На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Психодиагностика стресса и модели его преодоления
Психодиагностика стресса и модели его преодоления
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология

§ 2.1. Психодиагностика стресса

Хорошо известно, что стрессовая симптоматика достаточно разнообразна и изменение психического состояния может проявляться во всех сферах психики. В эмоциональной сфере - это чувство эмоционального подъёма или, наоборот, обострение тревоги, апатии, депрессии, эмоционального дискомфорта. В когнитивной - восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределённой. В мотивационной - мобилизация сил или, напротив, капитуляция (избегание, уход от стресс-факторов), потеря мотивации и интересов. В поведенческой сфере - изменение активности, привычных темпов деятельности, часто появление «зажатости» в исполнительных движениях. Общим для этих изменений является сдвиг интенсивности процессов в соответствующей сфере в сторону увеличения или уменьшения.

 

Е.П. Ильин считает, что при разных психических состояниях формируются разные системы из различных подсистем. Это в значительной мере обусловливает специфику реагирования (состояния), поэтому, прежде чем приступить к диагностике состояний, необходимо определить их структурную модель, которая будет отражать все необходимые уровни и подсистемы целостной функциональной системы: мотивацию, эмоции, особенность деятельности вегетативной нервной системы и моторику. При диагностике стрессовых состояний трудным является вопрос соотношения объективных и субъективных параметров.


К объективным критериям можно отнести следующие показатели стресса:
1. Физические симптомы (они практически одинаковы при любом стрессоре и могут отличаться индивидуальной интенсивностью): биохимические реакции, сердечно-сосудистые симптомы, «болезни стресса» (такие, как язва, астма, гипертония, боли в спине).
2. Поведенческие проявления (изменения в уровне работоспособности человека, конфликты и споры, изменение пищевых привычек, курение, употребление алкоголя, наркотиков, медикаментов).
3. Признаки психического неблагополучия (тревога и депрессия, гнев - враждебность, усталость - апатия - скука, бессонница и др.).


К субъективным критериям можно отнести следующие показатели стресса:
• ощущение потери контроля над собой;
• повышенная утомляемость;
• раздражительность, снижение настроения;
• переживание психического дискомфорта;
• наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматической системы организма (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления).
• нарушение продуктивности познавательных функций (снижение внимания, памяти, мыслительных процессов и др.).


Интерес к субъективным параметрам психологического стресса связан с тем, что они являются тонким индикатором психической устойчивости (адаптированности к стрессовой ситуации) и опосредованно характеризуют отношение (когнитивную оценку) к стресс-факторам.
Интенсивность (величина, продолжительность) стрессреакций имеет индивидуальный характер и зависит от личностных и нейротипологических особенностей. Знание признаков стрессовых состояний, тонкая саморефлексия стрессовых изменений, а также наблюдательность за проявлениями стресса у других людей включаются в первую ступень в управлении жизненными и профессиональными стрессами.
Для исследования признаков стрессового реагирования и диагностики психической напряженности на кратковременные и длительные стрессовые воздействия может использоваться опросник «Инвентаризация симптомов стресса».
Методика позволяет развить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса. Обработка и интерпретация результатов осуществляется подсчитыванием общего количества набранных баллов, после чего испытуемого можно отнести либо к категории людей остро и болезненно реагирующих на повседневные события, для которых стресс является угрозой эмоциональному состоянию и здоровью, либо к категории лиц, умеющих справляться с жизненными ситуациями без острого эмоционального реагирования.
Для изучения предрасположенность человека к патологическим стресс-реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях можно использовать Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волков, Н. Водопьянова)1. Методика создана на основе клинико-психологического обследования здоровых военнослужащих и военнослужащих, впервые заболевших неврозами и неврозоподобными состояниями в первый год военной службы.
Методика позволяет обнаружить следующие симптомы самочувствия: психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, неустойчивость эмоционального фона и настроения (эмоциональная неустойчивость), вегетативная неустойчивость, нарушение сна, тревога и страхи, склонность к зависимости.
Опросник «Определение нервно-психического напряжения» (Т. Немчин). При разработке опросника использовались результаты многолетних клинико-психологических исследований, проведённых на большом количестве испытуемых, находящихся в условиях экстремальной ситуации.
По содержанию опросника все выявляемые признаки можно разделить на три группы утверждений: первая группа отражает наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматических систем организма, вторая группа определяет наличие (или отсутствие) психического дискомфорта и жалоб со стороны нервно-психической сферы, в третью группу входят признаки, описывающие некоторые общие характеристики нервно-психического напряжения (частоту, продолжительность, генерализованность и степень выраженности этого состояния). Опросник рекомендуется использовать для диагностики психической напряжённости в условиях сложной (экстремальной) ситуации или её ожидания.
Шкала психологического стресса PSM-25 (Lemyr-Tessier- Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса . Цель её состоит в измерении стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.
Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Великобритании, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н.Е. Водопьяновой . При разработке методики авторы стремились устранить имеющиеся недостатки традиционных методов изучения стрессовых состояний, направленных в основном на косвенные измерения психологического стресса через стрессоры или патологические проявления тревожности, депрессии, фрустрации и др.


