На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Методы НЛП в повышении эффективности различных этапов профессиональной деятельности психолога и менеджера
Методы НЛП в повышении эффективности различных этапов профессиональной деятельности психолога и менеджера
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология

2.1. НЛП-технология развития компетентности психолога и менеджера в постановке целей и задач

Любые достижения в жизни человека, в том числе и профессиональные, начинаются с цели. Целеустремленность и целенаправленность являются важнейшими характеристиками человека как субъекта деятельности. В разных ситуациях цель может осознаваться лучше или хуже, специально обдумываться или присутствовать как довольно туманное представление о том, чего человек хочет достичь. В процессе НЛП-моделирования опыта людей, умеющих реализовывать самые смелые проекты, воплощение которых не только повышает качество собственной жизни и жизни окружающих, но и приносит истинное удовлетворение, ощущение личностного роста и продвижения в направлении самореализации, было выявлено, что «правильно» поставленная цель — необходимое условие результативности всего процесса ее достижения.

Следует заметить: не всё, что человек считает целью, таковой является. В психологии под целью понимается субъективный образ предполагаемого результата. Психологически корректно поставленная цель выполняет функции ориентировки в планировании и реализации задуманного, мотивирования человека на выполнение работы; цель выступает необходимой составляющей процесса оценивания эффективности деятельности. Такая цель должна соответствовать ряду критериев, совокупность которых в НЛП получила название «спецификация цели» [44; 53].
Прежде чем рассмотреть составляющие спецификации цели, отметим, что в работе психолога умение ставить и правильно формулировать цели — не только необходимое условие выстраивания собственной профессиональной деятельности. Работая с запросом клиента, психолог во время первой встречи помогает уточнить, а зачастую и определить, какого результата тот ждет от процесса консультирования, корректирует ожидания клиента и помогает ему поддерживать ресурсное состояние, основанное на уверенности в достижимости результата. Кроме того, ряд запросов напрямую связан с поиском клиентом значимых целей и оптимизацией его целевой системы. Умение специфицировать цель клиента, таким образом, повышает эффективность процесса консультирования и расширяет арсенал профессиональных компетенций психолога.
И. С. Якиманская и А. М. Молокостова отмечают, что разъяснение целей персоналу является важнейшей функцией руководства, качественное выполнение которой вызывает естественное воодушевление коллектива [66]. Опыт изучения самообучающихся организаций, которые на сегодняшний день выступают эталоном функционирования любого предприятия, свидетельствует о том, что общее представление о целях и будущем компании — необходимый компонент эффективной корпоративной культуры [40]. Таким образом, умение психологически грамотно транслировать организационные цели сотрудникам и навык постановки задач, которые соответствуют тем же требованиям спецификации, — важная профессиональная компетенция менеджера.
Обратимся к рассмотрению основных требований спецификации цели.
1. «Владение целью». Данный критерий означает, что человек должен иметь возможность самостоятельно влиять на достижение цели, продвигаясь к ней либо самостоятельно, либо осуществляя руководство другими (как, например, менеджер в своей работе). Точнее сказать, целью только и является такой предполагаемый результат, достижение которого зависит от субъекта. Не соответствующее этому пункту желание может рассматриваться как мечта, реализация которой представляет собой результат удачного стечения обстоятельств. Пример: «Я хочу, чтобы сотрудники, наконец, начали работать самостоятельно». Ответственность за достижение цели в данном примере перекладывается на других людей. Это не означает, что, если цель сформулирована подобным образом, от ее достижения следует отказаться. Это означает, что она нуждается в доработке. Грамотный консультант в подобном случае обязательно спросит: «Что вы для этого можете сделать?» Ответ на этот вопрос направляет внимание клиента на то, чем он может управлять: «Я могу пересмотреть, каким образом делегирую ответственность своим подчиненным».
2. «Утвердительность формулировки». Формулировка цели как словесное выражение ее сути, концентрирующее сознательные и бессознательные ресурсы субъекта, в соответствии с определением должна содержать описание желаемого результата. Однако зачастую формулировка содержит констатацию проблемного состояния («Яхочу искоренить опоздания в коллективе», «Яхочу перестать нервничать по поводу работы»). Слова «искоренить» и «перестать» не меняют психологического смысла высказывания, поскольку не только слова, но и образы, в которых разворачивается цель, выражают не желаемые субъектом состояния или ситуации в настоящем или будущем. Трудности, которые возникают при реализации такой цели, обусловлены тем, что субъект не имеет надежного ориентира в процессе достижения результата (в формулировке отсутствуют слова, описывающие его), а также тем, что фиксация на проблеме препятствует доступу к ресурсам, необходимым для достижения результата. Устранить эти недостатки помогают вопросы: «Что именно вы хотите получить в результате?»; «Что вы хотите испытывать по поводу вашей работы?»
