На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Основные методы психофармакокоррекции стрессовых состояний
Основные методы психофармакокоррекции стрессовых состояний
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология

§ 3.1. Методы психотерапевтической коррекции эмоционального стресса

Для человека наиболее значимым является эмоциональный стресс. Он либо вызывается исключительно психогенными факторами, либо сопровождает состояния, вызванные другими стрессорными воздействиями, поэтому основное значение придают профилактике, купированию и коррекции именно эмоционального стресса. Среди основных направлений регулирования эмоционального стресса выделяют медикаментозное (фармакологическое), немедикаментозное и комплексное.


В качестве одного из немедикаментозных способов регулирования эмоционального стресса широко используются различные приемы саморегуляции, т. е. приемы психотерапии. В основу психотерапии лиц, испытывающих чрезмерное нервнопсихическое напряжение, положены принципы патогенетического подхода, установленные В.Н. Мясищевым. Сущность этого подхода состоит в том, что функциональные нарушения нервно-психической деятельности теснейшим образом связаны не только с объективными характеристиками психогении, психотравмирующей ситуации, но и, в первую очередь, с особенностями системы отношений личности индивида, оказавшегося в экстремальной ситуации и действующего в ней. Тип нервнопсихических нарушений, их глубина и клинические проявления зависят не только от специфики ситуации, но и от того, каким образом к ней относится субъект, как он её оценивает, какое значение ей придаёт и какую позицию в данной ситуации занимает.
Основными приемами саморегуляции являются внушение и самовнушение. Среди первых следует указать внушение наяву (если человеку внушают что-либо, когда он бодрствует) и внушение в состоянии естественного и гипнотического сна (когда перед сеансом внушения врач погружает человека в своеобразный сон). В любом случае под внушением понимается такое воздействие на психику, при котором слова начинают восприни-
маться «на веру», почти беспрекословно, бездумно, как бы в обход логики. К методам самовнушения относятся самовнушение по Куэ - метод самовнушения, основанный на многократном повторении формулы, содержащей утверждения о хорошем здоровье того или иного органа, хорошем самочувствии, настроении, уверенности в себе и т.д. Сознательное самовнушение по Куэ - лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Ежедневное сознательное утром, днём и вечером повторение по двадцать и более раз определённых фраз, например: «Страх мой совершенно нелепый, он полностью исчезнет»; «Мой организм способен вырабатывать вещества, которые помогут мне сохранить спокойствие и преодолеть любые трудности» и т. п.) и аутогенная тренировка в её многочисленных вариантах.
Система аутогенной тренировки (AT) предложена и разработана И.Г. Шульцем. Она направлена на выработку у человека навыков произвольной регуляции тонуса мышц и работы физиологических систем, обычно не подлежащих контролю сознания. В состоянии полной релаксации субъект получает возможность нормализовать режим их функционирования, снимать неприятную эмоциональную окраску ощущений, произвольно влиять на формирование положительного отношения к окружающему.
В основе аутогенной тренировки лежит установление связей между словесными выражениями или образными представлениями и регуляцией состояния различных органов. Это достигается тем, что пациента систематически приучают погружать себя в особое состояние, напоминающее легкую дремоту. И.Г. Шульц рекомендовал шесть циклов упражнений, которые в сочетании с определёнными формулами самовнушения считаются классическими. Эти шесть упражнений составляют низшую ступень тренировки. Она предназначена главным образом для снятия нервного напряжения, успокоения, нормализации функций организма. Для овладения ею требуется в среднем три месяца ежедневных занятий по 20-30 минут. Следующая ступень - высшая. На ней человек овладевает навыками погружения в состояние «аутогенной медитации», являющееся, предположительно, своеобразным средством «самоочищения организма» от болезней. На овладение второй ступенью AT уходит около 8 месяцев. Для сокращения этих сроков внушение сочетают с самовнуше-
нием. Врач внушает наступление ощущений, которые предлагает вызвать путём самовнушения, говоря при этом: «Вы сейчас спокойны, совершенно спокойны и почувствуете тяжесть и тепло в руках. Руки станут тяжёлыми, тёплыми». Затем предлагается вызвать соответствующие представления.
Существует множество модификаций методик AT. Они широко используются в медицинской практике, спорте, педагогике и военном труде. Всё больше возрастает интерес и возможности их использования в обычных условиях профессиональной деятельности, в том числе и военной, в качестве средства борьбы со стрессовыми состояниями и чрезмерным утомлением. Имеется положительный опыт применения этих приёмов непосредственно в производственных условиях: при выполнении монотонных работ, в сложных видах операторской деятельности, для повышения эмоциональной устойчивости и снижения нервнопсихического напряжения у курсантов при освоении программы лётного обучения и перед парашютными прыжками для снятия психоэмоционального напряжения и повышения работоспособности во время длительных автономных походов у подводников.
В целом, благодаря AT, увеличивается возможность саморегуляции высшей нервной деятельности и вегетативных функций, «упражняется» воля, повышается внимание, улучшается воображение и эмоции.