Вопросы для самопроверки
1. Субъективные и объективные паттерны стресса.
2. Клинические признаки психических расстройств в условиях стресса.
3. Методика позволяющая развить наблюдательность к стрессовым признакам?
4. . Какая шкала позволяет измерить феноменологическую структуры переживаний стресса?
5. Метод опроса для определения предрасположенности индивида к патологическим стресс-реакциям?


§ 2.2. Модели преодоления стресса


Проблема психологического стресса приобретает всё возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности условий современной жизни. Исследователи разных теоретических направлений пытались описать внутреннее напряжение человека и практиковались в управлении этим состоянием.
В настоящее время признанными являются основные три теоретические модели: модель Эго-психологии, модель характерной черты или склонности и контекстуальная модель. Каждая из этих моделей обусловливает своеобразный взгляд на механизмы преодоления стресса и на оценку его результатов.
Эго-психологическая модель базируется на концепции систем защиты, таких как бессознательные адаптивные механизмы. Существует иерархия таких механизмов в соответствии с
уровнями их развития. В наивысший уровень входят такие адаптивные процессы, как сублимация, альтруизм, подавление и юмор.
Следующий, менее «зрелый», уровень состоит из невротических механизмов, таких как интеллектуализация, формирование реакций, смещение и диссоциация. Далее идёт «незрелый» уровень, механизмы которого включают воображение, проекцию, ипохондрию, пассивно-агрессивное поведение и выход из действия. И, наконец, наименее развитыми являются психические механизмы, содержащие отрицание внешней реальности, искажения и обманчивую проекцию. Данную модель активно разрабатывала Н. Хаан, используя термин «преодоление стресса» (копинг) в контексте этой модели применительно к наиболее совершенным или зрелым Эго-процессам.
Эго-психологическая модель имеет некоторые ограничения. Во-первых, она не учитывает характер стрессовых условий. Более того, Эго-процессы обычно оцениваются на основе первоочередности как адаптивные или неадаптивные, зрелые или незрелые. Однако незрелая стратегия, такая как отрицание, может быть иногда высокоадаптивной, а зрелая стратегия, такая как юмор, может быть неадаптивной, если она используется несоответствующим, неадекватным образом.
Во-вторых, преодоление стресса, определяемое в виде процессов защиты, придаёт большое значение снижению напряжения и восстановлению равновесия, но уделяет небольшое внимание функциям собственно преодоления стресса, сфокусированным на решении проблемы. Поддержание эмоционального равновесия является важной функцией преодоления стресса, но оно не решает проблемы.
Модель личностных черт. Предположение, лежащее в основе этой модели, заключается в том, что преодоление стресса как изменчивая особенность личности влияет на поведение в широком спектре ситуаций. Полагают, что действия индивида при преодолении стресса в разных условиях можно прогнозировать на основе оценки характерной индивидуальной особенности или склонности к преодолению стресса. К сожалению, измерения характерных особенностей и предрасположенностей преодоления стресса вообще не предопределяют то, как человек справляется со стрессом в реальных стрессовых ситуациях.
Длительное доминирование в психологии «личностных» подходов привело к тому, что личностным факторам уделялось гораздо больше внимания, чем внешним (ситуационным) факторам. Очевидно, что для понимания и прогнозирования поведения человека необходимы более детальное представление о ситуации (ее контекст).
Контекстуальная (ситуационная) модель. В этой модели преодоление стресса оценивается относительно определённых стрессовых условий или ситуаций. Предположение, лежащее в основе контекстуальной модели, заключается в том, что на намерения и действия при преодолении стресса оказывает влияние взаимосвязь между человеком и контекстом потенциально стрессовой ситуации.
Вариант модели, которую разработали R. Lazarus и S. Folkman , основан на когнитивной оценке стресса. В этой модели преодоление стресса определяется как изменение намерений и действий, которые индивид использует для того, чтобы преодолеть внешние и/или внутренние требования, определяемые взаимосвязью человека и стрессовых условий среды.
Три черты отличают данную модель от ранее изложенных (эгопсихологической и модели личностных черт). Во-первых, преодоление стресса рассматривается как совершенно осознанный процесс. Во-вторых, процессы преодоления стресса иерархически не реализуются на основе критериев их зрелости или эффективности по критериям их значимости, а оцениваются по контекстуальным критериям. В-третьих, преодоление стресса, скорее всего, является не стабильной чертой личности, а динамической характеристикой, отражающей изменчивость этого процесса.
С позиции когнитивной теории стресса и адаптации процесс преодоления начинается с когнитивной оценки человеком его взаимосвязи с условиями среды. Р. Лазарус описывает три типа когнитивной оценки, которые влияют на процесс преодо- ления . Первичная оценка определяется степенью воспринимаемой угрозы, свойствами стрессора, психологическими особенностями индивида. Она позволяет сделать выводы о характере ситуации (угрожающая или ситуация изменения). Существует три вида событий, подвергающихся первичной оценке:
• события, не затрагивающие индивида и соответственно не требующие никакой реакции;
• позитивные события, которые могут быть либо желательными, либо нейтральными;
• события, оцениваемые как стрессовые.


