пособие. —СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. — 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.