Вопросы для самопроверки
1. Методы регулирования стрессовых состояний
2. Сущность метода самовнушения по Куэ.
3. Кем разработана система аутогенной тренировки? В чём заключается её суть?


§ 3.2. Фармакокоррекция эмоционального стресса


Фармакологическое направление по изучению регуляции эмоционального стресса началось сравнительно недавно. Впервые вопрос о возможности использования фармакологических препаратов для предотвращения некрозов миокарда, вызванных стрессом, поставил в 1957 г. основоположник учения о стрессе Г. Селье. При фармакологическом воздействии на регуляцию эмоционального стресса важно чётко определить, на какой принципиальный процесс, имея в виду систему регуляции эмоционально-мотивационной сферы и психической деятельности, должны влиять психотропные средства, чтобы быть в состоянии
оказывать лечебный, положительный эффект. К числу ведущих процессов такого воздействия А.В. Вальдман и соавторы относят: коррекцию эмоционального напряжения как основного патогенного фактора развития эмоционального стресса; воздействие на системы оценки биологической модальности стрессогенных сигналов, в том числе на эмоционально-модальную память, фиксирующую оценку воздействия (или ситуации) как аверсивного; подавление системы отрицательного подкрепления, связанной с негативным эмоциональным состоянием, порождаемым психологическим стрессом; активацию системы положительного подкрепления как антистрессового фактора; влияние на динамику психопатологических проявлений, обусловленных хроническим эмоциональным стрессом; влияние на энергетические и нейрохимические процессы, лежащие в основе механизмов психической адаптации мозга; нормализация вегетативных реакций, сопровождающих эмоциональный стресс, и коррекция соматовегетативной интеграции поведенческих реакций; непосредственное влияние на нейрофизиологические механизмы мезодиэнцефалической системы «защиты».
С теоретической точки зрения, приведённый перечень кардинальных процессов воздействия является почти исчерпывающим. Однако лекарственных веществ, обладающих перечисленными свойствами во всей полноте, пока не найдено. В наибольшей степени удовлетворяют предъявляемым требованиям лишь препараты определённых фармакологических групп: психофармакологические средства успокаивающего или стимулирующего действия, биологически активные вещества метаболического действия, обладающие широкими возможностями регуляции адаптационных процессов.
Смысл применения транквилизирующих средств при эмоциональном стрессе сводится к «снятию» чрезмерного эмоционального возбуждения, к устранению психопатологических проявлений, вызванных психотравмирующим воздействием, но без нарушения психического регулирования адаптивного, целесообразного поведения во всех его проявлениях.
Поскольку активация определённых зон мозга у человека (септальная область, покрышка среднего мозга) снимает аверсивные состояния эмоционального напряжения, устраняет тягостные переживания, связанные с болевым воздействием, актуален вопрос о возможности направленного влияния на систе
мы подкрепления для снятия чрезмерно сильных аффективных реакций, т.е. состояний эмоционального стресса. В этой связи фармакологическое воздействия на систему отрицательного подкрепления, на механизм психологической «негативности» может проявляться стресс-протективным эффектом. Подавляющее воздействие на негативные компоненты, обусловленные прямой активацией системы наказания, оказывают транквилизаторы бензодиазепинового ряда: хлордиазепоксид, диазепам, седативные дозы барбитуратов, этанол, аминазин.
В связи с существованием определённой функциональной реципрокности между обеими системами подкрепления одним из принципиальных способов психофармакологической коррекции стресс-реакций, обусловленных отрицательными эмоциями, может явиться активация системы положительного подкрепления, что было наглядно продемонстрировано у животных по активности реакции самораздражения мозга.