Стрессовую оценку Р. Лазарус также подразделял на три типа: травмирующая потеря, утрата; оценка угрозы; оценка сложной задачи. Вторичная оценка критически дополняет первичную и определяет, какими методами человек может влиять на негативные события и их исход, т. е. на процесс выбора механизма и ресурсов преодоления стресса.
Вторичная оценка - это процесс, посредством которого индивид оценивает, что может быть сделано для того, чтобы преодолеть или предотвратить вред, или улучшить позитивное состояние дел, т. е. при этом оцениваются возможности совладания со стрессом.
И третий вид оценки - переоценка, которая основывается на обратной связи от результата взаимного сопоставления первых двух оценок, что может привести к изменению первичной оценки и вследствие этого к пересмотру своих возможностей, способностей воздействовать на данную ситуацию, т. е. к коррекции вторичной оценки. После когнитивной оценки ситуации включаются (сознательно или бессознательно) механизмы преодоления - копинг-процесс. Таким образом, на копинг влияют: оценка степени угрозы; оценка ресурсов, необходимых для со- владания с ситуацией; оценка собственных действий, их успешности в преодолении стресса.
Согласно контекстуальной (ситуационной) модели, преодоление стресса выполняет две основные функции: разрешение проблемы (преодоление стресса, сфокусированное на проблеме) и регулирование эмоций (преодоление стресса, сфокусированное на эмоциях). Для анализа и различения этих двух функций предложено использовать несколько концептуальных категорий. Pearlin L. и Schooler C. говорят о реакциях, которые изменяют ситуацию, порождающую стрессовые ощущения, и контролируют значение стрессового ощущения с момента его возникновения до наступления дистресса . Авторы обращают внимание на когнитивную активность, которая влияет на организацию внимания и изменяет субъективное значение (значимость) случая, события для сохранения благоприятного состояния, а также на действия, которые могут влиять на конкретные условия взаимосвязи человека и среды.
Контекстуальная модель также имеет свои ограничения. Для успешного преодоления стресса должна существовать некоторая независимость от временного фактора (продолжительности воздействия) и характера ситуации. Однако контекстуальные оценки преодоления стресса показали, что люди изменяют свои стратегии преодоления стресса от ситуации к ситуации в зависимости, например, от того, является ли конкретный случай неприятностью, потерей или угрозой, а также от социальной роли человека, от характеристик физических и социальных факторов среды, от того, находится ли он в опасности и какой выбор стратегии поведения им сделан для преодоления стресса и др.
Однако сегодня можно говорить о фактически сложившемся интегративном личностно-ситуационном подходе, который способствует новому пониманию отношений «личности» и «среды». Согласно данному подходу, люди отличаются по степени проявления стабильности их личностных особенностей в разных ситуациях; ситуации отличаются друг от друга по тому, насколько они способствуют или препятствуют проявлению индивидуальных различий людей; люди с определенными личностными особенностями имеют тенденцию выбирать определенные типы социальных ситуаций и др. Когнитивное оценивание и придание психологического значения ситуациям разного типа и уровня стрессогенности оказывают влияние на выбор способов преодоления стресса.


Вопросы для самопроверки
1. Механизмы преодоления стресса.
2. Ключевые отличия эгопсихологической и ситуационной моделей преодоления стресса?
3. Основные функции контекстуальной модели.
4. Когнитивная оценка стресса в структуре преодоления стрессовых состояний.
5. Как вы считаете, какие ограничения имеют модели преодоления стресса?

Иcточник: Яковлев Е.В., Леонтьев О.В., Гневышев Е.Н. Психология стресса: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. 94 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.