3. «Сенсорность цели». Для того чтобы цель имела серьезные шансы на воплощение, она должна рисовать ясные перспективы будущего, «показывать» субъекту результат, который может быть зафиксирован его органами чувств (его можно увидеть, услышать, потрогать, ощутить) и в каких-либо единицах измерен. Например, цель «Я хочу достичь карьерного успеха» так туманно заявлена, что даже уточняющие вопросы консультанта способны поставить клиента в тупик, не говоря уже о его реальных усилиях, которые непонятно к чему и в каком направлении нужно приложить. Опыт консультирования свидетельствует о том, что конкретизации подобных формулировок с помощью вопросов «В чем могут выразиться результаты вашей карьеры?», «Как вы узнаёте, что уже достигли карьерного успеха?» порой приходится посвящать отдельную, а иногда и не одну, встречу с клиентом.
4. «Подходящий контекст реализации цели». Грамотно поставленная цель должна надежно ориентировать субъекта в пространственно-временньгх координатах, т. е. содержать ответы на следующие вопросы: «В каких ситуациях и обстоятельствах моей жизни желаемый результат будет уместен?» и «К какому сроку я планирую полностью достичь этого результата?» Людям не всегда очевидно, что, будучи достигнутой в точном соответствии с формулировкой, цель «Хочу быть лидером во всем!» создаст определенные неудобства, которые менеджер оценит, когда окажется, что он в конфликте с руководителем и полностью подавил инициативу своих сотрудников. Вопрос, помогающий скорректировать цель в данном случае: «В каких конкретно ситуациях вы хотите проявлять лидерскую позицию, а в каких ситуациях был бы более эффективен иной подход?»
Временная определенность предполагаемого результата («Хочу завтра договориться с директором о внеочередном отпуске») совсем иначе ориентирует человека в процессе реализации любых, особенно отдаленных, целей, позволяя оперативно определять переход с одного этапа деятельности на другой и своевременно организовывать необходимые ресурсы.
5. «Доступ к ресурсам». О ресурсах, конечно, нужно сказать особо. В спецификацию целей входит принцип: «Достижение цели зависит от доступа к ресурсам». Ресурсы личности располагаются на всех уровнях ее опыта, и если в контексте достижения цели они согласуются между собой, — появляется мощная мотивация к соответствующей деятельности, повышается уверенность человека в собственной способности достичь желаемого и весь его потенциал направляется на соответствующее достижение. Но так, к сожалению, бывает не всегда. Случается, что человек хочет развить свои коммуникативные навыки, но вместо реального взаимодействия с людьми часами просиживает за компьютером, вычитывая все новые и более проверенные временем рецепты эффективного общения. Или: человек стремится к самореализации, но абсолютно не представляет, что для этого нужно предпринять. Поэтому усилия НЛП-консультанта в работе с ресурсами клиента направлены, во- первых, на их «инвентаризацию» и осознание клиентом своего потенциала на каждом из уровней, во-вторых, на их интеграцию в контексте заявленной цели, что может происходить как в формате консультирования, так и в формате психотерапевтической работы.
Вопросы, адресованные ресурсам, могут звучать так: «Что вам нужно для быстрого достижения цели?», «Чего вам не хватало для того, чтобы, уже достичь цели?»
6. «Экологичность цели». Очень важные вопросы, которыми обязательно задастся НЛП-консультант, прежде чем начать какую бы то ни было работу с запросом клиента, — «Насколько экологично впишется желаемый результат в жизнь клиента?», «Удастся ли ему, достигнув результата, сохранить все преимущества нынешнего положения?», «Не обернется ли желаемое достижение отдаленными негативными последствиями или потерями в других, напрямую не связанных с конкретной целью сферах его жизни?» Эти вопросы составляют суть так называемой экологической проверки результата, которая осуществляется и в начале работы с клиентом, когда только обсуждается цель его прихода к консультанту, и в завершение любой техники НЛП на шаге, который так и называется — «Проверка экологии». Очень важно помнить: насколько бы желаемой ни представлялась нам наша цель, всегда полезно, представив, что она уже реализована, задать себе вопросы: «Что в моей жизни может осложниться благодаря тому, что я достиг этого результата?», «Какие важные для меня отношения могут ухудшиться из-за этого достижения?»
Описанным выше критериям должна соответствовать каждая из поставленных нами целей. Можно сказать, что только в том случае, если цель соответствует всем требованиям спецификации, она и является целью. И только в этом случае и практикующий психолог, и менеджер смогут организовать свою профессиональную деятельность на высоком уровне.