Исходя из основных механизмов воздействия средств фармакологической коррекции на организм, применение их в стрессовых ситуациях осуществляется по трём основным направлениям, регулируемым через центральную нервную систему (ЦНС) или гуморально-клеточные уровни организма. Первое направление связано с использованием психофармакологических средств для снижения чрезмерной возбудимости подкорковых структур и повышения активности ЦНС в связи с эмоциональным стрессом. В данной ситуации используют транквилизаторы различного действия. Они меняют функциональное состояние человека или ослабляют чувства страха и тревоги, улучшают самочувствие и настроение. Однако данные средства могут вызывать снижение кратковременной памяти и приводить к торможению психомоторных реакций. При этом реализуется фармакологическая защита важнейших систем организма путём торможения функций ЦНС по принципу отрицательной обратной связи. Морфофункциональной основой данного явления считается ослабление гипоталамо—лимбического комплекса с его системами подкрепления и связи с ретикулярной формацией ствола и корой головного мозга.
Второе направление преследует цель повышения возбудимости ЦНС, исходно подавленной вследствие чрезмерных воздействий и нагрузок. Для этого назначаются психостимуляторы и тонизирующие препараты (сиднокарб, центедрин, бромантан, экстракт элеутерококка, китайский лимонник, кофеин, кордиамин и т. п.). Воздействие психостимуляторов значительно повышает как физическую, так и умственную, в том числе операторскую, работоспособность. Своеобразной платой за получаемый выигрыш является усиленный расход энергоресурсов, активация катаболизма, повышение функции симпатоадренало- вой системы организма и, как следствие, появление вегетативного и эмоционального напряжения. По этой причине после назначения стимуляторов необходим период восстановления функциональных ресурсов.
Третье направление в использовании препаратов связано с состоянием сниженной работоспособности и ухудшением состояния организма в условиях чрезмерного напряжения гомеостатических механизмов и перестройки адаптации. Это имеет место при продолжительных рабочих нагрузках, в особенности в условиях действия других неблагоприятных или экстремальных факторов среды (в дискомфортных и экстремальных климатогеографических или микроклиматических условиях, в водной или безвоздушной среде и др.). Действие фармакологических средств в этом случае реализуется в основном через метаболические звенья, обеспечивая экономичность их функционирования. Эта задача решается с помощью актопротекторов, ноотропов, антигипоксантов, адаптогенов (пирацетама, натрия оксибутирата, Р-фенил-у-аминомасляной кислоты, элеутерококка, женьшеня, витаминов, гормонов и т.д.). Препараты метаболического действия не имеют выраженного прямого психотропного эффекта, требуют достаточно продолжительного назначения (от нескольких дней до месяцев), обладают нередко кумулятивными свойствами.
Таким образом, в итоговой оценке эффективности фармакологической воздействия по всем трём направлениям должны учитываться не только положительные моменты повышения работоспособности, но и негативные отклонения субъективных и функциональных показателей, вызванных лекарственным воздействием. Отрицательные эффекты фармакологической коррекции стресса подразделяются на побочные эффекты и осложнения. По механизмам действия они делятся на две группы: обусловленные избыточной широтой спектра фармакологической активности препарата; связанные с повышенной чувствительностью организма к психотропным средствам.
К первой группе побочных эффектов относится общетоксическое действие психотропных средств при превышении рекомендованных доз, которые проявляются в ряде нарушениях, а именно: неврологических расстройств (дискоординация, тремор, нарушение зрачковых реакций), психических (оглушенность, сонливость, депрессия), соматовегетативных (головная боль, головокружение, тошнота, бледность кожи, потливость, задержка мочеиспускания и др.). Вторую группу нарушений составляют аллергические реакции (дерматит, ринит, бронхоспазмы, диарея, рвота, локальные отеки и др.). Могут наблюдаться также парадоксальные извращенные реакции (сон после приема стимулятора, эйфория и бессонница под влиянием транквилизатора и др.).