2.2. НЛП-анализ грамотной мотивации в работе психолога и менеджера

Преобладание нематериальных стимулов над материальными рассматривается В. Н. Черепановой и О. В. Устиновой в ряду других отличительных особенностей, позволяющих выделить менеджеров в особую социально-профессиональную группу [61]. Особым талантом, который должен стать профессионально важным качеством менеджера, является его умение мотивировать сотрудников на решение поставленных перед ними задач. Как известно, мотивация не бывает внешней, следовательно, умение мотивировать предполагает создание таких условий для другого человека, когда он самостоятельно захочет идти к цели, преодолевать препятствия на пути к ней и будет стремиться выполнить работу как можно лучше.
В нейролингвистическом программировании хорошо изучена внутренняя структура мотивации и предложена обучающая технология грамотной самомотивации и мотивирования другого человека. Под мотивацией в НЛП понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотивация знаменует переход от обдумывания цели к активным действиям по ее реализации. Мотивация объясняет, почему (для чего) человек совершает действия, в которых нет жизненной необходимости.
Первым условием создания мощной мотивации является обращение к ценностям того человека, которому мотивация адресована. Ценности как феномен, а также их лингвистическое выражение в НЛП исследованы усилиями Р. Дилтса, который предложил модель уровневой организации субъективного опыта человека — модель нейрологических уровней [13]. Р. Дилтс пришел к выводу, что в основу описания структуры субъективного опыта человека может быть положен ценностный критерий и выделил шесть его уровней (рис. 2).
Эти уровни образуют иерархическую структуру, в которой более высокие (глубинные) онтогенетически вырастают из более низких (поверхностных), а сформировавшись, детерминируют нижележащие. При этом принципы организации представлений на каждом из уровней специфичны, подчиняются собственным законам, их актуализация нейрологически обусловлена (сопряжена с различными физиологическими и даже биохимическими реакциями организма и вызывает у нас разной интенсивности эмоции и чувства). Размышляя о чем бы то ни было про себя или вслух, человек обращается к информации различных уровней, и в процессе общения эти уровни можно определить, так как они характерным образом проявляются в его речи [44; 53].

уровни Дилтса

Рис. 2. Модель нейрологических уровней Р. Дилтса

Модель, предложенная Р. Дилтсом, оказалась чрезвычайно востребованной в сфере моделирования и обучения, индивидуального и организационного психологического консультирования, медиации и переговоров, воспитания и коучинга. Так, Е. В. Прокопьева на основании модели нейрологических уровней изучает структуру Я-концепции личности и даже обосновывает саму возможность ее исследования методами НЛП [45; 46].
Кратко рассмотрим содержание каждого из уровней. Окружение объединяет представления человека о тех местах и контекстах, в которых разворачивается его жизнь, о людях и предметах, его окружающих, о времени, в котором разворачиваются события. Лингвистически уровень окружения выражается существительными и наречиями в форме обстоятельств места и времени («Работа забирает у меня много времени», «Завтра на 12 часов назначено совещание»»). Информация, составляющая содержание этого уровня, не является для человека личностно значимой, часто она очевидна для внешнего наблюдателя, и вторжение в этот уровень извне (например, спор о погоде) для собеседника чаще всего проходит «безнаказанным». На уровне окружения мы можем легко сде
лать вид, что согласились с человеком, высказывающим другую, даже противоположную точку зрения, не испытывая внутреннего конфликта и особых эмоций по этому поводу.
Уровень поведения содержит информацию о реализуемой человеком активности. В каждом из контекстов человек что-то делает — работает, размышляет, припоминает ваше имя, планирует завтрашний день. Лингвистически этот уровень выражен глаголами в самых разных формах, по которым мы его и узнаем в речи собеседника. Уровень поведения хоть и является более высоким по отношению к уровню окружения, все еще относится к нижним уровням иерархически устроенного опыта человека, и поэтому замечание, высказанное в форме «Вы опоздали» или «Вы громко разговариваете», адекватным человеком воспринимается достаточно спокойно и не вызывает попыток сражаться с тем, кто это замечание сделал.
Уровень способностей (или стратегий) объединяет представления человека о том, какие способности, знания, умения, навыки, качества и состояния ему присущи, а также о том, как осуществляется та или иная деятельность. Любое поведение может быть реализовано именно благодаря тому, что на этом уровне накоплен опыт. Лингвистически уровень способностей выражается: 1) глаголами «знаю», «могу», «умею», «обладаю» («Я могу делать два дела одновременно»); 2) существительными, обозначающими знания/ умения/способности/качества/навыки/состояния («У меня хороший самоконтроль», «Мне не хватает усидчивости»); 3) наречиями при глаголах («Я быстро запоминаю иностранные слова»; «Я долго принимаю решения»). Уровень способностей уже неочевиден для внешнего наблюдателя; этот уровень является водоразделом между низшими и высшими уровнями.
Уровень убеждений и ценностей будет нас интересовать особо. Ценности (иногда их называют духовными потребностями) представляют собой высшие смыслы и критерии значимости целей и поступков, систему внутренних предпочтений, на основании которых человек делает выбор и принимает решения [34]. Ценности отвечают на вопросы «Что важно? / Ценно? / Значимо? / Главное?» в ситуации, намерении, деятельности. При вербализации ценностей человек использует особую лингвистическую форму — номи- нализации.
Номинализации — это отглагольные существительные (например, «рассказ» — от «рассказывать», «план» — от «планировать», «опоздание» — от «опоздать»). Номинализация представляет собой изменение процесса, выраженного глаголом, на событие, выраженное существительным. В НЛП различают номинализации низкого и высокого уровня (порядка). Все приведенные выше примеры являются номинализациями низкого уровня. Они свидетельствуют об «остановившихся во времени» процессах, являются как бы «стоп-кадрами» произошедшего. Ценности выражаются номина- лизациями высокого уровня: «любовь», «дружба», «здоровье», «стабильность», «благосостояние». М. Холл, Б. Боденхамер, Р. Болстэд и М. Хэмблетт рассуждают о ценностях как о психоэмоциональном феномене, который, будучи номинализацией, «хотя и звучит как вещь или сущность, таковым не является. Наши так называемые "ценности" не обращаются к внешним объектам. Они вместо этого возникают из того, как мы психически или эмоционально оцениваем что-то, приписываем этому важность и затем реагируем на это как на значимое или значительное» [55, с. 161].
Существование, казалось бы, эфемерных ценностей поддерживается и стабилизируется убеждениями — феноменом того же нейрологического уровня. Сущность убеждений по-разному толкуется в общей и социальной психологии [57]. С точки зрения НЛП можно сказать, что убеждения — это вынесенные человеком из собственного опыта благодаря процессу обобщения правила, которые приобретают для него силу объективной закономерности [53].
Следующий уровень в модели Р. Дилтса — личностное своеобразие. Этот уровень хранит информацию и наши представления о том, кем мы являемся и какие мы. «Я — надежный друг», «Я — начинающий и не очень уверенный в себе психолог», «Я — менеджер, стремящийся к профессиональному успеху» — примеры высказываний человека, обращающегося в своем опыте к уровню личностного своеобразия.
Миссия — самый высокий нейрологический уровень в рассматриваемой модели. Его содержание определяется той сверхцелью, на достижение которой мы направляем все наше личностное своеобразие и весь наш уникальный опыт для того, чтобы оставить свой неповторимый след на Земле. Понимание своей миссии является отличительной чертой великих людей, приносит радость и дает ощущение наполненности существования [13].
Вторым условием эффективной мотивации выступает учет метапрограммы, о которой мы намеренно не упоминали в предыдущем разделе, — «Направление мотивации». В рамках данной метапрограммы открыты и описаны два принципиально разных механизма самомотивирования и мотивирования других:
— направление мотивации «К» характеризуется тем, что человек начинает действовать ради достижения результата, который настолько живо и красочно представлен в его фантазии, что он не может дольше ждать. Варианты речевой подстройки: «Это позволит вам...»; «Для достижения успеха...»; «Чтобы сохранить лидирующие позиции.»; «Вы получите следующие выгоды.»;
— направление мотивации «От» характеризуется тем, что человек начинает действовать в результате желания уйти от дискомфорта в настоящем или предотвратить его в будущем. Варианты речевой подстройки в данном случае: «Перестать беспокоиться»; «Не повторять прежних ошибок»; «Не остаться позади всех»; «Лишитесь, упустите возможность»; «Последний шанс».
Таким образом, содержательно качественная мотивация всегда обращена к ценностям человека (семья, успех, любовь, здоровье, развитие, стабильность, свобода, благополучие, уважение, статус, власть, профессионализм, знания, комфорт, взаимопонимание, интерес и т. п.), а по форме учитывает направление мотивации, им предпочитаемое.