Вопросы для самопроверки
1. В чём заключается фармакорректирующие свойства использования транквилизирющих лекарственных средств?
2. Перечислите возможные побочные явления транквилизаторов? Как вы считаете, какие их основные причины?
3. Парадоксальные извращенные реакции при применении психотропных средств коррекции стрессовых состояний
4. С какой лечебной целью назначаются психостимуляторы и тонизирующие препараты?


§ 3.3. Роль эндогенных пептидов в коррекции стрессовых состояний


Одним из интересных и перспективных способов профилактики и купирования стресса является возможность использования эндогенных пептидов в центральных нейрохимических механизмах, отрицательных эмоциональных состояниях .
Эндогенный пептид, широко представленных в разных отделах мозга, в том числе и в эмоциогенных зонах гипоталамуса, — вещество Р. Известно, что вещество Р способно оказывать непосредственное влияние на активность центральных нейронов, в большинстве случаев возбуждая их. Вместе с тем была отмечена способность этого вещества изменять реакции нейронов на нейромедиаторы. Доказано, что вещество Р способно снимать степень выраженности невротических состояний, нормализовать сон, улучшать память и процессы обучения, что позволяет рассматривать его как модулятор физиологических и патологических процессов. Кроме того, вещество Р, содержащееся в нейронах задних рогов спинного мoзгa, способно передавать сигналы от периферических болевых рецепторов в центральные отделы нервной системы.
Исследования на крысах, проведённое Е.А. Юматовым, позволило рассматривать вещество Р, синтезирующееся в гипоталамусе, как один из возможных пептидных факторов устойчивости к эмоциональному стрессу. Вещество Р оказывает также модулярное влияние на метаболизм катехоламинов мозга при эмоциональном стрессе, а также способно вызывать долговременные изменения содержания норадреналина и дофамина в гипоталамусе и среднем мозге в сторону повышения, что расценивается исследователем как проявление центральных нейрохимических механизмов адаптации к эмоциональному стрессу. Экспериментальные данные показывают, что содержание вещества Р в гипоталамусе коррелирует с устойчивостью к эмоциональному стрессу (A. Dupont et at.). Принимая во внимание эти данные, А.М. Вейн показал, что у больных неврозом отмечены снижение содержания вещества Р в крови и расстройства сна. У экспериментальных животных, подвергнутых эмоциональному стрессу, также нарушается электроэнцефалографическая структура сна .
Сон является антистрессовым фактором. Во время бодрствования содержание вещества Р снижается. При полноценном сне его уровень вновь повышается. Введение в организм животных, подвергнутых эмоциональному стрессу, вещества восстанавливает нормальную структуру сна. Таким образом, сон - один из защитных механизмов, с помощью которого повышается содержание вещества Р, что обеспечивает устойчивость к стрессу. Учитывая то, что организм способен синтезировать вещество Р в большей степени во время сна, с одной стороны, и то, что содержание этого вещества в гипоталамус коррелирует с устойчивостью к эмоциональному стрессу, с другой стороны, с помощью увеличения в организме уровня вещества Р можно проводить профилактику стрессовых состояний. Физиологический эффект вещества Р как одного из эндогенных пептидов проявляется в модуляторном действии на метаболизм нейронов, участвующих в формировании эмоциональных реакций, и тем самым прекращать нейромедиаторную интеграцию отрицательного
эмоционального возбуждения, от которой зависит продолжительность отрицательной эмоциональной реакции, а значит возможность развития эмоционального стресса.