2.3. НЛП-обучение психолога и менеджера искусству задавать вопросы

Речь, так же как и невербальные средства выражения, является неотъемлемой частью эффективного общения психолога и менеджера. Отдельные слова могут существенно повлиять на содержание общения. Зачастую, пользуясь одним и тем же словом, собеседники лишь гораздо позже понимают, что каждый вкладывал в него различный смысл. Бывает, что мы просто наталкиваемся на пределы возможностей языка и вынуждены признаться: «Не могу выразить это словами».
Искусство четко выражать свои мысли и задавать нужные уточняющие вопросы представлено в НЛП метамоделью языка. С метамодели, которая изложена в работе Дж. Гриндера и Р. Бэндлера «Структура магии», начиналось создание НЛП [11]. Первые семинары были посвящены именно метамодели. В основу развития метамодели была положена идея о трех универсальных механизмах моделирования и адаптации, присущих мышлению, поведению и речи человека, — обобщении, опущении и искажении — и двух структурах языка.
Глубинная структура — это наиболее полное сенсорное словесное описание опыта человека. Но в повседневной жизни наша речь не достигает такого глубинного уровня. В целях экономии мы сокращаем речь, пользуемся «поверхностной структурой» языка. Начиная говорить, мы совершаем серию выборов (трансформаций), имеющих отношение к форме, в которой мы хотели бы сообщить свой опыт (глубинную структуру). Поверхностная структура — это результат действия механизмов обобщения, опущения и искажения, выраженный в конкретных лексических формах этого опыта. Благодаря преобразованию глубинных структур в поверхностные увеличивается скорость передачи информации, но теряется точность. Сравните два высказывания об одном и том же событии: «Мы общались некоторое время» и «Я два часа рассказывала студентам третьего курса факультета психологии о метамодели в аудитории.» Метамодель — это инструмент вербального сбора информации о глубинной структуре. Метамодель имеет форму ряда вопросов (откликов), позволяющих детализировать обобщения, восполнить опущения, вернуться от искажения к первоначальной форме и смыслу в работе с человеком.
Генерализация обедняет модель человека из-за утраты деталей богатого исходного опыта. Посредством генерализации опыт, связанный с неприятными переживаниями, может распространиться до космических масштабов и превратиться в непреодолимое препятствие. Например, конкретный болезненный опыт «Марина меня не любит» обобщается до представления «Женщины меня не любят». Цель работы с генерализацией состоит в том, чтобы: 1) восстановить связь модели человека с его опытом; 2) свести непреодолимое препятствие, возникшее в результате генерализации, к чему-нибудь определенному, с чем человек может начать справляться; 3) добиться того, чтобы модель человека была насыщена деталями и обеспечивала бы тем самым возможность выбора, основанного на различиях, которых ранее в модели не было.
Неконкретные существительные указывают, выделяет ли то или иное слово или словосочетание какой-нибудь конкретный объект, входящий в опыт человека (например, «мой автомобиль»), или идентифицирует некий класс объектов («автомобили»). Например: «Люди все время помыкают мной». Для уточнения неконкретных существительных используются следующие отклики метамодели: «Кто (что) конкретно?», «Кто (что) именно?»
Кванторы общности. Особое место среди неконкретных существительных занимают так называемые кванторы общности: «все», «каждый», «любой», «всегда». При отрицании: «никогда», «нигде», «никто», «ни один», «ничто». Вариантов метамодельных вопросов здесь четыре:
1) повторите предложение в вопросительной форме («Все мужчины жадные». — «Все мужчины?»);
2) получите от собеседника пример исключения из правил («Вы не можете вспомнить хотя бы одного мужчину, который был щедрым?»);
3) уточните референтный опыт, как в общем случае с генерализациями («Какие конкретно мужчины жадные? Кто именно?»);
4) сгустите краски еще больше («Все-все мужчины? Каждый мужчина, которого вы встречали в жизни, был жадным?»).
Неконкретные глаголы. Глаголы могут описывать события с различной степенью точности. Сравните три высказывания: «Моя мать обижает меня», «Моя сестра пнула меня», «Моя подруга коснулась губами моей щеки». Четкость и конкретность образа, изображаемого каким-либо глаголом, определяются двумя факторами: 1) значением самого глагола. Например, глагол «целовать» более конкретен, чем глагол «касаться»; 2) объемом информации, содержащейся в остальной части предложения, заключающего в себе этот глагол. Например, словосочетание «обидел отказом» более конкретно, чем один глагол «обижать».
Отклик метамодели, который может помочь сделать плохо сфокусированный образ более резким и ясным, таков: «Что именно она сделала?»
Опущение — это процесс, в результате которого удаляются части первоначального опыта или глубинной структуры. Сравнения с умолчанием связаны со сравнительными и превосходными степенями прилагательных. Прилагательное в сравнительной степени предполагает, как следует из самого названия, сравнение, по крайней мере, двух отличающихся друг от друга вещей. Так, поверхностная структура: «Для меня она дороже матери» — полная, потому что в ней указаны обе сравнительные вещи (она и мать). В случае опущения части глубинной структуры имеется только один из терминов сравнительной или превосходной грамматической конструкции: «Она — самая лучшая!» Здесь не названо множество, из которого выбрана эта «она». Работая с опущениями данного класса, мы можем восстановить опущенный материал с помощью следующих вопросов: «По сравнению с кем? с чем?», «По отношению к кому? к чему?», «...чем кто? что?»
Модальные операторы. Этот класс опущений особенно важен при восстановлении материала, опущенного при переходе от опыта пациента к его полной языковой репрезентации, так как подобные опущения сигнализируют нам об ограничениях, которые люди накладывают на собственные возможности. Приближаясь к границам своих моделей, люди обычно говорят фразы вроде: «Я не могу верить людям», «Я не способен верить людям».
Существует два типа модальных операторов. Первый из них — это модальные операторы необходимости, которые легко определить по словам «обязан», «должен», «необходимо», «следует». Отклик метамодели в данном случае: «А иначе что случится?», «Что бы произошло, если бы вы не смогли...?»
Второй тип модальных операторов называется модальными операторами невозможности. Они также указывают на правило в модели человека. Модальные операторы невозможности представлены такими словами, как: «я не могу»; «я не способен»; «нельзя»; «невозможно, чтобы»; «никому не позволено». Например: «Я не могу понять своих родителей». В общем неважно, говорит человек «не буду», «не могу» или «не должен», — главное, что он не де
лает этого. Здесь для восстановления опущенного материала мы используем отклик: «Что мешает вам...?», «Что делает невозможным...?», «Что не дает вам...?», «Что останавливает вас перед тем, чтобы...?»
Искажение предполагает вещи, которые представлены в языковой модели человека, однако извращены таким образом, что его способность действовать становится ограниченной. О процессе но- минализации мы говорим в том случае, когда в результате языковых трансформаций то, что в глубинной структуре представлено словом, обозначающим процесс, в поверхностной структуре становится словом, обозначающим событие. Например: «Я сожалею о своем решении вернуться домой». Событийное слово «решение» — это номинализация. Оно означает, что в глубинной структуре присутствовало процессуальное слово «решать»: «Я сожалею, что решил вернуться домой».
Почему так важно проводить различия между процессуальными словами и номинализациями? События представляют собой нечто, происходившее в какой-то момент времени и завершенное. После того, как они произошли, их результаты зафиксированы, и ничего нельзя сделать, чтобы изменить их. Номинализации обедняют опыт человека в том смысле, что он утрачивает контроль над процессом. «Любовь ушла» — уже ничего нельзя сделать. «Мы стали любить меньше» — можно работать с процессом. Отклик метамодели здесь: «Что вы понимаете под.?»
Чтение мыслей. Этот класс искажений связан с убеждением со стороны говорящего в том, что один человек может знать, о чем думает или что чувствует другой человек, не располагая прямым сообщением об этом со стороны второго человека. Например: «Все в группе думают, что я отнимаю слишком много времени». Здесь говорящий заявляет, будто он знает содержание сознания у всех членов группы. Искажения по типу чтения мыслей сигнализируют о чувствах человека, связанных с ограниченностью в выборе возможностей, так как он уже решил для самого себя, что именно думают и чувствуют другие люди. Поэтому он начинает реагировать на уровне собственных допущений и предположений, которые на самом деле могут оказаться ошибочными. Другое последствие: человек отказывается и от выражения собственных мыслей и чувств, исходя из предположения о способности других знать это. Все это является источником ошибок в общении, отсутствия взаимопонимания и ведет к возникновению конфликтов в межличностных отношениях.
Другим примером этого класса утверждений является двустороннее «чтение мыслей», связанное с предположением, что и другой человек может (и должен) читать мысли. Например: «Если бы она меня любила, то должна была понять, что мне неприятно.» На подобном «чтении мыслей» и вытекающем из него недопонимании построено большинство сериальных сюжетов. Когда человек утверждает, что он знает о том, что думает или чувствует другое лицо, мы задаем вопрос: «Откуда вам это известно?»
Итак, метамодель представляет собой эффективное средство общения, метод сбора информации об особенностях мышления и поведения другого человека, средство уточнения его высказываний. С этой точки зрения грамотное применение метамодели приводит к повышению эффективности общения, предупреждению непонимания и необоснованных обид. Кроме того, метамодель представляет собой замечательное средство формулирования результата и обдумывания целей, поскольку проясняет для нас самих нюансы наших моделей мира, помогает подойти к обсуждению проблемы с разных сторон, вытащить из глубинной структуры то, что мы оставили без внимания.