Одним из путей достижения этой цели, на наш взгляд, является использование рефлексотерапевтических методов, электроимпульсное воздействие, транскраниальная магнитная стимуляция, иглотерапия, прессотерапия. Воздействуя на определённые биологически активные точки организма, связанные с гипоталамусом, средним мозгом можно «запустить» выработку данными структурами мозга вещества Р. Синтез в мозге эндогенных пептидов (вещества Р и, возможно, других эндогенных пептидов) мoжeт быть одним из факторов, определяющих генетические и индивидуальные различия в устойчивости к острому и хроническому эмоциональное стрессу, и особенностью метаболизма - биогенных аминов в различных структурах мозга устойчивых к эмоциональному стрессу особей .
Другими эндогенными пептидами, регулирующими эмоциональные реакции, в том числе и стрессовые, являются эндорфины и энкефалины. Они так же, как вещество Р, широко представлены в различных структурах мозга, в том числе в эмоциогенных зонах лимбической системы и в промежуточной доле гипофиза .
Эндорфины и энкефалины обладают необычной способностью подобно морфину и героину снимать болевые ощущения. Это так называемые естественные опиаты. Тот факт, что морфин, героин и эндорфины связываются в одних и тех же местах, позволяет предположить, что эндорфины играют роль и в тех разновидностях эмоций, которые не имеют прямого отношения к боли. У экспериментальных животных и человека при стрессе происходит в нервных сетях выработка и высвобождение эндорфинов. Высвободившиеся эндорфины, по всей вероятности, действуют двояко: с одной стороны, как опиаты, с другой - как регуляторы эмоциональных (стрессовых) реакций. Как опиаты, они блокируют высвобождение в синапсах задних рогов спинного мозга вещества Р, выделяемого из медленных (безмиелиновых) волокон, проводящих болевые импульсы от болевых рецепторов. В результате этого постсинаптический нейрон подвергается более слабой стимуляции веществом Р, и головной мозг получает меньше болевых импульсов. Как регуляторы эмоциональных реакций, они каким-то образом, по всей вероятности, через лимбическую систему, регулируют возбуждение, страх и другие стрессовые состояния в соответствии с ситуацией.
Рассмотренные выше медикаментозные и немедикаментозные направления коррекции стресса могут использоваться и используются самостоятельно, давая при этом в большинстве случаев положительные результаты.
Однако, как называют Ц.П. Короленко , В.И. Копанев, В.А. Егоров и показывают результаты собственных исследований автора, наиболее успешными оказываются комплексные подходы к профилактике и купированию неблагоприятных проявлений стресса. Использование врачом, педагогом, тренером какого-то одного направления коррекции стресса подобно симптоматическому лечению болезни. Коррекция стресса должна соответствовать современному представлению о стрессе. Так, если мы считаем, что стресс определяет не отдельные стороны и реакции, а является целостным интегральным состоянием личности, сама личность выступает целостной многоуровневой системой, то, очевидно, коррекция стресса должна осуществляться не отдельными воздействиями, направленными на борьбу с отдельными симптомами, а системой, комплексом воздействий, нацеленных на оптимизацию состояния личности в целом. Таким образом, решать проблему коррекции стресса необходимо с позиций комплексного подхода.
Комплексный подход должен включать в себя не только комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов и средств, но и систему профессионального отбора, при проведении которого можно было бы исключить лиц, отличающихся низкой стрессовой толерантностью, и тем самым ещё на этапе, предшествующем воздействию экстремальных факторов, повысить у отбираемого контингента один из компонентов психофизиологического обеспечения стрессоустойчивости.


Вопросы для самопроверки
1. Что относят к физиологическим антистрессовым фактором организма?
2. В каких анатомических структурах располагается (образуется) субстанция Р?
3. Обезболивающий и антистрессорный эффекты эндорфинов и энкефалинов.

Иcточник: Яковлев Е.В., Леонтьев О.В., Гневышев Е.Н. Психология стресса: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. 94 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.