2.4. НЛП-рекомендации к повышению качества обратной связи в работе психолога и менеджера

Ключевые слова, необходимые для понимания того, что отличает эффективных психолога и менеджера от среднестатистических, — это обратная связь высокого качества. Грамотная обратная связь — большая часть управленческого таланта: давать обратную связь так, чтобы человек захотел обучиться навыкам, взять на себя ответственность и т. д.
Обратимся к определению обратной связи. Прежде всего следует понимать, что обратная связь — это информация о поведении человека. Точнее, обратная связь — это информация о поведении человека в прошлом, которую вы сообщаете ему в настоящем,
рассчитывая, что она повлияет на его поведение в будущем. Желательно давать обратную связь сразу же, как только человек что- то сделал. В обратной связи очень важна своевременность. Обратная связь должна быть конкретной и лаконичной. Очень важно, чтобы она была безоценочной, описательной. Что это такое? «Вы задали вопрос, мы отвечаем» — нейтрально. «Вы задали некорректный вопрос» — это уже оценка. Для того чтобы замотивировать человека на продолжение успешного поведения, необходимо расшифровать, что это значит, чтобы он понимал, что делает хорошо.
Обратная связь должна быть конструктивной, т. е. предлагать варианты поведения, которые, по мнению того, кто дает обратную связь, окажутся эффективными в будущем. Мы даем обратную связь человеку именно для того, чтобы сделать его поведение более эффективным в будущем. Обратная связь должна быть развивающей — это перекликается с конструктивностью: обратная связь должна быть направлена на развитие потенциала человека.
Акцент сделан на позитивной обратной связи из тех соображений, что на тренинге или когда мы учимся чему бы то ни было нам бы хотелось получать именно позитивную обратную связь. Потому что она помогает человеку войти в ресурсное состояние, получить доступ к нему. В НЛП разработан алгоритм того, как давать позитивную обратную связь. Можно просто сказать: «Ты хорошо справился» или «Ты здорово задаешь вопросы, молодец!» Это тоже позитивная обратная связь, но она носит очень обобщенный характер. Следуя условию конкретности, надо отметить, а что же хорошего было в поведении человека, почему дающий обратную связь считает, что кто-то молодец. В позитивной обратной связи можно сказать, почему говорящий считает, что что-то сделано хорошо. И дальше можно закрепить успех человека, предложив ему варианты полезного использования этого результата в будущем.
Позитивную связь можно давать и в неформальной обстановке, и в группе. Негативную обратную связь лучше давать один на один (правило эффективной критики).
Таким образом, принципы конструктивной обратной связи могут быть сведены к следующим положениям:
— конкретность: описывает конкретный пример поведения, который зависит от человека, не содержит огульного обобщения и оценок;
— своевременность: относится к недавней ситуации, которая еще свежа в памяти у вас и у другого участника обратной связи;
— конструктивность: предлагает варианты поведения, которые вы хотели бы видеть в будущем (особенно при негативной обратной связи);
— развивающий характер: нацелена на помощь в развитии.
Алгоритм конструктивной обратной связи может быть представлен следующим образом:
1) отметить, что было сделано удачно. Необходимо избегать обобщений типа: «Ты хорошо справился», «Ты молодец». Лучше говорить: «Ты написал отличный отчет, из которого очень хорошо понятны основные виды деятельности и достигнутые результаты, а также проблемные области и предложения по решению»;
2) отметить, почему вы считаете, что это действие удачно. Следует избегать обобщений типа: «Этот отчет удачный, так как у меня нет комментариев по его улучшению». Лучше говорить: «Этот отчет удачный, потому что на его основе мы сможем успешно разработать детальную программу нашей дальнейшей работы на следующий отчетный период»;
3) отметить, что можно сделать, чтобы закрепить/продолжить/ расширить успех. Необходимо избегать обобщений типа: «Продолжай в том же духе». Лучше говорить: «Смог бы ты показать свой отчет Петрову и предложить ему использовать тот же формат для его отчетов?»
Кроме того, обратную связь лучше давать из так называемой «третьей позиции», которая описана в модели Дж. Гриндера и Дж. Делозье «Трехпозиционное описание» [5]. В соответствии с этой моделью, человек может воспринимать ситуации своего взаимодействия с другими людьми с трех различных позиций, каждая из которых характеризуется определенной ментальной перспективой восприятия и различной степенью эмоциональной включенности.
Итак, мы рассмотрели методы нейролингвистического программирования, систематическое применение которых призвано повысить эффективность профессиональной деятельности психолога и менеджера на различных ее этапах.

2.5. Рекомендуемая литература

1. Белова, Е. В. Балинтовская группа сквозь призму модели трехпозиционного описания / Е. В. Белова // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2015. - Т. 13, № 4. - С. 86-88.
2. Дилтс, Р. Моделирование с помощью НЛП / Р. Дилтс. — СПб. : Питер, 2011. — 296 с.
3. Новые технологии управления персоналом / Г. Сартан [и др.]. — СПб. : Речь, 2003. - 236 с.
4. Плигин, А. Руководство к курсу НЛП-практик / А. Плигин, А. Герасимов. — М. : Твои книги, 2013. - 576 с.
5. Прокопьева, Е. В. Динамика представлений о себе в процессе обучающего НЛП- тренинга / Е. В. Прокопьева // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2008. - Т. 6, № 1. - С. 88-92.
6. Прокопьева, Е. В. О возможностях изучения особенностей Я-концепции с позиций нейролингвистического программирования / Е. В. Прокопьева // СевероКавказский психологический вестник. - 2004. - № 2. - С. 58-63.
7. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности: монография / Ю. В. Обухова [и др.]. - Ростов н/Д : Изд-во Южного федерального университета, 2016. - 320 с.
8. Структура личности. Моделирование «личности» с помощью НЛП и нейросемантики / М. Холл [и др.]. - М. : КСП+, 2003. - 608 с.
9. Теоретический анализ основных подходов к пониманию феномена убеждений личности / Е. Н. Гомонова [и др.] // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии : сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции. - Махачкала : Апробация, 2013. - С. 88-94.
10. Черепанова, В. Н. Менеджеры как социально-профессиональная группа / В. Н. Черепанова, О. В. Устинова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 646.
11. Якиманская, И. С. Особенности восприятия организации менеджерами, находящимися на разных уровнях управления / И. С. Якиманская, А. М. Молокосто- ва // Наука и бизнес: пути развития. - 2015. - № 4 (46). - С. 14-20.

2.6. Контрольные вопросы

1. Что такое спецификация цели?
2. Какие функции выполняет цель в работе психолога и менеджера?
3. Что в НЛП понимается под экологией цели?
4. Почему негативная формулировка цели затрудняет ее достижение?
5. Что описывает модель нейрологических уровней?
6. Чем характеризуется уровень ценностей и убеждений в модели Р. Дилтса?
7. Какие механизмы мотивации вам известны?
8. Каковы элементы эффективной мотивации?
9. Что такое лингвистическая метамодель?
10. Какие отклики метамодели применяются при кванторах общности?
11. Почему модальные операторы в речи нуждаются в уточнении?
12. Чем опасны номинализации в общении?
13. Что демонстрирует модель трехпозиционного описания?
14. Каким критериям соответствует обратная связь высокого качества?
15. Как соотносятся между собой модели О.С.В.К. и трехпозиционного описания?

2.7. Практические задания

Задание 1. Тема «Спецификация цели»
Придумайте и запишите по два примера нарушений в постановке цели к каждому критерию спецификации цели. К получившимся формулировкам задайте вопросы, позволяющие скорректировать цель в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.
Задание 2. Тема «Эффективная мотивация»
Напишите мотивационный спич в рамках презентации услуг психолога (менеджера) руководителю организации. В тексте должны быть соблюдены три условия: 1) обращение к ценностям руководителя и организции; 2) правильное соотношение речевых предикатов мотивации «К» и «От»; 3) правильная последовательность речевых предикатов мотивации «К» и «От».
Задание 3. Тема «Метамодель языка»
Возьмите для анализа страницу любого художественного текста. Найдите в нем все паттерны метамодели и надпишите над ними соответствующие отклики.
Задание 4. Тема «Обратная связь высокого качества»
Письменно дайте самому себе обратную связь высокого качества по поводу эффективности освоения вами дисциплины «Основы нейролингвистического программирования».
Источник: Белова Е. В. Методы НЛП и арт-терапии в работе психолога и менеджера : учебное пособие / Е. В. Белова, Е. В. Зинченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 100

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.